Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Глоссарий
Агрессия - действия, которые наносят травму физического или психического характера окружающим, такие действия связаны теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть [1, с. 3; 10, с. 277].
Агрессия вербальная - агрессия, которая выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику [7].
Агрессия инструментальная - агрессия, которая совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. [7].
Агрессия косвенная - агрессия, которая обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии в их адрес (безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье непонятно за что и тому подобное [7].
Агрессия прямая - агрессия, которая направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы [7].
Агрессия реактивная - агрессия, которая представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) [7].
Агрессия спонтанная - агрессия, которая появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях) [7].
Агрессия целевая (мотивационная) - агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. [7].
Агрессия физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику [7].
Агрессия экспрессивная - агрессия, которая проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса [7].
Агрессивное поведение - это прежде всего внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой [3].
Аддикция - повторяющееся потребление психоактивного вещества, непреодолимое влечение принимать избранное вещество, вовлеченность в различные виды активности (азартные игры, тотализатор, трудоголизм) с целью достижения желаемого эмоционального изменения [6].
Антиобщественные действия обучающегося - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц [2].
Аутоагрессия - агрессия, которая направлена лицом на самого себя, она служит показателем патологических изменений личности [6].
Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. [7].
Группа риска - группа лиц (чаще всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической дезадаптации [6].
Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от существующих социальных норм, нарушающее их [10, с. 289].
Дезадаптация - состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях [6].
Делинквентное поведение - поведение, особенностью которого является совершение преступлений, представляющих уголовно-наказуемое деяние [8, с. 79].
Депривация несовершеннолетних психическая - начальная стадия девиантного поведения, связанная с намеренной сепарацией (отделением) несовершеннолетнего от социально значимых для него психических потребностей [8, с. 83].
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий [2].
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [2, с. 500].
Негативизм - оппозиционная манера поведения, направленная, как правило, против значимого другого лица или группы лиц. Она может выражаться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев [10, с. 281].
Несовершеннолетние - по российскому праву - граждане, не достигшие 18 лет. Несовершеннолетние находятся под особой охраной Уголовного закона. Установлена повышенная уголовная ответственность за деяния, ущемляющие права и интересы несовершеннолетних [2, с. 500].
Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел - функциональный орган государственной службы, чьей основной миссией является обеспечение охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ключевые задачи органа:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних [1].
Правонарушение - любое действие (бездействие), нарушающее какие-либо нормы права. Наиболее опасным видом правонарушения является преступление. Правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность [2, с. 641].
Противоправное поведение - социально опасное поведение индивидов или групп, подконтрольное их сознанию и воле, движимое мотивами корысти, ненависти, агрессивности, нарушающее существующие в обществе правовые нормы и влекущее юридические последствия [11].
Профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека [6].
Профилактика агрессивного и противоправного поведения обучающихся - комплекс мероприятий, реализуемых на различных уровнях социальной организации, направленных на предупреждение агрессивного и противоправного поведения. Одной из эффективных стратегий данных мероприятия является формирование у учащихся ценностных ориентации, обуславливающих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам. Профилактика различных видов отклоняющегося поведения связана с установлением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии и социализации личности ребенка. Ключевыми формами профилактики являются: 1) педагогическая поддержка 2) психолого-педагогическая коррекция (компенсация выявленных отклонений); 3) реабилитация (реадаптация) - восстановление жизнедеятельности, комплекс мер медицинского, социального, образовательного и профориентационного характера для подготовки ребенка к полноценной жизни в обществе [9, с. 18-19].
Профилактика агрессивного и противоправного поведения обучающихся первичная - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она включает следующие основные направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание социально позитивно ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т. д. [5, с. 244].
Профилактика агрессивного и противоправного поведения обучающихся вторичная - это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускают уроки, систематически конфликтуют со сверстниками, имеют проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики выступают недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является комплексный подход раннего выявления психологических предпосылок для развития агрессии, фрустрации и депривации у обучающихся [5, с. 244].
Профилактика агрессивного и противоправного поведения обучающихся третичная - это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение возобновления девиантного поведения человеком, его прекратившим (например, возобновление употребления наркотиков наркозависимым, прошедшим курс реабилитации и находящимся в состоянии устойчивой ремиссии, и др.). Это наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. [4; 5, с. 244].
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [2].
Профилактика девиантного поведения должна включать:
- общую профилактику (предупреждение отклонений в поведении всех учащихся на начальной стадии с обращением особого внимания на трудновоспитуемых);
- частную профилактику (направлена на отдельные виды девиантного поведения среди конкретных групп учащихся);
- специальную профилактику (имеющую целью профилактику повторных отклонений в поведении подростков) [6].
Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающее болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде ингаляторы: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь [20].
Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Возможные эмоциональные проявления: гнев, раздражение, тревожность, чувство вины и др. [10, с. 279].
Используемые источники
1. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 (ред. от 31.12.2018) "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2014 N 31238) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 58962/#dstl00011.
2. Барихин, А. Б. Большая юридическая энциклопедия / А. Б. Барихин. - Москва: Книжный мир, 2010. - 960 с. - (Профессиональные справочники и энциклопедии).
3. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для вузов / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 330 с.
4. Григорова, З.Н. Теория и практика третичной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях пенитенциарной системы: дис.... канд. социол. наук: 22.00.04. - Санкт-Петербург, 2003. - 223 с.
5. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова. - Москва: Юрайт, 2012. - 405 с.
6. Методические рекомендации по организации профилактической деятельности в школе (в условиях воспитательной системы) [Электронный ресурс]; URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=:48701.
7. Методические рекомендации классным руководителям по профилактике агрессивного поведения у учащихся [Электронный ресурс]; URL: https://docviewer.yandex.ru/view/273706364/.
8. Преступление и наказание от "А" до "Я" (Словарь по пенитенциарной психологии) / под общей редакцией Д.В. Сочивко. - Москва: МПСИ, 2009. - 456 с.
9. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А. С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.
10. Психология подростка. Полное руководство / под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. - Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
11. Социологический словарь ИАЦ SOCIUM [Электронный ресурс]. URL: http://www.socium.info/dict.html.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.