Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу образования и науки
Республики Саха (Якутия)
от 24 августа 2020 г. N 01-03/738
Методические рекомендации
по организации работы образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу - образовательную программу дошкольного образования на 2020-2021 учебный год в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Республике Саха (Якутия)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 9, ст. 1137), Рекомендациями об организации образовательного процесса в 2019/2020 учебном году (Письмо Минпросвещения России от 08.04.2020 N ГД-161/04), Постановлением Главного санитарного врача "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 30 июня 2020 г. N 16, а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226); Приказом Минздрава России от 16.03.2020 N 171 "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями); Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями); СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" (с изменениями и дополнениями) (п. 2.4. "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", Методическими рекомендациями по организации деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в условиях повышенной готовности и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2020 г. N 01-03/322.
1.2. В Методических рекомендациях раскрыты изменения, вносимые в локальные акты дошкольных образовательных организаций, в работе с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями), их психолого-педагогического сопровождения, в проведении профилактических мероприятий в соответствии с вышеназванными нормативными документами.
1.3. В Методических рекомендациях представлены 3 варианта (обычная, дежурная, дистанционная) организации работы образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ДОО), в зависимости от эпидемиологической ситуации.
1.4. Методические рекомендации предназначены для организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования всех форм собственности, находящихся в муниципальных районах и городских округах, для всех участников образовательных отношений - руководителей, педагогических работников, родителей (законных представителей), всех заинтересованных лиц.
1.5. Методические рекомендации могут быть использованы в деятельности групп кратковременного пребывания детей, семейных дошкольных групп, функционирующих в организации как структурные подразделения муниципальных и (или) государственных дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми.
1.6. Методические рекомендации могут быть изменены в зависимости от конкретных условий организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящейся на территории муниципального района или городского округа.
1.7. Цель методических рекомендаций - определить единые подходы и оказать помощь в корректировке и изменениях в деятельности дошкольных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Порядок организации работы в новых условиях (см. Приложение N 2) и перечень локальных актов
2.1. Согласно вышеперечисленным нормативным документам вносятся изменения в следующие локальные акты ДОО:
- приказ о начале учебного года;
- приказ об ответственных лиц за контроль выполнения противоэпидемических мероприятий;
- приказ об усилении детского питания;
- приказ об открытии дежурных групп;
- приказ о дистанционных формах работы;
- уведомление для оповещения родителей (законных представителей), учредителей организаций, Роспотребнадзор;
- журнал учета температуры и доступа к работе;
- журнал выдачи средства индивидуальной защиты (СИЗ) (см. Приложение N 3).
2.2. В начале учебного года руководителем ДОО издается соответствующий приказ. Проводится оповещение родителей (законных представителей), учредителя организации (главу муниципальных районов и городских округов) и Роспотребнадзор. Приказ составляется в свободной форме, в нем определяется порядок работы организации. В преамбуле указываются реквизиты новых санитарных правил, а в тексте - поручения работникам. Приказом назначаются ответственные лица за контроль выполнения противоэпидемических мероприятий.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Уведомление Роспотребнадзора об открытии организации необходимо сделать не менее, чем за один рабочий день (п. 1.4 СП 3.1/2.4.3598-20). Уведомление составляется в свободной форме и оформляется на официальном бланке организации. В уведомлении необходимо прописать планируемый срок открытия, данные об организации - наименование, место осуществления и виды деятельности, в том числе образовательной согласно выданной лицензии на ведение образовательной деятельности, контактные данные, количество работников и детей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.5. В учреждении должна быть организована ежедневная термометрия детей, работников и посетителей при входе в здание организации (п. 1.6 рекомендаций к письму Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24, п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20). Термометрию поручается проводить медработнику, инструктору по гигиене или ответственному лицу. При проведении термометрии можно применять любой обработанный термометр, имеющийся в наличии: ртутный, электронный, бесконтактный. При проведении термометрии необходимо избегать скопления людей. Данные термометрии и допуска заносятся в журнал учета температуры и доступа к работе, который составляется в свободной форме, принятой в организации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 1.6 рекомендаций" имеется в виду "п. 12 раздела I рекомендаций"
2.6. Работников пищеблока и персонал, который контактирует с детьми необходимо обеспечить масками и перчатками (абз. 8 п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20). Выдачу средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) может осуществлять ответственное лицо. Учет выданных СИЗ ведется в журнале выдачи СИЗ.
2.7. Необходимо на основании приказа руководителя усилить контроль за питанием. Контроль осуществляется путем внеплановых проверок пищеблока. Все работники пищеблока работают в масках и перчатках (абз. 8 п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20, п. 1.16 рекомендаций к письму Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 1.16 рекомендаций" имеется в виду "п. 12 раздела I рекомендаций"
2.8. Ответственным лицам необходимо ежедневно контролировать проведение текущей уборки и дезинфекции во всех помещениях. В помещениях для детей - во время динамических пауз в детском саду. В кабинетах работников - после рабочей смены. Увеличивается частота проведения генеральной уборки - перед открытием организации после каникул, а затем один раз в неделю (абз. 5 п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20). В ходе уборки должны быть обработаны все помещения и очищены вентиляционные решетки (абз. 2 п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-2). В помещениях для детей, санузлах и пищеблоке необходимо вывесить памятки по уборке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "СП 3.1/2.4.3598-2" имеется в виду "СП 3.1/2.4.3598-20"
3. Особенности организации работы с воспитанниками и персоналом в новых условиях (1 вариант: обычная организация при режиме пребывания детей - 12-ти, 10,5-ой, 3-х, 5-и, 24-х час. при открытии всех групп ДОО)
3.1. Организуется ежедневная термометрия детей, работников и посетителей при входе в здание организации, для круглосуточных садов проводится 2 раза в день (утром и вечером).
3.2. Ограничиваются контакты между воспитанниками разных групп. Занятия и игры проводятся в групповой ячейке, закрепленной за группой, а при благоприятных погодных условиях - на улице (абз. 1 п. 3.1 СП 3.1/2.4.3598-20).
3.3. Проводится ежедневная обработка игрушек, игрового и иного оборудования с применением дезинфицирующих средств (п. 3.1. СП 3.1/2.4.3598-20).
3.4. Не проводятся массовые мероприятия, как для воспитанников, так и для родителей (законных представителей), в том числе с привлечением лиц из иных организаций (п. 2.1. СП 3.1/2.4.3598-20).
3.5. Рекомендуется обеспечить график использования музыкального, спортивного зала, бассейна и выхода на прогулку с учетом исключения общения воспитанников из разных групп с целью минимизации контактов воспитанников из разных групп. После каждого посещения указанных помещений проводится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств (п. 2.4., п. 3.1. СП 3.1/2.4.3598-20).
3.6. Обязательно наличие медицинского работника в дошкольной образовательной организации, в детских садах с 24-часовым пребыванием - круглосуточно.
3.7. Проводится санитарно-просветительская работа с сотрудниками организации, по мерам личной профилактики ОРВИ и коронавирусной инфекции, выявлению в процессе образовательной деятельности детей с признаками ОРВИ и коронавирусной инфекции с обеспечением педагогов инструкциями по мерам изоляции воспитанников и информированию родителей (законных представителей).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.7. Усиливается контроль за соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и всеми сотрудниками.
3.8. С целью недопущения массового скопления людей в ДОО организуется работа с коллективом с использованием официального сайта, мессенджеров, электронной почты, социальных сетей и других информационных источников организации. Проведение собраний разрешается при допустимом количестве людей с соблюдением социальной дистанции.
3.9. Сотрудникам организации, относящимся к группе риска (лица старше 65 лет и с хроническими заболеваниями - болезнями органов дыхания, сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом), необходимо соблюдать режим самоизоляции.
4. Особенности организации работы с воспитанниками и персоналом в новых условиях (2 вариант - организация дежурных групп в условиях напряженной эпидемиологической ситуации)
4.1. Дежурная группа открывается по решению главы региона или учредителя в период повышенной готовности для воспитанников по запросам родителей (законных представителей), которые оба (или в неполной семье один) работают в структурах, обеспечивающих необходимую жизнедеятельность общества, определенных Указом Президента России от 11.05.2020 N 316 и региональным актом. В дежурную группу принимаются дети, родители которых работают в учреждениях, продолжающих функционировать в соответствии с Указом Президента РФ:
- непрерывно действующие организации - почта, операторы связи, дорожные службы, сельскохозяйственные организации, организации сферы энергетики, теплоснабжения;
- медицинские организации и аптеки;
- продуктовые и непродовольственные магазины;
- организации, выполняющие неотложные работы в условиях ЧС и иных случаях, ставящих под угрозу нормальные жизненные условия населения - полиция, ЖКХ, транспортные предприятия, фирмы по производству СИЗ;
- организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы, центры логистики;
- организации, предоставляющие неотложные финансовые услуги - банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации.
4.2. Дежурные группы функционируют в соответствии с режимом и продолжительностью работы дошкольной образовательной организации.
4.3. Количество дежурных групп в организации устанавливается приказом руководителя организации по согласованию с учредителем на основании имеющихся заявлений родителей (законных представителей) воспитанников.
4.4. Дежурные группы могут быть сформированы как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу. Предельную наполняемость дежурной группы для воспитанников с ОВЗ остается в прежнем количестве (п. 1.11 СанПиН 2.4.1.3049-13).
4.5. Наполняемость дежурной группы составляет до 12 воспитанников.
4.6. Для зачисления ребенка в дежурную группу родителям (законным представителям) необходимо предоставить:
- заявление на имя руководителя организации в произвольной форме, через удобный способ подачи: лично, через портал детского сада, электронную почту или мессенджер;
- документ с места работы, подтверждающий занятость в структурах, обеспечивающих необходимую жизнедеятельность общества;
- согласие на обработку персональных данных;
- медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к пребыванию в организации, если ребенок болел COVID-19 или контактировал с заболевшим.
4.7. На основании заявления родителей (законных представителей) руководитель организации издает приказ о зачислении ребенка в дежурную группу. В зачислении в дежурную группу может быть отказано в том случае, если один из родителей или единственный родитель (законный представитель) не являются работниками, на которых не распространяется действие Указ Президента России от 11.05.2020 N 316 и регионального акта.
4.8. Медицинское обслуживание и санитарный режим обеспечивается в соответствии с санитарными нормами и рекомендациями органов власти (рекомендации в письмах Минпросвещения от 25.03.2020 N ГД-65/03 и Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24).
4.9. Педагогами дежурных групп ведётся учёт посещения воспитанников в установленном порядке, определенном локальными актами ДОО.
4.10. К работе в дежурной группе привлекаются воспитатели, учителя и технические работники, обеспечивающие функционирование детского сада - уборщики, повара, медицинский работник. Необходимая численность работников определяется исходя из количества дежурных групп и режима ее работы.
4.11. Работа педагогов и помощников воспитателей в дежурных группах осуществляется согласно приказу о назначении ответственных воспитателей, согласно графику работы в период режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия), утверждённому приказом руководителя образовательной организации и на основании письменного согласия работника.
5. Особенности организации работы с воспитанниками и персоналом в новых условиях (3 вариант - организация дистанционных форм работы в условиях напряженной эпидемиологической ситуации)
5.1. Организация дистанционных форм работы с детьми предполагает непосредственное участие родителей (законных представителей) в образовательном процессе.
5.2. Необходимым условием реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является наличие:
- персонального компьютера, телефона или планшета, ноутбука;
- доступа к сети интернет;
- набора электронных ресурсов и приложений;
- соответствующего применяемым технологиям уровня подготовки педагогических работников.
5.3. Педагогу предоставляется персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, возможно использование телефона.
5.4. При организации дистанционных форм работы с детьми применяются разные модели:
- для детей с 5 лет - режим онлайн (электронное обучение);
- оффлайн - самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети, YouTube.
5.5. При организации дистанционных форм работы с родителями применяются в режиме реального времени: Zoom zoom.us, Facebook Live, Skype, Teachbase, MyOwnConference, AnyMeeting или Livestorm, Инстаграм (педагог проводит встречу в своем аккаунте с родителями, которые должны быть подписаны на педагога).
5.6. Дошкольная образовательная организация самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий (других форм работы) с применением дистанционных образовательных технологий в зависимости от реализуемой основной образовательной программы.
5.7. Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) на сайте ДОО и родитель (законный представитель) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
5.8 Дошкольная образовательная организация, оказывающая услуги по присмотру и уходу, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, самостоятельно определяют форму работы персонала (дистанционная, гибкий график и т.д.).
6. Особенности организации работы с родителями (законными представителями) в новых условиях
6.1. Родители оповещаются о начале и режиме работы образовательной организации через сведения на официальном сайте, мессенджерах, социальных сетях или письменного уведомления.
6.2. При организации дежурных групп ограничивается допуск родителей (законных представителей) в помещения детского сада. Прием детей осуществляется на улице или при входе в детский сад. Для оптимизации порядка приема около входа находится ответственное лицо(а) (дежурный администратор), который проводит воспитанников в группы. Также осуществляется передача воспитанников родителям (законным представителям) на улице или вызовом по телефону.
6.3. Родителями предоставляются медицинские заключения об отсутствии противопоказаний к пребыванию в организации (п. 2.6 СП 3.1/2.4.3598-20). При пропуске ребенка ДОО более пяти дней требуется справка о состоянии его здоровья (п. 11.3 СанПиН детского сада).
6.4. Санитарные бюллетени, памятки и иная разъяснительная информация для родителей размещается на официальном сайте, информационных стендах для родителей (законных представителей) и в иных информационных источниках организации.
6.5. В работе с родителями предусматривается педагогическая работа по гигиеническому воспитанию детей.
6.6. Родителями соблюдается график приема детей соответствующей дошкольной группы для исключения скопления воспитанников и родителей (законных представителей) во время утреннего фильтра. Для этого рекомендуется задействовать разные входы в здание организации.
6.7. Обеспечивается соблюдение масочного режима родителями в организации, обработка рук антисептиком.
6.8. Воспитанники и их родители (законные представители) с признаками респираторных заболеваний не допускаются в здание организации.
6.9. Работа с родителями (законными представителями) проводится дистанционно с использованием официального сайта, электронной почты, иных информационных источников организации (социальных сетей и т.д.). Материалы, размещенные на сайте (социальных сетях), не должны противоречить законодательству Российской Федерации, Республики Саха (Якутия).
7. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов в новых условиях
7.1. В условиях риска распространения COVID-19 и иных инфекций организовать деятельность психолого-педагогической службы по психологической поддержке воспитанников, родителей (законных представителей), особое внимание при этом необходимо уделить воспитанникам с повышенным уровнем тревожности, детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
7.2. Алгоритм организации взаимодействия педагога-психолога с педагогическими работниками, воспитанниками и их родителями (законными представителями) рекомендуется выстроить в соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 - Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).
7.3. Оказание услуг по методической, психологической, педагогической поддержке воспитанников, родителей (законных представителей) возможно в дистанционном формате через размещение консультаций на сайте организации, в Республиканском консультационном информационном портале для родителей http://rsz.iroipk-sakha.ru/, "Навигатор для современных родителей "Растим детей" http://растимдетей-рф/ в Единой государственной информационной системе социального обеспечения ЕГИССО http://www.egisso.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.