Письмо Минфина России от 22 июля 2020 г. N 24-03-08/64115
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части применения приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), установления в контракте сроков поставки, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи, следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.
В реализацию части 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливающие 15-процентную ценовую преференцию товарам, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза.
Указанные преференции, установленные Приказом N 126н направлены на развитие, в том числе отечественного производства.
При этом при включении того или иного товара в перечень, предусмотренный Приказом N 126н проводится анализ потребностей заказчиков на поставку товаров определенных групп, анализ возможностей производителей товаров удовлетворить потребности заказчиков, как по количеству, так и по качеству товара. Также проводится анализ состояния конкуренции на товарном рынке и иные исследования, позволяющие определить возможность установления условий допуска иностранных товаров.
В части установления в контракте сроков исполнения контракта сообщаем, что заказчики самостоятельно определяют свою потребность в товарах, работах, услугах, а также сроки поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ информация о сроках поставки товара или завершения работы, либо график оказания услуг указывается в извещении об осуществлении закупки, а также в проекте контракта являющегося неотъемлемой частью документации о закупке.
При этом статьей 105 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник закупки до окончания установленного срока подачи заявок вправе обжаловать положения документации о закупке или извещения о проведении запроса котировок в контрольный орган в сфере закупок.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Условиями допуска иностранных товаров к закупкам установлена 15% ценовая преференция товарам из ЕАЭС. Преференции направлены на развитие в том числе отечественного производства.
Информация о сроках поставки товара, завершения работы либо график оказания услуг указывается в извещении об осуществлении закупки, а также в проекте контракта.
Любой участник закупки до окончания срока подачи заявок вправе обжаловать положения документации о закупке или извещения о проведении запроса котировок в контрольный орган в сфере закупок.
Письмо Минфина России от 22 июля 2020 г. N 24-03-08/64115
Текст письма опубликован не был