Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 9 июля 2020 г. N 19-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.З. Галимзяновой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 5 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5, пунктом 3.1.47 Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 20-3, и абзацем вторым пункта 1.3 Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4694"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Р.А. Сахиевой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Г.З. Галимзяновой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан поступила жалоба гражданки Г.З. Галимзяновой на нарушение ее конституционных прав частью 5 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5 (далее также - Устав), пунктом 3.1.47 Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 20-3 (далее также - Положение), и абзацем вторым пункта 1.3 Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4694 (далее также - Административный регламент).
Согласно части 5 статьи 39 Устава отраслевые (функциональные) органы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее также - Исполнительный комитет города Казани) обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории города Казани в соответствии со своей компетенцией.
На основании пункта 3.1.47 Положения в полномочия Комитета как органа Исполнительного комитета города Казани входит выдача разрешений на размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Оспариваемый абзац второй пункта 1.3 Административного регламента устанавливает, что непосредственным исполнителем услуги является муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее также - Комитет).
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка Г.З. Галимзянова проживает в многоквартирном доме, вблизи которого без согласования с собственниками данного дома была установлена металлическая опора с оборудованием сотовой связи, предназначенная для размещения на ней антенно-фидерных устройств базовой станции. По ее мнению, установкой опоры сотовой связи нарушены ее права и законные интересы, а также данная опора пагубно влияет на ее здоровье путем электромагнитного излучения.
По вопросу законности установления металлической опоры она обращалась в Исполнительный комитет города Казани, в ответе которого сообщается, что разрешение ООО "Казанские Башни" на использование соответствующего земельного участка в целях размещения линий связи, линейно-кабельных сооружений связи выдано Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Заявительница считает, что в силу норм федерального и республиканского законодательства указанное разрешение могут выдавать только непосредственно органы местного самоуправления, а Комитет к таковым не относится. По ее мнению, в соответствии со структурой Исполнительного комитета города Казани, утвержденной решением Казанской городской Думы от 6 декабря 2010 года N 4-2, Комитет отнесен к отраслевым (функциональным) органам Исполнительного комитета города Казани. Оспариваемая же часть 5 статьи 39 Устава предусматривает, что отраслевые (функциональные) органы Исполнительного комитета муниципального образования города Казани обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территории города Казани в соответствии со своей компетенцией.
Тем самым гражданка Г.З. Галимзянова считает, что Комитет не является органом местного самоуправления (не представлен в структуре органов местного самоуправления города Казани и не обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения) и, следовательно, не вправе выдавать разрешение, предусмотренное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июня 2015 года N 416.
На основании изложенного заявительница просит Конституционный суд Республики Татарстан признать часть 5 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5, пункт 3.1.47 Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 20-3, и абзац второй пункта 1.3 Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4694, не соответствующими статьям 24 (часть вторая), 28 (часть первая) и 49 Конституции Республики Татарстан.
2. Установление общих принципов организации местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72), по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76). Данные положения Конституции Российской Федерации получили свое развитие в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законе Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Согласно вышеуказанному Федеральному закону порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (абзац первый части 3 статьи 34). Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (часть 8 статьи 37). Аналогичные нормы предусмотрены также и в Законе Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (глава 5).
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан Казанская городская Дума приняла Устав муниципального образования города Казани, в котором определена структура органов местного самоуправления, в состав которой входит также местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - исполнительный комитет города Казани (статья 5). Статус Исполнительного комитета и его структура определены в статьях 38 и 39 данного Устава, согласно которым Исполнительный комитет наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан. Исполнительный комитет формируется руководителем Исполнительного комитета в соответствии с федеральным и республиканским законодательством и Уставом. Его структура утверждается Городской Думой по представлению руководителя Исполнительного комитета, в состав которой наряду с должностными лицами Исполнительного комитета муниципального образования города Казани входят и его отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о территориальных и отраслевых (функциональных) органах Исполнительного комитета, которые утверждаются Казанской городской Думой в соответствии с Уставом.
Структура Исполнительного комитета города Казани утверждена решением Казанской городской Думы от 6 декабря 2010 года N 4-2, в состав которой входит и Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани как его отраслевой (функциональный) орган. Компетенция и полномочия вышеуказанного Комитета установлены в рассматриваемом Положении, согласно пункту 3.1.1 которого Комитет осуществляет от имени муниципального образования города Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом города Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками. В полномочия Комитета как органа Исполнительного комитета города Казани входит также выдача разрешений на размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3.1.47) и он является непосредственным исполнителем данной услуги на основании пункта 1.3 Административного регламента.
Обжалуемый Административный регламент принят Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в соответствии со статьями 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и с целью регламентации своей деятельности согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", устанавливает стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июня 2015 года N 416 "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Тем самым оспариваемые гражданкой Г.З. Галимзяновой нормативные правовые акты муниципального образования города Казани находятся во взаимосвязи и нормативном единстве, Комитет в соответствии со статьей 39 рассматриваемого Устава образован решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 24 декабря 2005 года N 11-5 "Об учреждении органов Исполнительного комитета муниципального образования - муниципальных учреждений Исполнительного комитета", принятым в соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 21 Закона Республики Татарстан "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", решения Казанской городской Думы от 6 декабря 2010 года N 4-2 "О структуре Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани". Компетенция и полномочия Комитета утверждены решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 20-3 "О муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", наделен полномочиями по реализации вопросов местного значения, предусмотренных статьей 40 рассматриваемого Устава, включающих в том числе выдачу разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июня 2015 года N 416. На этом основании доводы заявительницы являются необоснованными.
Таким образом, обжалуемые гражданкой Г.З. Галимзяновой нормы части 5 статьи 39 Устава, пункта 3.1.47 Положения и абзаца второго пункта 1.3 Административного регламента в указанном в жалобе аспекте не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан и, следовательно, не содержат неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Республики Татарстан. В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявителя не является допустимой.
Проверка же законности и обоснованности установления металлической опоры и выдачи разрешения на использование соответствующего земельного участка в целях размещения линий связи, линейно-кабельных сооружений связи к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", не относится.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.З. Галимзяновой на нарушение ее конституционных прав частью 5 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5, пунктом 3.1.47 Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 20-3, и абзацем вторым пункта 1.3 Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4694, поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение постановленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Г.З. Галимзяновой, в Казанскую городскую Думу и Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 г. N 19-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Г.З. Галимзяновой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 5 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5, пунктом 3.1.47 Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года N 20-3, и абзацем вторым пункта 1.3 Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом города Казани муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2015 года N 4694"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 8 сентября 2020 г.