Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 июня 2020 г. N 03-15-06/55954
См. справку "Коронавирус COVID-19"
В связи с письмом Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с антикризисными предложениями по преодолению сложной экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и, в части своей компетенции, сообщает следующее.
О пересмотре фиксированных размеров страховых взносов для индивидуальных предпринимателей за 2020 год.
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. во время проводимого им 11 мая 2020 года совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны было озвучено решение о снижении фискального бремени на индивидуальных предпринимателей, которые заняты в наиболее пострадавших отраслях, путем уменьшения на величину минимального размера оплаты труда установленного для них фиксированного размера страховых взносов за 2020 год.
В этой связи Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Федеральный закон N 172-ФЗ) статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 1.1, в соответствии с которым для индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - постановление N 434), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.
О предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 1% до 15%.
В настоящее время Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима.
Так, например, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 1 статьи 346 20 Кодекса).
На основании пункта 2 статьи 346 20 Кодекса законами субъектов Российской Федерации также могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
При этом предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации.
Также сообщается, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409) предусмотрено в случаях, указанных в пункте 1 постановления N 409, организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 434, и включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты, в том числе по налогу (авансовым платежам по налогу), уплачиваемому в связи с применением УСН:
- за 2019 год срок уплаты налога для организаций продлевается с 31 марта 2020 г. до 30 сентября 2020 г., для индивидуальных предпринимателей с 30 апреля 2020 г. до 30 октября 2020 г.;
- авансовых платежей за I квартал 2020 года продлевается с 25 апреля 2020 г. до 26 октября 2020 г., а за полугодие с 25 июля 2020 г. до 25 ноября 2020 г.
На основании пункта 1 1 постановления N 409 суммы налогов (авансовых платежей), страховых взносов, предусмотренных подпунктами "а" - "в" постановления N 409, подлежат уплате равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 постановления N 409.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами "а" - "в"" имеется в виду "подпунктами "а" - "в" пункта 1"
Кроме того, постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, постановлением N 409 для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, предусмотрены меры, снижающие налоговую нагрузку в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, Федеральным законом N 172-ФЗ предусматривается, в частности, освобождение от исполнения обязанности по уплате авансового платежа по УСН за отчетный период - полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период - I квартал 2020 года, для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 434.
Одновременно сообщаем, что по вопросу об изменении подхода оказания помощи бизнесу, а также о дополнении перечня сфер деятельности, утвержденного постановлением N 434, следует обращаться в Минэкономразвития России, принимая во внимание, что в соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29 июня 2020 г. N 03-15-06/55954
Текст письма опубликован не был