Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Сведения о лучших региональных практиках содействия развитию конкуренции
4.1. Информация о лучших региональных практиках, внедренных Республикой Мордовия по итогам 2019 года
Содействие органам местного самоуправления в вопросах развития конкуренции и внедрения Стандарта в Республике Мордовия | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Разработка Методических рекомендаций о средствах и методах развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг муниципального образования |
Краткое описание успешной практики |
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 29.01.2018 N 45-Р утвержден План мероприятий "дорожная карта" по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия. Пунктами 29.10, 29.11 предусмотрена реализация мер органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) по актуализации перечня товарных рынков и муниципальных планов мероприятий "дорожных карт" по содействию развитию конкуренции в муниципальных районах (далее - планы мероприятий). В целях конкретизации мероприятий и выработки согласованных действий между Уполномоченным органом - Минэкономики Республики Мордовия и ОМСУ в части взаимодействия по содействию развитию конкуренции были разработаны Методические рекомендации по актуализации планов мероприятий "дорожных карт" по содействию развитию конкуренции в органах местного самоуправления на 2019 - 2022 гг. В Методических рекомендациях содержатся этапы, подходы, основные инструменты для формирования муниципальных планов мероприятий. Проект модельного плана мероприятий был рассмотрен с участием ОМСУ и исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия в ходе семинара-совещания 31.05.2019 в УФАС по Республике Мордовия. 13.06.2019 Уполномоченным органом проведен обучающий тренинг-семинар для сотрудников ОМСУ, на котором рассматривались вопросы, касающиеся разработки мероприятий по содействию развитию конкуренции на муниципальном уровне. Это позволило конкретизировать мероприятия дорожных карт и отработать их направленность на развитие конкурентной среды. Сформулированные и внедряемые положения методических рекомендаций, электронно-информационное взаимодействие в рабочем порядке ОМСУ с Уполномоченным органом позволило учесть специфику каждого муниципального района, сложившуюся ситуацию на конкретных товарных рынках и избежать формального подхода при формировании муниципальных "дорожных карт". Уполномоченным органом - Минэкономики Республики Мордовия: разработана структура отчета "электронная форма" по уровню содействия развитию конкуренции в ОМСУ; проведены обучающие тренинги, оказывается постоянное информационное содействие; организовано взаимодействие с Управлением ФАС по Республике Мордовия, общественными организациями и исполнительными органами власти республики; разработана и ежегодно актуализируется Методика формирования рейтинга муниципальных образований Республики Мордовия и г.о. Саранск по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Работа была проведена силами отдела товарных рынков и развития конкуренции Минэкономики Республики Мордовия совместно с ОМСУ. Выделения дополнительных средств не потребовалось. |
Описание результата (текущей ситуации) |
На основании Методических рекомендаций администрациями ОМСУ разработаны проекты муниципальных планов мероприятий "дорожных карт" по развитию конкуренции, которые впоследствии были рассмотрены и одобрены на заседаниях координационного совета (рабочей группы, комиссии и др.) в муниципальном образовании (г.о. Саранск) по развитию конкуренции и улучшению условий для благоприятного инвестиционного климата. Утверждение планов мероприятий осуществлено решением глав муниципальных образований (г.о. Саранск). Наиболее интересные и заслуживающие внимания практики ОМСУ были отмечены при подведении итогов деятельности по развитию конкуренции за 2019 год при формировании рейтинга муниципальных образований Республики Мордовия и г.о. Саранск по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Планы мероприятий утверждены и реализуются 22 муниципальными районами и городским округом Саранск. Информация о реализации показателей плана мероприятий и реализации его мероприятий размещается на официальном сайте администрации муниципального района и г.о. Саранск в сети "Интернет". |
Содействие органам местного самоуправления в вопросах развития конкуренции и внедрения Стандарта в Республике Мордовия | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Формирование рейтинга муниципальных образований по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата |
Краткое описание успешной практики |
Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции разработана и успешно применяется Методика формирования рейтинга муниципальных образований по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. Методика предварительно рассмотрена общественными объединениями предпринимателей: Мордовским региональным отделением "Деловая Россия" и Мордовским региональным отделением "Опора России". Обсуждена на заседании Координационного совета по развитию конкуренции при Главе Республики Мордовия (далее - Координационный совет) и утверждена протокольным решением Координационного совета (от 23.12.2016 N 4/кс). Целью рейтинга является оценка возможностей муниципальных образований по содействию развитию конкуренции по установленным критериям. Главная задача Методики выделить эти критерии и сформировать подходы, которые будут применены при составлении рейтинга. Отличительными особенностями финального (сводного) рейтинга являются разработка 4-х промежуточных рейтингов по предоставлению объективной и разноплановой информации по муниципальным образованиям. Сводный рейтинг, рассчитывается как сумма промежуточных рейтингов, сформированных на основе групп показателей, оценивающих деятельность по содействию развитию конкуренции и инвестиционной деятельности, и отражается в итоговой комплексной оценке. В начале 2018 г. Методика была усовершенствована. Включены положения, предусматривающие систему поощрений. Таким образом, кроме морального поощрения (награждение первых трех муниципальных образований Дипломами I, II и III степени и Благодарностями за IV и V места) муниципальные образования, занявшие 1 - 5 места имеют возможность получить материальное вознаграждение. Дипломами I, II и III степени за достигнутые результаты по внедрению стандарта развития конкуренции в Республике Мордовия по итогам 2018 года отмечены Атяшевский, Ардатовский и Ромодановский муниципальные районы соответственно, Дубенскому и Темниковскому муниципальным районам выражена благодарность (IV и V места) (решение Координационного совета от 26.02.2019 N 1/кс). Награждение Дипломами состоялось 11 октября 2019 года в Колонном зале Дома Республики на расширенном заседании Координационного совета по развитию конкуренции в Республике Мордовия с участием Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова, руководства Федеральной антимонопольной службы, руководителей исполнительных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов власти, органов местного самоуправления РМ. В 2019 году в связи с утверждением новой редакции Стандарта развития конкуренции Методика была актуализирована, рассмотрена и утверждена протокольным решением Координационного совета по развитию конкуренции от 18 декабря 2019 года протокольным решением N 5/кс. Оценка муниципальных образований и г.о. Саранск в 2019 году по-прежнему проведена по четырем промежуточным рейтингам, сформированным на основе показателей, позволяющих оценить деятельность по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата: организационные мероприятия по развитию конкуренции; сведения о достигнутом эффекте и результатах от реализации Стандарта на территории муниципального образования и г.о. Саранск; оценка конкурентной среды на основе социологических исследований; оценка результативности деятельности муниципальных образований и г.о. Саранск по уровню содействия развитию конкуренции. Для оценки деятельности муниципальных образований установлены показатели и балловые значения. Задействованы 49 показателя в том числе 10 индикаторов, характеризующие эффект и результат от реализации Стандарта развития конкуренции на территории муниципального образования и г.о. Саранск. Финальный рейтинг муниципальных образований в Республике Мордовия по развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата за 2019 год рассмотрен Координационным советом по развитию конкуренции и утвержден протокольным решением от 4 марта 2020 г. N 1/кс. Дипломом I степени награжден Ромодановский муниципальный район, II степени - Ичалковский муниципальный, Диплом III степени - Большеигнатовский муниципальный район, четвертое место у Лямбирского (благодарность) и пятое место у Ардатовского муниципального района (благодарность). Необходимо отметить, что в Республике Мордовия подобный рейтинг проводится, начиная с 2016 года. И за этот период определились муниципальные районы - лидеры, которые уверенно держатся в числе победителей и призеров рейтинга. Это Ардатовский, Атяшевский, Большеигнатовский, Дубенский, Ромодановский муниципальные районы. Заметно улучшили свои позиции Ичалковский, Лямбирский, Большеберезниковский районы. Работа по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании ведется на основании утвержденных планов мероприятий "дорожных карт" по содействию развитию конкуренции, и организуется, прежде всего, в рамках заключенных соглашений о присоединении к Меморандуму о внедрении Стандарта развития конкуренции и развитии конкурентной среды в условиях действия Стандарта в Республике Мордовия с органами местного самоуправления. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Затраченные ресурсы: изготовление плакеток и дипломов в соответствии с договором на поставку сувенирной продукции - 7 тыс. 200 рублей. |
Описание результата (текущей ситуации) |
Введение системы рейтингования, в том числе материальной мотивации (стимулирования), позволило активизировать деятельность по развитию конкуренции в муниципальных образованиях, повысить заинтересованность специалистов в результатах работы по содействию развитию конкуренции. |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Количественный показатель результатов внедрения системы моральной и материальной мотивации - это увеличение доли выполненных мероприятий муниципальных планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию конкуренции с 75% до 90% и увеличение достигнутых показателей в среднем на 0,5 - 2 процентных пункта. |
Государственно-частное партнерство в Республике Мордовия | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Региональная система обработки единой социальной электронной карты жителя Республики Мордовия (далее - РСО ЕСЭК) |
Краткое описание успешной практики |
География проекта: на всей территории Республики Мордовия Участники реализации проекта: Инициатор проекта - Мининформсвязи Республики Мордовия, Минстрой Республики Мордовия; Инвестор проекта - АККСБ "КС БАНК" (ПАО); IT-разработчик/оператор - ООО "Единая социальная карта Республики Мордовия". Проект направлен на предоставление и персональный учет широкого спектра социальных услуг за счет реализации соответствующих приложений: транспортного, образовательного, медицинского, коммунального, социального и других. Предусмотрено использование российской национальной платежной системы. Региональная система обработки карты будет располагаться в Информационно-вычислительном комплексе Технопарка Республики Мордовия в сфере высоких технологий. Ввиду сложности и масштабности проект реализуется поэтапно. Совместно с городским округом Саранск реализовано первое приложение - транспортное. В 2015 году было заключено инвестиционное соглашение (квази ГЧП) по проекту "Региональная система обработки единой социальной электронной карты жителя Республики Мордовия". Проведены работы по обследованию процессов организации транспортного обслуживания и мер социальной поддержки населения при получении транспортных услуг, разработана Концепция региональной системы с транспортным приложением, утверждено положение о системе. Внедрено в промышленную эксплуатацию в 2018 году. В рамках регионального проекта "Цифровые технологии" национального проекта "Цифровая экономика" осуществляется развитие Региональной системы обработки единой социальной электронной карты жителя Мордовии. В планах - разработка и внедрение в промышленную эксплуатацию образовательного, медицинского, спортивного и социального приложений РСО ЕСЭК, а также подключение услуг к Единому порталу государственных и муниципальных услуг в рамках проекта "Мультирегиональность". В 2019 году в рамках проекта по внедрению образовательного и спортивного приложений РСО ЕСЭК выполнено предпроектное обследование инфраструктуры образовательных и спортивных учреждений. Разработаны технические требования, а также конкурсная документация на внедрение образовательного и спортивного приложений РСО ЕСЭК. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Нормативно-правовая база: постановление Правительства Республики Мордовия от 2 ноября 2015 г. N 612 "Об утверждении Положения о региональной системе обработки единой социальной карты жителя Республики Мордовия". Финансирование: объем привлеченных в проект внебюджетных инвестиций - 45,58 млн. рублей. |
Описание результата (текущей ситуации) |
Повышение качества транспортного обслуживания населения; оптимизация и повышение эффективности работы предприятий общественного транспорта; улучшение системы учета и контроля оплаты проезда. Внедрение РСО ЕСЭК позволило оптимизировать затраты республиканского бюджета Республики Мордовия на оплату субсидии транспортным предприятиям Республики Мордовия за перевозку льготной категории граждан. |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Внедрение региональной системы обработки единой социальной электронной карты жителя Республики Мордовия, интегрированной с транспортным приложением. Количество транспортных средств оснащенных мобильными устройствами для учета льготного проезда с использованием ЕСЭК допущенных к тестовой эксплуатации - 179 единиц. |
Государственно-частное партнерство | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Создание негосударственного пансионата стационарного обслуживания для пожилых и инвалидов. Социальное обслуживание граждан на дому |
Краткое описание успешной практики |
В Республике Мордовия функционирует сеть организаций социального обслуживания для граждан старшего поколения, которая включает в себя 11 стационарных организаций социального обслуживания, в том числе: 5 интернатов для лиц с ментальными нарушениями на 1152 места, 6 домов - интернатов для граждан старшего поколения на 1066 мест, что полностью обеспечивает потребность в местах учреждений данного типа. В настоящее время на социальном обслуживании в стационарных организациях находится более 2000 человек, очередь для направления в стационарные организации отсутствует. Поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Мордовия, в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 ноября 2014 г. N 554, предусматривается денежная компенсация в целях финансового возмещения понесенных затрат за социальные услуги, оказанные получателю социальных услуг, имеющему право на их получение бесплатно или за частичную плату. Для налогоплательщиков, осуществляющих в Республике Мордовия деятельность по предоставлению социальных услуг, Законом Республики Мордовия от 22 декабря 2015 г. N 97-З "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Республике Мордовия" установлены налоговые льготы. В связи с отсутствием потребности в местах в стационарных организациях социального обслуживания (очередь в организации социального обслуживания отсутствует), проводимыми в рамках реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" мероприятиями по строительству новых зданий стационарных организаций социального обслуживания, отвечающих современным требованиям по комфортности и безопасности, низкой активностью инвесторов, частных компаний в реализации инвестиционных проектов в социальной сфере, соглашения о государственном частном партнерстве или концессионные соглашения в сфере социального обслуживания на территории Республики Мордовия не реализуются. В рамках социального обслуживания граждан на дому в 2016 г. в республике в трех муниципальных районах внедрен пилотный проект по организации социального обслуживания населения в форме социального обслуживания на дому некоммерческими организациями, не являющимися государственными учреждениями. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Нормативно-правовая база: постановление Правительства Республики Мордовия от 12 сентября 2016 г. N 461 "О порядке определения объема и предоставления субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, оказывающим социальные услуги в форме социального обслуживания граждан на дому". Установлены условия участия в конкурсе, порядок проведения конкурса, порядок предоставления субсидий и контроль за использованием субсидий, утверждена методика расчета субсидии. |
Описание результата (текущей ситуации) |
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляют 18 АНО социального обслуживания граждан (АНО СОГ), функционирующих на территориях муниципальных районов РМ. Предоставление социальных услуг АНО СОГ имеет ряд преимуществ: мобильность и оперативность реакции на запросы населения в части расширения спектра предоставляемых услуг; возможность привлечения дополнительных социальных работников с целью обеспечения социальными услугами граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах. Поскольку учредителями организаций и членами наблюдательных советов являются представители общественных организаций, обеспечивается "обратная связь" между потребителями и поставщиками услуг. Негосударственные (некоммерческие) организации имеют возможность дополнительного привлечения материальных ресурсов в виде грантовой, имущественной и иной поддержки для решения социальных задач. |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Экономический эффект: доход от оказания социальных услуг остается в АНО СОГ в полном объеме и как следствие направляется на развитие социального обслуживания в каждом муниципальном районе. За 2019 год получили социальные услуги с учетом индивидуальной потребности: в государственных организациях социального обслуживания - 1793 человек, состояли на обслуживании в 2019 г. - 1164 человек; в негосударственных организациях социального обслуживания - 9126 человек, состояли на обслуживании в 2019 г. - 6421 человек. За 2019 год объем средств, полученных от предоставления социальных услуг АНО СОГ составил 31768,5 тыс. рублей. Социальный эффект: создание конкурентной среды на рынке социальных услуг; повышение качества и расширение спектра, предоставляемых населению услуг; увеличения числа получателей социальных услуг. |
Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий (далее - СЕМ) |
Краткое описание успешной практики |
В целях представления инвестиционных возможностей в Республике Мордовия создан инвестиционный портал http://investrm.ru/investors/prices/, на котором размещена информация о деятельности СЕМ. В Республике Мордовия осуществляется внедрение механизма публичного технологического и ценового аудита (далее - ТЦА) инвестиционных проектов СЕМ. Всего по результатам проведения ТЦА инвестиционных проектов в 2019 г. экономия составила более 26 млн. рублей, что составляет 6,6% от общей стоимости попавших под аудит инвестиционных проектов. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Наличие Указа Главы Республики Мордовия от 6 октября 2014 г. N 232-УГ "О Межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Главе Республики Мордовия". Функционирование ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" (http://investrm.ru/), участвующей в формировании благоприятного инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия, государственно-частного партнерства. |
Описание результата (текущей ситуации) |
В целях контроля за реализацией инвестиционных программ в 2019 году проведены плановые выездные проверки 7 инвестиционных программ: 3 инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, 4 инвестиционных программ, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. В 2019 году проверки проводились с участием представителя Межотраслевого совета. В 2020 году также представитель Межотраслевого совета будет включен в состав формируемых комиссий, утвержденных приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, по проверке хода реализации инвестиционных программ за 2019 год. Проведены два заседания Совета: протокол N 5 от 14 июня 2019 г., результаты: утверждены уполномоченные представители Межотраслевого совета в субъектах естественных монополий по направлению "электрическая энергия", доведена информация о специализированных организациях, проводящих экспертизы инвестиционных проектов, рассмотрены другие организационные вопросы; протокол N 6 от 27 сентября 2019 г., результаты: принято решение о проработке вопроса о размещении СЕМ информации о торгах заранее на специализированных площадках. Также рассмотрен вопрос о мерах по недопущению административного штрафа по отношению к должностному лицу за несвоевременную оплату услуг ЖКХ. Протоколы размещены на сайте Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия в сети интернет по адресу: http://www.e-mordovia.ru/gosudarstvennaya-vlast-rm/ministerstva-i-vedomstva/minenergo/mezhotraslevoy-sovet/ |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
По итогам проверок организациям было дано 34 предложения, выявлено одно нарушение действующего законодательства. Привлечено к административной ответственности одно должностное лицо. Назначен административный штраф в размере 5,0 тыс. рублей. По результатам контроля за реализацией инвестиционных программ регулируемых организаций за 2019 год произведена корректировка необходимой валовой выручки организаций, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционных программ (в меньшую сторону) на общую 51,24 млн. рублей без НДС, в том числе субъектов электроэнергетики на сумму 11,69 млн. рублей., организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения на сумму 34,81 млн. рублей и в сфере водоснабжения и водоотведения на сумму 4,738 млн. рублей. |
Повышение информированности субъектов предпринимательской деятельности | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Создание Центра "Мой бизнес" на территории Республики Мордовия в рамках создания инфраструктуры государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности |
Краткое описание успешной практики |
В целях повышения информированности субъектов предпринимательской деятельности, а также в целях реализации регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на территории Республики Мордовия был создан Центр "Мой бизнес". В центре "Мой бизнес" располагаются организации и представители организаций инфраструктуры поддержки, оказывающие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия, а также гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность, по принципу "одного окна". Основные услуги включают в себя: финансовую поддержку (поручительство, гарантии по кредитам, микрозаймы); консультационную (бесплатные консультации и обучение для бизнеса поддержка социального предпринимательства); комплексную поддержку (защита прав предпринимателей, меры поддержки Акционерного общества "Федеральная Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"); повышение эффективности производства (Инжиниринговые услуги, услуги Центра прототипирования, сопровождение и продвижение инновационных проектов (Фонд содействия инновациям в РМ), Центр прототипирования, Экспортные, международные проекты). Для обеспечения информационной открытости и доступности создан сайт Центра "Мой бизнес" - https://mbrm.ru/ На сайте размещена информация об услугах, оказываемых Центром, проектах, мероприятиях, а также партнерах. В республике создана и действует инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая включает в себя: Центр "Мой бизнес": объединяет организации и представителей организаций инфраструктуры поддержки, оказывающих услуги по принципу "одного окна" субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия, а также гражданам, планирующим начать предпринимательскую деятельность; АУ "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия": https://www.gfkorm.ru/main/centralnyj-bank-rossijskoj-federacii-bank, предоставляет кредитные и иные финансовые ресурсы для выполнения обязательству субъектов МСП перед кредитными организациями, содействует увеличению финансово устойчивых субъектов МСП; Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия: https://www.fpprm13.ru/ осуществляет микрофинансовую деятельность и общественно полезные цели в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия: http://zaimrm.blogspot.com/ предоставляет микрозаймы для субъектов малого и среднего предпринимательства; Центр поддержки предпринимательства Республики Мордовия: http://cpprm13.ru. оказывает консультационные услуги (по правовому обеспечению деятельности, применению законодательства, маркетинговому сопровождению и бизнес-планированию и др.) и образовательные услуги (обучающие мероприятия, круглые столы, конференции, семинары, тренинги и т.д.; Центр инноваций социальной сферы Республики Мордовия: http://cissrm.ru/ оказывает поддержку и способствует развитию социального предпринимательства; Бизнес-инкубатор: осуществляет поддержку проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до ее коммерциализации; Технопарк-Мордовия: http://www.technopark-mordovia.ru/ объединяет существующую инновационную инфраструктуру и предприятия Республики Мордовия в единый механизм, создает дополнительные стимулы для развития малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ; АУ "Агентство инновационного развития Республики Мордовия": https://i-mordovia.ru/ осуществляет всестороннюю поддержку инновационных проектов предпринимательства на ранних стадиях развития; Бизнес-инкубатор "Молодежный": https://i-mordovia.ru/ содействует ускорению коммерциализации результатов инновационных разработок и повышению их инвестиционной привлекательности; ГБУ "Мордовский республиканский молодежный центр": http://www.mol-rm.ru/molodezhnyj-tsentr оказывает информационные, методические, консультационные, образовательные услуги. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
В рамках национального проекта малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы выделено 56,01 млн. руб. на открытие и создание Центра "Мой бизнес" (федеральный бюджет - 54,89 млн. руб., республиканский бюджет - 1,12 млн. руб.) |
Описание результата (текущей ситуации) |
Центр "Мой бизнес" открыт 27 декабря 2019 год |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных услугами Центра "Мой бизнес" в 2019 году составила 3,4% (при целевом значении - 3%). В 2020 году запланировано достичь показателя - 4%. К 2024 году доля субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных услугами Центра "Мой бизнес", от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства составит 10% |
4.2 Информация о потенциальных лучших региональных практиках по итогам 2019 года, реализованных в Республике Мордовия, и предлагаемых к рассмотрению
Сфера туризма и туристического сервиса | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Передвижной проект по сохранению, возрождению народных промыслов и ремесел "Мордовия мастеровая: традиции и современность" |
Краткое описание успешной практики |
В целях практического использования народных промыслов и ремесел в сфере туризма и туристического сервиса реализован проект "Мордовия мастеровая: традиции и современность". Проект направлен на поддержку и развитие народных художественных промыслов и ремесел, в т.ч. в аспекте развития конкурентной среды. Народные художественные промыслы и ремесла являются одновременно и отраслью экономики и областью народного искусства. В них сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России. На территории Республики Мордовия исторически сложились традиционные народные промыслы и ремесла: резьба по дереву, вышивка и изготовление национальных костюмов, гончарное дело, валяние валенок, бондарный промысел, плетение лаптей, утвари и предметов хозяйственного назначения. В настоящее время прослеживается тенденция к угасанию многих народных промыслов - сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров. Значимость народных промыслов и ремесел актуализирует проблему их сохранения, развития сельских территорий. Цели и задачи проекта: возрождение забытых промыслов и ремесел, поддержка мастеров и коллективов, создающих изделия народных промыслов; сохранение традиционных семейных занятий (ремесла, промыслы, огородничество, садоводство, домашняя переработка продукции фермерского и семейного подворья и т.д.); выявление лучших практик и систем организации сельских промыслово-ремесленных занятий, модернизации технологий при сохранении традиций; формирование инфраструктуры функционирования народных промыслов и ремесел: сельских центров развития ремесел и промысловых занятий. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа; ГБУК "Республиканский Дом народного творчества"; Институт национальной культуры ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева"; Центры национальных культур муниципальных районов республики; мастера народных художественных промыслов и ремесел республики. |
Описание результата (текущей ситуации) |
В рамках реализации проекта проведены выставки, ярмарки, мастер-классы по различным видам промыслов и ремесел (резьба по дереву, лыкоплетение, лозоплетение, вышивка, валяние шерсти и т.п.), в ходе которых мастера имели возможность реализации своей сувенирной продукции и обмена опытом, в т.ч.: посвященные валянию валенок и их художественному оформлению "Урусовские валенки", резным изделиям из дерева "Тавлинская игрушка - мудрость народная", семицветному вязанию "Теньгушевское семицветье", изготовлению мордовского национального костюма "Мордовский костюм - всемирное достояние". В Музее мордовской народной культуры 13 августа 2019 г. состоялось торжественное открытие Республиканской выставки мастеров по валянию шерсти "От пейзажей до валенок". С 21 августа по 15 сентября 2019 г. в Выставочном зале Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи проходил один из этапов Межрегионального выставочного проекта "Народный формат. Народное искусство как национальное достояние". С 10 по 14 сентября 2019 г. на территории музейно-этнографического комплекса "Мордовское подворье" прошел Межрегиональный фестиваль-конкурс резчиков по дереву "Поющее дерево". Фестиваль проводился в рамках фольклорно-этнографического праздника "Шумбрат!". В течение фестиваля "Поющее дерево" из природного материала сотворены настоящие произведения искусства, которые отражают богатые национальные традиции мордовского народа. Республиканский Дом народного творчества ежегодно с октября по декабрь проводит республиканскую выставку "Мастерство земли мордовской", в которой принимают участие мастера декоративно-прикладного творчества и народных художественных промыслов 22 муниципальных районов, городского округа Саранск. Все мероприятия освещались в СМИ, в частности, на Культурном портале Республики Мордовия (https://mkrm.ru). В 2019 г. сельским Домам культуры 8 муниципальных районов (Ардатовский, Большеберезниковский Дубенский, Краснослободский, Кочкуровский, Рузаевский, Ромодановский, Торбеевский) выделена субсидия из федерального бюджета Российской Федерации на приобретение оборудования для ремесленных мастерских. В рамках реализации национального проекта "Культура" в 2019 г. завершены мероприятия по реконструкции 2-х учреждений культуры: Дома культуры в с Большое Игнатово и Культурно-досугового центра в с. Большие Березники. В обновленных учреждениях созданы условия для развития промыслов и ремесел. Открыты ремесленные мастерские по гончарному делу, ткачеству, шитью, бондарному производству, резьбы по дереву, изостудии. Создание мастерских - студий позволит привлечь к народным промыслам новые творческие силы, а в дальнейшем - создать центры и дома ремесел во всех районах республики. Организация мастерских ремесел создаст новые творческие рабочие места, поддержит действующих мастеров. Значимость проекта состоит и в воспитании патриотизма, любви к народным традициям; практическом использовании народных художественных промыслов в культурной сфере, туризме и туристическом сервисе. |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Результатом реализации проекта является пропаганда и популяризация изделий народных художественных промыслов и ремесел: продвижение народных художественных промыслов в современное информационное и культурное пространство; расширение рынка сбыта изделий народных художественных промыслов; привлечение внимания к предлагаемым туристским продуктам; расширения представления гостей, в том числе иностранных партнеров и клиентов (туристов), о Республике Мордовия; создание не менее 50 рабочих мест. |
Оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти по содействию развитию конкуренции | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Формирование рейтинга исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия по уровню содействия развитию конкуренции |
Краткое описание успешной практики |
В целях стимулирования исполнительных органов государственной власти (руководителей и специалистов) к деятельности по содействию развитию конкуренции на товарных рынках предложено проведение их рейтингования. Предлагаемая практика относится к системным мерам. Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции разработана Методика формирования рейтинга исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия по уровню содействия развитию конкуренции в курируемых сферах деятельности. Рассмотрена на заседании Координационного совета по развитию конкуренции при Главе Республики Мордовия и утверждена протокольным решением Координационного совета от 18 декабря 2019 г. N 5/кс). Целью рейтинга является повышение мотивации исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия к достижению высоких результатов в работе по содействию развитию конкуренции. Задача Методики - определение критериев и формирование подходов, которые будут применены при составлении рейтинга. Разработана на основе Методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 17 октября 2019 г. N 670 и устанавливает порядок оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти РМ по внедрению стандарта развития конкуренции. Для оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия установлены показатели и индикаторы, отражающие внедрение положений Стандарта и реализацию планов мероприятий ("дорожных карт") по содействию развитию конкуренции. Учитывается информация о внедрении лучших практик по содействию развитию конкуренции на товарных рынках, а также предложения о потенциальных лучших практиках для тиражирования. Для оценки деятельности установлены балльные значения. С целью повышения мотивации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия к достижению высоких результатов в работе по содействию развитию конкуренции в установленных сферах деятельности Методика содержит положение о возможности материального поощрения руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, имеющих итоговый рейтинг с 1 по 3 место. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Действующая нормативная правовая база по вопросам реализации положений Стандарта развития конкуренции; наличие разработанного и утвержденного документа (Методики), определяющего подходы при формировании рейтинга исполнительных органов государственной власти Республики конкуренции. Мордовия по уровню содействия развитию |
Описание результата (текущей ситуации) |
В 2020 году Уполномоченным органом будет осуществлена работа в тестовом режиме по подведению итогов деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия по уровню содействия развитию конкуренции в 2019 году и сформирован рейтинг согласно разработанной методике. |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Применение указанного подхода к деятельности исполнительных органов государственной власти повысит заинтересованность, а, следовательно, и качество их работы по содействию развитию конкуренции на товарных рынках. |
Организация межрегионального взаимодействия в рамках деятельности, направленной на развитие конкуренции | |
Наименование лучшей практики по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
Организация и проведение мероприятий, направленных на межрегиональное взаимодействие в рамках деятельности по развитию конкуренции |
Краткое описание успешной практики |
Разработка и реализация совместных мероприятий по развитию конкуренции уполномоченными органами по развитию конкуренции Республики Мордовия и Пензенской области в рамках Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Мордовия и Правительством Пензенской области. Предполагается реализовать следующие мероприятия: обмен опытом по реализации мероприятий по содействию развитию конкуренции на территории сторон; обмен действующими на территории Республики Мордовия и Пензенской области нормативными правовыми актами и методическими документами, направленными на содействие развитию конкуренции; участие в мероприятиях по направлению развития конкуренции, организуемых сторонами; выполнение Плана мероприятий между Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и Министерством экономики Пензенской области по вопросам содействия развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта. |
Ресурсы, привлеченные для ее реализации |
Практика разработана Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и Министерством экономики Пензенской области в рамках действующих полномочий в соответствии с положениями о Министерстве экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и Министерстве экономики Пензенской области. |
Описание результата (текущей ситуации) |
В развитие положений о разработке и реализации совместных проектов, направленных на развитие экономики Республики Мордовия и Пензенской области Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Мордовия и Правительством Пензенской области протокольным решением от 25 декабря 2019 г. уполномоченными органами по развитию конкуренции Республики Мордовия, Пензенской области отмечена целесообразность проведения совместных действий по исследованию межрегиональных границ товарных рынков, разработке и реализации совместных мероприятий в рамках внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержден План мероприятий между Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия и Министерством экономики Пензенской области по вопросам содействия развитию конкуренции в рамках внедрения стандарта развития конкуренции. Планом предусмотрено: создание рабочей группы по вопросам проведения исследования межрегиональных границ товарных рынков; разработка методического инструментария по проведению исследования межрегиональных границ товарных рынков; проведение исследования и анализ его результатов; обмен результатами исследования. Реализация совместного Плана мероприятий позволит обеспечить в полном объеме выполнение положений Стандарта развития конкуренции на территории Республики Мордовия и Пензенской области, способствовать достижению показателей национального плана развития конкуренции в Российской Федерации, предусмотренных для регионов. |
Значение количественного (качественного) показателя результата |
Развитие взаимодействия сторон в рамках межрегионального сотрудничества; обмен опытом и выработка совместных предложений по развитию конкуренции; проведение исследования межрегиональных границ товарных рынков и реализация совместных мероприятий в рамках внедрения Стандарта. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.