В рамках подготовки к обеспечению и выполнению полетов гражданских воздушных судов (далее - ВС) в осенне-зимний период 2020-2021 г.г. (далее - ОЗП) необходимо обратить внимание на факторы опасности и связанные с ними риски, которые в предыдущих периодах приводили к авиационным происшествиям и серьезным инцидентам:
1. Обледенение в полете и на земле.
В наибольшей степени факторы опасности, связанные с обледенением, влияют на безопасность полетов вертолетов. Причины авиационных происшествий с вертолетами обусловлены, как правило, таким фактором, как запоздалое принятие решения на выход из зоны обледенения, что приводило к отказам двигателей из-за попадания в газо-воздушный тракт льда или сильному обледенению остекления, что существенно усложняло выполнение посадки на подобранную с воздуха площадку.
Для самолетов наибольшую опасность представляют случаи наземного обледенения. Поэтому следует обращать особое внимание на организацию работ по наземному обслуживанию в части противообледенительной обработки (соблюдение "концепции чистого самолета").
2. Столкновение с землей в управляемом полете.
Большинство подобных авиационных событий связаны с нарушением или отклонением экипажа ВС от стандартных процедур при выполнении полета, в том числе:
непринятие или несвоевременное принятие решения об уходе на второй круг в условиях потери (отсутствия видимости) наземных ориентиров (например, при попадании в снежный вихрь), а также при наличии или срабатывании предупреждающей сигнализации об умеренном сдвиге ветра;
продолжение полета по маршруту при отсутствии видимости наземных ориентиров на высоте ниже безопасной с ориентированием только по приемнику системы спутниковой навигации, сознательной установкой на "0" задатчика радиовысотомера (этот фактор опасности в наибольшей степени характерен для полетов на вертолетах).
3. Выкатывание ВС за пределы ВПП при взлете и посадке (как вследствие ошибок летного состава, так и недостатков в содержании летного поля). Посадка вне ВПП. Наличие брустверов на летной полосе, создающих риск повреждения ВС при выкатывании.
4. Потеря управления в полете. Необходимо обратить внимание на авиационные происшествия с вертолетами, имеющими двухлопастной несущий винт (R-44, R-66), связанные с созданием пилотом пониженной перегрузки, приводящей к маховым движениям лопастей (явление, известное как "маcт бампинг"). Происходившие по этим причинам происшествия были связаны с несоразмерным отклонением органов управления при попадании в условия ограниченной видимости (влет в облачность) или неспокойной атмосферы (резкие и сильные порывы ветра).
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки авиапредприятий, аэропортов гражданской авиации, оперативных органов единой системы организации воздушного движения (далее - организации ГА) и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации к работе в ОЗП, направленной на обеспечение безаварийной эксплуатации ВС и другой авиационной техники, в возможных сложных метеорологических условиях (околонулевые температуры наружного воздуха, интенсивные осадки, в том числе в виде ледяного дождя, условия для наземного обледенения ВС), в условиях межсезонного размокания грунтовых аэродромов и площадок, а также миграции птиц, предлагаю:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации, организаций ГА центрального подчинения Росавиации:
1.1. Определить сроки (период) подготовки и контроля готовности организаций ГА, находящихся на территории деятельности территориального органа Росавиации, к работе в ОЗП с учетом метеорологических условий, географических, климатических и региональных особенностей, а также срока завершения контроля их готовности до 23.10.2020 (11.11.2020 заседание Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на 2020 год "О готовности объектов транспортного комплекса к работе в осенне-зимний период 2020-2021 г.г.").
1.2. Направить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации:
до 31.08.2020 - информацию об установленных сроках (периоде) подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП;
до 03.11.2020 - отчеты с анализом недостатков в деятельности организаций ГА, выявленных в ходе контроля их готовности, и принятых (принимаемых) мерах по их устранению.
1.3. Организацию и проведение подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить в соответствии с положениями Методических рекомендаций по подготовке к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации, утвержденных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28.05.2020 N 509-П.
Контроль готовности организаций ГА к работе в ОЗП осуществить выборочно документарно либо совместить с плановыми проверками, проводимыми в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил (выездная проверка).
1.4. В ходе проведения контроля готовности организаций ГА к работе в ОЗП обратить внимание на:
реализацию рекомендаций по предотвращению авиационных событий, предложенных в приказах и директивных письмах Росавиации (информациях по безопасности полетов) по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов, происшедших с ВС ГА в ОЗП, в том числе с учетом сведений, приведенных в приложении 4 "Проблемы безопасности полетов, факторы опасности и необходимые корректирующие действия, указанные в изданных в течение 2018-2019 годов приказах Росавиации о реализации мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий" к Анализу состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2019 году;
реализацию требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА СССР от 26.12.1988 N 209, и рекомендаций Росавиации по предотвращению авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с птицами и дикими животными, предложенных в информациях по безопасности полетов Росавиации;
реализацию мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий, связанных с несанкционированным выездом на ВПП (приложение к поручению руководителя Федерального агентства воздушного транспорта от 05.10.2016 N 1.02-16-ПОР), а также на исключение столкновения ВС с земной поверхностью или препятствиями в управляемом полете (CFIT), выкатываний за пределы ВПП при взлете и посадке;
наличие в авиакомпаниях методик выполнения видов полетов и авиационных работ с учетом климатических особенностей, районов их выполнения, выполнения членами экипажей технологии работ и взаимодействия в экипаже с учетом рекомендаций Росавиации, предложенных в Информации по безопасности полетов Росавиации N 3 (письмо от 22.02.2018 N Исх-4239/02);
изложение в Руководстве по производству полетов авиакомпании детально установленных процедур выполнения полетов в условиях обледенения, опасных явлений погоды, а также мероприятий по CFIT;
реализацию рекомендаций Росавиации, изложенных в Информации по безопасности полетов N 15 за 2019 год (письмо от 30.12.2019 N Исх-47534/02) и Информации по безопасности полетов N 4 за 2020 год (письмо от 30.04.2020 N Исх-18746/02);
выполнение требований Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215 (оценка эффективности функционирования системы управления безопасностью полетов поставщика услуг);
выполнение в аэропортах технологии взаимодействия аэродромной службы с органом ОВД и другими службами, обеспечивающими полеты, при подготовке аэродрома к полетам, обратив особое внимание на предоставление в соответствии с требованиями подпункта з) пункта 1.1.10 приложения "Типовая фразеология" к Федеральным авиационным правилам "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (приказ Минтранса России от 26.09.2012 N 362) и пунктом 2.5 раздела AD 1.2-2 Книги 1 АИП России органу ОВД информации о состоянии ВПП в виде качественной характеристики (расчетное (оценочное) сцепление);
организацию обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области транспортной (авиационной) безопасности;
соблюдение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, при планировании и выполнении полетов;
соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации (требований охраны труда).
1.5. По результатам проведенных проверок готовности к выполнению и обеспечению полетов в ОЗП провести методические совещания с участием руководителей организаций ГА, на которых обсудить результаты проверок и выработать согласованные меры по устранению замечаний (недостатков), выявленных в ходе проведения проверок.
1.6. Рекомендовать руководителям организаций ГА:
1.6.1. С учетом особенностей деятельности, географических, климатических и региональных особенностей определить перечень необходимых дополнительных мероприятий по подготовке к ОЗП.
1.6.2. В целях предотвращения возникновений очагов пожара в районе аэродрома, на объектах ОрВД, АПСЦ, РПСБ и прилегающих к ним территориях:
провести проверку соблюдения требований пожарной безопасности, состояния и исправности систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, имея в виду, что в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возложены на руководителей организаций ГА;
сформировать постоянные группы по контролю за состоянием пожарной безопасности в аэропортах и на объектах ОрВД, АПСЦ и РПСБ;
обеспечить контроль приведения в повышенную готовность служб ПАСОП в аэропортах;
организовать взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России и органами местного самоуправления по эффективному привлечению аварийно-спасательных формирований авиапредприятий к ликвидации очагов пожара.
1.6.3. Обеспечить готовность систем электро-, тепло- и водоснабжения на объектах аэродрома, ОВД, РТОП и связи к работе в ОЗП.
1.6.4. Подготовить соответствующий персонал, оборудование и снаряжение, средства поиска и спасания к работе в ОЗП.
1.6.5. Информировать операторов аэродромов о проблемных вопросах и недостатках в обеспечении безопасности полетов на аэродроме с дальнейшим рассмотрением данных вопросов рабочими группами по безопасности на ВПП;
1.6.6. Операторам аэродромов при подготовке аэродромных покрытий исключить применение в качестве антигололедных химических реагентов материалов, качество которых не проверено в аккредитованных лабораториях отраслевых научных организаций.
1.6.7. Создать неснижаемые запасы авиационных ГСМ, обеспечивающих бесперебойную работу аэропорта в течение не менее трех суток, противообледенительной жидкости для обработки ВС, гарантирующей возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков, химических реагентов для удаления обледенения с искусственных покрытий аэродромов, гарантирующих возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков и льдообразования в течение десяти суток, с целью обеспечения бесперебойной работы в межсезонный период и периоды пиковой интенсивности полетов, а также материально-технических средств для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах ОВД, РТОП и авиационной электросвязи.
Обеспечить ежедекадный доклад в Управление аэропортовой деятельности Росавиации о наличии в аэропортах химических реагентов и противообледенительной жидкости для обработки ВС в течение всего ОЗП.
1.6.8. Осуществить проверку состояния просек воздушных линий централизованного электроснабжения аэродромов (аэропортов).
1.6.9. В соответствии с рекомендациями ИКАО по результатам проверки Российской Федерации в рамках механизма непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок ИКАО в сфере авиационной безопасности организовать проведение занятий (текущей учёбы) с персоналом служб авиационной безопасности с особым вниманием на знания требований нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере транспортной (авиационной) безопасности, порядка действий при возникновении угрозы совершения или совершении акта незаконного вмешательства, а также знания технологий и инструкций по досмотру:
пассажиров и их ручной клади;
лиц, не являющихся пассажирами и проносимых ими предметов, при входе в охраняемые зоны ограниченного доступа;
груза и почты;
транспортных средств, включая предметы, находящиеся в данных транспортных средствах, которым предоставлен доступ в охраняемые зоны ограниченного доступа;
воздушных судов.
По окончании занятий осуществить проверку знаний в указанных областях специально назначенной комиссией с оформлением протокола.
2. Начальнику Управления инспекции по безопасности полетов до 30.10.2020 подготовить и провести инструктивно-методическое совещание с начальниками отделов инспекции по безопасности полетов территориальных органов Росавиации и организаций гражданской авиации по вопросам обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации и рассмотрению наиболее актуальных вопросов подготовки организаций ГА к работе в ОЗП 2020-2021 годов (г. Москва).
3. Начальнику Управления организации использования воздушного пространства Росавиации и начальнику Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации, генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" до 01.11.2020 подготовить и провести в формате видеоконференции рассмотрение наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД и РТОП, обобщению опыта работы и разработке профилактических мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения в ОЗП 2020-2021 годов.
4. Начальнику Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации подготовить и до 10.11.2020 провести в формате видеоконференции методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС", начальниками координационных центров ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросам подготовки поисково-спасательных формирований к работе в ОЗП 2019-2020 годов, организации взаимодействия и координации действий при проведении поисково-спасательных операций (работ) в зонах ответственности с использованием средств автоматизации.
5. Директорам ФКУ "АПСЦ" и ФКУ "РПСБ" во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотреть выделение персонала региональных поисково-спасательных баз для оказания помощи населению при стихийных бедствиях.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 12 августа 2020 г. N Исх-33064/02 "Об организации контроля подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в осенне-зимний период 2020-2021 годов"
Текст письма опубликован не был