Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Архивного управления
Ленинградской области
от 31 августа 2020 года N 68
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового аудита (удалее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, в целях обеспечения единого подхода к организации и осуществлению внутреннего финансового аудита должностными лицами (работниками) главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов областного бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета, получателей бюджетных средств (далее - администратор бюджетных средств).
1.2. В целях реализации настоящего Порядка применяются термины в значениях, определенных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.
1.3. Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю администратора бюджетных средств:
независимой и объективной информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
1.4. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие данные процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - Объект аудита), выполняемые руководителями и должностными лицами (работниками) структурных подразделений администратора бюджетных средств.
1.5. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное должностное лицо (работник) администратора бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Субъект внутреннего финансового аудита), на основе функциональной и организационной независимости.
1.6. Субъектами бюджетных процедур являются руководитель (заместитель руководителя, руководители и должностные лица структурных подразделений администратора бюджетных средств, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - Субъекты бюджетных процедур).
1.7. Достижение целей, установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и решение задач, установленных пунктами 14 - 16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 196н, осуществляется Субъектом внутреннего финансового аудита путем формирования аудиторских выводов, рекомендаций и предложений по результатам проведения аудиторских мероприятий.
1.8. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель администратора бюджетных средств.
II. Планирование внутреннего финансового аудита
2.1. Планирование внутреннего финансового аудита включает:
составление плана проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений,
подготовку и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия.
2.2. При планировании внутреннего финансового аудита учитываются:
бюджетные полномочия администратора бюджетных средств и осуществляемые им бюджетные процедуры, операции (действия; по выполнению бюджетных процедур, влияющие на значения показателей качества финансового менеджмента;
результаты оценки бюджетных рисков;
специфика деятельности Субъекта бюджетных процедур, особенности (срочность, периодичность, трудоемкость) выполнения бюджетных процедур структурными подразделениями администратора бюджетных средств;
обеспеченность Субъекта внутреннего финансового аудита трудовыми ресурсами;
возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий сотрудников администратора бюджетных средств и (или) экспертов;
наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских мероприятий;
требования руководителя администратора бюджетных средств.
2.3. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План).
План проведения аудиторских мероприятий должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
2.4. Проект Плана составляет Субъект внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и утверждается распоряжением администратора бюджетных средств не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому.
Информация об утвержденном Плане доводится до Субъектов бюджетных процедур и размещается на официальном сайте администратора бюджетных средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее двух рабочих дней с момента утверждения Плана.
2.5. По каждому аудиторскому мероприятию в Плане указываются тема аудиторского мероприятия, Субъект бюджетных процедур, вид аудиторского мероприятия, аудируемый период, месяц окончания аудиторского мероприятия и ответственный исполнитель.
2.6. По мере необходимости в План вносятся изменения.
Изменения в План вносятся по письменным предложениям Субъекта внутреннего финансового аудита и утверждаются руководителем администратора бюджетных средств.
Изменение плана аудиторских мероприятий осуществляется посредством принятия распоряжения администратора бюджетных средств о внесении изменений в План.
2.5 Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения руководителя администратора бюджетных средств.
2.6. Внеплановые аудиторские мероприятия могут проводиться по предложению Субъекта внутреннего финансового аудита, оформляемому служебной запиской, которая включает тему аудиторского мероприятия, обоснование проведения внепланового аудиторского мероприятия, месяц окончания внепланового аудиторского мероприятия, иные положения в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
2.7. Решение руководителя администратора бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия направляется Субъектам бюджетных процедур, в отношении которых проводится внеплановое аудиторское мероприятие, в течение 2 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
2.8. С целью планирования аудиторского мероприятия Субъектом внутреннею финансового аудита составляется и утверждается программа аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку
Программа аудиторского мероприятия утверждается руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита.
2.9. Программа аудиторского мероприятия должна содержать:
основание проведения аудиторского мероприятия (реквизиты распоряжения о назначении аудиторского мероприятия, пункт Плана (в случае планового аудиторского мероприятия));
тему аудиторского мероприятия;
наименование Субъекта бюджетных процедур;
методы внутреннего финансового аудита;
вид аудиторского мероприятия;
цели аудиторского мероприятия;
аудируемый период;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
срок проведения аудиторского мероприятия; сведения о Субъекте внутреннего финансового аудита.
2.10. Изменения в программу аудиторского мероприятия вносится Субъектом внутреннего финансового аудита, и утверждается руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита.
2.11. В целях составления программы аудиторского мероприятия Субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия.
III. Проведение аудиторского мероприятия
3.1. Аудиторское мероприятие (плановое и внеплановое) назначается распоряжением администратора бюджетных средств.
Копии распоряжения и программы аудиторского мероприятия направляются Субъектам бюджетных процедур за 2 рабочих дня до начала аудиторского мероприятия
3.2. Субъект внутреннего финансового аудита проводит аудиторское мероприятие в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
3.3. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения его программы руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита. Датой окончания аудиторского мероприятия признается дата подписания руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия.
3.4. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть помещения и территории, занимаемые Субъектами бюджетных процедур, и (или) помещения, занимаемые Субъектом внутреннего финансового аудита.
3.5. Срок проведения аудиторского мероприятия не может превышать 30 рабочих дней и не должен выходить за пределы текущего финансового года.
3.6. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторского мероприятия, Субъект внутреннего финансового аудита направляет руководителю администратора бюджетных средств служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления аудиторского мероприятия.
3.7. Аудиторское мероприятие может быть продлено не более чем на 20 рабочих дней в случае:
необходимости проведения анализа и проверки дополнительных документов;
получения в ходе проведения аудиторского мероприятия информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности Субъекта бюджетных процедур нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов. регулирующих бюджетные правоотношения, и требующей дополнительного изучения.
3.8. Основаниями приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетных процедур - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения Субъектом бюджетных процедур в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
непредставление Субъектом бюджетных процедур запрашиваемых Субъектом внутреннего финансового аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и(или) уклонение от проведения аудиторского мероприятия - на период устранения перечисленных обстоятельств;
организация и проведение экспертиз;
необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия.
Срок приостановления аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления аудиторского мероприятия, но не может превышать 30 календарных дней.
На период приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия Субъект внутреннего финансового аудита возобновляет проведение аудиторского мероприятия.
3.9. Приостановление, возобновление, продление аудиторского мероприятия осуществляется посредством принятия распоряжения администратора бюджетных средств, которое доводится в течение 2 рабочих дней до сведения Субъекта бюджетных процедур, в отношении которого проводится аудиторское мероприятие.
3.10. Для достижения целей аудиторского мероприятия применяются следующие методы аудита:
аналитические процедуры;
инспектирование;
пересчет;
запрос;
подтверждение;
наблюдение;
мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Для изучения одного вопроса аудиторского мероприятия могут быть использованы несколько методов аудита.
3.11. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
3.12. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны включать:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая его программу;
аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные для обоснования выводов, предложений и рекомендаций, формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
3.13. Хранение рабочей документации осуществляется Субъектом внутреннего финансового аудита.
Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде, страницы пронумерованы, на титульном листе папки указываются: год проведения, порядковый номер и наименование аудиторского мероприятия, количество листов в папке.
3.14. Доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита имеют руководитель администратора бюджетных средств и Субъект внутреннего финансового аудита.
Доступ должностных лиц администратора бюджетных средств к рабочим документам аудиторского мероприятия осуществляется по письменному запросу в адрес руководителя Субъекта внутреннего финансового аудита.
IV. Реализация результатов внутреннего финансового аудита
4.1. Итоги аудиторского мероприятия оформляются заключением о результатах аудиторского мероприятия (далее - заключение), составляемым по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Заключение составляется Субъектом внутреннего финансового аудита в одном экземпляре, подписывается Субъектом внутреннего финансового аудита и руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита.
4.2. В заключении отражаются результаты проведения аудиторского мероприятия, в том числе описываются выявленные нарушения и (или) недостатки, бюджетные риски, а также отражаются выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
4.3. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает формирование и направление проекта заключения Субъектам бюджетных процедур, в отношении которых получена информация о реализации бюджетных рисков, разработаны предложения (рекомендации) по реализации мер по повышению качества финансового менеджмента и плана мероприятий по корректировке выявленных нарушений и недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, повышению качества финансового менеджмента (далее - План мероприятий) для рассмотрения
Форма Плана мероприятий установлена приложением 4 к настоящему Порядку.
4.4. Руководитель Субъекта бюджетных процедур вправе представить письменные возражения и предложения по проектам заключения и Плана мероприятий (при наличии) в течение 5 рабочих дней со дня получения.
4.5 Субъект внутреннего Финансового аудита рассматривает полученные возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур по проектам заключения и Плана мероприятий в течение 5 рабочих дней со дня получения, при необходимости корректирует проекты заключения и Плана мероприятий
Субъект внутреннего финансового аудита в случае несогласия с полученными возражениями и предложениями Субъекта бюджетных процедур оформляет письменное заключение, которое направляется Субъекту бюджетных процедур.
Возражения и предложения по проектам заключения и Плана мероприятий, а также результаты их рассмотрения приобщаются к рабочим документам аудиторского мероприятия.
В случае непредставления руководителем Субъекта бюджетных процедур в установленный срок письменных возражений и предложении проекты заключения и Плана мероприятий признаются окончательными.
4.5. Заключение и План мероприятий с приложением возражений и предложений Субъекта бюджетных процедур (при наличии), заключения Субъекта внутреннего финансового аудита по представленным возражениям и предложениям (при наличии) направляется руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита руководителю администратора бюджетных средств в срок не позднее 2 рабочих дней со дня окончания аудиторского мероприятия.
4.7. По результатам рассмотрения заключения руководитель администратора бюджетных средств принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о внесении предложении о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц;
г) о направлении материалов в органы внутреннего государственного финансового контроля Ленинградской области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения
4.8. В случае принятия руководителем администратора бюджетных средств решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций он согласовывает заключение и утверждает План мероприятий.
4.9. Заключение с решением (резолюцией) руководителя администратора бюджетных средств и План мероприятий остается у Субъекта внутреннего финансового аудита, копии передаются Субъекту бюджетных процедур в срок не позднее 2 рабочих дней со дня принятия руководителем администратора бюджетных средств решения, указанного в п. 4.7. настоящего Порядка, и утверждения Плана мероприятий.
4.10. Руководитель Субъекта бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных по результатам аудиторского мероприятия предложений и рекомендаций и в установленные сроки представляет Субъекту внутреннего финансового аудита информацию о выполнении Плана мероприятий с приложением копий подтверждающих документов.
4.11 Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг выполнения Плана мероприятий.
V. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
5.1. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита с пояснительной запиской.
Форма годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита установлена приложением 5 к настоящему Порядку.
Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно
5.2. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, основанную на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе сведения о характере и видах выявленных нарушений и (или) недостатков, предложениях и рекомендациях, а также принятых Субъектами бюджетных процедур мерах по минимизации бюджетных рисков и повышению качества финансового менеджмента.
5.3. Отчетность составляется и подписывается Субъектом внутреннего финансового аудита и представляется на рассмотрение руководителю администратора бюджетных средств в срок не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
Копия годовой отчетности направляется в комитет государственного финансового контроля Ленинградской области в срок до 30 января года, следующего за отчетным.
VI. Формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
6.1. В целях сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки Субъектом внутреннего финансового аудита ведется реестр бюджетных рисков администратора бюджетных средств по форме согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
6.2. Реестр бюджетных рисков включает следующую информацию в отношении каждого идентифицированного бюджетного риска:
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;
б) описание бюджетного риска:
в) наименование владельца бюджетного риска,
г) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
д) оценка вероятности бюджетного риска;
е) опенка степени влияния бюджетного риска;
ж) описание последствий бюджетного риска;
з) описание причин бюджетного риска;
и) меры по предупреждению и(или) минимизации (устранению) бюджетного риска.
Информация, указанная в подпункте "и" настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия администратором бюджетных средств мер по предупреждению и(или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
6.3. Формирование реестра бюджетных рисков осуществляется Субъектом внутреннего финансового аудита с учетом оценки бюджетных рисков, проводимой руководителями структурных подразделений администратора бюджетных средств, являющимися владельцами бюджетных рисков, при формировании Перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
6.4. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
При оценке вероятности бюджетного риска оценивается степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента администратора бюджетных средств.
Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах.
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля администратора бюджетных средств;
б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий администратора бюджетных средств, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
в) контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля, проведенных в отношении администратора бюджетных средств.
Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
При оценке степени влияния бюджетного риска оценивается уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
б) искажения бюджетной отчетности;
в) потенциальный ущерб:
г) отклонения от целевых значений государственных программ;
д) санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений.
Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
6.5. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
6.6. Предварительная оценка бюджетных рисков осуществляется Субъектами бюджетных процедур, являющимися владельцами бюджетных рисков.
Субъекты бюджетных процедур на основании запроса представляют Субъекту внутреннего финансового аудита предложения, по выявленным бюджетным рискам (с проведенной предварительной оценкой вероятности и степени влияния данных рисков) с целью их последующей оценки Субъектом внутреннего финансового аудита и включением в реестр бюджетных рисков администратора бюджетных средств.
6.7. Актуализация реестра бюджетных рисков администратора бюджетных средств проводится Субъектом внутреннего финансового аудита совместно с руководителями структурных подразделений не реже одного раза в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.