Решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 г. по делу N 3а-224/2020
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Трифоновой Т.П.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Данилова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "УльяновскФармация" о признании недействующими пунктов 13347, 12904, 14776, 11633, 11269, 10679 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пунктов 6970, 6744, 7470, 6120, 5977, 5770 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктов 5734, 5565, 6135, 5095, 4981, 4824 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-пр от 27 ноября 2019 года,
установил:
27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 157-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее также приказ N 157-ПОД).
27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ N 167-ПОД "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также приказ N 167-ПОД).
27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ N 192-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также приказ N 192-ПР).
Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы (далее - перечни), являющиеся приложениями к приказам.
АО "УльяновскФармация" обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия пункты 13347, 12904, 14776, 11633, 11269, 10679 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункты 6970, 6744, 7470, 6120, 5977, 5770 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункты 5734, 5565, 6135, 5095, 4981, 4824 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-пр от 27 ноября 2019 года, в части включения в указанные перечни принадлежащих ему объектов недвижимости:
- помещения аптеки *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- помещения аптеки *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- нежилого помещения, расположенного по адресу: ***, ***,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.
Требования мотивировало тем, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Все указанные нежилые помещения расположены в многоквартирных жилых домах. В свою очередь жилые дома расположены на земельных участках с видом разрешенного использования - под многоквартирным жилым домом. Площадь торговых помещений составляет менее 20%.
Включение принадлежащих обществу зданий в перечни нарушает его права и законные интересы, поскольку приводит к возложению на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 2 июля 2020 года АО "УльяновскФармация" признано несостоятельным (банкротом). В отношении АО "УльяновскФармация" введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден К.
В судебном заседании представитель административного истца - Е. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Агентства. Опубликованы в газете "Ульяновская правда" и на официальном сайте Агентства госимущества. Основанием для включения объекта недвижимости в перечни послужила информация о наименовании и назначении объекта недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года N 26 "О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов губернатора Ульяновской области" Агентство госимущества с 1 июля 2019 года упразднено с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновской области. На настоящий момент Агентство госимущества находится в стадии ликвидации. С 1 января 2019 года вопросы формирования и утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 1 января каждого года, определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Г. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что приказы изданы в рамках компетенции Агентства и Министерства, оспариваемые нормативные акты не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Основанием для включения в перечень принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества послужили сведения из Единого государственного реестра недвижимости о назначении помещений - нежилые помещения. В отношении помещений: с кадастровым номером *** по адресу: *** и с кадастровым номером *** по адресу: ***, имелись сведения о наименовании помещений - помещения аптеки.
В феврале 2020 года истец обращался в Министерство с заявлением об определении вида фактического использования зданий. Комиссия установила, что в соответствии с планами недвижимого имущества с описанием суммарная торговая и учрежденческая площадь в каждом помещении составляет более 20% его площади. В связи с этим Комиссия пришла выводу о том, что помещения предназначены для размещения офисов и торговых объектов. На этом основании заявителю было отказано в исключении указанных объектов из перечней.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев инвентарные дела на объекты недвижимости, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.
В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы.
Приказ N 157-ПОД опубликован в газете "Ульяновская правда" N 89 от 30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
По-видимому, в настоящем решении допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо адреса "http://www.dgizo.ru" следует читать "http://www.dgizo.ulgov.ru"
Приказ N 167-ПОД опубликован в газете "Ульяновская правда" N 88 от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 г. N 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 г.) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту "а" пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).
Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ N 192-пр от 27 ноября 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год.
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Ульяновская правда" N 92 от 30 ноября 2019 г. и на официальном сайте Министерства http://daig.ulregion.ru.
Пунктами 13347, 12904, 14776, 11633, 11269, 10679 Перечня, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пунктами 6970, 6744, 7470, 6120, 5977, 5770 Перечня, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктами 5734, 5565, 6135, 5095, 4981, 4824 Перечня, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-пр от 27 ноября 2019 года, в Перечни включены принадлежащие истцу нежилые помещения:
- помещение аптеки *** с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт 13347 приказа N 157-ПОД, пункт 6970 приказа N 167-ПОД, пункт 5734 приказа N 192-пр);
- помещение аптеки *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** (пункт 12904 приказа N 157-ПОД, пункт 6744 приказа N 167-ПОД, пункт 5565 приказа N 192-пр);
- нежилое помещение, расположенное по адресу: *** (пункт 14776 приказа N 157-ПОД, пункт 7470 приказа N 167-ПОД, пункт 6135 приказа N 192-пр);
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** (пункт 11633 приказа N 157-ПОД, пункт 6120 приказа N 167-ПОД, пункт 5095 приказа N 192-пр);
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт 11269 приказа N 157-ПОД, пункт 5977 приказа N 167-ПОД, пункт, 4981 приказа N 192-пр);
- нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт 10679 приказа N 157-ПОД, пункт 5770 приказа N 167-ПОД, пункт 4824 приказа N 192-пр).
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами - Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Вместе с тем суд не может согласиться с правомерностью включения указанных объектов недвижимости в перечни, поскольку они не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ федеральный законодатель назвал два самостоятельных вида недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подлежит включению в Перечень, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения перечисленных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); предназначено для использования или фактически используется в перечисленных целях (подпункты 2 указанных пунктов).
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров; 2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более квадратных метров (статья 1.1 названного регионального закона).
Таким образом, из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства следует, что оспариваемый истцом пункт Перечня может быть признан соответствующими статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 поименованного выше регионального закона, если спорные помещения, имеющие площадь более 150 кв. м, находятся в здании, соответствующем условиям, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. N 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сведений из иных источников информации.
По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "УльяновскФармация" является собственником помещений:
- помещения аптеки *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- помещения аптеки *** с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- нежилого помещения, расположенного по адресу: ***,
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;
- нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, проспект ***.
1. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 557,3 кв. м, назначение - нежилое помещение, наименование - помещение аптеки N 132, расположено по адресу: ***. Помещение находится в здании с кадастровым номером ***, которое представляет собой многоквартирный жилой дом. В свою очередь многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка - под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями.
Здание, в котором расположено принадлежащее истцу помещение аптеки, не является ни административно-деловым, ни торговым центром.
Таким образом, помещение могло быть включено в перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как нежилое помещение, назначение, разрешенное использование или наименование которого в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 34 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 июля 2010 года N 553н утверждены виды аптечных организаций. К ним относятся аптека (готовых лекарственных форм, производственная, производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), аптечный пункт; аптечный киоск.
Таким образом, в аптечных организациях осуществляется не только розничная торговля лекарственными средствами. Предусмотрены виды аптек, которые наряду с розничной торговлей лекарственными средствами осуществляют производственную деятельность.
Согласно технической документации помещение аптеки с кадастровым номером ***, по адресу: ***, включает в себя торговую площадь - 73,32 кв. м (один торговый зал), производственную - 71,51 кв. м, складскую - 17,94 кв. м, учрежденческую - 46,32 кв. м (куда включена площадь кабинетов), служебную - 186,21 кв. м.
Назначение помещений согласно экспликации к плану строения: элеваторный узел, архив, материальная, комната хранения, гардероб, торговый зал, ассистентская, предбоксник, аналитическая, бокс, стерилизационная, моечная, комната персонала, комната хранения, кладовая, кабинет, подсобная, туалет, дистилляционная.
Площадь помещений торгового назначения - 73,32 кв. м, что составляет 13,15%.
В учрежденческую площадь включена площадь кабинетов. Вместе с тем понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Оснований для суммирования торговой и учрежденческой площади в целях определения ее доли от общей площади помещения, не имелось.
Обследование помещения для определения вида его фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания помещения по *** с кадастровым номером ***, предназначенным для размещения офисов и торговых объектов.
2. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 431,6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение аптеки N 74, расположено по адресу: ***, в здании с кадастровым номером ***. Данное здание представляет собой многоквартирный дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования земельного участка - под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями.
Таким образом, здание, в котором расположено принадлежащее истцу помещение аптеки, не является ни административно-деловым, ни торговым центром.
Согласно технической документации на помещение классификация помещений в нем выглядит следующим образом: торговая - 83,95 кв. м (что составляет 19,45% от общей площади помещения), производственная - 10,29 кв. м, складская - 43,31 кв. м, учрежденческая - 32,24 кв. м (куда включена площадь 2х кабинетов), служебная - 261,80 кв. м.
Таким образом, площадь торговых помещений составляет менее 20%.
Из экспликации к плану строения следует, что в состав помещения входят помещения следующего назначения: подсобная, материальная, торговый зал, щитовая, туалет, тамбур, комната персонала, гардероб, кабинет (2), умывальная.
В учрежденческую площадь включена площадь кабинетов. Вместе с тем понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Таким образом, документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Оснований для суммирования торговой и учрежденческой площади для определения ее доли от общей площади помещения не имелось.
Обследование помещения для определения вида его фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания помещения аптеки *** по *** с кадастровым номером ***, предназначенным для размещения офисов и торговых объектов.
3. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 264,8 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение, расположено по адресу: г*** в здании с кадастровым номером ***, которое представляет собой многоквартирный жилой дом. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - под многоквартирным жилым домом.
Таким образом, здание, в котором расположено принадлежащее истцу помещение, не является ни административно-деловым, ни торговым центром.
Сведения о назначение и наименование помещения - "нежилое помещение", содержащиеся в ЕГРН, без исследования вопроса о назначении помещений, не позволяли сделать вывод о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и торговых объектов.
Согласно технической документации наименование помещения - помещения аптеки *** Классификация помещений в нем выглядит следующим образом: торговая - 34,35 кв. м (что составляет 12,97%), складская - 120,33 кв. м, учрежденческая - 27,82 кв. м служебная - 82,25 кв. м.
Согласно экспликации к плану строения назначение помещений следующее: подсобная, склад, кладовая, материальная, 2 кабинета, туалет, комната приема пищи, подсобная, гардероб, тамбур, аптека.
В качестве торговой площади в помещении аптеки указано помещение с наименованием "аптека" площадью 34,25 кв. м, что составляет 12,93%. Таким образом, площадь торговых помещений составляет менее 20%.
В учрежденческую площадь включена площадь 2х кабинетов. Вместе с тем понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Таким образом, документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Оснований для суммирования торговой и учрежденческой площади не имелось.
Обследование помещения для определения вида его фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания помещения аптеки *** по адресу: ***, с кадастровым номером ***, предназначенным для размещения офисов и торговых объектов.
4. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 321 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещение, расположено по адресу: <...>, в здании с кадастровым номером ***, которое представляет собой многоквартирный жилой дом. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - под многоквартирным жилым домом (со встроенными нежилыми помещениями).
Таким образом, здание, в котором расположено принадлежащее истцу помещение, не является ни административно-деловым, ни торговым центром.
Сведения о назначение и наименование помещения - "нежилое помещение", содержащиеся в ЕГРН, не позволяли сделать вывод о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и торговых объектов.
Согласно технической документации на помещение классификация помещений в нем выглядит следующим образом: складская - 68,15 кв. м, аптека - 107,30 кв. м, учрежденческая - 38,53 кв. м, служебная - 107,06 кв. м.
Из экспликации к плану строения следует, что в торговую площадь включена площадь 2х торговых залов 41,33 и 19,85 кв. м, всего 61,18 кв. м, что составляет 19,05% от площади всего помещения.
Таким образом, площадь торговых помещений составляет менее 20%.
Согласно экспликации к плану строения назначение помещений следующее: подсобная, 2 кабинета, шкаф, туалет, кладовая, тамбур, электрощитовая, автоклавная, 2 торговых зала, 2, асептическая.
В учрежденческую площадь включена площадь кабинетов. Вместе с тем понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Таким образом, документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Оснований для суммирования торговой и учрежденческой площади не имелось.
Обследование помещения для определения вида его фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания помещения по адресу: ***, с кадастровым номером ***, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
5. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 888,2 кв. м, назначение - нежилое, наименование - помещения, расположено по адресу: ***, в здании с кадастровым номером ***, которое представляет собой многоквартирный дом. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями.
Таким образом, здание, в котором расположено принадлежащее истцу помещение, не является ни административно-деловым, ни торговым центром.
Сведения о назначение и наименование помещения - "нежилое помещение", содержащиеся в ЕГРН, не позволяли сделать вывод о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и торговых объектов.
Согласно документам технического учета классификация помещений следующая: торговая - 46,9 кв. м (что составляет 5,28%), складская - 170,7 кв. м, учрежденческая - 365,4 кв. м (куда включена площадь кабинетов (21) и конференц-зала), служебная - 305,2 кв. м. Таким образом, площадь торговых помещений составляет менее 20%.
Согласно экспликации к плану строения помещения имеют следующее назначение: тепловой пункт, щитовая, материальная, кабинеты, душевая, санузел, венткамеры, кладовая, конференц-зал, расфасовочная, торговый зал - 46,9 кв. м, комната для хранения наркотиков.
В учрежденческую площадь включена площадь кабинетов и конференц-зала. Вместе с тем понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис". Таким образом, документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Оснований для суммирования торговой и учрежденской площади для определения ее доли от общей площади помещения не имелось.
Обследование помещения для определения вида его фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания помещения по адресу: ***, с кадастровым номером *** предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
6. Помещение с кадастровым номером ***, площадью 381,4 кв. м, назначение - нежилое, наименование - встроенные нежилые помещения, расположено по адресу: ***, в здании, которое представляет собой многоквартирный жилой дом (согласно технической документации на дом). Земельный участок с кадастровым номером ***, на котором расположен многоквартирный жилой дом, имеет вид разрешенного использования - для многоквартирного дома.
Таким образом, здание, в котором расположено принадлежащее истцу помещение аптеки, не является ни административно-деловым, ни торговым центром.
Содержащиеся в ЕГРН сведения о назначении и наименовании помещения - "встроенные нежилые помещения" не позволяли сделать вывод о том, что оно предназначено для размещения офисов и торговых объектов.
Классификация помещений согласно документам технического учета выглядит следующим образом: аптека - 201,99 кв. м, лоджия 3,71 кв. м, учрежденческая - 66,08 кв. м (куда включена площадь 4х кабинетов), служебная - 95,23 кв. м, прочая - 14,41 кв. м.
Согласно экспликации к плану строения назначение помещений следующее: непосредственно аптека - 42,64 кв. м, лаборатория, стерильная, бойлерная, автоклавная, дисциляционная, моечная, умывальная, туалет, служебная, склад, распаковочная, щитовая, 4 кабинета, комната персонала, шкаф.
Для размещения объекта торговли в данном помещении предусмотрено помещение с наименованием "аптека" площадью 42,64 кв. м. Таким образом, торговая площадь составляет 11,17% от общей площади всего помещения.
В учрежденческую площадь включена площадь кабинетов. Вместе с тем понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис".
Документы технического учета не содержат сведений о том, что данное помещение предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Обследование помещения для определения вида его фактического использования на момент утверждения Перечней не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания помещения по адресу: ***, с кадастровым номером ***, предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необоснованности включения в перечни принадлежащих истцу нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах. В связи с этим требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Ульяновск-Фармация" о признании не действующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты пунктов 13347, 12904, 14776, 11633, 11269, 10679 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пунктов 6970, 6744, 7470, 6120, 5977, 5770 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области N 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктов 5734, 5565, 6135, 5095, 4981, 4824 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 192-пр от 27 ноября 2019 года,
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Ульяновская правда".
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.П. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 22 июля 2020 г. по делу N 3а-224/2020
Текст решения опубликован не был