В целях формирования условий по созданию для инвалидов и других маломобильных групп населения безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности постановляю:
1. Утвердить прилагаемую краевую программу "Доступная среда" на 2012-2015 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Краевая программа
"Доступная среда" на 2012-2015 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 20 декабря 2011 г. N 753)
Паспорт
краевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы
Наименование программы |
краевая программа "Доступная среда" на 2012-2015 годы (далее - "Программа") |
Основание для разработки программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"; постановление Администрации края от 28.11.2011 N 683 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы"; закон Алтайского края от 06.04.2010 N 25-ЗС "Об утверждении программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года" |
Государственный заказчик программы |
Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - "Главалтайсоцзащита") |
Основные разработчики программы |
Главалтайсоцзащита; |
Цели программы |
формирование к 2016 году условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, образование, культура, транспорт, информация и связь, социальная защита, физическая культура и спорт, жилой фонд); совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации |
Задачи программы |
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам |
Целевые индикаторы и показатели программы |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов; доля муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; доля общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений; количество субтитрированных новостных телевизионных краевых программ; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности указанной категории граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации |
Сроки реализации программы |
2012-2015 годы |
Основные этапы реализации программы |
первый этап - 2012-2013 годы второй этап - 2014-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий |
Главалтайсоцзащита; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по культуре и архивному делу; управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; у правление Алтайского края по печати и информации; управление Алтайского края по строительству и архитектуре; управление Алтайского края по труду и занятости населения; управление Алтайского края по физической культуре и спорту |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов до 55%; увеличение доли муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований до 90%; количества приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов до 45%; увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений до 4,3%; сохранения ежегодного количества субтитрированных новостных телевизионных краевых программ (498 выпусков); увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 5%; сохранение уровня трудоустройства (45%) инвалидов на постоянные и временные рабочие места, а также доли прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости; увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов до 98% |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами
Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее - "Конвенция"), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов. В рамках реализации положений Конвенции принята Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - "Государственная программа"), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175.
В соответствии с требованиями Конвенции и Государственной программы органы исполнительной власти Алтайского края, местного самоуправления должны принимать надлежащие меры по обеспечению для инвалидов и других маломобильных групп населения равного с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, формировать толерантное отношение граждан к проблемам инвалидов, эффективно решать проблемы их социальной адаптации и интеграции в общество.
Актуальность решения проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья в крае обусловлена их масштабностью. Из 2,4 млн. человек, проживающих в Алтайском крае, по состоянию на 1 ноября 2011 имеют инвалидность 215439 граждан (8,9% от общей численности населения края), из них 8766 - дети-инвалиды (более 4% от общей численности инвалидов). Почти 20 тысяч человек, то есть около 10% от общего числа инвалидов, имеют ограничения жизнедеятельности, являясь инвалидами по зрению, слуху или с поражением опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений социального обслуживания и сформировавшейся потребностью эффективной реализации индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) инвалидов.
Существующая сеть реабилитационных учреждений (1 центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, 4 краевых реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 46 отделений реабилитации при краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания, 6 учреждений медицинской реабилитации) не удовлетворяет потребности инвалидов. Состояние материально-технической базы учреждений и их территориальная доступность (особенно в сельской местности) не соответствуют современным требованиям. Указанные учреждения недостаточно методически обеспечены, испытывают нехватку специалистов в области реабилитации.
Осуществление инвалидами трудовой и общественно полезной деятельности, получение образования, проведение досуга сопряжены с необходимостью передвижения, пользования транспортом, пешеходными дорожками и тротуарами, входами, лифтами, спусками в подземные переходы, использования специальных информационных технологий и т. д.
Анализ наличия возможностей беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам транспорта и связи (автовокзалы и пассажирские станции, железнодорожные вокзалы и аэропорты) показывает, что из 130 объектов доступны 60 (46%), здравоохранения - из 1941 объекта здравоохранения (больниц, амбулаторий, ФАПов, аптек и других объектов) доступны 1531 (79%). Из 2487 учреждений культуры инвалидам доступно 205 (9,3%), из 233 объектов социальной защиты - 106 (45,5%). Из 53 образовательных учреждений (всего их 2297) и 2050 (всего - 5603) объектов физкультуры и спорта, востребованных инвалидами, все требуют дооборудования.
Однако доступность среды для инвалидов - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта, но и приспособление под нужды инвалидов правил работы образовательных, медицинских, социальных, спортивно-культурных, информационных, юридических, транспортных, коммунальных, строительных и прочих служб.
Необходимо совершенствование системы адаптации инвалидов к существующим условиям жизни через обеспечение доступа к информационным ресурсам. Инвалиды по слуху являются практически незащищенными в случае наступления форс-мажорных обстоятельств: службы экстренной помощи не оснащены необходимым оборудованием для принятия CMC-сообщений, что не позволяет людям с дефектами слуха и речи при возникновении экстренной ситуации обратиться в службу "Скорой помощи", полицию или сообщить о пожаре. Общественный транспорт не оснащен световым табло оповещения остановок для инвалидов по слуху. Недостаточно удовлетворяются их потребности в сурдосредствах.
Администрация края принимает меры по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов. В 2010 году в органы службы занятости населения обратилось 5527 инвалидов, из них трудоустроено 2434 человека (44,0%), в первом полугодии 2011 года численность обратившихся составила 2259 инвалидов, из них трудоустроено 866 человек, или 38,4%.
Вместе с тем при реализации мероприятий по содействию занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья возникают сложности в трудоустройстве инвалидов, нуждающихся (согласно рекомендациям ИПР) в создании специально оборудованных рабочих мест. В этой ситуации первостепенное значение приобретает четкое правовое регулирование вопросов профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, обеспечения выполнения работодателями федеральных законов.
Остаются важными проблемы получения инвалидами образования и повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с ними.
Администрацией Алтайского края, органами исполнительной власти Алтайского края принимаются меры по решению одной из важнейших задач - поддержке и социальной защите инвалидов в современных социально-экономических условиях.
Реализуется закон Алтайского края от 06.07.2006 N 59-ЗС "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов", направленный на решение проблем их трудоустройства. Администрацией Алтайского края принято постановление от 22.07.2009 N 331 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в специализированных жилых домах для проживания инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата". Разработаны и утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 14.10.2009 N 431 нормативы градостроительного проектирования Алтайского края, в которых имеется раздел "Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения".
Существует система грантовой поддержки наиболее важных социально значимых проектов, предоставляемых на конкурс общественными организациями (в том числе организациями инвалидов) и направленных на интеграцию граждан с ограниченными возможностями в социально-общественную деятельность и предоставление им социально значимых услуг.
Введен в эксплуатацию "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края", имеющий все условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов и оказывающий более 70 государственных и муниципальных услуг по 4 направлениям: социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение гражданско-правового статуса, регулирование предпринимательской деятельности.
В крае действуют отделения общероссийских общественных организаций инвалидов - Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ).
В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, общественных организаций инвалидов по реализации федерального и краевого законодательства в сфере реабилитации и интеграции инвалидов, решения других жизненно важных вопросов действует краевой координационный Совет по делам инвалидов, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2006 N 177.
На заседаниях краевого координационного Совета по делам инвалидов рассматриваются актуальные вопросы жизнеобеспечения данной категории населения: обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в городах и районах Алтайского края, обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, лекарственными средствами, медицинская, социальная и профессиональная реабилитация инвалидов, функционирование в крае пункта предоставления во временное пользование инвалидам технических средств реабилитации и службы социального такси и другие.
Вместе с тем принимаемые меры по формированию доступной среды для инвалидов недостаточны.
Меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности окружающей среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, имеют комплексный, межотраслевой характер.
Целесообразность решения проблем создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется несколькими факторами:
1. Масштабность и высокая социально-экономическая значимость проблемы.
В создании на территории края доступной среды жизнедеятельности заинтересованы не только инвалиды, но и другие маломобильные группы населения. Решение проблемы предполагает модернизацию или дооборудование большого количества объектов социальной, транспортной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
2. Комплексность и межведомственный характер проблемы.
С учетом обозначенных вопросов возникает необходимость продолжить проведение на территории Алтайского края комплекса мероприятий, объединенных по конкретным целям, срокам реализации, исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидности и инвалидов программными методами, как наиболее целесообразными в решении задач их комплексной реабилитации и адаптации.
Требуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера. С учетом их содержания и перечня необходима консолидация усилий и координация действий органов исполнительной власти Алтайского края, краевых и федеральных государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных организаций (в том числе организаций инвалидов), организаций различных форм собственности.
3. Сроки решения проблемы.
Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления объединенных по целям мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов.
Таким образом, использование программного метода даст возможность последовательно осуществлять меры по обеспечению доступной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Алтайском крае.
Решение задач программы будет осуществляться с 2012 по 2015 годы в 2 этапа:
первый этап - 2012 - 2013 годы;
второй этап - 2014-2015 годы.
На первом этапе предполагается реализовать мероприятия по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; выполнить обследование и паспортизацию этих объектов, составить карты их доступности в разрезе муниципальных образований; приступить к переоборудованию объектов в рамках текущего финансирования; реализовать первоочередные мероприятия по развитию реабилитационных услуг; определить дополнительные объемы необходимых средств в пределах утвержденных бюджетных обязательств на проведение мероприятий по обеспечению доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения; провести анализ действующих нормативных правовых актов Алтайского края, внести в них соответствующие изменения, направленные на обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; разработать дополнительные методические рекомендации по социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями.
На втором этапе планируется проведение работ по обеспечению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках уточненных бюджетных обязательств на реализацию мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг (в том числе с привлечением средств федерального бюджета), завершение разработки и актуализации карт доступности объектов и услуг для инвалидов.
2. Основные цели и задачи Программы
В соответствии с законом Алтайского края от 06.04.2010 N 25-ЗС "Об утверждении программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года" одним из основных приоритетов социально-экономического развития Алтайского края является повышение уровня жизни населения и создание благоприятного социального климата. Обеспечение современных стандартов и уровня жизни предполагает создание доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В этой связи определены следующие цели программы:
формирование к 2016 году условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, образование, культура, транспорт, информация и связь, социальная защита, физическая культура и спорт, жилой фонд);
совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
3. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 1.
Данный перечень состоит из четырех разделов в соответствии с поставленными задачами.
Решение первой задачи (оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения) предполагает выполнение мероприятий по двум основным направлениям:
определение приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, подготовка и проведение паспортизации указанных объектов и услуг;
формирование карт доступности объектов и услуг в муниципальных образованиях края.
При разработке мероприятий будет учитываться мнение общественных организаций инвалидов и методика паспортизации и классификации объектов, услуг, формирования и обновления карт доступности, разработанная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (срок подготовки данной методики по Государственной программе - второй квартал 2012 года).
Выполнение мероприятий позволит осуществить оценку состояния объектов и услуг для разработки дальнейших мер, обеспечивающих их доступность:
выполнение второй задачи Программы (повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения) предусматривает выполнение следующих мероприятий:
приведение технического состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации (включая графические схемы маршрутов движения транспорта), пандусами, тактильными и контрастными поверхностями;
подготовка методических материалов по организации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в учреждениях культуры и проведение обучающих семинаров для специалистов этих учреждений;
комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов;
адаптация официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет к потребностям инвалидов по зрению;
обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к электронным государственным услугам посредством сети Интернет с учетом технических возможностей;
поддержка программ общественных организаций, направленных на социальную адаптацию инвалидов и других маломобильных групп населения.
Третья задача (устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами) предусматривает реализацию мероприятий по направлениям:
определение потребностей инвалидов различных категорий посредством проведения мониторингов, социологических исследований, опросов, анкетирования;
создание краевой межведомственной базы лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, в рамках формирования федерального реестра инвалидов;
проведение информационных кампаний, подготовка и выпуск справочных, методических материалов по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
проведение краевых фестивалей, конкурсов, спартакиад для инвалидов и с участием инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Реализация четвертой задачи (совершенствование системы реабилитации инвалидов, повышение эффективности реабилитационных услуг, обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам) предполагает осуществление мероприятий по следующим направлениям деятельности:
проведение диспансеризации инвалидов, обеспечение их лекарственными средствами, техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением в рамках реализации соцпакета и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
реализация мер по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов;
анализ деятельности сети краевых государственных бюджетных учреждений с учетом профиля реабилитации с целью определения обеспеченности реабилитационными услугами инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
укрепление материально-технической базы краевых учреждений социального обслуживания, оказывающих реабилитационные услуги населению;
расширение сети пунктов проката технических средств реабилитации;
создание мобильных бригад по оказанию неотложных социальных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения;
государственная поддержка краевых отделений общероссийских организаций инвалидов.
Ряд мероприятий Программы (приложение 1) будет реализовываться во исполнение следующих нормативных правовых актов:
мероприятия, указанные в позициях 1.2.4-1.2.5 - постановления Администрации края от 14.12.2010 N 551 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы" (в рамках средств, выделяемых на организацию дистанционного обучения детей-инвалидов и создание в учреждениях образования условий доступности для детей-инвалидов);
в позиции 1.2.8 - постановления Администрации края от 19.11.2010 N 517 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Культура Алтайского края" на 2011-2015 годы" (в рамках средств, выделяемых на функционирование "Алтайской краевой специализированной библиотеки для незрячих и слабовидящих");
в позиции 1.2.9 - постановления Администрации края от 11.10.2011 N 576 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на 2011-2013 годы" (в рамках средств, выделяемых на грантовую поддержку программ общественных организаций, направленных на социальную адаптацию инвалидов);
в позиции 1.3.5 - постановления Администрации края от 30.11.2011 N 692 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2012-2015 годы" (в рамках средств, выделяемых на поддержку инваспорта);
в позициях 2.1.6, 2.1.8 - постановления Администрации края от 03.02.2011 N 46 "Об утверждении краевой целевой программы "Социальная поддержка малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации" на 2011-2013 годы";
в позициях 2.1.5, 2.1.9, 2.1.11-2.1.15 - постановления Администрации края от 04.03.2011 N 99 "Об утверждении краевой целевой программы "О мерах по улучшению качества жизни граждан пожилого возраста в Алтайском крае" на 2011-2013 годы";
в позициях 2.1.17, 2.1.19 - постановления Администрации края от 11.05.2010 N 200 "Об утверждении краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010-2012 годы" (в рамках средств, выделяемых на мероприятия по организации профессионального обучения инвалидов, содействие трудовой занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организацию временного и постоянного трудоустройства инвалидов).
4. Оценка ожидаемой эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить:
увеличение до 55% доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;
увеличение до 90% доли муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований;
увеличение до 45% количества приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в общем количестве приоритетных объектов;
увеличение до 4,3% доли общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений;
сохранение ежегодного количества (498) субтитрированных новостных телевизионных краевых программ;
увеличение до 5% доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;
сохранение уровня (45%) трудоустройства инвалидов на постоянные и временные рабочие места, а также доли прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости;
увеличение до 98% численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, имеющих ИПР.
Осуществление запланированных мероприятий позволит также активизировать участие общественных организаций инвалидов в социальной, культурной жизни общества, повысить внимание общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями и формировать толерантное отношение общества к инвалидам. Работа в рамках реализации программы будет способствовать распространению в обществе представления о независимости инвалидов, осознанию самими лицами с ограниченными возможностями здоровья своей социальной значимости, развитию их потенциальных способностей.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программы приведена в приложении 2.
5. Методика расчетов значений индикаторов реализации Программы
1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов рассчитывается по формуле:
%,
где
ДИ - доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;
КП - количество инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности;
КО - количество опрошенных инвалидов.
2. Доля муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований рассчитывается по формуле:
%,
где:
МК - доля муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований;
КД - количество муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг;
МО - количество муниципальных образований.
3. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов рассчитывается по формуле:
%,
где:
ДО - доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
ПД - количество доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
ПО - общее количество приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.
4. Доля общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не
имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений рассчитывается по формуле:
%,
где:
ОС - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений;
ДС - количество общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;
УО - общее количество образовательных учреждений.
5. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения рассчитывается по формуле:
%,
где:
ФС - доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;
ДФ - количество лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
КИ - общее количество инвалидов.
6. Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан указанной категории, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, рассчитывается по формуле:
%,
ДТ - доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности указанной категории граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы;
ТИ - количество трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов;
ИВ - общее количество инвалидов, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы.
7. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, имеющих ИПР, рассчитывается по формуле:
%,
где:
СР - доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов;
ОС - количество инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации;
КИ - общее количество инвалидов, имеющих ИПР.
6. Система управления Программой
Государственным заказчиком, осуществляющим межведомственную координацию и оценку реализации программы, является Главалтайсоцзащита.
Исполнителями программы являются:
Главалтайсоцзащита;
управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по труду и занятости населения;
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
управление Алтайского края по культуре и архивному делу;
управление Алтайского края по физической культуре и спорту;
управление Алтайского края по печати и информации;
управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи;
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Исполнители обеспечивают выполнение мероприятий программы, анализ действующих нормативных правовых актов Алтайского края и внесение в них соответствующих изменений, направленных на обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, подготовку предложений по корректировке программы на соответствующий год.
Исполнители программы ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют информацию о результатах выполнения программных мероприятий заказчику-координатору (Главалтайсоцзащита).
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчет о ходе выполнения программы согласно утвержденным формам.
Приложение 1
"Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
Перечень
мероприятий краевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы
Цель, задача, мероприятие |
Исполнитель |
Ожидаемый результат от реализации мероприятия |
1 |
2 |
3 |
Цель 1. Формирование к 2016 году условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
органы исполнительной власти Алтайского края; федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю" (ФГУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю") (по согласованию); государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию) |
увеличение количества приоритетных объектов социальной инфраструктуры, средств связи и информации, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в общем количестве приоритетных объектов |
Задача 1.1. Оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
|
определение количества приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе требующих доработки и (или) модернизации |
Мероприятие 1.1.1. Определение приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
органы исполнительной власти Алтайского края; ФГУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" (по согласованию); государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); общественные организации инвалидов (по согласованию) |
составление перечня приоритетных объектов и услуг, в том числе требующих модернизации и (или) дооборудования |
Мероприятие 1.1.2. Формирование карт доступности объектов и услуг |
органы исполнительной власти Алтайского края |
повышение информированности инвалидов и других маломобильных групп населения о доступности объектов и возможности получения различных услуг |
Задача 1.2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
|
увеличение количества приоритетных объектов социальной инфраструктуры, средств связи и информации, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения |
Мероприятие 1.2.1. Разработка проектных решений по переоборудованию объектов жилищного фонда для проживания инвалидов |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
наличие квалифицированных рекомендаций для переоборудования жилья |
Мероприятие 1.2.2. Приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности |
органы исполнительной власти Алтайского края; органы местного самоуправления (по согласованию) |
создание в учреждениях доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения |
Мероприятие 1.2.3. Оснащение дорог специальными знаками дорожного движения как для инвалидов, так и информирующих других участников дорожного движения о передвижениях инвалидов по этим участкам дорог, а также создание специально отведенных парковочных мест на парковках |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения |
Мероприятие 1.2.4. Организация дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
предоставление детям-инвалидам возможности дистанционного обучения |
Мероприятие 1.2.5. Создание в учреждениях образования условий, обеспечивающих доступность объектов и услуг для детей-инвалидов |
управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
увеличение количества учебных заведений, оборудованных для обучения детей-инвалидов |
Мероприятие 1.2.6. Организация функционирования официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению |
органы государственной власти Алтайского края |
обеспечение беспрепятственного доступа к официальным сайтам органов государственной власти |
Мероприятие 1.2.7. Обеспечение доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к электронным государственным услугам посредством сети Интернет с учетом технических возможностей |
органы государственной власти Алтайского края |
обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным электронным государственным услугам |
Мероприятие 1.2.8. Централизованное приобретение для библиотек Алтайского края специальной литературы для незрячих и слабовидящих |
управление Алтайского края по культуре и архивному делу |
доступность информации для незрячих пользователей края |
Мероприятие 1.2.9. Поддержка программ общественных организаций, направленных на социальную адаптацию инвалидов и других маломобильных групп населения |
Главалтайсоцзащита; департамент Администрации края по связям с институтами гражданского общества; общественные организации инвалидов (по согласованию) |
расширение возможностей социальной адаптации |
Мероприятие 1.2.10. Субтитрирование 2-х выпусков в день (по будням) региональной новостной (информационной) программы "Вести-Алтай" |
Главалтайсоцзащита |
расширение возможностей инвалидов по слуху в получении информации из средств телевизионного вещания |
Мероприятие 1.2.11. Субтитрирование 2-х выпусков в день (по будням) новостной (информационной) программы, выходящей в эфире телеканала "Катунь 24" |
управление Алтайского края по печати и информации |
расширение возможностей инвалидов по слуху в получении информации из средств телевизионного вещания |
Задача 1.3. Устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами |
|
увеличение количества инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, распространение идей толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности |
Мероприятие 1.3.1. Определение потребностей инвалидов различных категорий посредством проведения мониторингов, социологических исследований, опросов, анкетирования |
Главалтайсоцзащита; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по труду и занятости населения; государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию); общественные организации инвалидов (по согласованию) |
выявление индивидуальных потребностей инвалидов |
Мероприятие 1.3.2. Создание краевой межведомственной базы лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, в рамках формирования федерального реестра инвалидов |
Главалтайсоцзащита; ФГУ "ГБ МСЭ по Алтайскому краю" (по согласованию); государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию); управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; общественные организации инвалидов (по согласованию) |
получение адресной информации о лицах, имеющих ограничение жизнедеятельности |
Мероприятие 1.3.3. Организация взаимодействия краевых ведомств по вопросам выполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР) |
Главалтайсоцзащита; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по труду и занятости населения; управление Алтайского края по образованию и делам молодежи; ФГУ " ГБ МСЭ по Алтайскому краю" (по согласованию); государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) |
получение и практическое использование информации о выполнении ИПР |
Мероприятие 1.3.4. Проведение информационных кампаний, подготовка и выпуск справочных, методических материалов по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения |
управление Алтайского края по печати и информации; Главалтайсоцзащита |
привлечение внимания к проблемам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; формирование толерантного отношения в обществе к проблемам инвалидов |
Мероприятие 1.3.5. Финансирование части расходов на содержание ОО "ФОК Инваспорт", расходы на содержание паралимпийского центра КГБОУ СПОТ "Алтайское училище олимпийского резерва", предоставление субсидии на улучшение жилищных условий инваспортсменов, поощрение призеров Паралимпийских игр, чемпионов мира и Европы, участие инваспортсменов в общероссийских и международных соревнованиях |
управление Алтайского края по физической культуре и спорту |
привлечение лиц с ограниченными возможностями к занятию физической культурой и спортом |
Цель 2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации |
Главалтайсоцзащита; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управление Алтайского края по труду и занятости населения; государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) |
повышение эффективности системы комплексной реабилитации инвалидов |
Задача 2.1. Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам |
|
повышение эффективности системы комплексной реабилитации инвалидов |
Мероприятие 2.1.1. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями |
Главалтайсоцзащита; государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) |
своевременное обеспечение граждан в полном объеме необходимыми техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями; повышение эффективности реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями |
Мероприятие 2.1.2. Обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение |
Главалтайсоцзащита; государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) |
обеспечение санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг |
Мероприятие 2.1.3. Совершенствование работы пункта проката технических средств реабилитации с целью обеспечения ими лиц, не имеющих инвалидности, но временно нуждающихся в них, на основании заключения (справки) лечебно-профилактического учреждения |
Главалтайсоцзащита |
оказание помощи гражданам, временно нуждающимся в технических средствах реабилитации |
Мероприятие 2.1.4. Оказание услуг сурдоперевода; организация работы сурдопереводчиков |
Главалтайсоцзащита; государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию); Алтайское региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (по согласованию); |
повышение доступности информации для инвалидов и больных |
Мероприятие 2.1.5. Организация в краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания проката технических средств реабилитации |
Главалтайсоцзащита |
оказание помощи гражданам, временно нуждающимся в технических средствах реабилитации |
Мероприятие 2.1.6. Оказание материальной помощи инвалидам на приобретение технических средств реабилитации, не входящих в федеральный базовый перечень |
Главалтайсоцзащита |
оказание помощи гражданам, нуждающимся в технических средствах реабилитации |
Мероприятие 2.1.7. Обеспечение в полном объеме лекарственными препаратами (при сохранении права на соцпакет) в соответствии с единым федеральным перечнем бесплатных и (или) льготных лекарств |
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности |
улучшение качества жизни инвалидов |
Мероприятие 2.1.8. Оказание материальной помощи инвалидам |
Главалтайсоцзащита |
помощь в решении насущных проблем инвалидов |
Мероприятие 2.1.9. Создание мобильных бригад по оказанию неотложных социальных услуг инвалидам |
Главалтайсоцзащита |
помощь в решении насущных проблем инвалидов |
Мероприятие 2.1.10. Организация работы социального такси на территории г. Барнаула и других городов и районов края |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
помощь в решении насущных проблем инвалидов |
Мероприятие 2.1.11. Технологическое перевооружение краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе приобретение технологического оборудования и специального автотранспорта |
Главалтайсоцзащита |
увеличение количества автотранспортных средств, необходимых для передвижения граждан с ограничением индивидуальной мобильности |
Мероприятие 2.1.12. Приобретение краевыми государственными бюджетными социальными учреждениями спортивного оборудования и инвентаря для занятий адаптивной физической культурой и спортом граждан с ограниченными возможностями |
Главалтайсоцзащита |
увеличение числа лиц пожилого возраста и инвалидов, имеющих возможность приобщиться к занятиям адаптивной физической культурой и спортом, повышение продолжительности жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Мероприятие 2.1.13. Создание доступной для инвалидов и пожилых людей среды жизнедеятельности (устройство пандусов, поручней, противоскользящих покрытий, перил и т. д.) в краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания |
Главалтайсоцзащита |
создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения |
Мероприятие 2.1.14. Приобретение краевыми государственными бюджетными учреждениями социального обслуживания компьютерной техники, позволяющей осуществить доступ в сеть Интернет, в том числе для коллективного пользования престарелыми гражданами и инвалидами |
Главалтайсоцзащита; краевые государственные стационарные учреждения социального обслуживания |
увеличение числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих доступ к Интернету, повышение уровня образования инвалидов |
Мероприятие 2.1.15. Реконструкция и капитальный ремонт, создание безопасных условий в краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания |
Главалтайсоцзащита |
оптимизация среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания |
Мероприятие 2.1.16. Поддержка мероприятий в области социальной политики алтайских краевых общественных организаций инвалидов - "Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых", Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества инвалидов, Алтайской региональной общественной организации инвалидов "Семипалатинск-Чернобыль" |
Главалтайсоцзащита |
повышение эффективности деятельности общественных организаций инвалидов в области социальной политики |
Мероприятие 2.1.17. Организация профессионального обучения по направлению органов службы занятости |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; краевые государственные казенные учреждения центры занятости; работодатели (по согласованию) |
направление на профессиональное обучение не менее 100 инвалидов ежегодно |
Мероприятие 2.1.18. Содействие трудовой занятости инвалидов |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; краевые государственные казенные учреждения центры занятости; работодатели (по согласованию) |
ежегодное содействие 1500 инвалидам в трудоустройстве |
Мероприятие 2.1.19. Организация временного трудоустройства инвалидов |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; краевые государственные казенные учреждения центры занятости; работодатели (по согласованию) |
временное трудоустройство 800 инвалидов ежегодно |
Мероприятие 2.1.20. Постоянное трудоустройство на созданные рабочие места, в том числе специальные |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; краевые государственные казенные учреждения центры занятости; работодатели (по согласованию) |
трудоустройство на оснащенные рабочие места 160 инвалидов ежегодно |
Мероприятие 2.1.21. Обеспечение приоритетного порядка участия в долгосрочных целевых и муниципальных программах поддержки и развития предпринимательства субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих занятость инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры |
повышение занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 20 декабря 2011 г. N 753 "Об утверждении краевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, январь 2012 г. N 189, ч.1, с.24
Постановлением Администрации Алтайского края от 19 февраля 2014 г. N 62 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 23 июля 2013 г. N 397