Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Примерному положению
Критерии
оценки эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству
В соответствии с деятельностным подходом оценка степени выполнения воспитательных действий классного руководителя по каждому критерию осуществляется в баллах: 0,5; 0,75; 1:
0,5 - сформированность знаний, представлений о системе правовых ценностей гражданина России;
0,75 - сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся на основе приобретения опыта деятельности в условиях классного коллектива, школы;
1,0 - наличие опыта деятельности ученика вне школы (волонтерская/добровольческая деятельность, социальное проектирование, др.).
Помимо заместителя директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе (далее - заместитель директора по УВР) и родителей (законных представителей) обучающихся, данный подход позволяет осуществлять самоанализ воспитательной работы классным руководителем. Определение уровня эффективности деятельности классного руководителя на основе обобщения баллов относится к компетенции заместителя директора по УВР или представителя аналитического отдела учреждения (аудитора).
Таким образом, предлагаемый подход дает возможность администрации образовательной организации осуществлять контроль за деятельностью классного руководителя достаточно простым и легким для сравнения способом; дает возможность оценить работу классного руководителя родителям (законным представителям) обучающихся и провести самоанализ педагогом. Критерии оценки эффективности деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство представлены в таблицах 1; 2. Следующим этапом оценки деятельности классного руководителя будет выявление уровня воспитанности обучающихся.
Таблица 1
Критерии оценки
эффективности деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство
Блоки воспитательной работы |
Критерии оценки деятельности классного руководителя |
Оценка эффективности деятельности классного руководителя |
Средний балл |
||
Классный руководитель |
Зам. директора УВР |
Родитель |
|||
1. Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе |
Содействие повышению дисциплинированности |
|
|
|
|
Содействие повышению академической успешности |
|
|
|
|
|
Обеспечение включенности в воспитательное мероприятие обучающихся |
|
|
|
|
|
Содействие успешной социализации |
|
|
|
|
|
Знание психологических особенностей и психологическая поддержка обучающихся |
|
|
|
|
|
Осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося |
|
|
|
|
|
Выявление и поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации |
|
|
|
|
|
Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в психологической поддержке |
|
|
|
|
|
Знание социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания |
|
|
|
|
|
Профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ |
|
|
|
|
|
Формирование навыков информационной безопасности |
|
|
|
|
|
Содействие формированию мотивации к обучению у детей с низкими результатами |
|
|
|
|
|
Поддержка талантливых обучающихся |
|
|
|
|
|
Обеспечение прав и интересов обучающихся |
|
|
|
|
|
|
Максимальное вовлечение обучающихся в дополнительное образование |
|
|
|
|
Итого по блоку (mаx 15) |
|
|
|
|
|
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся как группы |
Изучение и анализ характеристик класса |
|
|
|
|
Формирование благоприятного социально-психологического климата классного коллектива |
|
|
|
|
|
Формирование ценностно-ориентационного единства в классе |
|
|
|
|
|
Организация и поддержка всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся |
|
|
|
|
|
Выявление и коррекция деструктивных отношений |
|
|
|
|
|
Профилактика девиантного и асоциального поведения |
|
|
|
|
|
Итого по блоку (mаx 6) |
|
|
|
|
|
3. Осуществление воспитательной деятельность во взаимодействии с родителями |
Привлечение родителей к сотрудничеству |
|
|
|
|
Регулярное информирование родителей |
|
|
|
|
|
Координация взаимосвязи родителей с другими участниками взаимоотношений |
|
|
|
|
|
Содействие повышению педкомпетентности родителей |
|
|
|
|
|
Итого по блоку (4) |
|
|
|
|
|
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом |
Взаимодействие с членами педагогического коллектива |
|
|
|
|
Взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации |
|
|
|
|
|
Взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования |
|
|
|
|
|
Взаимодействие с учителями-предметниками |
|
|
|
|
|
Взаимодействие с педагогом-организатором и библиотекарем, вожатыми |
|
|
|
|
|
Взаимодействие с субъектами образовательной организации по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся |
|
|
|
|
|
Взаимодействие с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
|
|
|
|
Итог по блоку (8) |
|
|
|
|
|
5. Взаимодействие с социальными партнерами |
Участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся |
|
|
|
|
Участие в организации мероприятий в рамках социальнопедагогичес-кого партнёрства |
|
|
|
|
|
Участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, с привлечением внешних социальных партнеров |
|
|
|
|
|
Итого по блоку (3) |
|
|
|
|
|
Итого (mаx 36) |
|
|
|
|
Таблица 2
Определение уровня эффективности деятельности классного руководителя
N |
Блоки воспитательной работы |
Максимальное количество баллов по блоку |
Итоговые баллы по блоку |
Уровень эффективности |
1 |
Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе |
15 |
|
- |
2 |
Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся как группы |
6 |
|
- |
3 |
Осуществление воспитательной деятельность во взаимодействии с родителями |
4 |
|
- |
4 |
Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом |
8 |
|
- |
5 |
Взаимодействие с социальными партнерами |
3 |
|
- |
|
Итого |
36 |
|
- |
Уровень эффективности деятельности работы классного руководителя 0 - 17 баллов - низкий уровень 18 - 26 баллов - средний уровень 27 - 36 баллов - высокий уровень |
|
Конечным результатом эффективности воспитательной деятельности классного руководителя является уровень воспитанности обучающихся. Для оценки уровня воспитанности обучающихся рекомендуем следующие подходы и методики.
Подходы к оценке уровня воспитанности обучающихся
Психологами, дидактами и методистами рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности:
отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.);
активная жизненная позиция (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова);
направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский и др.);
сознательная саморегуляция поведения и самоорганизации деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н.П. Капустин, М. Шилова и др.);
согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А.К. Маркова, Н.Е. Щуркова).
создание воспитательной среды, организации самодеятельности школьника (Л.И. Новикова, Н.И. Селиванова).
Определение уровня воспитанности обучающихся
Для выявления уровня воспитанности обучающегося рекомендуем воспользоваться модифицированной методикой оценки уровня воспитанности ученика на примере разработок Н.П. Капустина. В соответствии с этой методикой на каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности.
Обучающиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее. В анкете много позиций, требующих большой разъяснительной работы классного руководителя по формированию у детей понятий и представлений.
Разъяснив обучающимся смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания ответов:
отметка "5" ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, постоянно;
отметка "4": отношение или качество проявляются часто, но не всегда;
отметка "3": указанное отношение, качество проявляются редко;
отметка "2": отношение, качество не проявляются никогда;
Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Предварительно на классном родительском собрании родителям сообщается методика оценивания. В случае, если родитель или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. После родителей оценки выставляет классный руководитель.
Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получают 6 средних отметок, по 6 критериям.
Сложив все средние баллы, получают общую сумму баллов ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму, - последнее. Все остальные располагаются между этими двумя позициями.
Анкеты сохраняются, чтобы на следующий учебный год сравнить результаты за прошедший год с новыми показателями.
Можно использовать иную систему оценивания: в 5 - 9-х классах вместо отметки "5" ставить "в" (есть всегда); вместо "4" - букву "ч" (часто); вместо "3" - букву "р" (редко); вместо "2" - букву "н" (нет этого качества).
В 10 - 11-х классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой (2 учащихся класса и 2 учителя). В этих классах можно оценивать несколько иначе - в уровневом эквиваленте:
высокий - "в" (мне присуще данное свойство, качество);
средний - "с" (думаю, что это мне свойственно, но не всегда я этому следую);
низкий уровень - "н" (я не знаю, свойственно ли мне это вообще);
буквой "о" - отрицательный (я занимаю противоположную позицию; зачем мне это нужно, если я занимаю противоположную позицию, т.е. думаю иначе и поступаю в соответствии с этим).
В начальной школе уровень воспитанности самим ребенком определяется только со 2-го класса. В 1 классе уровень воспитанности определяется со слов родителя и учителя.
Определение уровня воспитанности обучающихся в 2 - 4 классах (самооценка)
Оценка результатов:
5 - всегда
4 - часто
3 - редко
2 - никогда не проявляется
Таблица 3
Определение уровня воспитанности обучающихся
Оцениваемый критерий |
Я оцениваю себя |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
1. Любознательность: - мне интересно учиться |
|
|
|
- я люблю читать |
|
|
|
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы |
|
|
|
- я всегда выполняю домашнее задание |
|
|
|
- я стремлюсь получать хорошие отметки |
|
|
|
2. Прилежание: - я старателен в учебе |
|
|
|
- я внимателен |
|
|
|
- я самостоятелен |
|
|
|
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью |
|
|
|
- мне нравится самообслуживание в школе и дома |
|
|
|
3. Отношение к природе: - я берегу землю |
|
|
|
- я берегу растения |
|
|
|
- я берегу животных |
|
|
|
- я берегу природу |
|
|
|
4. Я и школа: - я выполняю правила для учащихся |
|
|
|
- я выполняю правила внутришкольной жизни |
|
|
|
- я добр в отношениях с людьми |
|
|
|
- я участвую в делах класса и школы |
|
|
|
- я справедлив в отношениях с людьми |
|
|
|
5. Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен |
|
|
|
- я соблюдаю культуру поведения |
|
|
|
- я забочусь о здоровье |
|
|
|
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха |
|
|
|
- у меня нет вредных привычек |
|
|
|
6. Я и Родина - я активно участвую в общественных движениях, организую акции и мероприятия, посвященные моей малой Родины и страны вне своей школы (волонтерство, проектная деятельность) - я занимаюсь исследовательской работой - я участвую в мероприятиях, посвященных моей малой Родине и стране (внутри школы) - я изучаю краеведение, историю своей страны (уроки, внеурочная деятельность) |
|
|
|
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл является условным определением уровня воспитанности.
Далее учитель заполняет сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса (таблица 1 Приложения 1).
Схема экспертной оценки уровня воспитанности
Схема предназначена для использования классными руководителями и включает для оценки 7 качеств личности:
1. Любознательность
2. Трудолюбие
3. Бережное отношение к природе
4. Отношение к школе
5. Красивое в жизни школьника
6. Отношение к себе
7. Я и Родина.
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл является условным определением уровня воспитанности.
Таблица 4
Нормы оценок уровня воспитанности обучающихся
Баллы |
Уровень |
4.5 - 5 |
Высокий |
4 - 4.4 |
хороший (выше среднего) |
2.9 - 3.9 |
средний |
2 - 2.8 |
низкий |
Характеристика исследуемых качеств обучающихся
1 шкала. Любознательность
Балл |
Характеристика |
5 |
Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки. |
4 |
На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме. |
3 |
Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием |
2 |
Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие |
1 |
Учиться не хочет. Оценками не интересуется |
2 шкала. Трудолюбие
Балл |
Характеристика |
5 |
Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе. |
4 |
Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе. |
3 |
Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе. |
2 |
Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает. |
1 |
Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя |
3 шкала. Бережное отношение к природе
Балл |
Характеристика |
5 |
С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу. |
4 |
Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу |
3 |
К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит |
2 |
За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе. |
1 |
Проявляет негативное отношение ко всему живому. |
4 шкала. Отношение к школе
Балл |
Характеристика |
5 |
Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы. |
4 |
Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени. |
3 |
Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя. |
2 |
Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует |
1 |
Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие |
5 шкала. Красивое в жизни школы
Балл |
Характеристика |
5 |
Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив. |
4 |
Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут. |
3 |
Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом. |
2 |
Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов. |
1 |
Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым. |
6 шкала. Отношение к себе
Балл |
Характеристика |
5 |
Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек. |
4 |
Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек |
3 |
Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки. |
2 |
Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук. |
1 |
Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти. |
7 шкала. Я и Родина
Балл |
Характеристика |
5 |
Участвует и организует акции и мероприятия, посвященные малой Родины и стране вне своей школы (проектная деятельность) |
4 |
Занимается исследовательской работой |
3 |
Участвует в мероприятиях, посвященных моей малой Родине и стране (внутри школы) |
2 |
Изучает краеведение, историю своей страны (уроки, внеурочная деятельность) |
Определение уровня воспитанности обучающихся в 5 - 11 классах (самооценка)
При определении уровня воспитанности обучающихся 5 - 11 классов рекомендуем воспользоваться следующими критериями оценки:
1. Сформированность знаний, представлений о системе правовых ценностей гражданина России - 3 балла;
2. Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России (необходимость исследовательской деятельности в области изучения гражданского общества и правового государства, практики муниципального управления и общественного самоуправления страны и мира, значение научных знаний в области прав человека и гражданина, участие в правовой олимпиаде, школе правовых знаний), деятельность внутри класса, школы - 4 балла;
3. Наличие опыта деятельности ученика вне школы на основе системы ценностей гражданина России (волонтерская/добровольческая деятельность, социальное проектирование) - 5 баллов.
Таблица 5
Определение уровня воспитанности обучающихся 5 - 11 классов
Оцениваемый критерий |
Я оцениваю себя |
Меня оценивает учитель |
Итоговые оценки |
1) гражданское, правовое воспитание знание актуальных потребностей современного российского общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны в мировом сообществе, знание Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, актуального законодательства в области прав человека; деятельность в области правового просвещения (участие в конкурсах, акциях, олимпиадах, турнирах) |
|
|
|
2) патриотическое воспитание и воспитание российской идентичности обеспечение развитости патриотических чувств и гражданской солидарности, участие в деятельности юнармии, кадетского движения, игры "Зарница", военно-спортивных игр и соревнований, музеев боевой и трудовой славы, краеведческих музеев и др. |
|
|
|
3) духовное и нравственное воспитанию на основе российских традиционных ценностей изучение предметных областей "Основы религиозных культур и светской этики" или "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в рамках ФГОС для обеспечения знаний основных норм морали, культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности; достижение национального воспитательного идеала и обеспечение развития нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций |
|
|
|
4) приобщение обучающихся к культурному наследию обеспечение знаний в области культурных традиций народов России, формирования представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, на основе с традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития |
|
|
|
5) популяризация научных знаний среди детей реализация модели научно-практического образования, сочетающего в себе исследовательскую, проектную деятельность, детское научно-техническое творчество на основе изучения традиций отечественной и зарубежной науки, детского изобретательства, участия женщин и девочек в науке (Программа ЦУР) |
|
|
|
5) физическое воспитание и формированию культуры здоровья поддержка, укрепление мотивации к здоровьесбережению, здоровье формированию; знания, умения, компетенции в области культуры питания, тренировки тела, экологии человека |
|
|
|
6) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение подготовка обучающихся региона к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору и построению своей дальнейшей карьерной траектории с учетом неопределенности и динамичности современного мира труда и профессий, особенностей рынка труда в стране и регионе, в том числе в рамках осуществления комплекса мер по продвижению профессионального мастерства наставников и практик обмена опытом для обучающихся; участие в профессиональных чемпионатах, проекте "Билет в будущее" и др. |
|
|
|
7) экологическое воспитание обеспечение прав человека на развитие, личностное самоопределение и самореализацию в области экологии человека, среды; участие в движении "Эколята", работе школьных лесничеств, юннатов, экоконкурсов и др.; участие в международной образовательной программе "Эко/школа - Зеленый флаг" и др. |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.