Решение Самарского областного суда от 30 июля 2020 г. N 3а-1151/2020
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1151/2020 по административному исковому заявлению П.В.А. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
П.В.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия:
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647;
- пункт N N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 (далее также Перечни).
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее им на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено в многоквартирном жилом доме и под торговые объекты и объекты бытового обслуживания в аренду сдавалось менее 20% от его общей площади. Полагает, что включение нежилого помещения в Перечни нарушает ее права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2017-2019 г.г. в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Н.Т.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях просят в удовлетворении административного иска отказать, поскольку принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни на 2017-2019 г.г. на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия из Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как нежилое помещение в жилом доме, которое может быть использовано в качестве офисного, под торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания. Кроме того по результатам осмотра, проведенного 14.01.2020 установлено, что более 20% площади нежилого помещения фактически используются под торговые объекты и объекты бытового обслуживания.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машиноместо; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц", ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 14 ноября 2016 года N 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна", N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016, N 318 (29864) 30.11.2016.
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете "Волжская коммуна" N 281 (30176) 31.10.2017; N 283 (30178) 01.11.2017, N 285 (30180) 02.11.2017; N 297 (30192) 16.11.2017;
- от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) 20.11.2018 г.
Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок, что административным истцом не оспаривается.
В оспариваемые Перечни на 2017-2019 г.г. включено нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 283, 5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником указанного нежилого помещения является П.В.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 20.04.2020.
Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечни объектов на 2017-2019 г.г. на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установлено, что по сведениям ЕГРН объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет наименование и назначение: "нежилое помещение", данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно технической документации - техническому паспорту на нежилое помещение от 12.02.2014, подготовленному ООО "С", оно включает части назначением: помещение, коридор, подсобное, складское, кабинет (14,0 кв. м + 9,9 кв. м), умывальник, санузел, кухня (6,0 кв. м), что подтверждено сведениями в разделе "экспликация".
При этом, назначение помещения "кабинет" не тождественно понятию "офис". К тому же, площадь кабинетов и помещения с назначением "кухня" не превышает 20% от общей площади нежилого помещения.
Установлено также, что нежилое помещение расположено в цокольном этаже здания с кадастровым номером N назначением и наименованием "многоквартирный жилой дом", год завершения строительства 1958, что подтверждается выписками из ЕГРН от 20.04.2020, 23.04.2020.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером<адрес>, с видом разрешенного использования "под жилым домом со встроенными нежилыми помещениями", о чем представлена выписка от 23.04.2020.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета наименование и назначение спорного нежилого помещения не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку не соответствуют названным критериям: не предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем для включения его в Перечни объектов на 2017-2019 г.г. требовалось установление фактического использования нежилого помещения.
Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводилось.
Административным ответчиком в материалы дела представлен акт осмотра нежилого помещения, проведенный по обращению П.В.А. ГБУ Самарской области "Центр размещения рекламы" в целях проверки его фактического использования, о чем составлен акт от 14.01.2020.
Согласно акту, к офисным отнесена часть помещений, площадью 21,9 кв. м, к торговым объектам - 68,9 кв. м, к объектам бытового обслуживания (мастерская по ремонту одежды - 16, 4 кв. м, к складским помещениям - 131, 8 кв. м, санузлы - 9, 4 кв. м, коридоры, лестница - 28, 6 кв. м.
Вместе с тем, сам по себе акт осмотра объекта недвижимости от 14.01.2020 не может служить основанием для включения нежилого помещения в Перечни объектов на 2018-2019 г.г., поскольку составлен в следующем налоговом периоде, и, соответственно, не подтверждает фактическое использование нежилого помещения в предшествующие периоды.
Из объяснений представителя административного истца следует, что в период 2017-2019 г.г. часть спорного помещения сдавалась собственником в аренду.
В материалы административного дела представлен договор аренды от 01.10.2014 г., согласно которому П.В.А. передала спорное помещение в аренду ООО "П".
Согласно договорам аренды и субаренды:
- от 01.10.2014 ООО "А" под размещение магазина передано помещение, площадью 41, 7 кв. м; договор пролонгирован в том числе на 2017-2018 г.г.
- от 01.10.2018 ИП ФИО1 под оказание услуг по ремонту цифровой техники передано помещение, площадью 12 кв. м (договор расторгнут 01.04.2019);
- от 01.05.2019 ФИО2 под оказание услуг по ремонту одежды передано помещение, площадью 12, 7 кв. м.
Таким образом, в спорные налоговые периоды под размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания фактически использовалось: в 2017 году 41, 7 кв. м; в 2018 году 41, 7 кв. м + 12, 7 кв. м= 54, 4 кв. м; в 2019 году 41, 7 кв. м + 12, 7 кв. м = 54, 4 кв. м, что не превышает 20% от общей площади нежилого помещения (283, 5 кв. м) в каждый налоговый период.
Доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого помещения в период 2017-2019 г.г. использовалось под размещение объектов, критерии которых приведены в ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017-2019 г.г. и полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты - приказы министерства имущественных отношений Самарской области в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Несмотря на истечение срока действия Перечней, оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы П.В.А., поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество и не утрачена возможность взыскания недоимки налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного, заявленные П.В.А. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск П.В.А. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.08.2020.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 30 июля 2020 г. N 3а-1151/2020
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании