Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
от 28 февраля 2020 г. N 31
Концепция (региональная программа)
по оснащению зарядными колонками (станциями) для транспортных средств с электродвигателями в Саратовской области
Общие положения
Концепция (региональная программа) создания зарядной сети для зарядки электромобилей (далее - Программа) разработана в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода".
Одной из задач государственной политики Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, является переход к модели экологически устойчивого развития транспорта, позволяющего в долгосрочной перспективе снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду и здоровье человека.
Программа направлена на развитие в Саратовской области экономически эффективной зарядной сети для зарядки электромобилей, отвечающей современным мировым стандартам.
На 1 января 2020 года в Саратовской области установлено 3 электрозарядных станции (далее - ЭЗС).
По структуре выделяют следующие типы ЭЗС:
Mode 2 - зарядное устройство для электромобилей, осуществляющее зарядку переменным током от бытовой сети с использованием системы защиты внутри кабеля (время зарядки составляет от 12 часов);
Mode 3 - зарядное устройство для электромобилей, осуществляющее одно-, трехфазную зарядку переменным током с использованием специального разъема, в котором реализованы системы защиты и контроля хода зарядки электромобиля (время зарядки составляет от 4 до 8 часов);
Mode 4 - зарядное устройство для электромобилей, осуществляющее быструю зарядку постоянным током (время зарядки составляет от 15 до 30 минут и обеспечивает 80 процентов заряда батареи).
ПАО "МРСК Волги" участвует в реализации Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры, целью которой является создание условий для широкомасштабного внедрения всех видов автономного электротранспорта на территории РФ.
ПАО "МРСК Волги" ("Саратовские РС") проводится пилотное внедрение зарядных станций для электромобилей типов Mode 3 и Mode 4.
Пользователям предоставлен свободный доступ к зарядным станциям для зарядки электромобилей с использованием RFID-карты или мобильного приложения.
Развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта
ПАО "МРСК Волги" (входит в группу компаний ПАО "Россети") в рамках утвержденного Среднесрочного плана Программы инновационного развития ПАО "МРСК Волги" на период 2018-2020 годы реализуются мероприятия по созданию и развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в Саратовской области.
В 2018 году реализовано создание зарядной станции Mode 4 (быстрая зарядка) для электротранспорта в городе Саратове ул. 2-й Красноармейский тупик, д. 1.
В 2019 году реализовано создание зарядной станции Mode 4 (быстрая зарядка) для электротранспорта в городе Саратове ул. Усть-Курдюмская, 37, (территория бистро "Пекарито").
Не относящаяся к сети ПАО "МРСК Волги" с 2018 года функционирует зарядная станция Mode 3 (медленная зарядка) для электротранспорта в городе Саратове ул. Усть-Курдюмское шоссе, 37, (автосалон "Ягуар").
Отсутствие зарядной инфраструктуры является одним из наиболее значимых факторов, сдерживающих рост использования электромобилей.
Сложившиеся условия эксплуатации электромобильного транспорта не стимулируют население к его приобретению.
Объем мировых продаж электромобилей по данным за 2017 год составляет 1 процент от общего объема продаж легковых автомобилей и достигает 653 тыс. единиц, что на 40 процентов больше, чем в 2016 году.
К 2030 году прогнозируется 24 процента продаж новых автомобилей и 15 процентов мирового автопарка будут электрическими.
Высокая стоимость электромобиля по сравнению с традиционными транспортными средствами сдерживает активное распространение электротранспорта в мировом автопарке.
Конечная стоимость электромобиля определяется главным образом стоимостью аккумуляторных батарей (от 25 до 50 процентов стоимости электромобиля). При этом благодаря развитию энергетических технологий и увеличению объемов производства аккумуляторов их стоимость может снизиться на 43 процента, что позволит повысить конкурентоспособность электромобилей по цене для массового рынка. Согласно прогнозам это может произойти в 2025-2030 годах.
Реформирование национальных законодательств направлено на стимулирование развития электромобильного транспорта в мире. Ряд стран (Франция, Великобритания, Германия, Индия, Нидерланды, Испания, Греция, Норвегия) официально объявили о намерении к 2040 году сократить до нуля атмосферные выбросы от дорожного транспорта.
К 2025-2030 годам ряд крупных автопроизводителей ("Volvo", "Jaguar-LandRover", "Volkswagen", "Ford") полностью электрифицируют свои модельные ряды.
Развитие мирового электромобильного транспорта осуществляется посредством увеличения рабочего напряжения в системе зарядки (до 900 В) и емкости батареи, что приводит к сокращению времени заряда.
Так, электромобиль компании "Porsche-Mission Е" будет оснащен системой зарядки с рабочим напряжением 800 В (обеспечивает 80 процентов от максимального заряда батареи за 15 минут).
Мировой тенденцией в развитии зарядной инфраструктуры для электромобилей является развитие супербыстрых ЭЗС.
Немецкие автопроизводители "BMW AG", "Daimler AG", "Volkswagen" и американская компания "Ford Motor Со" создали совместное предприятие "IONITY" для развития общеевропейской сети супербыстрых ЭЗС для электромобилей.
Компания "IONITY" осуществляет эксплуатацию площадки с использованием европейского стандарта зарядки "Комбинированная система зарядки" (Combined Charging System, CCS) мощностью до 350 кВт, обеспечивая кросс-брендовую совместимость с большинством уже существующих и будущих электромобилей.
Среди общемировых трендов следует отметить превращение крупнейших нефтегазовых компаний в энергетические компании, реализующие крупные проекты в электроэнергетике, в том числе в области развития зарядной инфраструктуры для электромобилей, аккумуляторных батарей.
Исходя из мировых тенденций развития мирового рынка электромобилей можно предположить расширение электромобильного транспорта в Саратовской области.
С учетом предполагаемого роста численности электромобилей в Саратовской области, а также в целях дальнейшего стимулирования развития электромобильного транспорта возникает необходимость в создании зарядной сети для зарядки электромобилей.
Цель, задачи и показатели программы
Целью Программы является создание в Саратовской области развитой сети ЭЗС по предоставлению качественных и доступных услуг по зарядке электромобилей, обеспечивающей комфортное и беспрепятственное передвижение электромобилей по территории области и соответствующей мировым стандартам.
Для достижения цели Программы планируется решение следующих стратегических задач:
определение основных направлений развития региональной зарядной сети для зарядки электромобилей на территории Саратовской области с учетом современных мировых тенденций;
разработка перспективной модели развития региональной зарядной сети для зарядки электромобилей в городских населенных пунктах и на основных автомагистралях;
определение поэтапного развития региональной зарядной сети для зарядки электромобилей.
В рамках решения указанных задач необходима реализация мероприятий по обеспечению выполнения Программы.
Программой предусмотрено создание к 2030 году 57 ЭЗС, в том числе:
установка 45 ЭЗС Mode 3 и Mode 4 в населенных пунктах Саратовской области;
установка 12 ЭЗС Mode 4 на всех основных автомагистралях с расстоянием между двумя ближайшими станциями 100 километров.
Показатели развития государственной зарядной сети для зарядки электромобилей могут быть скорректированы с учетом темпа развития парка электромобильного транспорта в Саратовской области и общероссийскими тенденций развития зарядной инфраструктуры.
Направления развития региональной зарядной сети
Функции по созданию и развитию региональной зарядной сети для зарядки автомобилей на территории Саратовской области осуществляет ПАО "МРСК Волги" (входит в группу компаний ПАО "Россети") (далее - оператор) реализуются мероприятия по созданию и развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в Саратовской области.
Оператор выполняет следующие задачи:
определение оптимальной структуры ЭЗС региональной зарядной сети по типу ЭЗС и местам их размещения;
обеспечение установки ЭЗС в местах наибольшего потенциального спроса на услуги зарядки электромобилей;
развитие региональной зарядной сети для зарядки электромобилей с учетом перспективных общероссийских тенденций в сфере зарядной инфраструктуры и электромобилей;
эффективное управление зарядной сетью для зарядки электромобилей;
предоставление физическим и юридическим лицам качественных услуг по зарядке электромобилей, соответствующих современным мировым стандартам;
координирование работы субъектов хозяйствования, входящих в региональную зарядную сеть оператора в рамках заключенных договоров между ними и оператором, исключающее возможность ограничения конкуренции;
определение тарифной политики на услуги зарядной сети для обеспечения ее рентабельной работы и на условиях недопущения установления и поддержания монопольных высоких и низких цен, антиконкурентных соглашений (согласованных действий), координации экономической деятельности;
увеличение популярности электромобилей посредством создания развитой сети ЭЗС и обеспечения услугами по зарядке электромобилей в доступной и удобной для потребителя форме.
Для выполнения своих задач оператор вправе: в установленном законодательстве порядке запрашивать и получать от органов исполнительной власти области, иных организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на оператора задач;
с учетом развития электромобильного транспорта в Саратовской области и востребованности действующих ЭЗС корректировать перечень мест размещения, тип и количество ЭЗС.
Иные субъекты хозяйствования, не относящиеся к сети ПАО "МРСК Волги", вправе беспрепятственно на недискриминационной и равной основе с оператором выбирать места размещения ЭЗС, их тип и количество.
На основе общероссийского опыта и пилотных проектов ПАО "МРСК Волги" по установке ЭЗС определено, что ЭЗС типа Mode 4 необходимо размещать в местах, где время зарядки электромобиля для его владельца имеет критическое значение: вдоль междугородних трасс или при необходимости быстрой зарядки в черте города на соответствующих объектах.
Оптимальными местами расположения ЭЗС типа Mode 3 являются места, в которых владелец электромобиля может оставить свое транспортное средство для зарядки на 4-8 часов без ущерба для собственного комфорта (стоянки крупных бизнес-центров, гостиниц, места общественного назначения).
Учитывая мировые тенденции развития рынка электромобилей в части увеличения дальности пробега электрических транспортных средств на одном заряде аккумуляторной батареи, предполагается создание супербыстрых электрозарядных комплексов с установкой ЭЗС мощностью до 475 кВт на территориях сети автозаправочных станций (далее - АЗС), вблизи соответствующей инфраструктуры (объекты по продаже сопутствующих товаров, оказанию необходимого сервиса), а также на созданных объектах возле крупных электрических подстанций для сокращения временного промежутка зарядной сессии.
Выбор наиболее перспективных мест для размещения ЭЗС обусловлен тем, что рост количества электромобилей в первую очередь будет происходить в г. Саратове. Это связано с количеством жителей, уровнем дохода, статусом города и иными аспектами.
Количество электромобилей в областных центрах Саратовской области будет постепенно увеличиваться, но более низкими темпами по сравнению с г. Саратовом и г. Энгельсом.
С учетом транзитивности транспортных коридоров Саратовской области, а также возможности владельцев электротранспорта перемещаться между основными городами формируется необходимость в создании на основных автомагистралях страны ЭЗС на расстоянии 100 километров.
Согласно общемировым тенденциям производства электромобилей и развития зарядной инфраструктуры с перспективой создания общеевропейской зарядной сети ЭЗС типа Mode 3 станции будут оборудоваться зарядными коннекторами Туре 2, ЭЗС типа Mode 4 - CCS Combo 2, CHAdeMO. Данный тип коннекторов обеспечивает возможность зарядки электромобилей основных мировых производителей ("Tesla", "Jaguar", "Volkswagen", "General Motors", "BMW", "Daimler", "Ford", "Fiat Chrysler Automobiles N.V.", "Nissan", "Renault", "Toyota Motor Corporation", "Mitsubishi Group", "Hyundai" и других).
Тенденции развития китайского рынка также направлены на технологию CCS Combo. Так, крупнейший китайский производитель электромобилей "BYD Auto" поддерживает систему зарядки CCS Combo и поставляет на американский и европейские рынки автомобили с традиционным видом коннектора для данного региона.
В Европейском союзе все высокопроизводительные зарядные станции постоянного тока должны быть оборудованы для обеспечения совместимости разъемами S Combo 2.
В России действует стандарт в области зарядки электромобилей, соответствующий общеевропейским стандартам качества и безопасности. Учитывая развитие указанных технологий на всех ближайших рынках, использование данных видов коннектора в перспективе позволит интегрировать зарядную сеть как в общероссийскую так и в общеевропейскую зарядную инфраструктуру.
Развитие региональной зарядной сети в городской черте
Городская модель предполагает использование двух типов ЭЗС - Mode 3 и Mode 4.
Установка ЭЗС типа Mode 3 предполагается в общественно значимых местах, где люди проводят значительный промежуток времени: стоянки бизнес-центров, офисных зданий, гостиниц, вблизи парков, историко-культурных объектов и других.
Установка ЭЗС типа Mode 4 планируется в общественных местах, где пребывание людей не превышает более одного часа, но при этом позволит владельцу электромобиля обеспечить полную зарядку аккумуляторной батареи электромобиля (крупные торговые центры, АЗС в черте города), а также на стоянках такси возле железнодорожных вокзалов и аэропортов для оказания услуг по зарядке электромобилей.
Парковочные места возле ЭЗС должны быть помечены специальной разметкой, гарантирующей владельцам электротранспорта беспрепятственный доступ к ним.
Развитие региональной зарядной сети на автомагистралях
Трассовая модель предполагает установку ЭЗС типа Mode 4 на АЗС, расположенных вдоль основных автомагистралей Саратовской области. При этом расстояние между ЭЗС должно составлять не более 100 километров для обеспечения комфортного, беспрепятственного передвижения электромобильного транспорта по территории Саратовской области.
Этапы создания и развития государственной зарядной сети
Реализация Программы предусматривает два этапа.
Первый этап планируется реализовать в 2020-2025 годах при условии увеличения электромобильного транспорта на территории Саратовской области.
На первом этапе предполагается установить 30 ЭЗС (Mode 3, Mode 4) в г. Саратов и г. Энгельс и крупных районных центрах.
Реализация второго этапа будет осуществляться в 2026 - 2030 годах с учетом значительного увеличения электромобильного транспорта в Саратовской области.
На втором этапе планируется установить 27 ЭЗС (Mode 3, Mode 4) в г. Саратове и на основных транспортных коридорах Саратовской области, что обеспечит владельцам электромобилей беспрепятственное перемещение между г. Саратовом и районными центрами области, а также позволит осуществлять зарядку электротранспорта непосредственно в городах.
Такое расположение ЭЗС обеспечит комфортное, беспрепятственное передвижение электромобильного транспорта по территории Саратовской области, имеющего даже минимальный пробег (не более 150 километров).
Финансовое обеспечение программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет внебюджетных источников - собственных средств инвесторов.
Основные риски при выполнении программы и механизмы управления ими
Реализация Программы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К наиболее существенным рискам относятся:
низкая динамика роста количества электромобилей в Саратовской области.
Успешная реализация Программы основана на динамичном развитии рынка электромобилей в Саратовской области в соответствии с мировыми тенденциями в данной сфере с учетом особенностей внутреннего рынка. Количество электромобилей и соответственно зарядных сессий оказывает прямое влияние на формирование тарифа на оказание услуг по зарядке электромобилей и эффективность работы зарядной сети.
Увеличение спроса на услуги зарядной сети возможно при наличии экономических выгод для пользователей электромобилей по сравнению с пользователями автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
В условиях конкурентного рынка увеличение тарифа на электрическую энергию может оказывать негативное влияние на развитие зарядной сети.
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 28 февраля 2020 г. N 31 "Об утверждении концепции (региональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.