Решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 г. по делу N 3а-226/2020
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Трифоновой Т.П.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Данилова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "УльяновскФармация" о признании недействующими пунктов 10152, 9071, 9525 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пунктов 5584, 5137, 5331 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктов 4689, 4340, 4491 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-пр от 27 ноября 2019 года,
установил:
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 157-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также приказ N 157-ПОД).
27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 167-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также приказ N 167-ПОД).
27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ N 192-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также приказ N 192-ПР).
Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы (далее - перечни), являющиеся приложениями к приказам.
АО "УльяновскФармация" обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия пункты 10152, 9071, 9525 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункты 5584, 5137, 5331 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункты 4689, 4340, 4491 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр в части включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы, принадлежащих ему объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** (пункт 10152 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5584 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4689 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр);
- помещения аптеки с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** (пункт 9071 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5137 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4340 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр);
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, площадью 255,78 кв. м, расположенного по адресу: ***, (пункт 9525 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5331 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4491 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр).
Требования мотивировало тем, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - для объектов общественно-делового назначения.
Такой вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых центров.
Согласно данным технического паспорта на помещение помещения в нем классифицируются следующим образом: аптека - 196,52 кв. м, служебная - 59,26 кв. м.
Согласно экспликации к плану строения непосредственно под аптеку используется помещение N 2 площадью 59,26 кв. м, что составляет 17,4% от общей площади объекта недвижимости.
Помещение аптеки с кадастровым номером ***, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - для использования под аптеку, склад, общежитие. Такой вид разрешенного использования не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых центров.
Согласно сведениям технического паспорта общая площадь помещения составляет 442,5 кв. м, из которых торговая 62,6 кв. м, учрежденческая - 36,3 кв. м, производственного назначения - 74,2 кв. м, служебная - 193,1 кв. м, прочая - 112,65 кв. м. Доля торговой площади составляет 14%.
Помещение аптеки с кадастровым номером ***, расположено в многоквартирном доме по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки. Такой вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых центров.
Согласно плану недвижимого имущества площадь помещения составляет 428,1 кв. м, из которых торговая - 68,66 кв. м, аптека - 158,69 кв. м, складская - 66,26 кв. м, служебная - 13452 кв. м. Доля торговой площади составляет 16%.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 2 июля 2020 года АО "УльяновскФармация" признано несостоятельным (банкротом). В отношении АО "УльяновскФармация" введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден К.
В судебном заседании представитель административного истца - Е. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Агентства. Опубликованы в газете "Ульяновская правда" и на официальном сайте Агентства госимущества. Основанием для включения объекта недвижимости в перечни послужила информация о наименовании и назначении объекта недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года N 26 "О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов губернатора Ульяновской области" Агентство госимущества с 1 июля 2019 года упразднено с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновской области. На настоящий момент Агентство госимущества находится в стадии ликвидации. С 1 января 2019 года вопросы формирования и утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 1 января каждого года, определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Г. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что приказы изданы в рамках компетенции Агентства и Министерства, оспариваемые нормативные акты не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Основанием для включения объектов недвижимости в перечни послужила информация из ЕГРН о назначении помещений - "нежилое помещении", а также о их наименовании: помещение с кадастровым номером *** - встроенные нежилые помещения; с кадастровым номером *** - помещение аптеки; с кадастровым номером *** - помещение.
Истец обращался в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением об определении вида фактического использования объектов недвижимости.
В ходе рассмотрения указанного заявления было установлено, что в соответствии с планами недвижимого имущества по каждому объекту недвижимости суммарная доля торговой и учрежденческой площади в указанных помещениях составляет более 20% площади всего помещения. В связи с этим комиссия пришла к выводу о том, что помещения соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев инвентарные дела на объекты недвижимости, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.
В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы.
Приказ N 157-ПОД опубликован в газете "Ульяновская правда" N 89 от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Приказ N 167-ПОД опубликован в газете "Ульяновская правда" N 88 от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 г. N 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 г.) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту "а" пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).
Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ N 192-пр от 27 ноября 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Ульяновская правда" N 92 от 30 ноября 2019 г. и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Пунктами 10152, 9071, 9525 Перечня, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пунктами 5584, 5137, 5331 Перечня, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктами 4689, 4340, 4491 Перечня, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-пр от 27 ноября 2019 года, в Перечни включены принадлежащие истцу нежилые помещения:
- с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт 10152 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5584 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4689 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр);
- с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт 9071 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5137 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4340 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр);
- помещения аптеки с кадастровым номером ***, площадью 255,78 кв. м, расположенное по адресу: ***, (пункт 9525 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5331 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4491 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр).
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами - Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Вместе с тем суд не может согласиться с правомерностью включения объектов недвижимости в перечни, поскольку они не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 374 НК РФ недвижимое имущество, находящееся в собственности организации, является объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ федеральный законодатель назвал два самостоятельных вида недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подлежит включению в Перечень, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров (статья 1.1 названного регионального закона).
Таким образом, из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства следует, что оспариваемый истцом пункт Перечня может быть признан соответствующими статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 поименованного выше регионального закона, если спорные помещения, имеющие площадь более 150 кв. м, находятся в здании, соответствующем условиям, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. N 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сведений из иных источников информации.
По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "УльяновскФармация" является собственником помещений:
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- с кадастровым номером ***, площадью 255,78 кв. м, расположенного по адресу: ***.
1. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 255,8 кв. м, назначение - нежилое, наименование - встроенные нежилые помещения, расположено по адресу: ***, находится в здании с кадастровым номером *** (л.д. 93 т. 1), назначение здания - нежилое, наименование - здание. Согласно техническому паспорту наименование здания - административное здание.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - для культурно-оздоровительного центра.
Таким образом, вид земельного участка не позволяет отнести здание ни к административно-деловому центру, ни к торговому центру.
Из технического паспорта на здание следует, что помещения в нем классифицируются следующим образом: информационный центр, производственная, учреждения, архив, почта-телеграф, аптека, культурно-просветительская, вспомогательная, прочая.
Назначение помещений согласно экспликации к плану строения следующее: тамбур, аптека (45,38 кв. м), ассистентская, стерилизационная, умывальная, моечная, туалет, сан. узел, коридор, лестничная клетка, хранилище, щитовая, холодильник, служебная, архив, вспомогательная, гардероб, кладовая, операционный зал, сортировочная, почта, кабинет, кладовая, помещение почты, тепловой узел-столярная, касса, кухня, спортивный зал, вент. камера, класс, танцзал, диджейская.
Таким образом, назначение входящих в здание помещений также не позволяет отнести его ни к административному деловому центру, ни к торговому центру.
При таких обстоятельствах оснований для включения принадлежащего истцу помещения в перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ не имеется.
Для включения помещения в перечни на основании подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 ст. 378.2 НК РФ необходимо было установить, что назначение, разрешенное использование или наименование нежилого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должно быть предусмотрено не менее 20 процентов его общей площади.
Согласно документам технического учета наименование принадлежащего истцу помещения с кадастровым номером *** - встроенные нежилые помещения. Классификация помещений в нем выгладит следующим образом: аптека - 196,52 кв. м, служебная - 59,26 кв. м.
Из экспликации к плану помещения следует, что непосредственно под аптеку, где осуществляется торговля, предназначено помещение площадью 44,41 кв. м, что составляет 17,36% от общей площади помещения (255,78 кв. м).
Назначение других помещений следующее: тамбур, ассистентская, стерилизационная, умывальная, моечная, туалет, сан. узел, коридор, хранилище, щитовая, холодильник, служебная, кабинет (1).
Комиссия при определении вида фактического использования помещения суммировала площадь аптеки (торговую площадь) 44,41 кв. м с площадью кабинета (16,07), что суммарно составило более 20%.
Вместе с тем оснований для суммирования указанных площадей не имелось. Понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Обследование помещения с целью установления вида его фактического использования на момент включения помещения в перечни не производилось.
При таких обстоятельствах, оснований для включения объекта недвижимости с кадастровым номером *** в перечни не имелось.
2. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 442,5 кв. м, назначение - нежилое помещение, наименование - помещение аптеки, расположено по адресу: *** (пункт 9071 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5137 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4340 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр).
Помещение аптеки расположено в здании, где наряду с аптекой находится встроенное жилое помещение - квартира площадью 31,92 кв. м.
Земельный участок (кадастровый номер ***) под зданием имеет вид разрешенного использования - для использования под аптеку, склад, общежитие.
Таким образом, здание по ***, в котором расположено помещение аптеки с кадастровым номером ***, не является ни административно-деловым, ни торговым центром.
При таких обстоятельствах оснований для включения помещения аптеки в перечни на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ не имелось.
Также отсутствуют основания для включения помещения аптеки в перечни на основании подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 34 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 июля 2010 года N 553н утверждены виды аптечных организаций. К ним относятся: аптека (готовых лекарственных форм, производственная, производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), аптечный пункт; аптечный киоск.
Таким образом, в аптечных организациях осуществляется не только розничная торговля лекарственными средствами. Предусмотрены виды аптек, которые наряду с розничной торговлей лекарственными средствами осуществляют производственную деятельность.
Согласно документам технического учета помещения в аптеке классифицируются следующим образом: торговая 62,6 кв. м, учрежденческая - 36,3 кв. м, производственного назначения - 74,2 кв. м, служебная - 193,1 кв. м.
Согласно экспликации к плану строения помещения в подвале не используются. Помещения на первом этаже аптеки имеют назначение: тамбур, торговый зал (62,6 кв. м), ассистентская, стерильная, коридор, моечная, лестница, умывальная, раздевалка, котельная, щитовая, шкаф, сейф, экспедиторная, кабинет (11,3 кв. м), подсобная, туалет.
Таким образом, площадь помещений, предназначенных для размещения объекта торговли, составляет 14,14% от общей площади помещения (442,5 кв. м).
Ответчики (согласно протоколу заседания Комиссии от 5 марта 2019 года N 4) при включении объекта в перечни суммировали торговую площадь (62,6 кв. м) с площадью кабинета (36,3 кв. м), в результате чего указанная площадь составила более 20%. Вместе с тем в помещении находится только один кабинет площадью 11,3 кв. м. По назначению он отнесен к производственной площади. Оснований для суммирования торговой площади и площади кабинета не имелось, поскольку понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Обследование помещения аптеки в целях установления вида его фактического использования на момент включения его в перечни ответчиками не производилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности включения помещения аптеки с кадастровым ***, расположенного по адресу: ***, в перечни.
3. Помещения с кадастровым номером ***, площадью 428,1 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещения, расположено по адресу: ***, (пункт 9525 перечня, утвержденного приказом N 157-ПОД, пункт 5331 перечня, утвержденного Приказом N 167-ПОД, пункт 4491 перечня, утвержденного Приказом N 192-пр).
Согласно техническому паспорту указанное помещение расположено в многоквартирном жилом доме со встроенными жилыми помещениями, кадастровый номер ***.
Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.
Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка, ни назначение входящих в его состав помещений не позволял отнести здание, в котором расположено нежилое помещение, ни к административно-деловому, ни торговому центру.
Согласно технической документации помещения в нежилом помещении с кадастровым номером *** характеризуются следующим образом: торговая - 68,66 кв. м, аптека - 158,69 кв. м, складская - 66,26 кв. м, служебная - 134,52 кв. м.
Согласно экспликации к плану строения назначение помещений следующее: склад, комната наркотиков, тамбур, торговый зал (68,66 кв. м), ассистентская, бокс, предбоксник, коридор, какторий, моечная, материальная, отдел запасов, оптика, коридор, тамбур, подсобная, кабинет, туалет, бытовая.
Таким образом, торговая площадь составляет 16,03% от общей площади всего помещения (428,1 кв. м).
Из протокола заседания комиссии от 5 марта 2019 года N 4 следует, что при определении вида фактического использования помещения комиссия суммировала торговую площадь и площадь кабинетов (28,09 кв. м), в результате чего доля указанной площади составила более 20% от общей площади помещения (428,1 кв. м). Вместе с тем оснований для суммирования указанных площадей не имелось. Понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Обследование помещения для определения вида его фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необоснованности включения в перечни нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
Таким образом, принадлежащие истцу помещения не соответствуют критериям, перечисленным в статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем оснований для включения их в перечни не имелось.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Ульяновск-Фармация" о признании не действующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 10152, 9071, 9525 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункты 5584, 5137, 5331 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункты 4689, 4340, 4491 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-пр от 27 ноября 2019 года,
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Ульяновская правда".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.П. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 г. по делу N 3а-226/2020
Текст решения опубликован не был