Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращения по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в рамках компетенции сообщает следующее.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "14.09.2018"
Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить, что согласно пунктам 5-7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы (в том числе орган государственной власти), Госкорпорация "Росатом", Госкорпорация "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные и муниципальные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации либо согласно частям 1 и 2 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды:
- нежилого здания;
- нежилого строения;
- нежилого сооружения;
- нежилого помещения;
- земельного участка;
- жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства,
Таким образом, лица, указанные в пунктах 5-7 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ и являющиеся заказчиками, в том числе государственные и муниципальные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, при этом в случае необходимости аренды жилого помещения, находящегося на территории иностранного государства, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ вправе осуществить только заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства.
При отсутствии оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ должен использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заместитель директора Департамента |
И.Ю. Куст |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 24-05-08/20103 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был