Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Администрации
города Бийска
Алтайского края
от 09.07.2010 г. N 1869
Городская целевая программа
города Бийска Алтайского края "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности" на 2010-2014 годы
15 декабря 2010 г.
Постановлением Администрации города Бийска Алтайского края от 15 декабря 2010 г. N 3189 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Городская целевая программа города Бийска Алтайского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на 2010-2014 годы (далее - Программа) |
|||||||
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 04.06.2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики"; Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Постановление Администрации края от 10.11.2008 N 474 "Об энергетической стратегии Алтайского края на период до 2020 года"; Постановление Администрации края от 28.12.2009 N 549 "Об утверждении краевой программы "Повышение энергетической эффективности экономики Алтайского края и сокращение издержек в бюджетном секторе" на 2010-2012 годы"; Распоряжение Администрации города Бийска Алтайского края от 06.05.2010 г. N 509-р "Об утверждении состава рабочей комиссии по разработке городской целевой программы "Энергосбережение" |
|||||||
Заказчик Программы |
Администрация города Бийска Алтайского края |
|||||||
Разработчик Программы |
Муниципальное автономное учреждение "Центр развития наукограда" |
|||||||
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок выполнения Программы 2010-2014 годы. |
|||||||
Цель Программы |
Повышение энергетической эффективности экономики города через реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) |
|||||||
Основные принципы программы | ||||||||
- учет и контроль всех получаемых, производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсов; | ||||||||
- совершенствование нормативных и правовых условий для обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности; | ||||||||
- создание экономических, преимущественно рыночных, механизмов энергосберегающей деятельности; | ||||||||
- лимитирование и нормирование энергопотребления в бюджетной сфере; | ||||||||
- активная пропаганда энерго- и ресурсосбережения среди населения и других групп потребителей; | ||||||||
- обучение и подготовка специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; | ||||||||
- поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; | ||||||||
- системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности. | ||||||||
Исполнители основных мероприятий. |
Структурные подразделения Администрации города Бийска Алтайского края, муниципальные учреждения и предприятия города. |
|||||||
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования* 466 629 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации: |
|||||||
|
N п.п. |
По источникам финансирования |
2010 год, млн. руб. |
2011 год, млн. руб. |
2012 год, млн. руб. |
2013 год, млн. руб. |
2014 год, млн. руб. |
Всего, млн. руб. |
|
1. |
Бюджет городского округа город Бийск Алтайского края |
3,954 |
21,976 |
9,28 |
0,2 |
0,2 |
35,61 |
|
2. |
Внебюджетные средства |
0 |
65,1 |
253,77 |
4,9 |
22 |
345,77 |
|
Итого |
|
3,954 |
87,076 |
263,05 |
5,1 |
22,2 |
381,38 |
< | ||||||||
Ожидаемые конечные результаты от реализации программы |
Реализация Программы позволит обеспечить достижение следующих целевых показателей: - повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов до 100%; - сокращение расходов муниципального бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления на 21, 3 млн. руб.; - снижение удельных показателей потребления энергоресурсов по отношению к уровню 2009 года на 15-20%; - сокращение потребления холодной и горячей воды на 25-30 % за счет уменьшения непроизводительных потерь. |
|||||||
Система контроля за реализацией программы |
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Администрацией города Бийска Алтайского края |
Основные понятия и термины
В настоящей Программе применены следующие термины и определения:
организации с участием муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых муниципальное образование имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения;
энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
пропаганда - деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей;
энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
лимитирование (нормирование) энергопотребления - система мер регулирования условий поставки энергетических ресурсов и договоров энергоснабжения, направленная на уменьшение непроизводительного расхода энергетических ресурсов;
энергосберегающее оборудование - техническое устройство, обеспечивающее эффективное потребление топливно-энергетических ресурсов энергопотребляющей продукцией или составная часть энергопотребляющей продукции, обеспечивающая применение энергосберегающих технологий при потреблении топливно-энергетических ресурсов;
энергопотребляющая продукция - продукция, которая потребляет топливно-энергетические ресурсы при ее использовании по прямому функциональному назначению;
энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды;
энергетический паспорт - документ, отражающий баланс потребления энергетических ресурсов, показатели эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности организации, потенциал энергосбережения, а также сведения об энергосберегающих мероприятиях;
энергосервисная компания - юридическое лицо, оказывающее услуги и (или) выполняющее работы на основании договоров гражданско-правового характера по реализации энергосберегающих проектов;
энергосберегающий проект - комплекс работ и (или) услуг, реализация которого позволит юридическому и физическому лицу снизить удельное потребление энергоресурсов за счет эффективного использования энергетических ресурсов;
энергоснабжающая организация - коммерческая организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;
энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
В Программе используются термины и определения, принятые в ГОСТ Р 51387-99, ГОСТ Р 51541-99, ГОСТ Р 51380-99, ГОСТ Р 51379-99.
ТЭБ - топливно-энергетический баланс;
ВЭР - вторичные энергетические ресурсы;
ГВС - горячее водоснабжение;
ИТП - индивидуальный тепловой пункт;
КРМ - компенсаторы реактивной мощности;
МУП - муниципальное унитарное предприятие;
СМИ - средства массовой информации;
т у.т. - тонна условного топлива;
ТП - тепловой пункт;
ТЭК - топливо энергетический комплекс;
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы;
ТЭС - теплоэлектростанция;
ТЭЦ - теплоэлектроцентраль;
ФКУ - фильтрокомпенсирующие устройства;
УУТЭ - узел учета тепловой энергии;
ЦТП - центральный тепловой пункт.
1. Введение
В целях повышения энергетической эффективности экономики Алтайского края и сокращения издержек в бюджетном секторе, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", в соответствии с Энергетической стратегией Алтайского края на период до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации края от 10.11.2008 N 474 принято распоряжение Администрации г. Бийска от 06.05.2010 г. N 509-р "Об утверждении состава рабочей комиссии по разработке городской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на 2010-2014 годы (далее - Программа).
Для выполнения поставленных задач в структуру Программы помимо энергосбережения при потреблении энергоресурсов входят разделы "Организация системы учета потребления энергоресурсов", "Пропаганда энергосбережения", "Нормативно-правовая основа программы", "Система организации управления и контроля за исполнением Программы", "Городская автоматизированная система учета потребления энергоресурсов" (рис.1).
Программа направлена на выполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отвечает требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
2. Характеристика проблемы
В настоящее время Бийск - второй по значимости город Алтайского края, крупный промышленный (решающий вопросы обеспечения обороноспособности страны), научно-образовательный и культурный центр с населением 222,9 тыс. жителей (8,9% населения Алтайского края).
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Из-за износа объектов коммунальной инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях могут достигать 30% произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб, могут достигать значений в 10-15%.
Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период. При этом стоимость коммунальных услуг для населения постоянно растет.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к повышению уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Основными проблемами теплоснабжения города являются:
- затраты средств городского бюджета на компенсацию разницы в стоимости производства тепловой энергии МУП "Теплоэнергия" и оплатой тепловой энергии потребителями по установленным тарифам;
- значительный износ внутриквартальных сетей теплоснабжения и связанные с этим высокие потери тепловой энергии при транспортировке, нестабильность и низкое качество услуг теплоснабжения;
- отсутствие технической возможности подключения дополнительных тепловых нагрузок в районе массовой застройки города;
- низкий КПД локальных источников тепловой энергии и неполная загруженность ТЭЦ.
Техническое состояние электротехнического оборудования города не отвечает современным требованиям, 70% воздушных линий имеют 100% износ. Оборудование на распределительных пунктах (РП) и трансформаторных станциях (ТС) морально и технически устарело и требует замены для осуществления надежного и качественного электроснабжения потребителей. Потери электроэнергии при транспортировке превышают 16%. Распределительные станции должны иметь основной и резервный электрический ввод и должны быть снабжены системами аварийного отключения потребителей при возникновении аварийных ситуаций.
Основная проблемная зона по энергообеспечению территории Бийска - электроснабжение Заречной части города. Линия 20 кВ имеет большой износ, возникают перебои в электроснабжении, качество электроэнергии не соответствует нормам. Остальные объекты электроснабжения из-за ветхого состояния также не могут обеспечивать достаточной надежности и качества электроснабжения.
Основной проблемой систем водоснабжения и водоотведения города является плохое техническое состояние объектов водоснабжения и водоотведения, связанное с износом коммуникаций, существующее состояние объектов не отвечает требованиям. Следовательно, необходимым является проведение мероприятий по модернизации систем водоснабжения и водоотведения города Бийска.
Вместе с тем город Бийск имеет значительные резервы экономии энергоресурсов практически во всех сферах жизнедеятельности города, в частности, затраты электроэнергии на обслуживание полезного спроса (собственные и хозяйственные нужды электростанций и подстанций, потери электроэнергии в сетях) высоки и составляют около 16% от общей величины электропотребления. Потери тепловой энергии в тепловых сетях достигают величины 14,5%.
Есть серьезные резервы и в конечном потреблении: по тепловой энергии потенциал составляет 20-40%, по электроэнергии 15-20%, по воде 25-30%. Это касается основных затрат энергоресурсов на отопление зданий, горячее и холодное водоснабжение, лифтовое хозяйство, освещение.
Перспективное строительство жилья и объектов социально-культурной сферы потребует существенных дополнительных мощностей для надежного обеспечения новых потребителей. Развитие энергосбережения в городе позволит не только в сжатые сроки и с наименьшими затратами высвободить энергетические мощности для обеспечения темпов роста экономики города, но и снизить возрастающие расходы населения на коммунальные платежи, таким образом, энергосбережение имеет еще и социальную направленность.
3. Цели, задачи программы
Повышение энергетической эффективности экономики города через реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Задачи городской целевой программы:
- снижение удельных показателей потребления электрической энергии, тепловой энергии и воды; сокращение потерь энергоресурсов при производстве, транспортировки и потреблении;
- сокращение расхода бюджетных средств на обеспечение энергоресурсами муниципальных учреждений, органов местного самоуправления;
- создание общегородской системы учета потребления энергоресурсов;
- активная пропаганда энерго- и ресурсосбережения среди населения и других групп потребителей.
4. Основные пути решения проблемы
Проведенный поэтапный сбор и обработка исходных данных по энергопотреблению жилищным фондом и бюджетными объектами позволил получить обобщенную картину потребления энергоресурсов, оценить эффективность использования воды, электрической и тепловой энергии основными потребителями ТЭР. Анализ исходных данных позволил уточнить потенциал энергосбережения в жилом фонде, объектах социальной сферы, муниципальных предприятиях.
По тепловой энергии потенциал сбережения составляет 20-40 %, по электроэнергии 15-20 %, по воде 25-30%. Это касается основных затрат ТЭР - отопления жилых зданий, горячего водоснабжения населения, отопительно-вентиляционных нужд бюджетных объектов, лифтового хозяйства, осветительных приборов. Практически такой же потенциал энергосбережения есть и в промышленности, топливно-энергетическом комплексе города и края в целом.1
В процессе разработки Программы был проведен анализ данных по потреблению энергоресурсов (по каждому виду энергоресурсов в отдельности) по городу Бийску у следующих групп потребителей: промышленность; городской транспорт;
- жилищный фонд;
- объекты торговли; социальная сфера;
- строительный комплекс; потребители федерального уровня;
- потребители республиканского уровня.
В общей структуре потребления топливно-энергетических ресурсов были выделены электроэнергия, тепловая энергия, газ и водопотребление. При проведении анализа использованы данные филиала "Бийскмежрайгаз" ОАО "Алтайгазсервис", ООО УК "Центральная", ООО УК "Бико-Центр", ООО УК "Кристалл", ООО "Теплосеть", филиала "Бийские МЭС" ОАО "Алтайкрайэнерго", ООО "БийскэнергоТеплоТранзит", ООО "Бийскэнерго" муниципальных предприятий города Бийска, участвующих в городской программе энергосбережения.
В рамках Программы принято решение сосредоточить усилия на наиболее значимых для города секторах экономики: жилищный фонд, социальная сфера, коммунальные предприятия. Комплекс мероприятий, включенных в Программу, позволит реализовать у вышеуказанных потребителей в течение 2010 - 2014 годов до 45 - 50 % потенциала энергосбережения. При сохранении таких темпов внедрения энергосберегающих мероприятий к 2020 году потенциал энергосбережения будет реализован на 90 - 100 %.
Закладывать более высокие показатели экономии энергоресурсов в период реализации Программы экономически необоснованно и технически нецелесообразно, так как через 5 лет появятся более эффективные и экономичные технические решения и мероприятия.
Для поэтапной реализации всего располагаемого потенциала энергосбережения в Программе предусматриваются, помимо технических решений, организационно-экономические, правовые, административные мероприятия и активная пропаганда энерго- и ресурсосбережения. Реализация комплексных работ по экономии топливно-энергетических ресурсов качественно повысит энергетическую эффективность экономики города.
Эффективность методов пропаганды, организации учета энергоресурсов и использования организационных мер оценивалась исходя из международного и отечественного опыта их применения.
Существенную роль в повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов играют такие работы, как: разработка и анализ топливно-энергетического баланса города и оптимизация системы распределения энергии. Для этих целей необходима разработка и постоянный мониторинг топливно-энергитического баланса и разработка схем тепло-, электро-, газоснабжения города. Эти направления деятельности целесообразнее рассматривать как отдельные, самостоятельные работы.
1 Оценки потенциала энергосбережения в промышленности и ТЭК АК взяты из действующей краевой программы Алтайского края "Повышение энергетической эффективности экономики Алтайского края и сокращение издержек в бюджетном секторе" на 2010-2012 годы
5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап в течение 2010-2014 годов. Все технико-экономические показатели определены именно на этот период. До 2020 года сформированы показатели при условии, если с 2014 года по 2020 год будут сохранены темпы и эффективность внедряемых программных мероприятий.
6. Организация системы учета потребления энергоресурсов
Организация учета энергоресурсов на всех этапах (производство, распределение, потребление) является отправным пунктом для всех энергосберегающих мероприятий. Реализация программы установки узлов учета позволит не только сэкономить часть финансовых средств, но и выявить объекты с повышенными потерями, контролировать результаты внедрения энергосберегающих мероприятий, создать условия для внедрения механизмов экономического стимулирования энергосбережения всех участников процесса производства и потребления энергии.
В среднем по городу Бийску оснащенность многоквартирных домов системами учета тепловой энергии всего на 15%. Перерасход средств на отопление из-за отсутствия учета составляет не менее 22-26%.
В настоящее время среднее удельное водопотребление на одного жителя города Бийска составляет 1917 л/сут. Из-за неполного приборного учета расчеты за потребленную воду осуществляются, как правило, по утвержденным нормативам, а не за фактическое водопотребление. Установка приборов учета (индивидуальных и коллективных) в жилых и многоквартирных домах, квартирах (как показывает опыт) позволит снизить до 2012 года удельное водопотребление на 10-15% без снижения уровня комфортности, кроме того, выявит уровень утечек в сетях и заставит предприятия, эксплуатирующие сети, заниматься устранением утечек.
Контроль за исполнением требований закона в части оснащения приборами учета объектов жилищного фонда возложен на лиц, отвечающих за содержание многоквартирных домов, и организации, поставляющие ресурсы.
Оснащение приборами учета потребления энергоресурсов организаций с муниципальным участием осуществляется в рамках муниципального заказа и бюджетного финансирования. Контроль возложен на ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности Администрации города по отраслям.
7. Энергосбережение при потреблении энергоресурсов
7.1. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности жилищного фонда
Жилищный фонд города Бийска составляет 4612,8 млн. м2. Население города по состоянию на 1.01.2010 года составляет 222,9 тыс. чел. и является крупным потребителем энергоресурсов и воды.
По состоянию на 01.08.2010 года в эксплуатации находятся 20942 жилых дома из них многоквартирных - 2061.
Рекомендуемый перечень мероприятий для жилых и общественных зданий включает в себя мероприятия, прошедшие апробацию в реальных условиях эксплуатации, в крупных городах Российской Федерации
- усиление теплозащиты стен и перекрытий;
- замена старых окон на стеклопакеты, остекление лоджий и балконов;
- снижение потерь тепла с инфильтрацией воздуха путем уплотнения щелей и неплотностей оконных и дверных проемов, установка доводчиков входных дверей;
- теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и ГВС в неотапливаемых подвалах и на чердаках;
- комплексная модернизация тепло- и водоснабжения зданий "кустовым" методом с установкой автоматизированных ИТП;
- снижение гидравлических и тепловых потерь за счет удаления отложений с внутренних поверхностей радиаторов и разводящих трубопроводных систем экологически чистыми технологиями без демонтажа оборудования;
- установка автоматизированных узлов регулирования теплопотребления с балансировочными клапанами; установка квартирных приборов учета тепла (счетчиков тепла при горизонтальной разводке труб и радиаторных распределителей при вертикальной разводке), установка радиаторных термостатов;
- установка теплоотражателей между отопительным прибором и стеной;
- применение тепловых насосов для повышения эффективности использования располагаемого потенциала теплоносителя;
- модернизация внутриподъездной осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов;
- оборудование систем освещения подъездов, лестничных клеток системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия);
- модернизация действующего лифтового оборудования;
- внедрение многоставочных счетчиков электроэнергии, замена приборов учета по мере истечения межповерочного интервала на многотарифные приборы учета с подключением к информационной магистрали;
- оборудование зданий устройствами компенсации реактивной мощности.
Экономическая целесообразность указанных мероприятий будет определена по результатам энергетических обследований объектов жилищного фонда.
Информационное обеспечение мероприятий и пропаганда энергосбережения и повышения энергетической эффективности будут проводиться постоянно и планомерно с использованием доступных информационных ресурсов, в том числе средства массовой информации, социальная реклама.
7.2. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности в системах коммунальной инфраструктуры
В рамках Программы реализуются такие мероприятия, как проведение обязательного энергетического обследования объектов коммунальной инфраструктуры и модернизация системы водоснабжения и водоотведения.
До проведения мероприятий по энергетическому обследованию объектов коммунальной инфраструктуры необходимо составить реестр объектов коммунальной инфраструктуры подлежащих обязательному энергетическому обследованию в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры осуществляются в рамках долгосрочных целевых программ предприятий осуществляющих регулируемые виды деятельности
7.3. Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности организаций с участием муниципального образования
Согласно данным, предоставленным Администрацией города Бийска Алтайского края, по состоянию на 01.07.2010 года в эксплуатации находятся:
- учреждения образования - 84;
учреждения здравоохранения -13;
- учреждения культуры и спорта - 18;
прочие организации с участием МО -14.
Полный перечень организаций с участием муниципального образования включенных в Программу представлен в Приложении 2.
Табл. 7.1. Итоговое потребление
объектами социальной сферы за 2009 год*1
Принадлежность объектов |
Потребленные энергоресурсы |
|||||||
Тепловая энергия |
Электроэнергия |
Холодная вода |
||||||
тыс. Гкал |
тыс. руб. |
т.у.т |
тыс. кВт*ч |
тыс. руб. |
т.у.т. |
тыс. м3 |
тыс. руб. |
|
Образование |
49,43 |
47 924,41 |
7 345,30 |
5 539,94 |
18 515,34 |
1 908,51 |
200,25 |
2 325,34 |
Здравоохранение |
23,35 |
33 921,69 |
3 469,81 |
5 948,81 |
18 309,68 |
2 049,37 |
142,45 |
1 631,19 |
Культура и спорт |
9,69 |
8 536,77 |
1 439,93 |
1 463,85 |
4 228,47 |
504,30 |
50,60 |
578,15 |
Прочие организации с участием МО |
6,34 |
2 915,04 |
942,12 |
918,09 |
3 039,18 |
316,28 |
7,49 |
81,25 |
Всего |
88,81 |
93 297,91 |
13 197,17 |
13 870,69 |
44 092,67 |
4 778,45 |
400,79 |
4 615,93 |
Табл. 7.2. План замены и установки новых узлов
учета в социальных объектах городам
Объекты |
Энергоресурсы |
2010 |
Итого |
Учреждения образования |
тепло |
54 |
54 |
горячая вода |
73 |
73 |
|
холодная вода |
71 |
71 |
|
эл/энергия |
86 |
86 |
|
Учреждения здравоохранения |
тепло |
6 |
6 |
горячая вода |
17 |
17 |
|
холодная вода |
32 |
32 |
|
эл/энергия |
8 |
8 |
|
Учреждения культуры и спорта |
тепло |
5 |
5 |
горячая вода |
20 |
20 |
|
холодная вода |
16 |
16 |
|
эл/энергия |
6 |
6 |
|
Прочие организации с участием МО |
тепло |
8 |
8 |
горячая вода |
14 |
14 |
|
холодная вода |
25 |
25 |
|
эл/энергия |
7 |
7 |
|
Итого объектов |
тепло |
73 |
73 |
горячая вода |
124 |
124 |
|
холодная вода |
144 |
144 |
|
эл/энергия |
107 |
107 |
*1 Данные предоставлены Финансовым управлением Администрации города Бийска
Табл. 7.3. План замены ламп накаливания
энергосберегающими в социальных объектах города
Объекты |
2010 |
2011 |
2012 |
Итого |
Учреждения образования |
3 800 |
7 760 |
|
11 560 |
Учреждения здравоохранения |
2 200 |
5 880 |
|
8 080 |
Учреждения культуры и спорта |
1 000 |
1 387 |
- |
2 387 |
Прочие организации с участием МО |
800 |
1 960 |
|
2 760 |
Итого, шт. |
7 800 |
16 987 |
- |
24 787 |
7.4. Энергетическое обследование и энергетическая паспортизация
7.4.1. Энергетическое обследование
и энергетическая паспортизация жилищного фонда
Основными целями энергетического обследования являются:
- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
- определение показателей энергетической эффективности;
- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Энергетическое обследование в жилищном фонде проводится в добровольном порядке. По результатам энергетического обследования многоквартирного дома составляется энергетический паспорт, который подлежит передаче собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, в соответствии с законодательством должен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.
7.4.2. Энергетическая паспортизация
и энергетическое обследование организации
с участием МО
Энергетическая паспортизация, как плановое мероприятие, должно охватывать все организации с участием МО, в первую очередь учреждения образования и здравоохранения. Работа должна быть выполнена в 2011-2012 годах. Повторная паспортизация в соответствии с законодательством должна проводиться не реже чем один раз каждые пять лет. В 2010 году должны быть разработаны и утверждены:
- положение об энергетической паспортизации организаций с участием МО;
- порядок мониторинга энергопотребления организаций с участием МО.
7.4.3. Энергетическое обследование и энергетическая
паспортизация муниципальных предприятий
Энергетическое обследование и энергетическая паспортизация в рамках программы выполняются во всех муниципальных предприятиях, независимо от их объема потребления топливно-энергетических ресурсов. Работы выполняются в 2010-2012 годах.
7.4.4. Система программных мероприятий
Программа включает реализацию следующих мероприятий:
1. Проведение энергетического обследования зданий муниципальной собственности, включаемых в программу энергетической эффективности.
Данное мероприятие предусматривает детальное обследование муниципальных зданий с целью выявления потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выработки мер по его реализации.
В этих целях предварительно проводится первоначальный осмотр зданий и выявление реальной возможности реализовать энергосберегающие мероприятия, а также предварительная технико-экономическая оценка и затем создается база данных по всем муниципальным зданиям города.
В рамках сотрудничества и заключенных соглашений Администрацией города создается информационная система, включающая сведения обо всех муниципальных зданиях города. Информационная база охватывает здания, являющиеся собственностью муниципального образования. Она содержит информацию о потреблении по основным целевым группам (образование, здравоохранение, культура, спорт, административный сектор), по зданиям, по типу энергии, по расходам потребленной энергии и о доле финансирования из бюджета города. Информация подразделяется на две группы данных:
начальная (базовая) информация об объекте, которая является относительно постоянной и характеризует основные строительно-конструктивные качества здания, его техническое оборудование и энергоснабжение;
переменная информация, связанная с изменениями уровней потребления энергии в зависимости от периода времени, используемых технологий.
База данных заполняется на основании технических паспортов и информации, предоставленной руководителями департаментов и управлений мэрии города. База данных позволяет произвести анализ энергопотребления и представить отчеты по всей введенной информации и обо всех объектах.
Стандартные отчеты охватывают:
описание зданий (данные о площадях, конструкциях, сооружениях и источниках теплоснабжения здания);
список объектов (разделяются на сектора, целевые группы);
объекты и пользователи (объединяются по целевым группам и по мэрии города в целом);
суммарные расходы (потребление энергии в МВтч и стоимости для временных периодов отобранного года, квартала и целевой группы);
диаграмма суммарных расходов (диаграмма потребления энергии и энергозатрат в выбранном году);
потребление энергии объектами в МВтч по годам (краткий обзор потребления энергии по отобранным объектам в МВтч в течение всех введенных в базу лет);
удельные расходы (полное потребление объектами энергии в МВтч, удельное потребление в кВтч/м2 и стоимость платежных периодов для отобранных объектов в течение одного года);
тип теплоснабжения и потребления (полный обзор типов отопления и источников теплоснабжения в зданиях, разделённый по целевым группам).
Специализированные отчеты охватывают следующую информацию об объектах:
дата постройки;
удельные расходы на отопление;
по режиму эксплуатации здания (список объектов с указанным циклом эксплуатации - весь год или сезонный (лето или зима);
по виду технической системы (список объектов, выбранных по типу технических систем (отопление, вентиляция и т.д.);
работа, проводимая на объектах по повышению энергетической эффективности (список объектов с продолжающимся или законченным выполнением мероприятий по энергетической эффективности, с описанием энергосберегающих мероприятий).
Анализ базы данных позволит выбрать здания с наибольшим удельным потреблением и стать первым звеном в системе отбора объектов для проведения энергетического обследования и планирования последующей реализации энергосберегающих проектов в рамках выделенного финансирования.
Все определенные в ходе энергетического обследования энергосберегающие мероприятия со сроком окупаемости не более 5 лет реализуются в первоочередном порядке.
Отбор организаций для осуществления энергетического обследования производится на конкурсной основе.
2. Разработка проектно-сметной документации, проведение капитального ремонта и модернизации муниципальных зданий.
Данными мероприятиями предусматривается выполнение в муниципальных зданиях энергосберегающих проектов предложенных при проведении энергетического обследования.
3. Проведение мониторинга использования тепловой и электрической энергии в зданиях муниципальных учреждений после реализации энергосберегающих проектов.
В результате реализации энергосберегающих мероприятий энергопотребление в зданиях снижается до уровня, рассчитанного при энергетическом обследовании, и остается на данном уровне в течение некоторого времени. Как показывает опыт реализации многих проектов, через несколько лет энергопотребление снова начинает расти. Через 3-5 лет энергопотребление иногда возвращается к тому же уровню, как и до реализации энергосберегающих мер. Аналогичные тенденции имели место и в новых зданиях.
Чтобы избежать этого, требуется вести постоянный мониторинг энергопотребления. Энергомониторинг доказал, что он не только полезный инструмент после реализации проекта по энергетической эффективности, но и в течение всего срока эксплуатации здания. Международный опыт внедрения энергомониторинга как отдельной меры показывает, что достигаемая экономия энергии и воды составляет от 5 до 15 процентов от уровня их потребления.
4. Разработка системы профессионального управления и технического обслуживания муниципальных зданий. Существующая система управления и технического обслуживания муниципальных зданий далека от совершенства и не позволяет поддерживать их конструкции и инженерные системы на должном уровне, что так же# влияет на эффективность использования энергии в самих зданиях.
Для обеспечения надлежащего содержания зданий муниципальной собственности в течение срока службы и для минимизации расходов обслуживание и ремонт# необходимо разработать стандарты содержания, точно определяющие порядок обслуживания на требуемом уровне для различных систем и частей здания. Требуемый уровень должен соответствовать санитарным нормам и правилам, техническим регламентам и конкретным дополнительным требованиям со стороны владельца зданий.
В рамках Программы планируется разработка системы профессионального управления и технического обслуживания зданий, обучение обслуживающего персонала учреждений бюджетной сферы и проведение конкурсов на право заключения договоров, направленных на рациональное использование энергоресурсов.
5. Разработка следующих нормативных документов по энергетической эффективности и энергосбережению:
положение о порядке отбора объектов социальной сферы для реализации энергосберегающих мероприятий;
положение об установлении долгосрочных лимитов потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями;
положение об оценке эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и потенциала энергосбережения.
6. Проведение конкурсов на право заключения энергосервисных контрактов.
7. Разработка Типового положения о материальном стимулировании работников муниципальных учреждений за экономию энергетических ресурсов.
8. Модернизация систем освещения помещений, зданий муниципальных учреждений.
Мероприятия предусматривают переход освещения зданий муниципальных учреждений с обычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы, установку сенсорных систем включения освещения.
Мероприятия Программы подлежат уточнению:
по результатам проведенного энергетического обследования муниципальных зданий, включенных в Программу, и на основании проектно-сметной документации указываются виды и стоимость проводимых работ, приобретаемого оборудования, а также наименования муниципальных учреждений, в которых будут проводиться данные мероприятии Программы;
Перечень программных мероприятий, с указанием объемов финансирования, исполнителей Программы и сроков приведен в Приложении N 1.
8. Сокращение потребляемой электрической мощности
В настоящее время потребители города Бийска обеспечены электроэнергией в полном объеме.
Для обеспечения потребителей города услугами электроснабжения используется 1209,74 км линии электропередач (361,24 км магистральных сетей и 681,39 км распределительных сетей, 146,0 км сетей наружного освещения), 13 распределительных пунктов и 329 трансформаторных подстанций.
Снабжение Бийска электроэнергией осуществляется от основного источника - ООО "Бийскэнерго", данная компания управляет ТЭЦ-1, имеющей установленную электрическую мощность 535 МВт.
Техническое состояние электротехнического оборудования города не отвечает требованиям. 70% воздушных линий имеют 100% износ. Оборудование на распределительных пунктах (РП) и трансформаторных станциях (ТС) морально и технически устарело и требует замены для осуществления надежного и качественного электроснабжения потребителей. Потери электроэнергии превышают 16%.
Распределением электроэнергии в городе занимаются такие организации как филиал ОАО "Алтайкрайэнерго" "Бийские МЭС", филиал "Восточные электрические сети" ОАО "МРСК Сибири"-"Алтайэнерго" и ООО ПСП "Управление механизацией N 4".
Собственником большей части электросетей является филиал ОАО "Алтайэнерго" "Бийские МЭС". Им принадлежит 1042,63 км электросетей, из которых 673,94 км - воздушные линии и 368,70 км - кабельные линии (магистральные - 361,24 км, распределительные - 681,39 км). Так же# ОАО "Алтайкрайэнерго" "Бийские МЭС" владеет 478 шт. трансформаторами общей мощностью 254574 кВА. Степень износа электросетей и оборудования превышает 80%.
Протяженность электрических сетей, эксплуатируемых "Восточными электрическими сетями" филиала ОАО "МРКС Сибири" - "Алтайэнерго" в г. Бийске составляет: ВЛ 110 кВ - 65,48 км.; ВЛ 35кВ - 35,85 км. Износ сетей и подстанций "ВЭС" составляет 73%.
На балансе ООО ПСП "Управление механизацией N 4" находятся электрические сети КЛ 6 кВ протяженностью 35,45 км и 36 трансформаторов общей мощностью 21140 кВА. Износ сетей составляет 70%.
С целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности, необходимо проведение единой технической политики при проведении реконструкции и развития электроснабжения города с применением единых новых технических решений и рекомендаций. Это позволит повысить надежность и качество электроснабжения потребителей, сократить эксплуатационные расходы, снять проблемы пониженного напряжения и др.
Существующие трансформаторные подстанций при строительстве не были рассчитаны на необходимые в настоящее время нагрузки и отработали свой ресурс. Имея меньшую мощность, в сравнении с современными трансформаторными подстанциями, они обладали большими реактивными мощностями, что приводило к увеличению потребляемой мощности; уменьшению мощности, доступной вторичным трансформаторам; увеличению падений напряжения и потерь на нагревание в кабелях; сокращению срока службы оборудования; увеличению на 30-60% суммы платежа за потребляемую электроэнергию. Кроме того, реактивная нагрузка создает значительные потери в сетях энергосистемы, поэтому энергосистемы и взимают плату за реактивную мощность, стимулируя потребителей для принятия мер к уменьшению ее потребления.
Вследствие этого, при замене трансформаторов и трансформаторных подстанций, применение оборудования с регулированием реактивной мощности приведет к снижению затрат на электроэнергию и повышению ее качества.
Система электроснабжения города исторически формировалась таким образом, что в ней используются электрические сети большинства применяемых номинальных напряжений, в частности, сетей номинальным напряжением 0,4 кВ; 6 кВ, 10 кВ, 20 кВ, 35 кВ, 110 кВ. Использование разных напряжений в сетях среднего напряжения значительно увеличивает затраты на эксплуатацию, но при этом не повышает надежность электроснабжения.
Оптимальным для города будет уход от использования такого разнообразия напряжений и унификация электросетей с максимально возможным переходом на линии напряжением 0,4 кВ; 10 кВ и в меньшей степени на линии 35 кВ. Это приведет к повышению надежности системы электроснабжения.
При реконструкции действующих сетей необходимо максимально использовать существующие сетевые сооружения и заменять неэффективные и ненадежные на те, которые будут отвечать современным запросам с учетом перспектив развития города.
Помимо этого в Бийске существует проблема с бесхозяйными электросетями. Согласно реестру бесхозяйных объектов по городу Бийску в городе существуют и используются электросети, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен, либо от права собственности отказался.
Суммарная протяженность таких электросетей составляет 79,121 км из которых:
- 23,19 км - воздушные линии электропередач (0,4 кВ);
- 4,4 км - воздушные линии электропередач (10 кВ);
- 44,341 км - кабельные линии электропередач (0,4 кВ);
- 7,19 км - кабельные линии электропередач (10 кВ).
Помимо электросетей существует 13 бесхозных ТП суммарной мощностью 5500 кВА.
По состоянию на сегодняшний день из-за отсутствия обслуживания износ этих объектов достиг 100%, в связи с чем снижаются показатели качества и надежности электроснабжения.
Решение данной проблемы возможно путем документального признания этих объектов как бесхозяйных, после чего станет возможным их передача на обслуживание электроснабжающим организациям. Для этого необходимо: подготовить техническую документацию; провести необходимое межевание земельных участков;
- провести восстановительный ремонт;
- произвести независимую рыночную оценку и объявить аукцион на продажу сетей новому собственнику.
9. Создание автоматизированной системы
учета потребления энергоресурсов
9.1. Актуальность создания автоматизированной
системы учета потребления энергоресурсов
Основой для деятельности по энергосбережению в масштабах города является внедрение подомового и поквартирного автоматизированного энергоучета.
Внедрение приборов подомового и поквартирного учета энергоресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) в городском хозяйстве приводит к существенной экономии этих ресурсов, так как создает экономические стимулы для сокращения их нерационального потребления. Ежегодная экономия денежных средств после установки приборов учета складывается из экономии, достигаемой за счет упорядочения механизма оплаты, рационального использования энергоресурсов и поступлений от штрафных санкций, предъявленных поставщику в случаях отклонения качественных и количественных показателей энергоносителей от нормируемых Договором.
Оплачивая фактически потребленные ресурсы по показаниям приборов учета, население также получает инструмент управления энергопотреблением, как на уровне квартиры, так и на уровне дома. С другой стороны, управляющие жилищные организации могут рассчитывать на безубыточность своей работы по предоставлению коммунальных услуг населению по договорам управления многоквартирными домами и могут контролировать качество предоставляемых услуг. Поставщики же услуг получают бесконфликтное выставление счетов потребителям и контроль над исполнением условий договора поставки энергоресурсов.
9.2. Цели и задачи создания системы
Целями создания автоматизированной системы учета потребления энергоресурсов является комплексное решение задач энергосбережения за счет:
- оплаты по фактическим, а не нормативным потребленным энергоресурсам на основе их автоматизированного коммерческого учета по отдельным потребителям (подомовой, поквартирный учет) с минимизацией влияния "человеческого фактора"
- диспетчерского контроля потребления энергоресурсов, в том числе мониторинга аварийных ситуаций и оперативного оповещения аварийных служб (минимизация потерь от утечек, "перетопа", хищений и т.д.)
- создание единого информационного пространства в масштабах энергосистемы города, объединяющего информацию о тепло-, водо-, газо-, электроснабжении, отражающей историю и текущее состояние фактических и расчетных коммерческих показателей
- обеспечение доступа к требуемой информации всем заинтересованным субъектам с соблюдением необходимого уровня информационной безопасности.
9.3. Ожидаемые результаты внедрения
Внедрение автоматизированной системы учета потребления энергоресурсов обеспечит получение эффектов экономического и социального характера за счет:
- уменьшения расходов города на оплату жилищно-коммунальных услуг предприятий социальной сферы вследствие ведения автоматизированного коммерческого учета фактического, а не нормативного потребления энергоресурсов
снижения ненормативных расходов (потерь) энергоресурсов в результате сокращения срока устранения аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры вследствие своевременного обнаружения и локализации аварийных участков по оперативным данным автоматизированного учета энергоресурсов.
Опыт создания подобных систем в разных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск и др.) позволяет отметить следующие положительные тенденции:
- сокращение материальных энергетических потерь до 25%
- снижение потребления энергоресурсов на 10-30%
- сокращение сроков и объемов задолженностей по оплате, повышения сборов по оплате за энергоресурсы на 10-20%
- в несколько раз сокращаются затраты на содержание многочисленных абонентских служб
- снижение расходов жителей на оплату энергоресурсов на 5-20% по отношению к существующему уровню платежей
- сокращение времени устранения аварийных ситуаций на 30%.
9.4. Этапы реализации системы
Создание автоматизированной системы учета потребления энергоресурсов - это комплексный проект, который целесообразно вести поэтапно:
1) Предпроектное обследование
2) Разработка укрупненного технического задания (или концепции) на создание автоматизированной системы учета потребления энергоресурсов
3) Разработка технического рабочего проекта единого городского диспетчерского пункта
4) Разработка технических проектов автоматизации типовых объектов ЖКХ
5) Разработка рабочих проектов привязки типовых проектных решений к конкретным объектам
6) Создание полномасштабного диспетчерского пункта с подключением к нему 1-ой группы зданий (объектов социальной сферы)
7) Постепенное подключение к системе зданий и сооружений 2-й, 3-й и последующих очередей (тиражирование), в том числе, в перспективе, диспетчеризация инженерных систем здания (лифтовое хозяйство, вентиляция, освещение, доступ в чердачные и подвальные помещения и т.п.)
10. Информационное обеспечение мероприятий
по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Пропаганда энергосбережения в городе Бийске
Информационное обеспечение мероприятий "Программы энергосбережения повышения энергетической эффективности" направлено на создание доступа к информации о целях, задачах, мероприятиях Программы, результатах их реализации для широкого круга лиц.
Цель пропаганды энергосбережения - вовлечение в процесс энергосбережения жителей города путем формирования устойчивого внимания к этой проблеме, создания общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения, возможностях и эффективности различных энергосберегающих мероприятий в жилищном секторе. Бийск является энергодефицитным городом, и программа предусматривает разработку мероприятий энергосбережения, которые в условиях определенного дефицита мощности могут являться эффективной антикризисной мерой, т.к. направлены на сознательное ограничение потребления электроэнергии населением, особенно в пиковые часы потребления.
Максимальная эффективность пропаганды может быть достигнута сочетанием информирования населения через городские средства массовой информации и просветительской работы на уровне районов города в условиях тесного контакта населения и территориальных органов исполнительной власти.
Программные мероприятия по данному направлению:
1. Информирование населения о способах энергосбережения в быту, преимуществах энергосберегающих технологий и оборудования, особенностях их выбора и эксплуатации;
2. Активное формирование общественного порицания энергорасточительства и престижа экономного отношения к энергоресурсам в обществе;
3. Вовлечение в процесс энергосбережения всех социальных слоев населения города, общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья;
4. Вовлечение рачительного# отношения к использованию энергоресурсов у детей и юношества через проведение занятий по основам энергосбережения в дошкольных и образовательных учреждениях города.
5. Создание "Городского центра энергоэффективности". Задачами "Городского центра энергоэффективности" будут являться:
- сбор всей информации об энергосбережении, практических примеров повышения энергетической эффективности, создание базы данных;
- создание и поддержание специализированного Интернет-портала;
- консультирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- подготовка к публикации и размещение в СМИ материалов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- организация конкурсов "Самое энергоэффективное ТСЖ (управляющая организация), "Лучший потребитель энергоресурсов" и т.п.
11. Разработка нормативно-правовой базы энергосбережения
Основной задачей раздела является создание стимулирующих факторов энергосбережения. Состояние законодательства в сфере энергосбережения и перспектив его развития является одним из ключевых факторов для достижения целей и задач городской Программы. В настоящее время законодательство об энергосбережении как в Российской Федерации, так и в Алтайском крае, недостаточно развито.
Действующий Федеральный закон от 03 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" преимущественно основан на отсылочных нормах, разработка и реализация которых в рамках других нормативных документов не решается. В настоящее время согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" нормы энергетической эффективности, установленные в государственных стандартах, технических нормах и правилах, практически утратили обязательность применения.
В рамках городской целевой программы "Энергосбережение" планируется разработать в 2010-2012 годах:
1. Положение об энергетической паспортизации объектов социальной сферы;
2. Порядок мониторинга объектов социальной сферы;
3. Порядок перераспределения (высвобождения) присоединенной мощности в городе Бийске;
4. Требования по компенсации реактивной мощности на существующих объектах бюджетной сферы и предприятиях городского хозяйства;
5. Положение о Комиссии по энергосбережению в городе Бийске;
6. Положение о Городском центре энергоэффективности;
7. Положение об установлении социальной нормы потребления
8. Положение о дифференциации тарифов.
12. Система организации управления и контроля
за исполнением Программы
12.1. Система организации управления Программой
Комиссия по энергосбережению является коллегиальным межведомственным органом управления Программой, ответственным за принятие решений по выполнению Программы, требующих координации взаимодействия всех структур и организаций города, участвующих в реализации Программы.
Комиссия по энергосбережению рассматривает предложения по корректировке программы в целом или ее отдельных разделов, принимает решение о целесообразности внесения изменений в программу и формирует сводный документ по корректировке программы для рассмотрения на уровне главы Администрации города Бийска.
В целях выполнения вышеуказанных функций, Комиссия по энергосбережению проводит заседания не реже 1 раза в месяц. В состав Комиссии по энергосбережению включены представители отраслевых и территориальных органов управления городом, а также представители ресурсоснабжающих и управляющих организаций города.
Реализация Программы осуществляется через выполнение конкретных мероприятий.
Мероприятия Программы реализуются:
- отраслевыми и территориальными органами управления города Бийска;
- организациями, выбираемыми в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- иными организациями, вошедшими в Программу для реализации энергосберегающих мероприятий программно-целевым методом.
12.2. Мониторинг Программы
Мониторинг и текущее управление реализацией Программы осуществляет отдел промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края. Мониторинг выполнения программных мероприятий осуществляется путем ежемесячного сбора от исполнителей программы информации об объемах выполненных работ.
Ежеквартальные отчеты о ходе реализации Программы направляются отделом промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края для рассмотрения в Комиссию по энергосбережению.
Отдел промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края разрабатывает и утверждает план мониторинга эффективности внедряемых мероприятий. Результаты мониторинга эффективности внедряемых мероприятий не реже одного раза в полугодие выносятся на рассмотрение Комиссии по энергосбережению.
12.3. Контроль за реализацией программы
Отдел промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края осуществляет систематический контроль за исполнением Программы на основании анализа ежемесячных отчетов исполнителей и заключений независимой экспертизы. По итогам представленной информации подготавливаются промежуточные ежеквартальные отчеты с результатами выполнения работ и направляются в Комиссию по энергосбережению.
Сводный отчет о выполнении работ с предложениями о корректировке Программы и действиях, которые необходимо совершить исполнителями в целях эффективной реализации Программы, формируется отделом промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Сводный отчет направляется в Комиссию по энергосбережению. Комиссия по энергосбережению рассматривает необходимость внесения изменений в Программу. Комиссия по энергосбережению на основании представленной информации принимает решение о необходимости корректировки Программы. Утвержденные Комиссией по энергосбережению решения о необходимости корректировки Программы направляются в Администрацию города Бийска для подготовки проекта муниципального акта о внесении изменений в Программу.
Исполнители Программы представляют в отдел промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края до 13 января отчет о ходе выполнения Программы за отчетный год, и до 13 июня - отчет за 6 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.
В целях реализации механизма управления Программой:
а) отдел промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края готовит проект распорядительного документа "О Комиссии по энергосбережению", в части утверждения Комиссии как коллегиального межведомственного органа управления Программой и состава Комиссии по энергосбережению;
б) отдел промышленности и энергетики Администрации города Бийска Алтайского края до 1 апреля ежегодно разрабатывает и доводит до исполнителей программы форму ежемесячной, ежеквартальной, полугодовой и годовой отчетности о ходе реализации программных мероприятий.
Таблица 12.1. Ежегодный план работы муниципального
заказчика по управлению реализацией программы
N п/п |
Наименование работ |
Срок исполнения |
Участник |
Примечание |
1. |
Уточнение состава работ по внедрению энергосберегающих мероприятий в жилых домах, объектах здравоохранения и образования, запланированных на год, выбор типов оборудования и оценка стоимости работ по внедрению энергосберегающих мероприятий по каждому объекту в отдельности, при необходимости организация разработки проектно-сметной документации |
III квартал |
Ответственные представители: - Администрации города Бийска; - управления образования; - управления здравоохранения; - управления культуры, спорта и молодежной политики |
|
2. |
Подготовка конкурсной документации (с разбивкой по лотам) и проведение конкурса на выбор исполнителей реализации программных мероприятий |
IV квартал |
|
|
3. |
Уточнение плана работ по энергосбережению на муниципальных предприятиях |
IV квартал |
Муниципальные предприятия |
|
4. |
Организация работ по пропаганде энергосбережения |
III квартал |
Администрация города Бийска |
|
5. |
Выбор объектов, на которых будут проводиться энергетические обследования |
IV квартал |
Ответственные представители: - Администрации города Бийска; - управления образования; - управления здравоохранения; - управления культуры, спорта и молодежной политики |
|
6. |
Подготовка конкурсной документации (с разбивкой по лотам) и проведение конкурса на выбор энергоаудиторских организаций для проведения энергетических обследований объектов. |
III квартал |
|
|
7. |
Подготовка конкурсной документации (с разбивкой по лотам) и проведение конкурса на выбор исполнителей реализации программных мероприятий 2011 года |
Ноябрь 2010 г. |
|
Постановлением Администрации города Бийска Алтайского края от 15 декабря 2010 г. N 3189 в раздел 13 настоящего приложения внесены изменения
13. Обеспечение реализации Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
1. Целевые средства бюджета города Бийска Алтайского края.
2. Внебюджетные средства, в том числе собственные средства предприятий и организаций, участвующих в Программе;
Общий объем финансирования программных мероприятий за период 2010-2014 годы составляет - 381 380 тыс. руб., из них:
- бюджет города Бийска Алтайского края - 35 610 тыс. руб.
- внебюджетные средства - 345 770 тыс. руб.
Бюджет города Бийска
Из бюджета города Бийска в виде целевого бюджетного финансирования средства направляются на реализацию мероприятий:
- на объектах социальной сферы;
- по пропаганде энергосбережения;
- на оснащение муниципальных потребителей приборами учета энергоресурсов;
- на энергоаудит и паспортизацию муниципальных энергопотребителей.
Внебюджетные источники
За счет внебюджетных средств осуществляется финансирование основных мероприятий в жилищном фонде и на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.