Обобщение судебной практики по административным делам о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, рассмотренных судами Еврейской автономной области в 2019 году
В соответствии с планом работы суда Еврейской автономной области на второй квартал 2020 года изучены административные дела о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, рассмотренные районными судами ЕАО в 2019 году.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (часть 1 статьи 10).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10).
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр) (часть 1 статьи 15.1), в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать такие сайты в сети "Интернет" (часть 2 статьи 15.1).
Одним из оснований для включения в Единый реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1, является, в частности вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1).
До 2018 года дела данной категории рассматривались судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Сначала применялся порядок искового производства, а затем особого производства в рамках производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Такой подход в целом был поддержан Верховным Судом РФ, который в своём определении от 09.06.2015 N 51-КГПР15-7 указал, что признание тех или иных информационных материалов запрещёнными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством. По таким делам юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещённой информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети "Интернет", запрещённой.
Однако такой подход просуществовал недолго, и уже в марте 2018 года Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018 (вопрос 1 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике") указал, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, должны приниматься судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к гражданам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ). Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII названного Кодекса, а в качестве административного ответчика привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Роскомнадзор.
Аналогичная позиция была выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018), утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 (пример 42).
С 01.10.2019 вступили в силу изменения, внесённые в Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), в том числе в части введения главы 27.1, регулирующей правила рассмотрения дел о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в России запрещено.
В ходе изучения административных дел о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", запрещённой к распространению в Российской Федерации, установлено, что в 2019 году районными судами рассмотрено 10 административных дел названной категории, из которых: Биробиджанским районным судом ЕАО - 7 дел, Облученским районным судом ЕАО - 3 дела.
Из них с вынесением решения окончено 9 дел, требования удовлетворены по 8 делам, отказано в удовлетворении требований по 1 делу, прекращено производством 1 дело.
В ходе обобщения изучались вопросы применения районными судами ЕАО как норм материального права, регулирующих данные правоотношения, так и норм процессуального права.
Целью обобщения является установление единообразного применения районными судами норм материального и процессуального права по делам о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, выявление ошибок при применении норм материального права, а также определение мер по повышению качества рассмотрения дел данной категории.
Согласно КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2.2 части 3 статьи 1).
С административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (часть 1 статьи 265.1).
К участию в рассмотрении административного дела указанной категории в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (часть 2 статьи 265.3).
Обобщение показало, что по всем административным делам о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в качестве административного истца выступали прокуроры, подавшие иски в интересах неопределённого круга лиц.
В большинстве случаев Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по ДФО) выступало в качестве заинтересованного лица, по трём административным делам Управление Роскомнадзора по ДФО выступало в качестве административного ответчика.
В ходе изучения судебной практики выявлено, что органами прокуратуры ЕАО в 2019 году заявлены требования о признании запрещенной:
- информации о возможности приобретения в свободном доступе наркотических средств (кокаин, героин, шишка, амфетамин, каннабис и т.д.);
- информации о способах изготовления огнестрельного оружия, взрывчатых веществ в домашних условиях;
- информации, содержащей предложения о продаже и реализации продукции, позволяющей скрыть государственные номерные знаки автомобилей от средств автоматической фиксации;
- информации о продаже медицинских справок в дистанционной форме без посещения лечебного учреждения;
- информации об изготовлении ядовитого вещества растительного происхождения - "Амантотоксин", который изготавливается из грибов бледных поганок, о минимальном количестве ядовитого вещества, необходимого для смерти человека, а также способе его применения.
Статьёй 265.2 КАС РФ установлены требования к административному исковому заявлению о признании информации запрещённой и документам, прилагаемым к данному заявлению.
Так, помимо соблюдения общих требований, установленных статьёй 125 КАС РФ, административное исковое заявление о признании информации запрещённой должно отвечать дополнительным требованиям, в том числе в административном иске должны быть указаны доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; обоснование доводов об отнесении информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с указанием соответствующих норм права.
Кроме того, частью 3 статьи 265.2 КАС РФ определено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 126 названного Кодекса, а именно: уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
При изучении дел, представленных на обобщение, установлено, что судьи при принятии административных исковых заявлений к производству уделяют должное внимание качеству оформления материалов по административным искам о признании информации запрещённой, проверяют соответствие материалов требованиям статей 125, 126, 265.2 КАС РФ, наличию всех необходимых документов.
В соответствии со статьёй 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела.
Изучение административных дел показало, что по всем делам проводилась подготовка к судебному разбирательству.
В силу части 1 статьи 265.3 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещённой, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
Статьёй 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ определено, что сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13); страница сайта в сети "Интернет" (интернет-страница) - это часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определённых владельцем сайта в сети "Интернет" (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещённой в сети "Интернет" (пункт 15); владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте (пункт 17).
Согласно установленному в частях 7-8 статьи 15.1 названного Федерального закона порядку включения в Единый реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в Единый реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в Единый реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" незамедлительно.
Таким образом, судебное решение о признании информации, размещённой на сайте в сети "Интернет", запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.
Кроме того, администрирование доменного имени, исходя из определения понятия "доменное имя", приведённого в пункте 15 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, представляет собой владение средством идентификации сайта в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещённой на сайте, лицом, определяющим возможность его наполнения контентом, а, следовательно, ответственность за распространение содержания соответствующего сайта через сеть "Интернет" несёт администратор доменного имени.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018, которая подлежала применению до 01.10.2019, в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (например, владельцы сайтов в сети "Интернет", авторы размещённой на них информации).
Таким образом, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов судам следует предпринимать меры в целях установления администраторов (владельцев) доменного имени, а также владельцев сайта в сети "Интернет" и авторов размещённой на нём информации.
Самый простой и общедоступный технический способ получить первоначальные сведения об администраторе доменного имени - это воспользоваться услугами общедоступной справочной службы Whois, которая по запросу пользователя в поле "registrar" отразит данные о регистраторе доменного имени, то есть юридическом лице, уполномоченном на совершение регистрационных действий с доменными именами.
В соответствии с пунктом 9.1.5 Правилами регистрации доменных имён в доменах .RU и .РФ, утверждёнными решением Координационного центра национального домена сети "Интернет" от 05.10.2011 N 2011-18/81, регистратор вправе сообщить информацию о полном наименовании (имени) администратора и его местонахождении (местожительстве) по письменному мотивированному запросу третьих лиц, содержащему обязательство использовать полученную информацию исключительно для целей предъявления судебного иска.
Анализ поступивших на обобщение административных дел показал, что районными судами ЕАО не всегда предпринимались меры для выявления и установления администраторов (владельцев) доменного имени, а также владельцев сайта в сети "Интернет" и авторов размещённой на нём информации, и привлечения их в участию в деле.
Между тем, установление администраторов (владельцев) доменного имени, а также владельцев сайта в сети "Интернет" и авторов размещённой на нём информации может способствовать удалению с сайта в сети "Интернет" запрещённой информации в добровольном порядке.
Так, прокурор Биробиджанского района ЕАО, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено, что в сети "Интернет" на сайтах с URL-адресами: "ОБЕЗЛИЧЕН", размещены объявления о продаже и реализации продукции, позволяющей скрыть государственные номера от средств автоматической фиксации. На указанных сайтах с видео-демонстрацией, ценой и контактами для связи и способами заказа, оплаты и доставки представлены откидные рамки и металлические рамки-шторки на номера. Данные приспособления предназначены для скрытия государственных номерных знаков автомобилей, в том числе во избежание автоматической фиксации административного правонарушения, что относится к противозаконным действиям. Таким образом, указанная информация носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц относительно законности использования указанных товаров, побуждает неопределённый круг лиц к совершению правонарушений и преступлений, способствует их совершению. Вход на сайты осуществляется свободно, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием размещённой информации и скопировать её может любой пользователь сети "Интернет".
При осуществлении производства по административному делу, из информации, представленной ООО "ОБЕЗЛИЧЕН", было установлено, что администратором доменного имени "ОБЕЗЛИЧЕН" является Р., который определением суда был привлечён к участию в деле в качестве административного ответчика.
В суд от административного ответчика Р. поступило заявление о том, что сайт "ОБЕЗЛИЧЕН" зарегистрирован в домене, принадлежащим ООО "ОБЕЗЛИЧЕН" на данном сайте размещен интернет - магазин по продаже запасных частей и аксессуаров для автомобилей. Объявления о продаже и реализации продукции, позволяющей скрыть государственные номера от средства автоматической фиксации с видео-демонстрацией, ценой и контактами для связи и способами заказа, оплаты и доставки откидных рамок и металлических рамок - шторок на номера с сайта "ОБЕЗЛИЧЕН" удалены и в дальнейшем, возобновляться не будут.
Прокуратурой при проверке сайта "ОБЕЗЛИЧЕН" установлено, что объявление о продаже и реализации продукции, позволяющей скрыть государственные номера от средств автоматической фиксации с видео-демонстрацией, ценой и контактами для связи и способами заказа, оплаты и доставки откидных рамок - шторок на номера, отсутствуют, и в связи с тем, что требования прокурора исполнены ответчиком в добровольном порядке, нарушения устранены, прокурор отказался от требований, производство по делу прекращено (Биробиджанский районный суд, дело N 2а-3124/2019).
Частью 3 статьи 265.3 КАС РФ установлено, что извещение о времени и месте рассмотрения административного дела о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания размещается на интернет-портале Государственной автоматизированной системы РФ "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие") в порядке, установленном Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.08.2019 N 203 утверждён Регламент размещения на интернет-портале ГАС "Правосудие" извещений о времени и месте рассмотрения административных дел о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, о признании информационных материалов экстремистскими (далее - Регламент).
В соответствии с названным Регламентом извещения размещаются на интернет-портале ГАС "Правосудие" не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания (статьи 265.3, 265.8 КАС РФ) (пункт 1.3).
После публикации извещения на интернет-портале ГАС "Правосудие" уполномоченный работник аппарата суда распечатывает на бумажном носителе копию страницы подраздела "Извещения о времени и месте рассмотрения административных дел в порядке глав 27.1, 27.2 КАС РФ", содержащей дату публикации Извещения. Копия страницы приобщается к материалам административного дела (пункт 2.7).
Надлежащее и своевременное осуществление действий по размещению извещений может подтверждаться копиями страниц (раздел "Судебное делопроизводство") сайта суда в сети "Интернет", в которых содержится дата размещения информации и сама информация о рассмотрении административного дела (пункт 2.8).
Из материалов дел, изученных в рамках настоящего обобщения, усматривается, что судьями Биробиджанского районного суда ЕАО указанные требования закона соблюдаются, к материалам каждого административного дела приобщён отчёт о размещении на сайте сведений по делу.
Облученским районным судом ЕАО названные требования закона не соблюдаются, сведения о публикации извещения о времени и месте рассмотрения административных дел данной категории на интернет-портале ГАС "Правосудие" к материалам административных дел не приобщены (дела N 2а-605/2019, 2а-657/2019, 2а-676/2019).
По делам о признании информации, размещённой в сети "Интернет", запрещённой к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети "Интернет" запрещённой информации.
В обоснование своих требований о признании информации, размещённой в информационно-коммуникационной сети, запрещённой к распространению, прокуроры во всех случаях ссылались на материалы прокурорской проверки и прикладывали в качестве доказательств скриншоты Интернет-страниц, на которых размещена спорная информация.
С учётом изложенного, суды удовлетворяли административные исковые требования (требования) прокурора в тех случаях, когда устанавливали, что спорная информация размещена в информационно-коммуникационной сети (сети "Интернет"), находится в свободном доступе и направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, либо за её распространение предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Абсолютное большинство дел данной категории рассмотрено с удовлетворением требований.
Например, в ходе проведения прокуратурой Биробиджанского района ЕАО проверки соблюдения требований федерального законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере информации, информационных технологиях и о защите информации, был выявлен сайт, на котором размещено объявления о продаже и реализации продукции, позволяющей скрыть государственные номера от средств автоматической фиксации. На указанном сайте с видео-демонстрацией, ценой и контактами для связи и способами заказа, оплаты и доставки представлен товар - защитная пленка на номера, которая прячет их от камер.
В целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства, прокурор обратился в суд с иском, в котором просил суд признать информацию, размещённую в сети "Интернет" на странице сайта, запрещённой к распространению в Российской Федерации, решение обратить к немедленному исполнению.
Целью обращения прокурора с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеуказанной информации, размещённой в сети "Интернет", запрещённой к распространению в Российской Федерации, являлось последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что продукция "нанономер - защитная плёнка на номер, которая прячет их от камер" предназначена для скрытия государственных номерных знаков автомобилей, в том числе во избежание автоматической фиксации административного правонарушения, что относится к противозаконным действиям. Таким образом, указанная информация носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц относительно законности использования указанных товаров, побуждает неопределённый круг лиц к совершению правонарушений и преступлений, способствует их совершению. Вход на соответствующий сайт осуществляется свободно, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием размещённой информации и скопировать её может любой пользователь сети "Интернет".
При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, части 2 статьи 12.2 КоАП РФ, пришёл к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу (Биробиджанский районный суд ЕАО, дело N 2а-3184/2019).
В ходе изучения судебной практики выявлен единственный случай вынесения решений об отказе в удовлетворении требований.
Так, прокурор г. Биробиджана, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети "Интернет" на страницах: "ОБЕЗЛИЧЕН", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Биробиджана в ходе мониторинга сети "Интернет" выявлены факты размещения информационных материалов, где демонстрируется процесс изготовления самодельного взрывчатого вещества, которое может быть использовано для совершения преступлений террористической и иной направленности. Так, материал, размещённый на интернет странице по адресу "ОБЕЗЛИЧЕН", содержит поэтапное описание процесса изготовления бертолетовой соли (хлорат калия) в домашних условиях, которая используется при приготовлении самодельных взрывчатых веществ. Аналогичные видеоматериалы, и порядок изготовления вышеуказанного взрывчатого вещества содержится на страницах - "ОБЕЗЛИЧЕН", при активизации которой происходит скачивание заархивированной в формате ZIP электронной версии книги "ОБЕЗЛИЧЕН". Решением Центрального суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 07.08.2009 указанная публикация признана экстремистской и внесена в федеральный список экстремистских материалов N 468. Открытый доступ к вышеуказанным материалам способствует беспрепятственному ознакомлению с информацией неограниченного круга лиц. Предоставление возможности доступа к информации о способах совершения указанных выше деяний с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет", фактически является информационным пособничеством преступной деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность. В настоящее время в Едином реестре сведения об интернет - адресах, указанных в данном заявлении, отсутствуют. Информации о лицах, причастных к размещению данных видеоматериалов, установить не представилось возможным.
Судом установлено, что все доводы административного иска подтверждаются.
Вместе с тем, из ответа Управления Роскомнадзора по ДФО от 22.11.2019 следует, что указанные в административном исковом заявлении ссылки не являются доменными именами, указателями страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевыми адресами, позволяющими идентифицировать сайты в сети "Интернет". Ни одна из ссылок не имеет полного содержания, что не позволяет однозначно установить, в отношении какой информации прокурором заявлены требования о признании ее запрещённой, по какому URL-адресу данная информация размещена в сети "Интернет" и какой информационный ресурс требуется внести в Единый реестр.
Согласно статье 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрен особый внесудебный порядок действий в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Специалистами Управления самостоятельно установлен URL-адрес, предоставляющий доступ к электронной версии книги "ОБЕЗЛИЧЕН", внесённой в федеральный список экстремистских материалов по решению суда. Сведения направлены в ЦА Роскомнадзора для проверки и принятия решения.
Из информации предоставленной консультантом по информатизации Биробиджанского районного суда ЕАО URL-адреса: "ОБЕЗЛИЧЕН", с технической стороны не являются верными и не соответствуют стандарту RFC 3989 (стандарту формирования URL-адресов).
При таких обстоятельствах, учитывая, что ссылки, указанные в административном иске прокурора не являются доменными именами, указателями страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевыми адресами, позволяющими идентифицировать сайты в сети "Интернет", требования прокурора оставлены без удовлетворения.
На изучение представлено 1 административное дело, производство по которому прекращено в связи с отказом прокурора от административного искового заявления на основании статьи 194 КАС РФ.
Так, прокурор г. Биробиджана, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой на страницах: "ОБЕЗЛИЧЕН" информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г. Биробиджана в ходе мониторинга сети "Интернет" выявлены факты размещения информационных материалов, где демонстрируется наркотические средства с целью их реализации неограниченному кругу лиц. Установлено, что на указанных интернет-страницах имеется информация о возможности приобретения в свободном доступе наркотических средств (кокаин, героин, шишка, амфетамин, каннабис и т.д.). Вход на сайты свободный, предварительной регистрации и идентификации пользователей не требуется, что не исключает доступ к информациям сайтов несовершеннолетних лиц. Предоставление возможности доступа к информации о способах совершения указанных выше деяний с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет", фактически является информационным пособничеством преступной деятельности, создающим опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства, за осуществление которого предусмотрена уголовная ответственность. В настоящее время в Едином реестре сведения об интернет - адресах, указанных в данном заявлении, отсутствует. Информации о лицах, причастных к размещению данных видеоматериалов, установить не представилось возможным.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что на момент рассмотрения административного дела, интернет-страницы с URL-адресами "ОБЕЗЛИЧЕН" не находятся в свободном доступе, при наборе URL-адресов в поисковой системе в сети "Интернет" загружается страница, содержащая сообщение "Доступ ограничен. Доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен по решению суда или по иным основаниям, установленным законодательством". Ресурсы внесены в Единый реестр на основании решений МВД, доступ к ним ограничен, в связи с этим прокурор отказался от заявленных требований, просил прекратить производство по делу.
Определением суда производство по делу прекращено (Биробиджанский районный суд ЕАО, дело N 2а-3186/2019).
Поскольку сеть "Интернет" не имеет территориальных границ, требования о признании запрещённой одной и той же информации, размещённой на одном и том же интернет-сайте, могут одновременно предъявляться в разные районные суды разными должностными лицами органов прокуратуры, что может привести к принятию нескольких судебных решений фактически по одному и тому же предмету.
В связи с этим КАС РФ установлено, что если указанные в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в Единый реестр, судья отказывает в принятии к производству административного иска (часть 5 статьи 265.3) либо прекращает производство по административному делу (часть 6 статьи 265.3).
Изучение дел, представленных на общение, показало, что названные положения КАС РФ соблюдаются не всегда.
Например, Прокурор г. Биробиджана, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещённой на страницах сайта с URL-адресами: "ОБЕЗЛИЧЕН" информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по вопросам размещения запрещённой информации, в ходе которой установлено, что в сети "Интернет" на сайтах: "ОБЕЗЛИЧЕН" размещена информация о продаже медицинских справок в дистанционной форме без посещения лечебных учреждений. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Статьей 9 названного Федерального закона предусмотрено, что должностные лица медицинских организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. Информации о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на указанных сайтах не имеется. На момент проверки сайты "ОБЕЗЛИЧЕН" в Едином реестре отсутствуют. По данным интернет-сервиса "reg.ru" администратором доменного имени указанных интернет-сайтов является частное лицо "Private Person", установить владельца не представилось возможным.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что страница сайта с URL-адресом "ОБЕЗЛИЧЕН" не находится в свободном доступе, при наборе адреса сайта в поисковой системе в сети "Интернет" загружается страница, содержащая информационное сообщение "Доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен по решению суда или по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации". Ресурс "ОБЕЗЛИЧЕН" внесён в Единый реестр на основании решения Курганского городского суда Курганской области от 07.10.2019 дело N 2а-11690/2019.
В нарушение требований части 6 статьи 265.3 КАС РФ суд в указанной части не прекратил производство по делу, а вынес решение об удовлетворении требований и внесении сайта с UPL-адресом "ОБЕЗЛИЧЕН" в Единый реестр.
Таким образом, обобщение показало, что судами области при рассмотрении административных дел данной категории в основном соблюдаются нормы материального и процессуального права. Вместе с тем, недостатки, отражённые в настоящем обобщении, необходимо учитывать при рассмотрении дел данной категории и не допускать их.
Судьи суда ЕАО |
Н.И. Токмачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение судебной практики по административным делам о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, информацией, распространение которой в РФ запрещено, рассмотренных судами ЕАО в 2019 году
Текст Обобщения опубликован на официальном сайте Суда Еврейской автономной области (http://os.brb.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=1233) 14 августа 2020 г.