1. Осуществление закупки строительства объекта, включенного в перечень, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в форме открытого конкурса в электронной форме правомерно.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия ФАС России проведена внеплановая проверка действий регионального заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на проектирование и строительства лечебного учреждения на основании поступившего в ФАС России обращения общества, которое утверждало о неправомерности, в числе прочего, выбора способа осуществления закупки.
По результатам проведенной проверки Комиссия ФАС России не согласилась с утверждением общества в рассматриваемой части по следующим основаниям.
Согласно части 55 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 58 статьи 112 Закона о контрактной системе в целях заключения контракта, указанного в части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме.
Учитывая изложенное, заказчик в целях заключения контракта, указанного в части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, вправе осуществить закупку путем проведения аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме.
Решение Комиссии ФАС России от 10.08.2020 по делу N 20/44/99/208 (полный текст изготовлен 13.08.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки в отношении наличия у участника закупки членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования;
2. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.07.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.08.2020;
5) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка;
6) победителем Конкурса признано АО "***".
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки в отношении наличия у участника закупки членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по строительству блоков "А" и "Б" межрайонной больницы с поликлиникой в районе ***.
Пунктом 26 информационной карты Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пункту 21 информационной карты Конкурсной документации установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе, в том числе требование о предоставлении выписок из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи.
Вместе с тем, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является ввод объекта капитального строительства, предусмотренного Конкурсной документацией, в эксплуатацию, участник закупки в силу требований Закона о контрактной системе, должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, Комиссия приходит к выводу о том, что требование Конкурсной документации о том, что участник закупки должен быть членом СРО одновременно в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерное требование о предоставлении в составе заявки выписки из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования, нарушают часть 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявка единственного участника закупки, в которой представлены обе выписки из реестра членов СРО, признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
Согласно части 55 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 58 статьи 112 Закона о контрактной системе в целях заключения контракта, указанного в части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 07 июля 2020 года N 469 р-П объект капитального строительства, предусмотренный Конкурсной документацией, включен в перечень объектов капитального строительства в отношении которых, применяются положения частей 56-63 статьи 112 Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика, выраженные в осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
Предметом оценки по Критерию N 1 является опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за 2017 - 2019 год, т.е. наличие у участника исполненных государственных (муниципальных) контрактов (договоров) на выполнение работ, предметом которых являются аналогичные объекту закупки работы, а именно контракты, предметом которых является совокупность проектных и изыскательских работ, строительно-монтажных работ. При этом общая стоимость исполненных контрактов должна составлять 1 млрд. рублей, стоимость каждого из контрактов (договоров) не менее 200 млн. рублей.
Вместе с тем, учитывая, что объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, а результатом выполнения работ по контракту является ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, Комиссия приходит к выводу, что к оценке неправомерно подлежат исключительно контракты, предметом которых является совокупность проектных и изыскательских работ и строительно-монтажных работ на сумму не менее 1 млрд. рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что оценке по Критерию N 1 не подлежат, в том числе контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе и Правил.
Кроме того, согласно Конкурсной документации количество баллов, присуждаемых по Критерию N 1 определяется по следующей формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Вместе с тем, исходя из указанного порядка присвоения баллов, а также предмета оценки по данному критерию, не представляется возможным определить, что является наилучшим исполнением контракта в рамках рассматриваемого критерия, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Правил.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в закупке, не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка от участника закупки, в связи с чем вышеуказанный порядок оценки не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 10.08.2020 по делу N 20/44/99/208 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято стороной исключительно в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по контракту.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Акционерного общества, которое утверждало о неправомерности действий заказчика при принятии им решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по заключенному контракту.
Учитывая то обстоятельство, что обращение содержало признаки нарушения положений статьи 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок проведена по данным фактам проверка.
Напомним, в соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Как установлено в ходе проведения внеплановой проверки решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении и/или не надлежащем исполнении Акционерным обществом обязательств по контракту, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 06.08.2020 по делу N П-103/20 (полный текст изготовлен 11.08.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно принявшими решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.12.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 779 674 484,76 рубля;
3) источник финансирования - бюджет Республики Башкортостан, бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.12.2019;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4. Конкурс признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "УРАЛМОСТОСТРОЙ" с предложением о цене контракта 8 735 776 112 рублей;
8) с Победителем заключен государственный контракт от 17.04.2020 с реестровым номером 3027819887520000001.
Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.
Пунктом 18.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено положение о возможности расторжения контракта по соглашению сторон.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что решение о расторжении контракта в одностороннем порядке принято в связи с отзывом бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных средств, предусмотренных на оплату закупаемых работ.
В частности, представитель Уполномоченного органа, представив Комиссии распоряжение Правительства *** от 30.12.2019 N 1586-р и соглашение от 17.03.2020 N 2, согласно которым лимиты финансирования строительства объекта закупки на 2020 год не предусмотрены, пояснил, что указанное делает исполнение Заказчиком обязательств по Контракту невозможным.
Вместе с тем, изучив материалы, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком заключен контракт, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы от 06.08.2020 по делу N П-103/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Проектная сметная документация подлежит размещению в ЕИС в полном объеме.
ФАС России на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России проведена внеплановая проверка в связи с поступлением информации о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении заказчиком, уполномоченным органом закупки на выполнение строительных работ.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе выраженного в неразмещении в единой информационной системе в сфере закупок проектной документации в полном объеме.
Напомним, обязанность по включению в состав документации о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства проектной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности введена Законом N 71-ФЗ.
Таким образом, включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 указанной части данной статьи, устанавливающих требования к описанию объекта закупки.
Решение Комиссии ФАС России от 05.08.2020 по делу N П-100/20 (полный текст изготовлен 10.08.2020).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Аукционной комиссии, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.06.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) источник финансирования - бюджет ***, КБК - ***;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата проведения Аукциона - 08.07.2020;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка;
7) победителем Аукциона признано ООО "***";
8) Заказчиком 28.07.2020 в ЕИС размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
1. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Пунктом 8.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "За непредставление информации указанной в п. 4.3 контракта Подрядчику начисляются пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Частью 12 статьи 48 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень разделов, включаемых в состав проектной документации объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлены требования к составу разделов проектной документации и к содержанию этих разделов.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, положениями документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация размещена не в полном объеме, поскольку в ЕИС отсутствуют, в том числе, разделы "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", "Мероприятия по охране окружающей среды", в связи с чем потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС проектно-сметную документацию не в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении Аукциона установлено, в том числе, следующее: "дата проведения аукциона в электронной форме - 08.07.2020".
При этом, пунктом 12 информационной карты документации об Аукционе датой проведения Аукциона установлено 08.06.2020.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 6.2.20 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика "выполнить самостоятельно не менее 25 процентов цены государственного контракта без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту работы указанные согласно Приложения N 6 к настоящему контракту".
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено надлежащего перечня указанных работ, что нарушает часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.07.2020 N ***-2 (далее - Протокол) заявка Победителя признана соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Победителем в составе заявки на участие в закупке не представлены документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства N 99.
Согласно пункту 2(1) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 1 млрд. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 6.3 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(1) Постановления Правительства N 99, предъявляемые к участникам Аукциона, а также исчерпывающий перечень документов.
Вместе с тем, изучив заявку Победителя, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в ее составе копии исполненного контракта (договора) на сумму, составляющую не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены заключаемого контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 7 статьи 34, пунктов 1, 5 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено, предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы от 05.08.2020 по делу N П-100/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2020)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.