Заслушав и обсудив доклад вице-президента РАН академика РАН Адрианова А.В. о подготовленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проекте постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями" (далее - проект постановления), принимая во внимание мнение научного сообщества, президиум РАН выражает свое категорическое несогласие с положениями данного проекта постановления, существенно ограничивающими полномочия РАН, которые определены Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ (в редакции от 19 июля 2018 г.) "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 253-ФЗ).
Президиум РАН отмечает, что проект постановления не просто ограничивает полномочия РАН, а вступает в прямое противоречие с Федеральным законом N 253-ФЗ в части реализации целей, задач и функций РАН по осуществлению научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, независимо от их ведомственной принадлежности, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями. При этом никаких изъятий в части перечня таких организаций Федеральным законом N 253-ФЗ не предусмотрено. Реализация этих задач осуществляется в порядке, установленным Правительством Российской Федерации. Принятие такого проекта постановления ставит под угрозу полноценную реализацию Российской академией наук целей и задач, которые определены для нее Федеральным законом N 253-ФЗ и не позволит выстроить единую систему координации научных исследований в Российской Федерации.
Президиум РАН считает, что отсутствуют какие-либо правовые основания для исключения федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" из правил в части проводимых организациями, входящими в его состав, фундаментальных и прикладных исследований гражданского назначения, которые реализуются за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Также, по мнению РАН, отсутствуют основания для оценки проектов тем и планов НИР организаций, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, только по решению самих этих организаций, когда экспертная оценка РАН носит лишь рекомендательный характер. Выделение таких "привилегированных" организаций создает условия для появления сомнительных с научной точки зрения проектов, не подлежащих квалифицированной институциональной научной экспертизе, что ведет к рискам деградации научного уровня.
Президиум РАН особо отмечает, что подобное "исключение из правил" в части условий проведения научных исследований гражданского назначения противоречит пунктам 1. б) и 2. д) перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 29 декабря 2018 г. N Пр-2558, предусматривающих:
"1.6) разработать единые критерии проведения экспертизы и оценки результатов фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотрев, что такие критерии позволят сопоставлять эффективность расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета и будут применяться к указанным исследованиям независимо от инструментов их финансирования и ведомственной принадлежности организаций, осуществляющих исследования.";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "1. б)"
"2. д) установить единые требования к порядку формирования и утверждения государственного задания на проведение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, предусмотрев для органа, утверждающего такое государственное задание, возможность определять тематику указанных исследований с учетом единых критериев проведения экспертизы и оценки их результатов.".
Выполнение этих пунктов поручения Президента Российской Федерации не представляется возможным, если не будет единых подходов к проведению оценки и экспертизы и исключения из правил столь крупных и значимых организаций, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, исказит картину и не позволит объективно дать анализ состояния науки в Российской Федерации. Так, в случае принятия указанного постановления, за рамки институциональной экспертизы РАН и оценки эффективности расходования может быть выведена значительная часть бюджетных средств, выделяемых на фундаментальные, поисковые и прикладные исследования гражданского назначения.
Президиум РАН постановляет:
1. Признать недопустимым принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации и предложить Министерству науки и высшего образования Российской Федерации в срочном порядке отозвать проект постановления.
2. Поручить Отделению общественных наук РАН (академик РАН Смирнов А.В.) в недельный срок дать дополнительную правовую оценку данному проекту постановления в части его соответствия Федеральному закону N 253-ФЗ.
3. Предложить президенту РАН академику РАН Сергееву А.М. обратиться к руководству страны с аргументированной позицией о нецелесообразности введения ограничений функций РАН по осуществлению научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, которые определены для нее Федеральным законом N 253-ФЗ, подчеркнув, что указанный проект постановления вступает в противоречие с поставленными Президентом Российской Федерации задачами по разработке и применению единых критериев экспертизы и оценки результатов фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, выполняемых за счет федерального бюджета всеми научными и образовательными организациями высшего образования независимо от их ведомственной принадлежности, с целью сопоставления эффективности расходования выделяемых на науку бюджетных средств, а также по установлению и применению единых требований к порядку формирования и утверждения государственных заданий таких организаций.
4. Предложить Министерству науки и высшего образования Российской Федерации начать совместную работу по подготовке проекта отдельного Федерального закона по научной и научно-технической экспертизе в Российской Федерации, отразив функционал Российской академии наук.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Президент РАН |
A.M. Сергеев |
Главный ученый секретарь |
Н.К. Долгушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Российской академии наук от 2 сентября 2020 г. N 118 "О проекте постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями"
Текст постановления опубликован не был