В соответствии с письмом Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу определения АО единственным поставщиком в 2020 году закупок индивидуальных экспресс-тест-систем на выявление новой коронавурусной инфекции по крови и сопутствующего оборудования, включая услуги по их доставке в медицинские организации, расположенные в субъектах Российской Федерации (далее - Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
Действующей редакцией Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрены механизмы, позволяющие осуществлять закупки медицинского оборудования у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для принятия срочных мер.
Так, согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).
Поручением Президента Российской Федерации от 18.03.2020 N Пр-529 (далее - Поручение) Правительству Российской Федерации поручено определить единственных исполнителей осуществляемых в 2020 году для государственных нужд закупок товаров, работ, услуг, необходимых для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV.
Таким образом, с целью определения единственного поставщика индивидуальных экспресс-тест-систем на выявление новой коронавурусной инфекции по крови и сопутствующего оборудования возможна разработка проекта акта Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на основании Поручения.
При этом Минфин России сообщает, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является правом, а не обязанностью заказчика.
Необходимо отметить, что в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе именно заказчик, как получатель средств бюджета, принимает решение о способе осуществления закупки, в связи с чем инициировать издание нормативного акта, позволяющего осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, должен именно заказчик.
Кроме того, Минфин России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.
В связи с изложенным, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при наличии причинно-следственной связи предмета такой закупки с обстоятельствами непреодолимой силы, в том числе с введением режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь положениями Закона о контрактной системе.
Дополнительно Минфин России сообщает, что в связи с необходимостью реагирования на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, принят Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", статьей 16 которого предусматривается право Правительства Российской Федерации в период до 31.12.2020 включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 8 мая 2020 г. N 24-05-06/37432 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был