Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента образования
и науки города Севастополя
от 12 августа 2020 г. N 2535-П
Концепция
развития системы профессиональной ориентации обучающихся города федерального значения Севастополя до 2025 года
1. Общие положения
На федеральном уровне одним из приоритетных направлений образовательной политики является создание в образовательных организациях профориентационного пространства, направленного на формирование у подрастающего поколения одной из важнейших ключевых компетентностей - профориентационной.
Концепция системы профессиональной ориентации обучающихся (далее - Концепция) представляет собой создание непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Нормативно-правовой базой для разработки Концепции и реализации обозначенных в ней приоритетов и задач выступают следующие документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- паспорт приоритетного проекта "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий")" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 92 "Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 "Об утверждении государственной программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 366-р "Об утверждении плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы, утвержденный Правительством Российской Федерации 27.06.2016;
- постановление Министерства труда Российской Федерации от 29.08.1995 N 47 "Об утверждении Основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации";
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- "Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года" (одобрено Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18.07.2013 N ГЖ-5вн);
- Закон города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗC "Об утверждении Стратегии экономического и социального развития города Севастополя на период до 2030 года";
- постановление Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1027-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе";
- постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе".
Опираясь на ключевые положения вышеуказанных документов формирования профориентационного образовательного пространства, разработана Концепция развития системы профессиональной ориентации обучающихся города Севастополя до 2025 года (далее - Концепция).
Концепция ориентирована на содействие профессионального самоопределения обучающихся, непрерывного роста профессионального мастерства личности как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным положением, реализации индивидуальных возможностей.
Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности на уровне региона. В Концепции определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты.
2. Состояние системы профориентационного сопровождения обучающихся в городе федерального значения Севастополе
В городе федерального значения Севастополе сложилась система работы по профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Важнейшими секторами экономики города Севастополя являются: промышленное производство, судоремонт, строительство, сфера услуг, общественного питания, торговля, туризм. Приоритетными направлениями инновационного развития в городе являются энергосберегающие технологии, экологические и информационно-телекоммуникационные технологии.
Профориентационную работу с обучающимися в городе Севастополе проводят организации дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования, высшие учебные заведения (далее - ВУЗ). Работа по профессиональной ориентации детей и молодежи осуществляется в городе Севастополе с различными категориями обучающихся (воспитанники детских садов, школьники, студенты профессиональных образовательных организаций, ВУЗов). В профориентационной работе с обучающимися используются различные виды и формы деятельности, в том числе:
- интерактивные профориентационные программы для детей в возрасте от 1 года до 14 лет: развивающие занятия для малышей, групповые образовательные программы для школьников, мероприятия и праздники на базе дошкольных, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования;
- районные и городские олимпиады, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали профессионального мастерства;
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профессионального самоопределения;
- дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях, экскурсии в учебные заведения, на предприятия и в музеи, посвященные становлению и развитию отраслей экономики и профессий;
- опытно-экспериментальная работа на базах образовательных организаций города;
- профориентационная диагностика и психологическая поддержка обучающихся в агентствах занятости;
- курсы повышения квалификации специалистов, занятых профориентационной работой, в организациях дополнительного профессионального образования;
- временная занятость несовершеннолетних граждан (в возрасте от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время;
- традиционные мероприятия: классные часы, уроки-беседы, лекции; интерактивные занятия, тренинги, деловые игры; дни/недели/месячники профориентации; тематические родительские собрания; дней открытых дверей в ВУЗах и организациях профессионального образования, предприятий; занятия по программам предпрофильной подготовки, разработанные для учащихся 8 - 9-х классов;
- индивидуальные консультирования со школьниками, программы, "круглые столы", деловые игры, интерактивные занятия, тренинги;
- творческие, художественные, технические конкурсы в рамках направлений дополнительного образования.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в 8 - 9 классах проводятся учебные занятия по программам предпрофильной подготовки, в 10 - 11 классах ведется обучение по следующим профилям: универсальный, гуманитарный, агротехнологический, информационный, технологический, филологический, социально-гуманитарный, социально-экономический, естественно-научный, физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический, технологично-естественный, оборонно-спортивный.
С 2019 года обучающиеся школ города принимают участие в программе "Кадры будущего для регионов", направленной на формирование и развитие лидерских команд школьников, способных и готовых включиться в проектирование и реализацию важных для региона социально-экономических проектов.
В настоящее время в регионе функционируют:
- 10 профессиональных образовательных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти города Севастополя (8 находятся в ведении Департамента образования и науки города Севастополя, 1 - в ведении Департамента здравоохранения города Севастополя, 1 - входит в структуру Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Севастопольский государственный университет");
- 7 высших учебных заведений (1 опорный ВУЗ и 6 филиалов ВУЗов иных регионов Российской Федерации).
Профессиональными образовательными учреждениями и ВУЗами на регулярной основе проводятся мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию будущих абитуриентов и популяризацию рабочих профессий и специальностей.
В рамках организации работы по целевому приему между Департаментом образования и кандидатами на целевое обучение ежегодно заключаются договора о целевом обучении на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Севастопольский государственный университет". Целевой прием проводится в рамках установленной квоты по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы 44.00.00 "Образование и педагогические науки":
- по программам бакалавириата - 44.03.01 "Педагогическое образование" (Начальное образование), 44.03.01 "Педагогическое образование" (Дошкольное образование), 44.03.01 "Педагогическое образование" (физическая культура), 44.03.01 "Педагогическое образование" (Физическая культура), 44.03.01 "Педагогическое образование" (Русский язык и литература), 44.03.01 "Педагогическое образование" (История и обществознание), 44.03.01 "Педагогическое образование" (Математика и физика), 44.03.01 "Педагогическое образование" (Иностранные языки (английский и второй язык);
- по программам магистратуры - 44.04.01 Педагогическое образование (организационно-методическое сопровождение дошкольного образования), 44.04.01 Педагогическое образование в области физической культуры и спорта), 44.04.01 Педагогическое образование (среднее общее образование (по предметным областям), 44.04.04 Профессиональное обучение, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование;
- по программам научно-педагогических кадров в аспирантуре - 44.06.01 Образование и педагогические науки.
С 2016 года на территории региона проводятся региональные чемпионаты по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). С 2016 по 2019 года было проведено четыре региональных чемпионата "Молодые профессионалы". Стартовал чемпионат с 6 компетенций, соревнования IV регионального чемпионата "Молодые профессионалы" в 2019 году проходили по 17-ти компетенциям, по 5-ти компетенциям WorldSkills Russia Juniors и по 3-м компетенциям соревнований "Навыки мудрых". С 1 по 20 августа 2020 года в городе Севастополе прошли отборочные соревнования для участия в финале VIII Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). Соревнования прошли в дистанционно-очном формате на площадках, расположенных в 6 профессиональных образовательных учреждениях города Севастополя.
Важнейшим направлением работы в рамках профориентации является реализация профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Департаментом образования и науки города Севастополя совместно с Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя реализуется мероприятия в рамках государственной программы города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1027-ПП, осуществляется сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
С 2019 года в Государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении города Севастополя "Общеобразовательная школа-интернат N 1" (далее - школа-интернат N 1) открыт 10-й класс с углубленной трудовой подготовкой по профессиям "маляр-штукатур" и "рабочий зеленого хозяйства". Прием в данный класс проводился в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации. Решением педсовета 10 выпускникам 9-х классов (из 19) рекомендовано продолжить обучение в 10 классе. В школе-интернате имеется программно-методическое обеспечение и материально-техническая база производственного обучения: штукатурная мастерская с кабинами для нанесения штукатурки, парники для выращивания декоративных растений и ухода за ними. Администрацией запланировано заключение договоров с предприятиями города, на которых обучающиеся смогут проходить практику и в дальнейшем будут трудоустроены.
В учреждениях дополнительного образования также ведется профориентационная работа. В Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Севастополя "Севастопольская морская флотилия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (далее - ГБОУ ДО СДМФ) профессиональная ориентация учащихся осуществляется в рамках реализации комплексных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, включающих разделы:
- специальность (судовождение, судовая энергетика, связь, судомоделирование с основами судостроения);
- основы морского дела (первичные знания и умения для моряка любой специальности);
- история флота и основы военно-патриотического воспитания (теория и практика создания и развития флотов от древнего мира по настоящее время, морская география, мореплаватели, полководцы, флотоводцы, знаменитые сражения на море, Севастополеведение).
В течение учебного года с обучающимися проводятся практические занятия на учебной базе. В летнее время ГБОУ ДО СДМФ реализует дополнительную общеобразовательную программу "Летняя морская практика".
В Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования города Севастополя "Станция юных техников" и детском технопарке "Кванториум" функционируют направления, связанные с авиа- и судомоделированием: аэроквантум, мариквантум, авиамоделирование.
С целью обеспечения трудоустройства студентов и выпускников учреждений среднего профессионального образования проводится работа по следующим направлениям:
- мониторинг рынка труда и предоставление выпускникам информации о его состоянии;
- информирование выпускников о возможных путях трудоустройства, требованиях работодателя, предъявляемых к соискателю рабочего места;
- информирование потенциальных работодателей о выпускниках, направлениях профессиональной подготовки, по которым ведется обучение;
- предоставление помощи в составлении резюме соискателя, сопроводительных писем, ходатайств, консультаций по вопросам прохождения собеседования, обучение основам самопрезентации, направление на собеседование и рассмотрение причин в случае отказа;
- содействие в трудоустройстве выпускников;
- заключение договоров между учреждениями среднего профессионального образования и организациями, ведомствами на основе взаимных интересов;
- заключение договоров с различными профильными предприятиями для прохождения производственной практики с дальнейшим трудоустройством;
- привлечение родителей к трудоустройству студентов на ежегодных родительских собраниях.
Трудоустройство выпускников учреждений среднего профессионального образования проводится посредством системы специальных мероприятий (ярмарки вакансий, презентации) и непосредственного трудоустройства.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в период 2019 - 2024 годов на территории города Севастополя реализуются региональные проекты национального проекта "Образование".
В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" в 2019 году обучающиеся 6 - 11 классов приняли участие в проект ранней профессиональной ориентации школьников "Билет в будущее" и открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", направленных на раннюю профориентацию. В 2020 году на базе грузового автомобиля "Камаз" планируется открыть мобильный технопарк "Кванториум", в 2021 году буду созданы центры цифрового образования детей "IT-куб" и второй детский технопарк "Кванториум", в 2022 году начнет функционировать Центр выявления и поддержки одаренных детей города Севастополя "Альтаир".
В рамках регионального проекта "Современная школа" в 2020 году обновлена материально-техническая база школы-интерната N 1. Модернизация материально-технической базы осуществлялась за счет приобретения оборудования для швейной, гончарной, штукатурно-малярной, картонажно-переплетной и обувной мастерских, а также оборудования по цветоводству и занятий лечебной физической культурой. В 2021 году обновит материально-техническую базу школа-интернат N 6. В 2022 году на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 46" и Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 47" будут открыты Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
3. Цель, задачи и принципы Концепции
Целью разработки Концепции является создание региональной системы, направленной на профессиональную ориентацию обучающихся, а также содействие в становлении профессионального самоопределения, формировании и развитии определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности.
Важнейшими задачами системы профессиональной ориентации обучающихся являются:
- разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов региональной системы профориентационной работы;
- организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- формирование профориентационной культуры обучающихся, в том числе с использованием возможностей различных социальных практик.
Задачами профессиональной ориентации на разных этапах образования являются:
- воспитанники дошкольного образовательного учреждения - овладение основными культурными способами деятельности, обладание установкой положительного отношения к разным видам труда;
- 1 - 4 класс - получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- 5 - 7 класс - последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору;
- 8 - 9 класс - комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением профиля обучения;
- 10 - 11 класс - комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением специальности/направления подготовки в профессиональном образовательном учреждении;
- студенты - укрепление, углубление и развитие профессиональной мотивации, открытие новых профессиональных возможностей.
Концепция основывается на следующих принципах:
- принцип обоснованности, предполагающий обязательность теоретико-методологического обоснования любых направлений профориентационной работы;
- принцип сознательности в выборе профессии, выражающийся в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
- принцип доступности профессиональной и иной информации, необходимой для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства;
- принцип адресности, направленный на профессиональную ориентацию с использованием особых форм и методов работы с различными возрастными группами обучающихся;
- принцип самостоятельности, ориентирующий обучающихся на профессиональное самоопределение через приоритетность личностно-ценностных практико-ориентированных методов и технологий профориентационной деятельности;
- принцип персонификации, обеспечивающий условия определения личностью индивидуального профессионально-образовательного маршрута с учетом своих интересов, способностей, соответствия требованиям, предъявляемым профессией, а также запросам регионального рынка труда;
- принцип равенства, обеспечивающий равные возможности получения профессиональной ориентации независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;
- принцип системности, непрерывности и преемственности в профориентации, обеспечивающий организацию профориентационной работы на разных возрастных этапах;
- принцип комплексности, направленный на органичное сочетание профориентационной работы с другими видами поддержки в учебной и профессиональной деятельности, в решении проблем социально-психологической адаптации;
- принцип взаимосвязи всех социальных партнеров, заинтересованных в профориентационной деятельности, предполагающий усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
4. Осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия
В системе развития региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся можно выделить несколько уровней: региональный, институциональный и индивидуальный.
Региональный уровень предполагает:
- разработку и совершенствование нормативной базы;
- анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона;
- организацию научно-методического обеспечения работы по профориентационному сопровождению обучающихся;
- финансовое обеспечение профориентационного сопровождения обучающихся.
Институциональный уровень предусматривает:
- разработку и реализацию составляющих развития образования, ориентированных на профориентационное сопровождение обучающихся;
- создание условий для эффективной деятельности образовательных учреждений, ориентированных на профориентационное сопровождение обучающихся;
- стимулирование образовательной и педагогической деятельностей.
Индивидуальный уровень предполагает:
- проведение обучающимися самооценки, самоанализа;
- проведение педагогическими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений.
Основной задачей межведомственного взаимодействия по профориентационному сопровождению обучающихся является обеспечение системного подхода к участию детей и молодежи в массовых мероприятиях различного уровня, направленных на профориентацию и расширение возможностей для их самореализации.
Для достижения цели и задач Концепции организовано тесное межведомственное сотрудничество региональных органов исполнительной власти для осуществления мониторинга, выявления тенденций и динамики развития рынка труда города Севастополя, разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, организации и оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы, организационно-педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования.
Взаимодействие субъектов представляет собой обмен ресурсами, необходимыми для функционирования системы профессиональной ориентации обучающихся.
5. Показатели и методы сбора информации
С целью проведения мониторинга региональной системы профессиональной ориентации обучающихся, Концепцией определяется ряд показателей, а также методы сбора информации, необходимые для их получения.
1. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся:
- наличие программ сопровождения профессионального самоопределения;
- общее количество мероприятий различного уровня (конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали профессионального мастерства);
- общая численность детей, вовлеченных в мероприятия, направленных на раннюю профориентацию, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них победителей и призеров в разрезе каждого мероприятия;
- количество мероприятий, ориентированных на подготовку педагогических работников по вопросам профориентационного самоопределения обучающихся;
- организация временной трудовой занятости несовершеннолетних граждан (в возрасте от 14 до 18 лет) в свободное от учебной деятельности время;
- наличие мер по стимулированию и поощрению победителей мероприятий профориентационного характера различного уровня.
2. Сетевое взаимодействие:
- количество договоров о сотрудничестве в сфере профориентации обучающихся;
- количество профессиональных проб на базах профессиональных образовательных учреждений, ВУЗов, предприятий;
- наличие ярмарок профессий, дней открытых дверей, форумов, фестивалей.
Методы сбора информации включают в себя: опрос, наблюдение, анализ документов.
6. Этапы реализации Концепции
Концепция рассчитана на период с 2020 по 2025 годы. Реализация Концепции осуществляется в два этапа.
Первый этап реализации Концепции (2020 - 2022 годы) предусматривает:
- разработка / корректировка и утверждение региональных, отраслевых нормативно-правовых актов по профессиональной ориентации обучающихся;
- мониторинг актуального состояния профориентационной работы и имеющихся ресурсов во всех субъектах профориентационной деятельности;
- реализацию основных мероприятий и направлений Концепции по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в городе Севастополе до 2025 года;
- формирование комплексно-ориентированной системы профессиональной ориентации обучающихся с участием всех субъектов системы профессиональной ориентации.
Второй этап реализации Концепции (2023 - 2025 годы) нацелен на выстраивание целостной системы работы по реализации комплекса мер, направленных на развитие региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
- создание условий для формирования и развития умений и навыков, необходимых обучающемуся для профессионального самоопределения и построения различных вариантов развития профессиональной карьеры в условиях динамично изменяющегося общества и рынка труда;
- обеспечение непрерывности профориентационной работы, формирование значимости профессиональной ориентации в общественном сознании и профориентационной культуры обучающимися;
- развитие системы профориентационного информирования обучающихся с использованием средств массовой информации;
- рост числа обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях по профессиям / специальностям, востребованным на рынке труда города Севастополя;
- рост уровня трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в первый год после выпуска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.