Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации
от 15 мая 2020 г. N 148-п
Стратегия
социально-экономического развития Крутинского муниципального района Омской области до 2030 года
1. Общие положения
Стратегия социально-экономического развития Крутинского муниципального района Омской области до 2030 года (далее - Стратегия) определяет:
- стратегическое позиционирование Крутинского муниципального района в долгосрочной перспективе в целях понимания органами местного самоуправления района, хозяйствующими субъектами, инвесторами, населением Крутинского района путей и способов построения развитой экономики, создания условий для раскрытия человеческого потенциала, повышения конкурентоспособности Крутинского муниципального района;
- систему мер муниципального управления, основанную на долгосрочных приоритетах социально-экономической политики Крутинского муниципального района.
Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и с учетом стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93.
При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Крутинского муниципального района и перспективы его развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
В процессе работы над Стратегией:
- проведен анализ уровня развития Крутинского муниципального района, включая оценку достигнутых результатов социально-экономического развития района, сильных и слабых сторон социально-экономического положения района;
- определены возможности и угрозы социально-экономического развития Крутинского муниципального района в долгосрочной перспективе;
- сформированы цели, задачи и направления социально-экономического развития Крутинского муниципального района на долгосрочную перспективу;
- определены механизмы реализации Стратегии и основные индикаторы достижения стратегических целей социально-экономического развития Крутинского муниципального района до 2030 года.
2. Оценка социально-экономического положения Крутинского муниципального района
Крутинский район образован в 1924 году. Крутинский муниципальный район Омской области (далее - Крутинский муниципальный район) расположен в северо-западной части Омской области. На западе граничит с Тюменской областью, на севере - с Большеуковским, на востоке - с Тюкалинским и на юге - с Называевским муниципальными районами Омской области. Район входит в состав западного экономического района Омской области.
Площадь муниципального района составляет - 5,7 тыс. кв. км, или 4% от территории Омской области.
Среднегодовая численность населения Крутинского муниципального района по состоянию на 01.01.2020 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области составляет 14,9 тыс. человек. Плотность населения, проживающего на территории Крутинского муниципального района, составляет 2,61 человека на 1 кв. км.
Административным центром района является рабочий поселок Крутинка, находящийся в 189 км от областного центра и связанный с ним федеральной автомобильной дорогой Тюмень - Омск, которая пересекает территорию района с северо-запада на юго-восток. Ближайшая железнодорожная станция Называевская, находится на расстоянии 52 км от районного центра. Ближайший речной порт и аэродром находятся в г. Омске.
Территорию Крутинского муниципального района образуют 9 сельских и 1 городское поселения, в состав которых входят 44 населенных пункта.
Крутинский муниципальный район является сельскохозяйственным районом, обладает значительным трудовым, экономическим и природным потенциалом. Развитие района происходит в условиях конкуренции за земельные ресурсы, инвестиции, рынки сбыта.
2.1. Результаты социально-экономического развития Крутинского муниципального района
Основой экономики Крутинского района является производство продукции сельского хозяйства, основная специализация - производство продукции животноводства (молочное животноводство).
На территории Крутинского района действует 2 сельскохозяйственных организации: ЗАО им. Кирова и ООО "Агрокомплекс Оглухинский"
По состоянию на 1 января 2020 года количество КФХ и ЛПХ составило 25 и 6044 единиц соответственно.
По состоянию на 01.01.2020 года в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, ЛПХ поголовье КРС составляет 10843 голову, что составляет 99,3% к аналогичному периоду 2019 г. (на 01.01.2019 г. - 10917 гол. (- 74 головы). Поголовье коров по итогам года составило 3847 голов, т.е. 100,9% к аналогичному периоду прошлого года (на 01.01.2019 г. - 3811 гол. (+ 36 голов).
Снижение поголовья произошло по причине реализации КРС вследствие выбраковки. Умеренное снижение поголовья в ЛПХ компенсируется приростом в категории крестьянских фермерских хозяйств.
Производство мяса в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и ЛПХ за 2019 г. составило - 1386,72 тонн, (61,1% к АППГ, снижение в связи с реализацией ЗАО им. Кирова и КФХ КРС в живом весе). Валовой надой молока за 2019 года составил 18709,10 тонн (98,5% к АППГ 2018 года, снижение производства молока в ООО и ЛПХ частично компенсировано ростом валового надоя в фермерских хозяйствах на 371 тонну).
Структура сельскохозяйственного производства, животноводства в районе, в настоящее время, смещается от крупных предприятий к более мобильным, экономически гибким крестьянско-фермерским хозяйствам. На фоне снижения поголовья в сельскохозяйственных организациях крестьянско-фермерские хозяйства показывают стабильный рост поголовья как мясного, так и молочного направления.
Указанная тенденция связана с наличием программ субсидирования, как растениеводства, так и животноводства молочного и мясного направления, поддержки производства молока и приобретения племенных животных, грантовой поддержки, что является стимулами роста и позволяет аккумулировать положительные результаты работой созданных перерабатывающих производств с целью сбыта производимой продукции и сырья.
В рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" выделено направление "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе", которое предусматривает устойчивое развитие сельских территорий через организацию и развитие производства товарной продукции в формате малых форм сельского хозяйства - семейных ферм, личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств.
Развивается розничная торговля за 2017 - 2019 годы количество объектов торговли (мелких магазинов и киосков) сократилось на 6 единиц в связи с приходом торговых сетей, при этом торговые площади увеличились на 450 .
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов составляет 358,23 на 1 тыс. жителей. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями выше нормативного на 20,22%.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в реестре СМСП по состоянию на 01 января 2020 года составляет 236. Организациями малого и среднего предпринимательства охвачена не только сфера торговли и услуг, но и производство продукции растениеводства и животноводства, обрабатывающее производство, последнее представлено производством пищевых продуктов и обработкой древесины. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг организациями малого предпринимательства по итогам 2019 года составил 107 775 тыс. рублей.
Демографические процессы, происходящие на территории района, отражают общероссийские тенденции сокращения численности трудового потенциала и роста миграционного оттока. Наибольший отток населения наблюдался в 2011 - 2013 годах. За данный период времени выбыло 792 человек. В период с 2014 года наблюдается замедление оттока населения (403 за 2014 - 2016 годы), а начиная с 2018 года, миграционный отток вновь увеличился и составил только в 2018 году 211 человек. Кроме того, значительно влияют показатели роста смертности населения в Крутинском муниципальном районе. Так в 2015 году количество умерших превысило количество родившихся на 83 человека, в 2016 на 120, в 2017 на 105, в 2018 году на 132, в 2019 году на 134.
2.2. Развитие экономики и финансов Крутинского муниципального района
Основные проблемы в развитии района обозначились с момента разрушения советской экономики. Произошел спад поголовья КРС. Закрылись перерабатывающие предприятия по переработке молока, рыбы. Увеличился отток населения. Все это оказало негативное влияние на уровень доходов местного бюджета.
В конце 90-х годов было запущено производство колбасных изделий, хлебобулочных изделий, переработка рыбы.
В 2000 годах начинается подъем фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, но они не решают проблемы экономического развития района, трудоустройства граждан.
В структуре сельскохозяйственного производства преобладающее место занимает растениеводство. К 2019 году доля производства продукции растениеводства составила 6,9%, на долю животноводства пришлось 93,1%.
Важную роль в успешном развитии сельскохозяйственного производства, прежде всего в растениеводстве, играет уровень технической оснащенности предприятий, ее соответствие требованиям сегодняшнего дня.
В последние два года приобретено техники и оборудования аграриями района более чем на 120 млн. рублей.
Новая техника и оборудование позволяют повысить эффективность сельхозпроизводства, рентабельность производства продукции и снизить затраты, а также обеспечивают внутреннюю эффективность производства и увеличивают производительность труда.
Промышленный сектор экономики Крутинского района представлен обрабатывающим производством (производство пищевых продуктов, производство строительных материалов).
В 2018 году по решению Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области А.Л. Буркова возобновлено предоставление прямых мер государственной поддержки бизнеса (субсидии и гранты).
Впервые, по инициативе Губернатора, муниципальным образованиям были предоставлены средства в качестве поощрения органов местного самоуправления за деятельность по развитию налогового потенциала. В Крутинский муниципальный район поступило 454,1 тыс. рублей. Это позволило привлечь дополнительные субсидии областного бюджета в объеме 759,0 тыс. рублей. На реализацию муниципальной программы поддержки предпринимательства из местного бюджета обеспечено софинансирование, еще 150 тыс. рублей. В результате предоставлены гранты на реализацию четырех бизнес-проектов начинающих предпринимателей стоимостью от 200 до 400 тыс. рублей каждый. Будут созданы новые рабочие места в районе и бюджет пополнится налоговыми поступлениями.
Всего же за последние 5 лет предоставлены гранты начинающим предпринимателям на сумму 3,4 млн. рублей.
Активно проводится консультационная деятельность. В районе действуют 2 бизнес-консультационных пункта, оказывается информационно - методическая поддержка, подготавливается отчетность, ведется сотрудничество с Региональным фондом поддержки СМП, Центром инноваций в социальной сфере, региональным Фондом микрофинансирования. В течение 2016 - 2018 годов по линии Фонда предоставлены займы 2 субъектам на общую сумму 4,0 млн. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал составил в 2019 году 6395,1 тыс. рублей в расчете на одного жителя. Снижение показателя на 15,32% в 2019 году связано с общим снижением активности инвестиционной деятельности субъектов на территории Крутинского района. Завершена реализация инвестиционных проектов ООО "Крутинский рыбзавод" - "Цех по переработке рыбы и изготовлению рыбных полуфабрикатов" и КФХ Рычкова И.А. "Цех по переработке молока".
По уровню доходов население отстает от среднеобластного уровня, однако по всем видам экономической деятельности наблюдается положительная динамика роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.
По итогам 2019 года составляет:
- работников крупных и средних организаций, в том числе агропромышленного комплекса района, 26363,3 рублей, рост составил 7,4%;
- муниципальных дошкольных учреждений 17750,9 рублей рост 0,4%;
- муниципальных общеобразовательных учреждений 24858,2 рублей рост 6,3%;
На увеличение отдельных показателей оплаты труда по отраслям оказали воздействие мероприятия, связанные с исполнением "майских" указов Президента Российской Федерации.
Одним из показателей стабильной ситуации на рынке труда является отсутствие роста безработицы и сохранение уровня занятости населения.
Безработица Занятость
2015 год 6,5% 2015 год 58,6%
2019 год 6,6% 2019 год 58,9%
Важно отметить, что порядка 25% всех жителей Крутинского района, занятых в экономике трудоустроены у предпринимателей. Средняя заработная плата этих работников составила 11,3 тыс. рублей.
За предыдущие годы в структуре населения района произошли изменения по возрастной структуре населения: численность трудоспособного населения 50,6%, моложе трудоспособного - 20,6%, старше трудоспособного - 28,8%. По сравнению с 2018 годом структура населения изменилась в сторону увеличения на 1,1% населения старше трудоспособного возраста и снижения численности трудоспособного населения на 1,1%.
Согласно данных статистики и центра занятости населения, численность экономически активного населения муниципального района по состоянию на 1 января 2020 года составляет 8,7 тыс. человек или 57,9% от общей численности населения. В 2020 году ожидается 8,6 тыс. человек. Прогноз на 2020 год - сохранение на уровне 8,6 тыс. человек.
Возрастная структура трудоспособного населения района выглядит следующим образом (оценочно):
- молодежь в возрасте 16 - 29 лет (в т.ч. учащиеся с отрывом от производства) - 34,2% от всех трудовых ресурсов;
- наиболее экономически активная возрастная группа 35 - 45 лет - 30,1%;
- лица предпенсионного возраста 50 - 54/59 лет - 8,9%.
Одним из важных направлений деятельности в сфере финансов является наполняемость доходной части бюджета, а также эффективное использование бюджетных средств в соответствии с законодательством.
На протяжении последних пяти лет наблюдается стабильный рост доходов бюджета Крутинского муниципального района, в том числе собственных, доля которых занимает 63,3 процента.
Расходная часть бюджета Крутинского муниципального района носит социальный характер. В 2019 году расходы составили 503,8 млн. рублей, что на 27,6 процента выше уровня 2015 года.
С целью повышения качества исполнения финансово-экономических функций, функций ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления, а также численности муниципальных служащих) в 2018 году Крутинский муниципальный район один из первых в Омской области осуществил передачу функций ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности администрациями поселений централизованной бухгалтерии в рамках казенного муниципального учреждения "Хозяйственное управление Администрации Крутинского муниципального", а также отдельных бюджетных полномочий финансовых органов поселений Комитету финансов и контроля Администрации Крутинского муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В результате удалось сократить фактическую численность работающих на 11 человек, а общая экономия бюджетных средств на содержание органов местного самоуправления Крутинского муниципального района составила порядка 0,7 млн. рублей ежегодно.
2.3. Оценка качества жизни населения Крутинского муниципального района Омской области
В рамках подготовки Стратегии проведена оценка качества жизни населения района по направлениям социальной среды: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, экология, жилищно-коммунальная инфраструктура, муниципальные услуги населению.
На территории Крутинского района функционируют 12 общеобразовательных учреждений, общая численность обучающихся 1859 человек, из них в сельской местности обучается 47,5% обучающихся и 52,5% в районном центре. 42% от общего числа общеобразовательных учреждений являются малокомплектными, с численностью обучающихся до 100.
В районе с 1 сентября 2019 года открыты 2 центра на Оглухинской и Зиминской школах. На базе центров реализуются общеобразовательные программы по предметным областям "Технология", "Информатика", "ОБЖ" с обновленным содержанием и материально-технической базой, а также программ дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности, и социокультурные мероприятия.
Модель современной школы предполагает создание единого образовательного пространства, создающего условие для свободного движения информации, быстрого доступа к ней всех участников учебного процесса.
Процент общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения составляет 82,3% в связи с отсутствием пожарных рукавов и беспрепятственного доступа инвалидов (имеется в 1 учреждении из 12). На территории района нет зданий общеобразовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, требующих капитального ремонта.
Проведение среди учащихся мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, иммунизация детей различных возрастных групп, осуществление взаимодействия педагогов с родителями по вопросам сбережения здоровья детей, введение в учебные планы образовательных учреждений третьего часа физической культуры, создание условий организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проведение периодических медицинских осмотров, совершенствование оказания специализированной медицинской помощи, всё это способствовало сохранению количества детей I и II группы здоровья, в 2019 году - 85,9%.
Учреждения дополнительного образования представлены в районе двумя учреждениями - Крутинский районный Дом детского творчества и детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр. На бесплатной основе реализуют свои творческие способности около 1200 детей, работают 35 педагогических работников. В 2019 учебном году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования составил 86,0% от общей численности детей этого возраста. Всего дополнительным образованием с учетом школ, занято 99,6% детей.
МБОУ ДОД ДООЦ является методическим центром по организации спортивно-массовых мероприятий среди школьников района. Разрабатывает и проводит годовую спартакиаду школьников района, в которую включены 24 соревнования с охватом около 1600 участников, принимает активное участие в работе методического объединения учителей физической культуры, выступает координатором работы по организации и проведению Всероссийских Президентских спортивных игр и Президентских состязаний на муниципальном уровне, формирует сборные команды района для выступлений на соревнованиях различного ранга, оказывает помощь общеобразовательным учреждениям, Комитету по молодежной политике в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий.
Результатами работы системы дополнительного образования детей являются достижения воспитанников: победы и призовые места в областных, всероссийских, международных конкурсах, смотрах, турнирах, соревнованиях.
Предоставление дошкольного образования на территории Крутинского района осуществляют 7 дошкольных образовательных учреждений.
Также в 4 образовательных учреждениях функционируют группы дошкольного образования.
Наблюдается снижение количества детей, получающих услугу дошкольного образования с 56,5% в 2018 году до 52% в 2019 году по причине:
- по статистическим данным в районе проживает 1298 детей в возрасте 1 - 6 лет, а по факту 933 ребенка;
- наблюдается миграция семей с детьми-дошкольниками в другие регионы РФ (Тюменская область, Новосибирская область, Ханты-Мансийский АО, Московская область).
Очередность детей в возрасте от 1 до 6 лет отсутствует.
Три дошкольных образовательных учреждения МБОУ "Крутинский детский сад "Светлячок", МБОУ "Крутинский детский сад "Родничок" и МБОУ "Новокарасукский детский сад" являются участниками регионального инновационного комплекса "Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС".
В настоящее время сформирована база "Электронный детский сад", в которой отражается зачисление детей в ДОУ и очередность.
Здания детских дошкольных учреждений не требуют капитального ремонта, аварийных зданий нет.
В дошкольных образовательных учреждениях работает 121 человек из них 48 педагогов, 20 педагогов с высшим профессиональным образованием. Все руководители имеют высшее профессиональное образование.
Дошкольные образовательные учреждения осваивают инновационные образовательные программы и технологии. Большое внимание в дошкольных образовательных учреждениях уделяется охране жизни и укреплению здоровья детей, их психическому и эмоциональному благополучию. В детских садах организована работа кружков по художественно-эстетическому, духовно-нравственному и экологическому направлениям.
Медицинскую помощь населению оказывает БУЗОО "Крутинская центральная районная больница".
Жители района не в полной мере удовлетворены доступностью медицинских услуг, причиной является дефицит кадров. Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом с 2015 года снизилась на 3 процента и на конец 2019 года составляла 15,9 человек на 10 тыс. человек населения, средним медицинским персоналом - 87,6 человек на
10 тыс. человек населения. Укомплектованность врачами 53,6%, средним медицинским персоналом 80,5%.
Ежегодно оказывается медицинских услуг на сумму свыше 100 млн. рублей, платных услуг - свыше 5 млн. рублей.
В Крутинском районе созданы благоприятные условия для занятия физической культурой: 12 спортивных залов, 5 плоскостных спортивных площадок. В достаточном количестве имеется спортивного оборудования и инвентаря для качественного проведения уроков физической культуры и внеурочной деятельности. Ежегодно пополняется материально-спортивная база образовательных организаций.
Школьные спортивные клубы являются центром управления спортивно-массовой, оздоровительной работы с детьми, родителями, педагогическими работниками. Школьные клубы организуют работу в течение учебного года и в каникулярное время. На базе МБОУ ДО "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр" действует муниципальный центр тестирования по сдаче нормативов ГТО. В 2019 году в центре тестирования сдали нормативы ГТО 136 человек.
В Крутинском муниципальном районе продолжают функционировать 11 кадетских классов на базе 9 общеобразовательных организаций, в которых обучается 194 человека.
Знаменательным событием стало проведение в 2019 году IV муниципального кадетского слета "Растим патриотов Крутинского района". Гостями слета по традиции были офицеры и военнослужащие различных служб г. Омска и Омской области.
На Слете 7 кадетских классов были приняты в юнармию.
Формированию у участников образовательного процесса гражданственности и патриотизма способствовали муниципальные и региональные конкурсы, мероприятия.
Реализуется муниципальный проект "Агро-Крут!" В проект вовлечены все 12 общеобразовательных организаций района с 1 по 11 классы и 7 детских садов.
Для этого за последние 5 лет (2015 - 2019) муниципалитет создал ряд условий:
1) отвели в пользование школам 15 га земли;
2) в каждую школу купили теплицы, технику, мотоблоки с полным комплектом навесного оборудования (тележка, плуг, окучник, грунтозацепы, сцепка), на общую сумму более 3 млн. рублей
3) приобретено учебно-лабораторное оборудование, кабинеты физики, кабинеты окружающего мира, компьютерное оборудование на сумму более 6 млн. рублей
Работа в рамках муниципального проекта "Агро-Крут!" показала, что повысилась мотивация к изучению предметов естественного цикла, успешная сдача ЕГЭ способствуют тому, что выпускники ежегодно поступают в "Омский государственный аграрный университет, "Омскую государственную медицинскую Академию", "Тюкалинский и Омский аграрные колледжи".
Целенаправленная и планомерная работа в данном направлении, позволяет нашим образовательным организациям быть конкурентоспособными на региональном уровне:
Результатом планомерного экологического и трудового воспитания можно считать традиционное участие учащихся школы в муниципальных и региональных конкурсах по данному направлению.
По состоянию на 01.01.2020 на территории района функционируют МБУК "Крутинская централизованная клубная система" (25 филиалов), МБУК "Крутинская межпоселенческая библиотека" (17 общедоступных муниципальных библиотек), МБУК "Крутинский историко-краеведческий музей", МБОУДО "Крутинская школа искусств Омской области".
Творческие коллективы и исполнители Крутинского муниципального района принимают участие в конкурсах и фестивалях разного уровня, среди них: VI Международный фестиваль-конкурс "Таланты, рождённые Сибирью" и Межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры "Покровская ярмарка" (г. Омск); областной конкурс исполнителей эстрадной песни "Голоса Прииртышья" и Межрегиональный фестиваль детского творчества "От земли до небес" (г. Называевск) и другие.
За последние пять лет было выделено и использовано финансовых средств на содержание и развитие учреждений культуры 310,3 млн. рублей, из них местный бюджет - 294,1 млн рублей.
С момента открытия кинотеатра "Родина", с декабря 2017 года, показано 2986 киносеансов, число посещений - 21417 человек, из них 8 527 - дети. Валовый сбор составил 2 251 360 рублей.
На пополнение материально-технической базы было выделено более 14 млн. рублей.
В целях охраны окружающей среды и создания условий для утилизации и захоронения твердых бытовых отходов на территории района действуют 76 площадок накопления твердых коммунальных отходов, которые находятся в удовлетворительном состоянии. Население района ежегодно принимает участие в субботниках по благоустройству и озеленению территорий.
Одним из основных направлений развития и модернизации отраслей жизнеобеспечения района является выполнение мероприятий по техническому перевооружению, модернизации и энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном комплексе. Этому, несомненно, способствует перевод на природный газ котельных, жилого сектора, строительство автономных теплоисточников с выводом из эксплуатации устаревших центральных котельных.
Район активно занимается газификацией со второй половины 1997 года. На начало 2003 года было построено за счет всех источников финансирования при активном участии в финансировании населения 80,2 км газопроводов всех давлений, в том числе уличных 25,4 км, газифицировано 411 квартир, а сегодня это уже 2718 квартир 206,8 километров газопроводов.
Для выполнения такого масштабного объема работ было привлечено в общей сложности 20 организаций г. Омска и районов области, в том числе два проектных института. Освоено около 50 млн. рублей в ценах 2003 года.
В результате был получен следующий эффект:
- выведены из эксплуатации три центральные котельные (центральная газомазутная котельная МПЖКХ, мощностью 22,7 МВт, котельная ЗАО "Крутинское" мощностью 4 МВт, центральная котельная с. Оглухино мощностью 6 МВт), тепловые сети общей протяженностью 18,9 км
- износ основных фондов снизился с 70% до 38,3%
- по многоэтажной жилой застройке (365 квартир) средний годовой расход газа на теплоснабжение, пищеприготовление и горячее водоснабжение (от котельной не было горячего водоснабжения) существенно снизился. Затраты на отопление 1 кв. м. площади в месяц при расчете на 12 месяцев с учетом стоимости электроэнергии, потребляемой котлом составляют в среднем 4 руб. 50 коп, удешевление стоимости в сравнении с централизованным теплоснабжением от котельных МП ЖКХ "Крутинское" (тариф 2002 года - 20,56 руб.) более чем в 4 раза.
- Расход природного газа на выработку тепловой энергии для отопления бюджетной сферы поселка составлял 1526 тыс. куб. метров, сейчас 710 тысяч, снижение расхода на 53% (816 тыс. куб. метров).
- Аналогичная картина по электроэнергии. Потребление ее снизилось с 514,6 тыс. кВт часов для бюджетной сферы до 187,6 тысячи. Снижение в 2,7 раза.
- улучшилась экологическая ситуация по поселку. Не затапливаются погреба частного сектора по улицам, где проходила магистральная тепловая сеть, сухие подвалы в 2-х и 3-х этажной застройке, не затапливаются придворовые территории, уменьшилась нагрузка на выгребную канализацию.
На сегодня в Крутинском муниципальном районе построено 217,22 км газопроводов всех давлений, газифицированы населенные пункты: р.п. Крутинка, с. Яман, с. Зимино, с. Паново, с. Критерма, с. Оглухино, д. Пушкино, переведено на природный газ порядка 53% домовладений района
С 01.01.2007 года 14 автономных газовых котельных переведены на автоматический режим работы с дистанционным контролем. В результате сокращено 56 операторов работавших в котельных бюджетных учреждений и МП ЖКХ, трудоустроенных в дальнейшем в МПЖКХ. Расчеты и практика показывают, что при этом достигнуто снижение тарифов на тепловую энергию на 11%.
По состоянию на 01.01.2020 года 9 котельных включены в систему диспетчерского контроля. В ценах 2019 года экономия по фонду оплаты труда составила уже 7299,1 тыс. рублей ежегодно.
В 2019 году выполнены работы по модернизации оборудования системы диспетчеризации автономных котельных в р.п. Крутинка с контролем основных параметров по радиоканалу.
Так называемый "Крутинский вариант" газификации был первым из всех районов области, и одним из первых в стране.
На подготовку к отопительному сезону ежегодно направляется в отрасль ЖКХ от 1,5 до 3,0 млн. рублей из них из районного бюджета. На эти средства приобретается оборудование для котельных и водопроводно-канализационного хозяйства.
В целях обеспечения населения и объектов социально-культурной сферы района бесперебойным теплоснабжением все котельные в сельских поселениях обеспечены резервными источниками электроснабжения.
Предприятия сферы ЖКХ не имеют задолженности перед поставщиками энергоресурсов. Ежегодно Крутинский муниципальный район получает паспорт готовности к отопительному сезону.
На территории Крутинского муниципального района выполняются все необходимые мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в связи с этим достигнута существенная экономия по потреблению энергетических ресурсов, как населением так и муниципальными бюджетными учреждениями, в том числе:
- электрическая энергия - 36,5%;
- тепловая энергия - 46,5%;
- природный газ - сокращается ежегодно на 3 - 5%.
В таком направлении продолжается работа в Крутинском районе по поиску возможности минимизировать расходы бюджета на содержание объектов социальной сферы и коммунального хозяйства и при этом увеличить качество оказания бюджетных и коммунальных услуг, сохранив и даже увеличив их количество, что вместе повышает уровень жизни населения.
Участие Крутинского муниципального района в госпрограмме Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" позволило привлечь средства областного бюджета на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в поселениях и р.п. Крутинка, в том числе строительство мостового перехода через р. Крутиха в р.п. Крутинка (стоимость работ 45 108 185,0 рублей).
В результате доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 38,23%.
Всего за последние пять лет при участии в данной госпрограмме на условиях софинансирования в район привлечено 183,1 млн. рублей, отремонтировано более 120 километров автомобильных дорог. Во многом это стало возможным с приходом в регион нового руководителя Буркова Александра Леонидовича, значительно улучшилось взаимодействие органов исполнительной власти региона и муниципальных образований.
В сфере жилищного строительства ежегодно вводятся в эксплуатацию порядка 1200 кв. м индивидуального жилья. В 2017 году достроен и введен 24-х квартирный жилой дом общей площадью 1581,6 кв. м для работников бюджетной сферы, 24 семьи получили благоустроенное жильё по договору найма специализированного жилого помещения
Возобновила свое действие государственная программа Омской области "Обеспечение жильем молодых семей". В 2018 - 2019 годах предоставлены субсидии 9 семьям на общую сумму 3118 тыс. рублей. Затраты районного бюджета при этом составили порядка 120 тыс. рублей.
В 2018 году в рамках подготовки к областному летнему спортивному празднику реконструированы социальные объекты: спорткомплекс "Авангард", построена новая хоккейная коробка, реконструирована беговая дорожка. Для реализации всех этих планов было затрачено порядка 16,36 млн. рублей из областного бюджета и 164 тыс. рублей из районного.
Работая в плане обеспечения потребителей современными средствами массовых коммуникаций, абоненты района переключаются с медного кабеля связи на оптический. Повсеместно обеспечен доступ абонентов к сети Интернет. В районе зарегистрировано 5 операторов сотовой связи: МТС, Теле-2, Мегафон, Билайн, Йота.
В целях реализации Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органами местного самоуправления разработано 140 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг. Информация о порядке предоставления каждой муниципальной услуги размещена на официальном сайте Крутинского муниципального района и поселений, а также на региональном и федеральном порталах в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Администрация Крутинского муниципального района оказывает 33 муниципальных услуг. Администрации городских и сельских поселений муниципального района предоставляют от 4 до 18 услуг. Возможно предоставление 40 муниципальных услуг через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
2.4. Результаты стратегического анализа на основе SWOT-анализа
На основе анализа исторических, социальных, экономических предпосылок развития района, динамики основных социально-экономических показателей за 2015 - 2019 годы выявлены и структурированы следующие сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы развития Крутинского района:
Сильные стороны - S |
Слабые стороны - W |
1. Наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных площадок для развития сельскохозяйственного производства. 2. Наличие потенциала туристско-рекреационной сферы. 3. Наличие собственного сырья для развития перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции. 4. Наличие пастбищ для развития животноводства. |
1. Зона рискованного земледелия. 2. Низкий уровень развития и высокий износ инженерной и коммунальной инфраструктуры. 3. Снижение численности трудовых ресурсов, отток трудоспособного населения, дефицит квалифицированных кадров. 5. Невысокий уровень урбанизации, большое количество сельских поселений - 9, в том числе малочисленных, с низким уровнем развития инженерной инфраструктуры и высоким уровнем безработицы. 6. Отсутствие механизмов воздействия на работодателей в частном секторе экономики в части соблюдения трудового законодательства и легализации индивидуального предпринимательства. 7. Удаленность от областного центра и крупных рынков сбыта |
Возможности - О |
Угрозы - Т |
1. Создание и развитие перерабатывающих производств продукции сельского хозяйства (молоко, мясо). 2. Развитие животноводства с уклоном на мясное скотоводство. 4. Формирование новых инвестиционных площадок, пригодных для размещения новых производств, в целях развития АПК и туризма. 6. Повышение привлекательности района через развитие жилищного строительства, инженерной и социальной инфраструктуры |
1. Сохранение диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители (горюче-смазочные материалы), в результате дальнейшее сокращение производства продукции сельского хозяйства. 2. Неблагоприятные для развития сельского хозяйства погодные условия. 3. Дальнейший отток трудоспособного населения из района, и, как следствие, продолжающее нарастание дефицита квалифицированных кадров и простых рабочих. 4. Низкая доля собственных налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, в результате чего реализация инвестиционных проектов за счет бюджетных средств напрямую зависит от предоставления межбюджетных трансфертов, субвенций и субсидий из областного бюджета |
Проведенный SWOT-анализ выступает в качестве логической связи сильных сторон и возможностей района и позволяет установить обоснованность выбранных стратегических направлений развития Крутинского муниципального района, а также установить, в какой степени выбранные приоритеты и определенные ранее цели соответствуют потребностям развития и потенциалу района.
3. Система целей и задач Стратегии
В современном обществе основной ценностью всей социально-экономической системы является человек. Именно он в предстоящие годы будет главным объектом развития, а основополагающим принципом долгосрочной социально-экономической политики района станет приоритет социального развития, социальных интересов.
Для обеспечения постоянного и устойчивого повышение качества жизни населения района необходима реализация данных приоритетов путем повышения уровня материального благосостояния, улучшения состояния здоровья, расширения доступности образования, возможностей для духовного и физического развития личности, доступности жилья и комфортных условий проживания, улучшения качества окружающей среды.
Поскольку основой жизнеобеспечения человека служит экономика, то источником повышения качества жизни должно стать создание в районе эффективной и социально ориентированной экономики.
Перспективными направлениями экономики района должны стать:
- производство сельскохозяйственной продукции;
- развитие пищевой промышленности;
- развитие жилищно-коммунального комплекса.
Таким образом, к 2030 году определена главная стратегическая цель муниципального района - "Крутинский муниципальный район - агропромышленная инвестиционная зона для эффективного производства и комфортного проживания населения".
Развитие района должно быть нацелено на обеспечение роста благосостояния населения, повышения качества и доступности социальных услуг, создание комфортных условий проживания. Такой подход позволит остановить отток населения из района, привлечь квалифицированные кадры, востребованные экономикой района.
Для обеспечения качества жизни и здоровья населения необходимо поддержание благоприятного состояния окружающей среды, охрана природных ресурсов и рациональное их использование, обеспечение экологической безопасности на территории района.
С учетом главной стратегической цели, целями долгосрочного развития муниципального района, на решение которых должны быть направлены усилия Администрации муниципального района совместно со всеми заинтересованными участниками реализации Стратегии, являются:
1. Развитие социальной сферы - обеспечивает повышение качества жизни населения и развитие человеческого потенциала, направлено на развитие отраслей: образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, социальная защита населения, на увеличение спектра социальных услуг, повышение их качества и доступности, на обеспечение занятости населения, на качество окружающей среды и экологии.
2. Развитие экономики - направлено на дальнейшее развитие агропромышленного комплекса с использованием современных эффективных технологий, на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
3. Развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры - направлено на обеспечение комфортности и безопасности условий проживания населения на территории района.
4. Повышение эффективности управления муниципальным образованием - направлено на повышение эффективности использования и совершенствование методов управления финансами, материальными и информационными ресурсами.
3.1. Задачи и направления социально-экономической политики Крутинского муниципального района на долгосрочный период, обеспечивающих достижение стратегический цели
Достижению цели "Развитие социальной сферы" способствуют следующие направления деятельности и задачи:
1. Создание условий для стабилизации численности населения Крутинского муниципального района.
2. Обеспечение трудовой занятости и доходов трудоспособного населения в соответствии с профессиональным образованием и уровнем квалификации, а также обеспечение экономики района трудовыми ресурсами необходимого количества и качества в соответствии с текущими и перспективными потребностями.
3. Предоставление каждому человеку возможностей для выявления своих способностей и развития интеллектуального, творческого потенциала в целях максимально полной личностной самореализации и обеспечения наибольшего вклада в развитие общества.
Задачи:
- обеспечение качества общего образования;
- дальнейшее развитие системы дополнительного образования;
- выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;
- успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обновление состава педагогических кадров.
4. Увеличение продолжительности жизни населения за счет обеспечения доступной и качественной медицинской помощи.
Задачи:
- сохранение и укрепление кадрового потенциала медицинских учреждений посредством предоставления муниципального жилья;
- развитие профилактического направления, формирование здорового образа жизни.
5. Формирование и развитие духовно-нравственной, творческой, социально ответственной, гармоничной и успешной личности на основе приобщения к отечественному и мировому культурному наследию.
Задачи:
- формирование культурного самоопределения жителей района, опираясь на имеющийся потенциал;
- сохранение, развитие и модернизация сети учреждений культуры;
- становление нравственно-эстетического развития человека, его самореализация, становление творческой личности.
6. Создание условий, обеспечивающих возможность для жителей района вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
Задачи:
- увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
- разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
7. Достижение необходимого и достаточного уровня доступности для нуждающихся граждан форм и видов социальной поддержки и социального обслуживания на основе тесного взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями.
Задачи:
- предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов;
- развитие активного диалога с гражданским сообществом.
8. Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды путем эффективной системы сбора и утилизации отходов производства и потребления как необходимого условия улучшения качества жизни.
Задачи:
- совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- формирование экологической культуры.
Достижению цели "Развитие экономики" способствуют следующие направления деятельности и задачи:
1. Повышение эффективности и устойчивого развития производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Задачи:
- поддержка малых форм хозяйствования;
- развитие систем потребительской кооперации;
- создания условий по привлечению и закреплению молодых кадров;
- обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и создание производств по ее переработке и хранению;
- развитие отрасли животноводства.
2. Динамичное и устойчивое развитие малого и среднего бизнеса, обеспечивающего повышение уровня и качества жизни населения района, создание рабочих мест, рост уровня доходов, насыщение потребительского рынка товарами и услугами.
Задачи:
- оказание финансовой поддержки начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства;
- создание целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Достижению цели "Развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры" способствуют выполнение следующих направлений и задач:
1. Создание для населения комфортных условий проживания за счет формирования рынка доступного качественного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности и создания современной, надежной системы жизнеобеспечения.
Задачи:
- повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению;
- развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- совершенствование системы управления жилищным фондом;
- содействие обеспечению населения доступным и качественным жильем.
2. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры.
Задачи:
- обеспечение сохранности, модернизации и реконструкции сети автомобильных дорог местного значения;
- повышение качества выполняемых дорожных работ;
- сохранение гарантированной транспортной доступности для всех населенных пунктов района.
Достижению цели "Повышение эффективности управления муниципальным образованием" способствуют следующие направления деятельности и задачи:
1. Выработка экономических, правовых, организационных условий, обеспечивающих максимальное отражение интересов сообщества граждан в пределах выделенных органам местного самоуправления полномочий и ресурсов.
Задачи:
- совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления;
- эффективное управление бюджетным процессом, муниципальной собственностью;
- создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.