Определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2020 г. N 307-ЭС20-11283 по делу N А42-11113/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Кольская атомная станция" на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2020 по делу Арбитражного суда Мурманской области N А42-11113/2018
по заявлению акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Кольская атомная станция" (далее - общество, концерн) к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела Государственного контроля и надзора в Мурманской области (далее - управление) о признании незаконным предписания от 15.10.2018 N 62,
установила:
решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2020, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным предписания от 15.10.2018 N 62 за исключением запрета применения установки УПУ-6 для испытания повышенным напряжением до устранения выявленного нарушения и разработки в этой части плана мероприятий по устранению выявленного нарушения. В данной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2020 решение суда первой инстанции от 20.11.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм права, принципов состязательности и процессуального равноправия сторон
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, в ходе проведения в отношении общества плановой документарной и выездной проверки были выявлены нарушения концерном обязательных требований к качеству электрической энергии, к контролю качества электрической энергии и мониторингу качества электрической энергии, а также несоблюдение требований к измерениям и средствам измерений.
По результатам проверки составлен акт и выдано предписание от 15.10.2018 N 62, послужившее основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования в указанной части, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что все выявленные нарушения ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" вменялись обществу именно как потребителю электрической энергии, несоответствие качества поставленной ему электрической энергии выявлено в точках поставки электроэнергии самому обществу по договору от 20.01.2016 N 1-2017, заключенному между публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" и концерном, как с потребителем услуг, исходили из того, что проверяющим органом не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения требований ГОСТ 32144-2013 непосредственно самим обществом.
Суды согласились с доводами концерна о том, что соблюдение требований касательно контроля качества электрической энергии (раздел 5 ГОСТ 33073-2014) есть обязанность проверяющего органа, осуществляющего государственный надзор, и сделали вывод о том, что порядок проведения мониторинга и необходимость его соблюдения потребителем находится вне сферы контроля отдела ввиду статуса проверяемого лица.
Суд округа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов об их применении установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направил дело на новое рассмотрение, признав, что содержащиеся в обжалуемых актах выводы, сделаны без установления и соответствующей правовой оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения спора.
Суд округа признал, что суды нижестоящих инстанций ошибочно не приняли во внимание, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, а организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, обязаны поставить потребителю электроэнергию, качество и параметры которой в точке поставки потребителя услуг должны соответствовать требованиям ГОСТ 32144-2013, а также ошибочно исходили из статуса проверяемой станции как потребителя, не приняв во внимание, что в соответствии с приказом Росстандарта от 10.08.2018 N 616 проверка деятельности концерна проводилась не по конкретному эпизоду соблюдения требований договора от 20.01.2016 N 1-2017, заключенному между сетевой компанией и концерном как потребителем услуг.
Выводы судов нижестоящих инстанций о том, что порядок проведения на Кольской АЭС мониторинга качества электрической энергии находится вне сферы контроля отдела, признаны судом округа противоречащими основным положениям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии".
Кроме того суд округа указал на необходимость исследования и установления обстоятельств, связанных с исключением из сферы контроля Росстандарта порядка соблюдения требований к проведению мониторинга качества электроэнергии и отнесение этой процедуры исключительно к взаимоотношениям поставщика и потребителя; о соответствии применяемых в отношении "малых точек" средств измерения требованиям, установленным статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ); правомерности и исполнимости предписанного Концерну требования привести в должное состояние документацию на трансформаторы напряжения и трансформаторы тока; выводов отдела, сделанных в связи с представлением ему концерном паспорта на устройство типа УССВ-35HVS среди прочих запрошенных документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора; исполнения обществом требования предписания по предоставлению сведений о регистрации в ФИФ "Методики (метода) измерений электроэнергии и мощности с использованием системы автоматизированной информационно- измерительной коммерческого учета электроэнергии"; обстоятельств, связанных со своевременным представлением концерном для проведения плановой документарной проверки сведений о средствах измерений в области государственного регулирования, указанной в пункте 18 части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ.
Отмена судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, а также направление дела на новое рассмотрение связаны с необходимостью проверки всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу, устранением противоречий в выводах судов, обсуждения возможности назначения судебной экспертизы.
Таким образом, обжалуемое постановление принято судом кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных ему процессуальным законодательством.
При новом рассмотрении дела заявитель в силу части 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, представлять доказательства, а также иными способами обосновывать свою позицию по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать акционерному обществу "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Кольская атомная станция" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2020 г. N 307-ЭС20-11283 по делу N А42-11113/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7903/2021
22.01.2021 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-11113/18
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5736/20
08.02.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38260/19
20.11.2019 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-11113/18