Inland navigation transport. Hydrographic works. Evaluation of quality of works. General provisions and requirements for evaluation
ОКС 03.220.40
Дата введения - 1 июля 2020 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова" (ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1361-ст
4 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт разработан во исполнение положений Кодекса [1] и постановления Правительства Российской Федерации [2], предусматривающих обязательное выполнение гидрографических работ на водных путях, объектах и сооружениях инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения и требования к оценке качества гидрографических работ на внутреннем водном транспорте.
Применение настоящего стандарта осуществляется при производстве гидрографических работ, подготовке отчетности и приемке выполненных работ.
Настоящий стандарт распространяется на внутренние водные пути.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения
СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 контроль качества: Определение соответствия выполненных работ установленным требованиям.
4 Общие положения
4.1 Цели настоящего стандарта состоят в обеспечении единства и общих требований к оценке качества гидрографических работ на внутреннем водном транспорте.
4.2 Гидрографические работы на внутреннем водном транспорте включают:
- съемку рельефа дна;
- гидрографическое траление;
- грунтовую съемку;
- топографическую съемку береговой полосы;
- сбор сведений для лоций.
4.3 При выполнении гидрографических работ должен быть обеспечен контроль качества на всех этапах выполнения работ.
4.4 Оценка качества гидрографических работ заключается в сопоставительной оценке результатов работ, оформленных в отчетной документации с требованиями технического проекта.
4.5 Стандарт распространяется на техническую документацию на гидрографические работы, связанные со строительством новых объектов внутреннего водного транспорта, выполнением ремонтных работ, реконструкцией и обследованием акваторий.
4.6 При использовании материалов гидрографических работ прошлых лет следует оценить их качество, по результатам оценки принять решение об их использовании.
4.7 На предприятии исполнителя, выполняющем гидрографические работы на внутреннем водном транспорте, должна быть внедрена и сертифицирована система управления качеством.
4.8 Качество гидрографических работ определяется системой контроля качества исполнителя (внутренний контроль), а также техническим контролем заказчика (внешний контроль).
4.9 Материалы гидрографических работ должны быть идентифицированы с исполнителями.
4.10 Отчетные материалы гидрографических работ должны проходить процедуру нормоконтроля.
5 Съемка рельефа дна
5.1 Оценка качества съемки рельефа дна складывается из оценки качества материалов по отдельным видам работ и оценки качества съемки в целом.
5.2 При выполнении оценки качества проверяется соответствие материалов съемки требованиям, содержащимся в техническом проекте, и соответствие допускам, установленным настоящим стандартом.
5.3 Материалы съемки проверяются на соответствие требованиям технического проекта по следующим параметрам:
- комплектность материалов;
- междугалсовые расстояния и перекрытия смежных полос;
- правильность определения места;
- правильность измерения глубин и определения поправок глубин;
- правильность работы приборов, инструментов и систем;
- правильность определения поправок приборов, инструментов и систем;
- сходимость глубин с материалами работ прошлых лет;
- правильность оформления материалов съемки;
- полнота покрытия галсами и полосами съемки всего обследованного района;
- полнота обследования вновь обнаруженных навигационных опасностей;
- точность определения места;
- правильность организации наблюдений на уровенных постах и приведения глубин к принятому нулю глубин или условному уровню.
5.4 Материалы съемки проверяются на соответствие следующим допускам:
- погрешность исправленных глубин должна быть не хуже, чем 0,3 м;
- погрешность определения плановых координат исправленных глубин должна быть не хуже, чем 0,3 м на уровне 95 % обеспеченности;
- среднее квадратическое расхождение глубин в точках пересечения контрольных галсов и галсов основного покрытия не должна превышать 0,3 м;
- максимальное расхождение глубин в точках пересечения галсов основного покрытия и контрольных галсов не должно превышать 0,6 м.
5.5 Качество выполненной съемки рельефа дна в целом оценивается по следующей шкале:
- "отлично" - материалы работ комплектны, взаимно согласованы и пригодны для дальнейшего использования, расхождения между глубинами в точках пересечения галсов не более чем в 5 % случаев превышают 0,3 м, не превосходя 0,6 м;
- "хорошо" - материалы работ комплектны, взаимно согласованы и пригодны для дальнейшего использования, расхождения между глубинами в точках пересечения галсов не более чем в 10 % случаев превышают 0,3 м, не превосходя 0,6 м;
- "удовлетворительно" - материалы работ частично взаимно не согласованы и для дальнейшего использования пригодны после доработки, расхождения между глубинами в точках пересечения галсов не более чем в 15 % случаев превышают 0,3 м, не превосходя 0,6 м;
- "неудовлетворительно" - материалы работ не комплектны или взаимно не согласованы и к дальнейшему использованию не пригодны.
Примечание - Требования к полноте и качеству отчетных материалов могут уточняться исполнителем работ по съемке рельефа дна по согласованию с заказчиком.
6 Гидрографическое траление
6.1 Оценка качества гидрографического траления складывается из оценки качества отдельных работ и оценки качества гидрографического траления в целом.
6.2 При выполнении оценки проверяется соответствие материалов траления требованиям, содержащимся в техническом проекте, и соответствие допускам, установленным настоящим стандартом.
6.3 Материалы гидрографического траления проверяются на соответствие требованиям технического проекта по следующим параметрам:
- перекрытия тральных полос;
- правильность установок трала на заданную глубину траления;
- угол сноса тралящего судна;
- правильность определения места;
- правильность расчета уровня воды;
- правильность работы приборов, инструментов, систем и конструкций;
- правильность определения поправок приборов, инструментов и систем;
- правильность оформления материалов гидрографического траления;
- полнота покрытия тральными полосами всего обследованного района;
- полнота обследования вновь обнаруженных навигационных опасностей;
- точность определения места;
- правильность организации наблюдений на уровенных постах и приведения глубин к принятому нулю глубин или условному уровню.
6.4 Материалы гидрографического траления проверяются на соответствие следующим допускам:
- погрешность определения плановых координат исправленных глубин должна быть не хуже, чем 2,0 м на уровне 95 % обеспеченности.
Примечание - Требования к полноте и качеству отчетных материалов могут уточняться исполнителем работ по гидрографическому тралению дна по согласованию с заказчиком.
7 Грунтовая съемка
7.1 Оценка качества грунтовой съемки заключается в оценке полноты материалов, достаточной для выявления противоречий в характеристиках и границах распространения грунтов по сравнению с характеристиками и границами, показанными на действующих картах.
7.2 Оценка выполняется по следующим параметрам:
- правильность эксплуатации грунтодобывающих устройств;
- правильность эксплуатации приборов для лабораторных исследований;
- полнота покрытия района съемки грунтовыми станциями;
- достаточность контрольных станций для устранения выявленных противоречий с ранее выполненными работами;
- сходимость границ распространения грунтов одного типа.
Примечание - Требования к полноте и качеству отчетных материалов могут уточняться исполнителем работ по грунтовой съемке по согласованию с заказчиком.
8 Топографическая съемка береговой полосы
8.1 Оценка качества топографической съемки береговой полосы выполняется в соответствии с требованиями СП 47.13330.2012, в зависимости от масштаба и содержания съемки, установленными техническим проектом.
Примечание - Требования к полноте и качеству отчетных материалов могут уточняться исполнителем работ по топографической съемке береговой полосы по согласованию с заказчиком.
9 Сбор сведений для лоций
9.1 Оценка качества сбора сведений для лоций сводится к оценке подтверждения актуальности и достоверности собранных материалов.
Библиография
[1] |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г.) |
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58735-2019 "Внутренний водный транспорт. Гидрографические работы. Оценка качества работ. Общие положения и требования к оценке" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2019 г. N 1361-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 июля 2020 г.