Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 781 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Алтайского края от 19 ноября 2010 г. N 518
"Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Развитие комплексной переработки продуктов пантового
оленеводства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы"
29 декабря 2011 г.
О создании научно-технического совета по оценке инновационных технологий пантолечения см. Постановление Администрации Алтайского края от 24 февраля 2011 г. N 83 "О научно-техническом совете по оценке инновационных технологий пантолечения"
Об утверждении порядка предоставления из краевого бюджета средств на реализацию мероприятий краевой целевой программы "Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы см. Постановление Администрации Алтайского края от 11 января 2011 г. N 2
Во исполнение постановления Администрации края от 28.12.2007 N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края" (в редакции от 21.09.2009 N 394) и в соответствии с постановлением Администрации края от 29.09.2006 N 404 "Об утверждении порядка разработки и реализации краевых целевых программ" (в редакции от 18.07.2007 N 322, от 11.05.2008 N 189, от 14.01.2009 N 4) постановляю :
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 781 в настоящую Программу внесены изменения
Долгосрочная целевая программа
"Развитие комплексной переработки
продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 19.11.2010 г. N 518)
29 декабря 2011 г.
Паспорт программы
"Развитие комплексной переработки продуктов
пантового оленеводства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы"
Наименование программы |
долгосрочная целевая программа "Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы (далее - "Программа") |
Наименование, дата принятия и номер правового акта о разработке программы |
стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, одобренная постановлением Администрации края от 28.12.2007 N 622; Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года; соглашение о сотрудничестве между Администрацией Алтайского края и Сибирским региональным отделением Российской академии сельскохозяйственных наук |
Государственный заказчик программы |
управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края |
Основной разработчик программы |
управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края; некоммерческое партнёрство "Алтайский биофармацевтический кластер" |
Цель программы |
создание экономических, организационных и правовых условий для устойчивого развития комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае |
Задачи программы |
увеличение объемов переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае; стимулирование потребительского спроса на алтайскую продукцию пантового оленеводства; развитие инновационной деятельности и создание кадрового потенциала в сфере переработки продуктов пантового оленеводства; развитие организационной и нормативно-правовой базы для взаимодействия участников отрасли пантового оленеводства |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
темп роста объемов производства лечебно-профилактической продукции и лекарственных средств на основе продуктов пантового оленеводства; удельный вес продуктов пантового оленеводства, производимых на территории Алтайского края, в общем объеме пантового сырья, произведенного на территории региона; темп роста объемов реализации на территории Алтайского края продукции пантового оленеводства; удельный вес инновационной продукции, произведенной на основе продуктов пантового оленеводства, в общем объеме продукции, произведенной на основе продуктов пантового оленеводства; объем годовых инвестиций в основной капитал, осуществляемых предприятиями - переработчиками продуктов пантового оленеводства, расположенными на территории Алтайского края; темп роста поступлений в краевой бюджет от предприятий, осуществляющих деятельность в сфере переработки продуктов пантового оленеводства; количество созданных новых рабочих мест |
Срок реализации программы |
2011-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий программы |
управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; некоммерческое партнерство "Алтайский биофармацевтический кластер"; ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт пантового оленеводства" Россельхозакадемии; КГУ "Алтайский региональный ресурсный центр"; муниципальные образования края (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования программы |
общий объем финансирования мероприятий Программы - 336381,25 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета - 1800,00 тыс. руб., в том числе: в 2011 г. - 600,00 тыс. руб.; в 2012 г. - 300,00 тыс. руб. в 2013 г. - 300,00 тыс. руб.; в 2014 г. - 300,00 тыс. руб.; в 2015 г. - 300,00 тыс. руб. за счет средств краевого бюджета - 20331,25 тыс. руб., в том числе: в 2011 г. - 3640,00 тыс. руб.; в 2012 г. - 3640,00 тыс. руб.; в 2013 г. - 3640,00 тыс. руб.; в 2014 г. - 3640,00 тыс. руб.; в 2015 г. - 5771,25 тыс. руб. за счет средств внебюджетных источников (собственные средства учредителей предприятий-переработчиков и кредиты банков) - 314250,00 тыс. руб., в том числе: в 2011 г. - 63750,00 тыс. руб.; в 2012 г. - 61500,00 тыс. руб.; в 2013 г. - 61500,00 тыс. руб.; в 2014 г. - 66250,00 тыс. руб.; в 2015 г. - 61250,00 тыс. руб. Объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
обеспечение темпа роста объемов производства лечебно-профилактической и пищевой продукции, биологически активных добавок и лекарственных средств на основе продуктов пантового оленеводства на уровне 132% в год в течение всего периода реализации Программы; увеличение к 2015 году удельного веса продукции пантового оленеводства, производимой на территории Алтайского края, в общем объеме пантового сырья в 3,14 раза; увеличение к 2015 году объема реализации на территории Алтайского края продукции пантового оленеводства в 2 раза; увеличение к 2015 году удельного веса инновационной продукции, произведенной на основе продуктов пантового оленеводства, в общем объеме продукции, произведенной на основе продуктов пантового оленеводства, в 2 раза; увеличение к 2015 году объема годовых инвестиций в основной капитал, осуществляемых предприятиями - переработчиками продуктов пантового оленеводства, расположенными на территории Алтайского края, в 3 раза; увеличение объёма поступлений в краевой бюджет от предприятий, осуществляющих деятельность в сфере переработки продуктов пантового оленеводства, на 31% в год; создание к 2015 году 106 новых рабочих мест. |
1. Общие положения
Объектом настоящей Программы является сфера переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае. Предмет регулирования Программы - процессы функционирования сферы переработки продуктов пантового оленеводства. Сфера действия - экономика и социальная политика Алтайского края.
Понятия и термины, используемые в Программе:
пантовое оленеводство - отрасль животноводства, специализирующаяся на разведении маралов и пятнистых оленей;
панты - неокостеневшие рога маралов, снятые в период их роста и максимального накопления комплекса различных биологически активных веществ;
продукты пантового оленеводства - панты и другое биологически ценное сырьё, получаемое от маралов и пятнистых оленей;
продукция пантового оленеводства - биологически активные препараты (лекарственные средства, биологически активные добавки, пищевая продукция), получаемые в результате переработки пантового сырья;
инновационная продукция пантового оленеводства - продукция пантового оленеводства, произведённая с использованием новых технологий либо технологических приёмов. Включает в себя вновь внедренную и усовершенствованную продукцию; продукцию, получаемую в результате применения новых или значительно усовершенствованных методов производства;
эндемик - виды, роды, семейства и другие таксоны растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно небольшой областью.
Правовая база разработки Программы:
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы";
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.08.2003 N 146 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок";
приказ Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.02.2006 N 36 "О государственной регистрации биологически активных добавок к пище";
приказ Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 20.08.2009 N 368 "О надзоре за биологическими добавками к пище (БАД)";
приказ Минпромторга России от 23.10.2009 N 965 "Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";
постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2007 N 622 "О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края" (в редакции от 21.09.2009 N 394);
постановление Администрации Алтайского края от 07.11.2007 N 507 "Об утверждении ведомственной целевой программы "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы" (в редакции от 03.07.2010 N 265, от 27.11.2008 N 491, от 25.02.2009 N 71, от 01.02.2010 N 28);
постановление Администрации Алтайского края от 15.09.2007 N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае" (в редакции от 23.01.2008 N 29, от 16.01.2009 N 9, от 08.10.2009 N 418, от 30.03.2010 N 122, от 18.08.2010 N 437).
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Алтайский край является крупнейшим производителем продукции пантового оленеводства в России и занимает второе место в стране по количеству мараловодческих хозяйств, что позволяет региону претендовать на ведущее место на международном рынке. Пантовое оленеводство возникло на Алтае более ста лет назад, чему способствовали уникальные природно-климатические условия региона, которые являются наиболее благоприятными для разведения пантовых оленей. Алтайский марал считается эндемиком, одним из лучших представителей этого вида животных в мире. Кровь и панты алтайского марала относятся к высшей категории качества, способны оказывать значительное положительное воздействие на функционирование человеческого организма, благодаря чему стоимость алтайских продуктов пантового оленеводства является самой высокой на международном рынке. Лекарственные препараты, вырабатываемые из алтайского пантового сырья, также высоко ценятся за пределами России, так как их биологическая активность, признанная тибетскими учеными, доказана многими годами практического применения. В Алтайском крае, являющемся одной из перспективных рекреационных территорий России, пантовое оленеводство отнесено к стратегическим направлениям развития региона.
Деятельность в сфере пантового оленеводства включает два основных направления: разведение пантовых оленей и переработка продуктов пантового оленеводства. В области разведения пантовых оленей в Алтайском крае наблюдается положительная динамика. Так, за период 1986-2008 гг. количество ферм увеличилось в 11 раз, поголовье - в 3,8 раза, объем производства консервированных пантов - в 5,4 раза. По итогам 2009 года в регионе насчитывается 34 мараловодческих и оленеводческих хозяйства, где содержится около 26 тысяч животных и заготавливается около 15 тыс. кг консервированных пантов. Мараловодством и оленеводством занимаются в шести муниципальных районах, в трёх из которых - Алтайском, Солонешенском и Чарышском - сосредоточено 84% оленеводческих хозяйств. Основное поголовье маралов и оленей находится в Чарышском (35,2%) и Алтайском (35,2%) районах края. Эти же районы лидируют по производству пантов.
Таблица 1. Динамика развития отрасли в Алтайском крае
за период 1986-2008 гг.
Годы |
Количество ферм |
Поголовье маралов и пятнистых оленей (голов) |
Производство консервированных пантов (кг) |
1986 |
3 |
6783 |
2498 |
1993 |
20 |
15537 |
3620 |
2004 |
33 |
19175 |
13455 |
2008 |
34 |
25817 |
14920 |
Увеличению поголовья маралов и пятнистых оленей в Алтайском крае способствовала государственная поддержка и научная деятельность, осуществляемая в данном направлении. Для обеспечения развития отрасли в 2008 году пантовое оленеводство было включено в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. В соответствии с данной программой в 2008 году на поддержку отрасли из федерального бюджета было выделено 3,5 млн. рублей, в 2009 году - 5,8 млн. рублей. Согласно ведомственной целевой программе "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008-2012 годы на поддержку отрасли в 2008 году из краевого бюджета выделено 1,7 млн. рублей, в 2009 году - 1,2 млн. рублей.
В сфере переработки продуктов пантового оленеводства в настоящее время также наблюдается рост основных показателей. Так, за период с января 2006 года по июнь 2009 года производственные мощности увеличились на 50%, объёмы выпускаемых пищевых добавок, произведённых с использованием пантового сырья, увеличились в 1,3 раза, пищевых продуктов - в 4 раза, косметических средств - в 2,5 раза.
Однако, несмотря на положительную динамику, сохранявшуюся до настоящего времени, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию отрасли при сложившейся конъюнктуре рынка. Ключевым сдерживающим фактором на сегодняшний день является то, что Алтайский край выступает в качестве поставщика сырья для производства продукции пантового оленеводства на международный рынок, что существенно снижает конкурентоспособность региона.
Многие страны, в особенности Корея и Китай, активно занимаются переработкой продуктов пантового оленеводства и предлагают на рынок более современную, по сравнению с российской, продукцию. Отечественные товары представлены на международном рынке в основном сырьем, так как данная отрасль в нашей стране является преимущественно сырьевой. Это, в свою очередь, обусловливает# меньшее, чем в Китае, Корее, Новой Зеландии, количество участников рынка, малый относительно возможного объем переработки, неразвитость рынка сбыта готовой продукции. Так, в настоящее время в крае работают 15 организаций (6 - в Барнауле и 9 - в Бийске), которыми производится около 60 наименований продукции. Однако данными предприятиями для переработки используется лишь 3 т пантов и 0,7 т пантогематогена в год, что составляет всего 10% от общего объема произведенных в крае пантов. Основной объем получаемых консервированных пантов (90%) отправляется на экспорт в Южную Корею, где в дальнейшем осуществляется их переработка.
Кроме того, увеличение объёма коммерческих предложений на международном рынке и ужесточение конкуренции привело к значительному снижению цен на пантовое сырье. За последние 13 лет цена реализации единицы продукции, которая определяется по цене на панты в Новой Зеландии, являющейся основным конкурентом России на внешнем рынке, снизилась с 613 до 140-160 $ США за 1 кг (таблица 2).
Таблица 2. Средняя цена реализации пантов в ОПХ "Новоталицкое",
одной из наиболее крупных мараловодческих ферм Алтайского края
Цена реализации по годам, $ за 1 кг | ||||||||||||||
1986 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
820 |
613 |
508 |
259 |
236 |
255 |
278 |
286 |
229 |
200 |
208 |
222 |
300 |
340 |
140-160 |
Таким образом, несмотря на динамичное развитие перерабатывающей отрасли, она не выдерживает конкуренции с аналогичными отраслями других стран, поставляющими свою продукцию на международный рынок. Складываются условия, в результате которых Россия, продавая сырьё, теряет не только добавочную стоимость готовой продукции, но и конкурентоспособное положение на мировом рынке, которое, по оценке экспертов, будет только ухудшаться, если не будут приняты кардинальные меры по развитию отрасли пантового оленеводства.
Учитывая особенности описанной проблемы, эффективно решить её можно только программно-целевым методом. Это обусловлено ещё и тем, что данная отрасль является стратегически значимой для региона, поскольку основная часть российских предприятий по переработке продуктов пантового оленеводства сконцентрирована именно в Алтайском крае. Таким образом, с учётом значимости данной проблемы для социально-экономического развития Алтайского края и невозможности её устранения в рамках существующего рыночного механизма для комплексного развития пантового оленеводства необходима значительная концентрация усилий и ресурсов органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления по следующим направлениям:
1. Наращивание объемов переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае.
В настоящее время большинство участников отрасли ведут бизнес традиционным для региона методом, работая без формирования добавочной стоимости продукта. Основной целью является быстрое приумножение капитала. При таком ведении бизнеса ими не учитываются риски, наблюдающиеся на международном рынке, а также интересы края и страны в целом, что делает данных производителей уязвимыми. Необходимо стимулирование участников рынка к развитию глубокой переработки продуктов пантового оленеводства.
Условия для развития в крае сферы переработки продуктов пантового оленеводства существуют. В первую очередь, следует отметить наличие значительной производственной базы. Используя только существующие мощности, объем переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае можно увеличить в среднем в 4 раза, а на некоторых предприятиях - в 10 раз. В ближайшие годы планируется сделать более разнообразным ассортимент продукции - запустить линию лечебно-оздоровительной косметики и функционального питания, а также расширить рынки сбыта.
Помимо этого, возможности перерабатывающей отрасли можно расширить за счёт сырьевой базы Республики Алтай, где практически весь объем продуктов пантового оленеводства отправляется за границу.
Таким образом, существующие 34 хозяйства Алтайского края и 103 хозяйства Республики Алтай потенциально способны ежегодно обеспечивать переработчиков воспроизводимым биологическим сырьем в объёме до 900 тонн, что может быть переработано в 135 т субстанций высокого качества, а это 30 млн. условных флаконов препаратов и продуктов. Принимая во внимание объем производимых в крае продуктов пантового оленеводства, предназначенных для переработки, возможный оборот данной отрасли может составить 1 млрд. рублей.
Также следует учесть такие аспекты, как:
сосредоточение основного стада пантовых оленей и маралов в Алтайском крае и Республике Алтай обусловливает богатую сырьевую базу;
наличие в крае единственного в стране ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт пантового оленеводства" Россельхозакадемии создает мощный научно-технический потенциал;
оба региона представляют собой уникальную курортно-рекреационную территорию, поэтому Алтайскому краю стратегически важно занять нишу переработки продуктов пантового оленеводства.
2. Развитие внутреннего рынка потребления продукции пантового оленеводства.
Если мировой рынок продукции пантового оленеводства сформирован и спрос на неё на протяжении долгого времени остаётся стабильным, то внутренний рынок России недостаточно насыщен ввиду низкой культуры потребления данной продукции. В отличие от стран Юго-Восточной Азии, где панты использует каждый четвертый житель, в России информированность врачей и населения о возможностях их применения для поддержания здоровья является недостаточной. В связи с названным крупные аптечные сети отказываются включать в свой ассортимент малоизвестные препараты. При этом доказано, что действие данных препаратов оказывает тонизирующий, противоневротический, метаболический эффекты. По данным клинических исследований, эффективность лечения лекарственными средствами, изготовленными на основе продуктов пантового оленеводства, больных остеоартрозом достигает 90,7%, больных с синдромом длительного утомления - 91,3%, больных заболеваниями верхних дыхательных путей - 88%, больных, страдающих выпадением волос, - 98,3% и др. С учётом биологической и лечебной ценности данной продукции для повышения спроса на неё и увеличения её потребления на внутреннем рынке важным направлением работы лечебно-профилактических учреждений должна стать профилактика заболеваний среди населения, предполагающая использование всего спектра продукции и процедур на основе пантов и другого биологически ценного сырья, получаемого от алтайских маралов и пятнистых оленей.
Объективной предпосылкой для освоения внутреннего рынка России является растущий интерес к продукции пантового оленеводства наших соотечественников. Российский потребитель благодаря многочисленным информационным каналам узнает о целебных свойствах этой продукции и в большей степени начинает ценить препараты природного происхождения. В Алтайский край, в том числе на курорт Белокуриха, для лечения пантовыми средствами, например для лечения с использованием пантовых ванн, приезжают жители многих регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Данная тенденция является благоприятным фактором для развития отечественного рынка.
Наибольший социальный эффект формирования российского рынка продукции пантового оленеводства заключен в возможности активного использования изготавливаемых препаратов в области охраны здоровья нации. Если принять во внимание, что профилактика болезней дешевле их лечения, а эффективность пантовых препаратов, например в физиотерапии, составляет 87-90%, то потенциальный социально-экономический эффект от применения данных средств населением России оценивается не менее чем в 10 млрд. рублей ежегодно. Именно задача оздоровления нации является в высшей степени актуальной с точки зрения социального эффекта развития пантового оленеводства.
В России Алтайский край известен как федеральный курортно-бальнеологический и медицинский центр, производитель экологически чистых продуктов на основе натурального животного и растительного сырья. В целях развития данного имиджа в основу лечебно-профилактической базы региона должно быть положено использование ценных, получивших признание в России и мире местных природных ресурсов, среди которых особое место занимают возобновляемые биоресурсы, полученные от алтайских маралов. Без активного развития отечественного рынка продукции пантового оленеводства Алтайский край трудно преобразовать в уникальную территорию, обладающую достаточными ресурсами для восстановления и поддержания здоровья граждан Российской Федерации и зарубежных гостей. Имеющиеся в крае производственные мощности позволяют насытить российский рынок разнообразными препаратами, тем самым внести значительный вклад в улучшение здоровья населения России. Ввиду указанного необходимо активное продвижение продукции пантового оленеводства на рынок, акцент в этой работе следует сделать на то, что данные продукты и продукция на их основе являются уникальным достоянием Алтайского края и наряду с медом, сыром, зерном формируют бренд региона и позволяют выгодно позиционировать Алтайский край в Российской Федерации, а значит повысить его конкурентоспособность, что, в свою очередь, приведет к увеличению потока туристов и потребителей услуг пантолечения из других регионов России, а также из-за рубежа.
Схема 1. Направления развития внутреннего и внешнего рынков
потребления продуктов пантового оленеводства и продукции на их основе
3. Научное обеспечение отрасли.
На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с сертификацией и стандартизацией производимой продукции, а также с недостаточной научно-доказательной базой. В настоящее время только 21% всех медицинских технологий имеют необходимые научные обоснования. Требуется расширение ассортимента предлагаемой продукции: на отечественном рынке представлено несколько видов пищевой продукции и лечебно-профилактических препаратов из пантов, мяса и крови пантовых оленей, однако отсутствуют препараты, изготавливаемые из остального сырья - хвостов, внутренних и половых органов маралов. Переработчики не используют другие виды сырья, так как отсутствуют технологии и оборудование для его переработки. По многим препаратам нет клинических исследований и утвержденных методик лечения, не определены показания, противопоказания к их использованию.
Таким образом, существует необходимость развития инновационных технологий, которое возможно за счет интенсификации деятельности ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт пантового оленеводства" Россельхозакадемии. Институт ведёт активную научно-исследовательскую и внедренческую работу в мараловодческих хозяйствах Алтайского края и Республики Алтай. Так, сотрудниками ВНИИ пантового оленеводства были разработаны новые способы консервирования пантов с применением инфракрасной и вакуумной сушек, технология получения готовых биосубстанций (порошков) из пантового сырья с использованием вакуумной сушки. С помощью данной технологии можно перерабатывать все продукты пантового оленеводства, что, несомненно, скажется на увеличении рентабельности этой сферы деятельности. Общие проблемы отрасли призван решать созданный в 2006 году Союз мараловодов, объединяющий производителей названных регионов. Существующая в Алтайском крае научная база позволит в дальнейшем переориентировать отрасль на принципы инновационного развития.
Для обеспечения оптимального взаимодействия всех хозяйствующих субъектов в области пантового оленеводства и регламентирования их функций необходима актуализация нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере переработки продуктов пантового оленеводства, что также должно быть решено в рамках настоящей Программы.
По данным прогнозов экспертов, применение программно-целевого метода предполагает инновационный сценарий развития отечественного рынка продукции пантового оленеводства, который подразумевает реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование рынка сбыта указанной продукции и сопутствующих услуг, стимулирование его участников и привлечение инвестиций в сферу глубокой переработки продуктов пантового оленеводства. В результате осуществления указанных мероприятий предполагается увеличение числа участников рынка - мараловодческих хозяйств, предприятий по глубокой переработке пантовой продукции, фармацевтических и пищевых предприятий, санаториев, туристических баз и т.д., а также формирование устойчивой системы взаимодействия между ними.
Схема 2. Инновационный сценарий развития отечественного
рынка продукции пантового оленеводства
Таким образом, существующие на рынке переработки продуктов пантового оленеводства проблемы связаны с необходимостью развития этой отрасли, повышения конкурентоспособности России на мировом рынке и требуют решения путем реализации комплекса мероприятий в рамках программно-целевого метода, согласующихся по срокам, ресурсам и исполнителям.
3. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание экономических, организационных и правовых условий для устойчивого развития комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае.
Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих задач:
повышение объемов переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае;
стимулирование потребительского спроса на алтайскую продукцию пантового оленеводства;
развитие инновационной деятельности в сфере переработки продуктов пантового оленеводства;
развитие организационных и нормативно-правовых основ взаимодействия участников в отрасли пантового оленеводства.
5. Система программных мероприятий
Создание экономических условий для обеспечения устойчивого развития пантового оленеводства будет обеспечиваться за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на увеличение объемов переработки продуктов пантового оленеводства и продвижение продукции, изготовленной на их основе, на внутренний и международный рынки, а также за счет стимулирования инновационного потенциала в сфере переработки продуктов пантового оленеводства и создания организационных и нормативных основ взаимодействия всех участников данной отрасли.
Для решения поставленных задач Программой предусматривается система мероприятий, которая представлена в приложении 1.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы выступают:
средства федерального бюджета;
средства краевого бюджета;
средства внебюджетных источников (собственные средства учредителей предприятий - переработчиков и кредиты банков).
Суммарный объем финансирования Программы составляет 336381,25 тыс. руб., из них:
средства федерального бюджета - 1800,00 тыс. руб., в том числе:
в 2011 г. - 600,00 тыс. руб.;
в 2012 г. - 300,00 тыс. руб.;
в 2013 г. - 300,00 тыс. руб.;
в 2014 г. - 300,00 тыс. руб.;
в 2015 г. - 300,00 тыс. руб.
средства краевого бюджета - 20331,25 тыс. руб., в том числе:
в 2011 г. - 3640,00 тыс. руб.;
в 2012 г. - 3640,00 тыс. руб.;
в 2013 г. - 3640,00 тыс. руб.;
в 2014 г. - 3640,00 тыс. руб.;
в 2015 г. - 5771,25 тыс. руб.
средства внебюджетных источников (собственные средства учредителей предприятий-переработчиков и кредиты банков) - 314250,00 тыс. руб., в том числе:
в 2011 г. - 63750,00 тыс. руб.;
в 2012 г. - 61500,00 тыс. руб.;
в 2013 г. - 61500,00 тыс. руб.;
в 2014 г. - 66250,00 тыс. руб.;
в 2015 г. - 61250,00 тыс. руб.
Более подробно объемы финансовых ресурсов и источники финансирования программных мероприятий представлены в приложении 2.
Объемы финансирования программных мероприятий уточняются ежегодно при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год.
За счет внебюджетных источников будут осуществлены инвестиционные проекты по наращиванию мощности перерабатывающих предприятий с целью увеличения объёма производства в Алтайском крае продукции пантового оленеводства, а также созданы сертифицированные центры пантолечения. Бюджетные средства будут направлены на субсидирование части затрат на приобретение оборудования для создания высокотехнологичного производства. Кроме этого, за счет бюджетных средств будет осуществляться финансирование рекламной кампании алтайской пантовой продукции, мероприятий по информационному обеспечению развития отрасли, переподготовки и повышения квалификации кадров высшего и среднего звена, обучения и подготовки персонала по профилю переработки продуктов пантового оленеводства согласно требованиям международных стандартов.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы создаст необходимые условия для устойчивого развития сферы переработки продуктов пантового оленеводства и увеличения поставок качественной продукции на их основе на рынок как Алтайского края, так и других субъектов Российской Федерации.
Осуществление мероприятий по поддержке переработчиков продуктов пантового оленеводства будет способствовать увеличению к концу 2015 года объёма готовой продукции в 4 раза. При этом суммарный объём производства по отрасли (стоимость всех произведенных продуктов) достигнет 1,00 млрд. руб.
Основные результаты реализации программных мероприятий, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке, отображены в приложении 4.
Реализация инвестиционных проектов позволит создать 106 новых рабочих мест, что особенно важно для сохранения социально-экономической стабильности в условиях продолжающегося экономического кризиса. Программа также предполагает разработку новых высокоэффективных препаратов (БАД) и технологий пантолечения, их использование с целью профилактики и лечения различных заболеваний.
Таким образом, главный эффект от реализации Программы направлен на укрепление здоровья жителей Алтайского края и других субъектов Российской Федерации.
Ниже представлен расчет эффективности расходования бюджетных средств.
Таблица 3. Эффективность расходования бюджетных средств по годам
Показатели |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Всего за 2011-2015 годы |
1. Выручка от реализации переработанных продуктов пантового оленеводства |
тыс. руб. |
250000, 00 |
330000, 00 |
435600, 00 |
574992, 00 |
758989,44 |
1001866,10 |
3101447,50 |
2. Ежегодный прирост выручки от реализации переработанных продуктов пантового оленеводства |
тыс. руб. |
- |
80000,00 |
105600, 00 |
139392,00 |
183997,44 |
242876,62 |
751866,06 |
3. Финансирование Программы за счет средств краевого бюджета |
тыс. руб. |
- |
3640,00 |
3640,00 |
3640,00 |
3640,00 |
5771,25 |
20331,25 |
4. Коэффициент эффективности - Эобщ (показатель 2 разделить на показатель 3) |
|
- |
21,98 |
29,01 |
38,29 |
50,55 |
42,08 |
36,98 |
5. Поступление налогов от предприятий - переработчиков продукции пантового оленеводства |
тыс. руб. |
- |
21412,80 |
27990,72 |
36636,48 |
47998,89 |
62934,36 |
196973,25 |
6. Бюджетный эффект (показатель 5 минус показатель 3) |
тыс. руб. |
- |
17 772,80 |
24 350,72 |
32 996,48 |
44358,89 |
57163,11 |
176 642,00 |
Эффективность расходования бюджетных средств (коэффициент - Э общ.), определяемая соотношением конечных результатов выполнения данной Программы (приростом выручки от реализации продукции пантового оленеводства) и бюджетных затрат на ее реализацию, составит в среднем за пять лет 36,98, что следует считать высоким показателем.
Совокупный бюджетный эффект за время реализации Программы составит 176,64 млн. руб. Данный показатель представляет собой разность между совокупными поступлениями налогов в бюджеты всех уровней от предприятий - переработчиков продукции пантового оленеводства и величиной финансирования Программы за счет бюджетных источников.
8. Система управления реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы является управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края.
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы на соответствующий год;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы.
Финансирование Программы производится за счет средств краевого и федерального бюджетов, внебюджетных источников.
Для осуществления качественного и полноценного мониторинга реализации Программы управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края ведет учет средств внебюджетных источников, привлекаемых для реализации программных мероприятий. Названное управление контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению.
Государственным заказчиком - координатором реализации Программы выступает управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края, указанное управление обобщает полученные данные и ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края информацию о ходе выполнения Программы в установленном порядке.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 781 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Развитие комплексной переработки
продуктов пантового оленеводства в
Алтайском крае" на 2011-2015 годы
Система программных мероприятий
29 декабря 2011 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 781 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Развитие комплексной переработки продуктов
пантового оленеводства в Алтайском
крае" на 2011-2015 годы
Общая потребность
в финансировании мероприятий Программы и его источники
29 декабря 2011 г.
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты в ценах 2010 года, тыс. рублей |
Примечание |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
Капитальные вложения |
304000,00 |
61000,00 |
60000,00 |
60000,00 |
63000,00 |
60000,00 |
|
в том числе: из краевого бюджета из федерального бюджета из внебюджетных источников |
304000,00 |
61000,00 |
60000,00 |
60000,00 |
63000,00 |
60000,00 |
|
Прочие текущие расходы |
32381,25 |
6990,00 |
5440,00 |
5440,00 |
7190,00 |
7321,25 |
|
в том числе: из краевого бюджета из федерального бюджета из внебюджетных источников |
20331,25 1800,00 10250,00 |
3640,00 600,00 2750,00 |
3640,00 300,00 1500,00 |
3640,00 300,00 1500,00 |
3640,00 300,00 3250,00 |
5771,25 300,00 1250,00 |
|
Всего финансовых затрат |
336381,25 |
67990,00 |
65440,00 |
65440,00 |
70190,00 |
67321,25 |
|
в том числе: из краевого бюджета из федерального бюджета из внебюджетных источников |
20331,25 1800,00 314250,00 |
3640,00 600,00 63750,00 |
3640,00 300,00 61500,00 |
3640,00 300,00 61500,00 |
3640,00 300,00 66250,00 |
5771,25 300,00 61250,00 |
|
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Развитие комплексной переработки
продуктов пантового оленеводства в
Алтайском крае" на 2011-2015 годы
Основные целевые индикаторы реализации программы
Приложение N 4
к долгосрочной целевой программе
"Развитие комплексной переработки продуктов
пантового оленеводства в Алтайском крае"
на 2011-2015 годы
Плановые объемы
реализации продукции пантового оленеводства в 2010-2015 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
1. Объем производства продуктов пантового оленеводства |
|
|
|
|
|
|
|
Мясо марала (сырое) |
кг |
250588,0 |
263117,0 |
276273,0 |
290087,0 |
304591,0 |
319821,0 |
Кровь марала (сырая) |
л |
49139,0 |
51596,0 |
54176,0 |
56885,0 |
59729,0 |
62716,0 |
Панты (сухие) |
кг |
18870,0 |
19813,0 |
20804,0 |
21844,0 |
22936,0 |
24083,0 |
2. Доля продуктов пантового оленеводства, направляемого на переработку |
% |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
9,0 |
12,0 |
15,0 |
3. Объемы перерабатываемых продуктов пантового оленеводства |
|
|
|
|
|
|
|
Мясо марала (сырое) |
кг |
12529,0 |
16538,0 |
21831,0 |
28817,0 |
38038,0 |
50211,0 |
Кровь марала (сырая) |
л |
2456,0 |
3243,0 |
4281,0 |
5650,0 |
7459,0 |
9846,0 |
Панты (сухие) |
кг |
943,0 |
1245,0 |
1643,0 |
2170,0 |
2864,0 |
3781,0 |
4. Стоимость готовой продукции (БАДы и др.) |
тыс. руб. |
250000,00 |
330000,00 |
435600,00 |
574992,00 |
758989,44 |
1001866,06 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 19 ноября 2010 г. N 518 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае" на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, ноябрь 2010 г. N 175, ч. 3, с.271
Постановлением Администрации Алтайского края от 13 октября 2014 г. N 467 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 7 мая 2014 г. N 221
Постановление Администрации Алтайского края от 13 августа 2013 г. N 440
Постановление Администрации Алтайского края от 29 декабря 2011 г. N 781