Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 июля 2020 г. N 03-07-11/61478
Вопрос: АО просит разъяснить положения пункта 6.1 статьи 161 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2020 в соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 161 НК РФ в случае передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - ГРГВС РФ) не осуществлена, налоговая база по услугам по передаче гражданских воздушных судов определяется налоговым агентом как стоимость этих услуг по договору аренды (лизинга).
Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.
Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.
Положения настоящего пункта не распространяются на правоотношения, предусмотренные подпунктом 20 статьи 150 настоящего Кодекса.
Таким образом, пунктом 6.1 статьи 161 НК РФ устанавливается порядок определения налоговой базы по НДС при передаче по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории РФ при условии неосуществления его государственной регистрации в ГРГВС РФ в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна. Исчисление налоговой базы производится арендатором (лизингополучателем) воздушного судна по ставке НДС 20%.
В отношении НДС при предоставлении иностранной организацией имущества в аренду российской организации, необходимо определить место реализации данной услуги.
Согласно положениям статьи 148 НК РФ, услуги по сдаче в аренду (лизинг) воздушного судна без экипажа к работам и услугам, перечисленным в пп. 1-4.1 п. 1 данной статьи НК РФ, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение пп. 5 п. 1 данной статьи, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.
Соответственно, местом реализации услуг по аренде воздушного судна, оказываемых иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, на основании договора аренды воздушного судна без экипажа территория РФ не признается.
Возникнет ли у авиакомпаний после 01.01.2020 обязанность по уплате НДС с арендных платежей в качестве налогового агента в отношении воздушных судов, не зарегистрированных в ГРГВС Российской Федерации и ввезенных до 01.01.2020 на территорию РФ и принадлежащих на праве собственности иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг по сдаче в аренду воздушного судна, оказываемых российской организации иностранной организацией, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно положениям указанной статьи 148 Кодекса услуги по сдаче в финансовую аренду (лизинг) воздушного судна к работам и услугам, перечисленным в подпунктах 1-4.1 пункта 1 данной статьи Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 пункта 1 данной статьи, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
Таким образом, местом реализации услуг по сдаче в аренду воздушного судна, оказываемых российской организации иностранной организацией, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги объектом налогообложения НДС на территории Российской Федерации не являются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 июля 2020 г. N 03-07-11/61478
Текст письма опубликован не был