Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Совета
министров Республики Крым
от 8 сентября 2020 года N 1427-р
Концепция
создания и развития государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет Республики Крым"
1. Общие положения
Начиная с 2011 года Министерством финансов Российской Федерации проводится масштабная работа по созданию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет"). Основной целью создания ГИИС "Электронный бюджет" является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления, формирование единого информационного пространства и применение информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Концепция создания и развития государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет Республики Крым" (далее - Концепция) разработана в целях реализации на территории Республики Крым положений Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 1275-р, а также Концепции информатизации Республики Крым, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 03 июня 2015 года N 492-р.
В Концепции определяются цель, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы "Региональный электронный бюджет Республики Крым" (далее - РЭБ).
2. Нормативная правовая основа Концепции
Нормативной правовой основой Концепции являются документы государственного стратегического планирования Российской Федерации и Республики Крым.
Решение задач социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утверждённой Законом Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 (далее - Стратегия СЭР РК), приоритетными направлениями которой являются:
- повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, создание финансовой основы для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Крым;
- оптимизация и автоматизация процессов государственного управления, повышение прозрачности и эффективности работы органов власти;
- повышение уровня самообеспеченности муниципальных образований Республики Крым, создание эффективной системы управления муниципальными финансами.
Как показывает опыт наиболее развитых стран мира и субъектов Российской Федерации, информационно-телекоммуникационные технологии способствуют социально-экономическому развитию по всем указанным направлениям. Таким образом, создание и развитие РЭБ будет способствовать достижению целей Стратегии СЭР РК.
Цели, задачи и основные направления развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации определены в документах государственного стратегического планирования федерального уровня, таких как: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года N 203, Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 1275-р.
Цели, задачи и основные направления развития информационных технологий в Республике Крым определены Государственной программой Республики Крым "Информационное общество", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 702.
Положения об использовании информационных технологий на территории Республики Крым определены распоряжением Главы Республики Крым от 21 августа 2014 года N 131-рг "О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым", приказами Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от 01 апреля 2015 года N 86 "Об утверждении единых стандартов, применяемых при разработке государственных информационных систем на территории Республики Крым", от 14 февраля 2019 года N 41 "О создании комиссии и утверждении Порядка согласования мероприятий по внедрению информационных технологий".
3. Характеристика состояния информационных систем управления финансами Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым в 2019 году
В 2014 году перед Министерством финансов Республики Крым была поставлена глобальная задача по интеграции бюджетной системы Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым в бюджетную систему Российской Федерации. Для решения данной задачи была разработана Государственная программа Республики Крым "Модернизация финансовой системы Республики Крым на 2014 год", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 17 июня 2014 года N 132. Благодаря ее реализации были внедрены все необходимые подсистемы финансового учета для планирования и исполнения бюджета локально на уровне субъекта и всех муниципальных образований Республики Крым. Несмотря на то, что в тот момент система управления бюджетным процессом была децентрализована, вектор на единообразие, точность и прозрачность учета у всех участников бюджетного процесса в Республике Крым был задан.
Следующим шагом на пути к единой финансовой, бюджетной политике в регионе стало принятие новой Государственной программы Республики Крым "Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015 - 2018 годы", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года N 704. Главной её целью стало приведение бюджетного учета и отчетности в соответствие требованиям и стандартам бюджетной системы Российской Федерации с учетом специфики Республики Крым.
Создание государственной информационной системы "Центр обработки данных Республики Крым" (постановление Совета министров Республики Крым от 08 апреля 2016 года N 141) (далее - ЦОД) стало катализатором перехода на централизованные формы учета. Технические мощности ЦОД позволили запланировать создание РЭБ - единого информационного пространства управления финансами органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, государственных и муниципальных (казенных, бюджетных и автономных) учреждений Республики Крым, базирующегося на единстве нормативно-справочной информации и принципов учета и отчетности.
Переход на централизованные формы финансового учета с применением web-технологий и единой нормативно-справочной информацией, а также с использованием единого хранилища информации был начат в 2016 году.
В 2017 году был осуществлен перевод процесса планирования бюджета на программные продукты с использованием web-технологий. Планирование консолидированного бюджета 2018 года субъекта и всех муниципальных образований Республики Крым городского и районного типа осуществлялось уже в централизованном программном обеспечении.
В течение 2018 года был завершен процесс вливания бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Крым в единую базу данных при исполнении бюджетов.
В 2019 году в рамках Государственной программы Республики Крым "Управление финансами Республики Крым", утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 29 октября 2018 года N 528, завершен окончательный этап внедрения Web-компонентов во всех сельских и городских поселениях 14 муниципальных районов Республики Крым.
В результате в Республике Крым создана современная работоспособная система финансового учета при планировании, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности. В ее основу положено единое информационное пространство, базирующееся на единстве нормативно - справочной информации и принципов учета и отчетности, благодаря чему при информационном обмене между подсистемами реализована безошибочная идентификация элементов данных.
Одновременно с построением систем финансового учета на web-технологиях начался процесс интеграции всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью органов государственной власти Республики Крым, государственных и муниципальных (казенных, бюджетных и автономных) учреждений Республики Крым (далее - учреждения Республики Крым). С этой целью с 2018 года была начата работа по миграции существующих систем бюджетного (бухгалтерского) учета на основе ПП "1С" и "Парус" учреждений Республики Крым на облачные технологии с созданием информационной системы "Единая централизованная система ведения бюджетного (бухгалтерского) учета исполнительных органов государственной власти Республики Крым, государственных (казенных, бюджетных и автономных) учреждений Республики Крым" (далее - ЕЦСВБУ), включающей модуль "Финансово-аналитический портал" для централизованного получения актуальных и достоверных данных бухгалтерского учета, необходимых для принятия административных решений и контроля деятельности подведомственных учреждений.
Выполнение данного мероприятия позволило:
- обеспечить целостность, сохранность, а также централизованное администрирование баз данных;
- повысить прозрачность информационной среды ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждений Республики Крым;
- подготовить информационную среду ведения учета к унификации бухгалтерского учета и отчетности;
- сократить расходы на сопровождение и поддержку программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- построить систему защиты информации ЕЦСВБУ, включая защиту рабочих мест пользователей.
4. Цели и задачи создания и развития РЭБ
Внедрение передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, формирование единого информационного пространства, объединяющее все этапы бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях остается приоритетом в процессе управления финансами.
Основной целью создания и развития РЭБ является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Для достижения цели и решения поставленных задач создание и развитие РЭБ будет основано на следующих принципах:
- интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов в сфере управления общественными финансами;
- интерактивный доступ к информационным системам, входящим в РЭБ, всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных, а также уровня бюджета, при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационных систем;
- обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
- исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем;
- обеспечение удобства работы пользователей путем постоянного улучшения эргономических характеристик информационных систем и предоставления широкого набора интерфейсов;
- обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации и информационных каналов;
- минимизация ущерба от возможной реализации угроз безопасности информации;
- переход на отечественное программное обеспечение.
По итогам реализации Концепции предусматривается:
- формирование целостной информационной среды, которая позволит объединить в единое информационное пространство не только системы финансового учета Министерства финансов Республики Крым, но и другие информационные системы исполнительных органов государственной власти Республики Крым;
- создание централизованной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета учреждений Республики Крым с применением облачных технологий;
- обеспечение подотчетности органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, создание инструментов для повышения ответственности публично-правовых образований за выполнение их функций, достижение индикаторов результативности деятельности и эффективности использования ресурсов;
- снижение затрат на информационно-техническое и лицензионное обеспечение программного обеспечения управления финансами;
- оперативное принятие обоснованных и экономически целесообразных управленческих решений за счет возможности получения оперативной информации в режиме реального времени;
- обеспечение защиты информации на всех этапах обработки информации в РЭБ, а также выполнение всех требований, предъявленных со стороны законодательных актов и нормативно-правовых документов регуляторов в области защиты информации.
5. Основные направления создания и развития РЭБ
В рамках развития РЭБ предусматриваются взаимодействие и развитие следующих направлений:
- бюджетное планирование;
- управление доходами;
- управление расходами;
- управление долгом и финансовыми активами;
- бухгалтерский и управленческий учет;
- управление нормативной справочной информацией;
- управление аналитической информацией.
Указанные процессы позволят обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций сектора государственного управления, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций. Использование единых подходов приведет к интеграции процессов управления по установленным регламентам обмена данными.
Взаимодействие подсистем внутри РЭБ и внешних информационных систем позволит перейти к современным стандартам организации управления информационными потоками, а также создаст предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов.
В РЭБ будет обеспечиваться реализация всех бюджетных правоотношений, реализуемых участниками бюджетного процесса, а также юридических лиц, получающих бюджетные средства. Именно комплексная автоматизация финансово-хозяйственной деятельности с обеспечением преемственности сведений управленческого учета обеспечит прозрачность и открытость организации процессов в органах власти и учреждениях, позволит связать результаты с затратами и повысить качество финансового менеджмента.
6. Архитектура РЭБ
Субъектами РЭБ являются все участники и неучастники бюджетного процесса Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым. Этим обеспечивается возможность организации полностью электронного документооборота при реализации бюджетных правоотношений.
Технологическое ядро РЭБ составляют три системы:
- Единая система управления бюджетным процессом Республики Крым (далее - ЕСУБП);
- ЕЦСВБУ;
- Система защиты информации.
В состав ЕСУБП входят следующие подсистемы:
1. "Web-Планирование" - программный комплекс, предназначенный для комплексной автоматизации процессов планирования бюджетов Республики Крым. Программный комплекс автоматизирует процессы планирования расходной части бюджета.
2. "Web-Исполнение" - программный комплекс, предназначенный для комплексной автоматизации деятельности учреждений Республики Крым на всех этапах исполнения бюджетов Республики Крым.
3. Интеграционная платформа - функционал централизованного ведения нормативно-справочной информации, используемой в процессах планирования и исполнения бюджета с применением web-технологий.
4. "Web-Консолидация" - программный комплекс, предназначенный для обеспечения централизованного сбора, консолидации и анализа бюджетной (бухгалтерской) отчетности учреждений Республики Крым с применением web-технологий.
5. Подсистема планирования доходов и источников финансирования дефицита бюджета - программный комплекс, предназначенный для планирования доходной части бюджета Республики Крым, а также его источников.
6. Подсистема аналитической отчетности ЕСУБП и официальный портал "Открытый бюджет Республики Крым" - программный комплекс, предназначенный для информационной поддержки процессов мониторинга и анализа финансово-экономического развития Республики Крым, а также для обеспечения прозрачности (открытости) и доступного информирования заинтересованных пользователей о бюджете и бюджетном процессе Республики Крым.
В состав ЕЦСВБУ входят следующие подсистемы:
1. Подсистема "Формирование сведений о показателях бюджетного (бухгалтерского) учета", предназначенная для сбора, хранения и обработки информации о показателях бюджетного (бухгалтерского) учета, расчетах заработной платы, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений Республики Крым в соответствии с действующим законодательством.
2. Подсистема "Аналитический (управленческий) учет", предназначенная для обеспечения контроля в режиме реального времени финансовых показателей, предоставления оперативной информации о финансовых показателях на основании информации, содержащейся в ЕЦСВБУ.
3. Подсистема ведения нормативно-справочной информации, предназначенная для хранения, ведения, управления нормативно-справочной информацией ЕЦСВБУ.
Система защиты информации предназначена для обеспечения:
- конфиденциальности информации (защита от несанкционированного ознакомления);
- целостности информации (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
- доступности информации (возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу).
Программная архитектура РЭБ строится на условиях:
- реализации системы в соответствии с принципами сервисно-ориентированной архитектуры;
- преимущественном использовании промышленного тиражируемого программного обеспечения;
- использовании портальных технологий, предоставления интерактивного web доступа к функциональным подсистемам;
- возможности расширения базовой конфигурации РЭБ для учета отраслевой и региональной специфики;
- применения облачных технологий хранения и обработки информации;
- возможности информационного взаимодействия подсистем РЭБ с внешними информационными системами федеральных органов власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, формирующее интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами;
- возможности расширения функциональности РЭБ, увеличения числа пользователей и обслуживаемых организаций, повышения качества предоставляемых сервисов.
В ходе развития РЭБ перечень и содержание ее централизованных подсистем может быть изменен при условии соблюдения принципов построения технической архитектуры.
Использование РЭБ предусмотрено:
- участниками и неучастниками бюджетного процесса Республики Крым;
- участниками и неучастниками бюджетного процесса городских округов и муниципальный районов Республики Крым;
- участниками и неучастниками бюджетного процесса городских и сельских поселений Республики Крым;
- лицами, использующими в открытом доступе портал "Открытый бюджет Республики Крым".
7. Механизмы создания и развития РЭБ
Координатором создания и развития РЭБ является Министерство финансов Республики Крым. Учитывая межведомственный характер вопросов, затрагиваемых при создании РЭБ, участие в работе будут принимать все заинтересованные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Развитие РЭБ основано на максимальном использовании результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также на исключении дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.
Механизм создания и развития РЭБ предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мер, необходимых для повышения эффективности реализации мероприятий и достижения планируемых результатов формирования информационной среды управления общественными финансами.
С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию РЭБ предлагается многоуровневая система управления процессом.
Министерство финансов Республики Крым:
- разрабатывает и утверждает планы мероприятий по созданию и развитию РЭБ, осуществляет контроль их исполнения;
- принимает решение о развитии РЭБ в части разработки подсистем;
- разрабатывает и (или) принимает в пределах своих полномочий необходимые нормативные правовые акты;
- формирует требования к созданию и развитию РЭБ;
- координирует формирование требований к информационным системам других органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в части обеспечения информационного взаимодействия с подсистемами РЭБ.
Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым:
- координирует действия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в части создания и развития информационных систем, входящих в РЭБ и интегрируемых с ней;
- обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по развитию РЭБ;
- обеспечивает координацию работ по созданию, развитию и обслуживанию ЦОД, а также создание на его базе технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование РЭБ;
- обеспечивает развитие ЦОД с учетом реализуемых подсистем РЭБ, требований информационной безопасности дальнейшего развития системы.
Органы государственной власти Республики Крым в соответствии с функциями и полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности формируют требования к отдельным подсистемам системы РЭБ, реализуют мероприятия по информационному взаимодействию ведомственных информационных систем с РЭБ для автоматизации отдельных функций.
Органам государственной власти Республики Крым и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с РЭБ на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем РЭБ.
Создание и развитие системы РЭБ осуществляется в рамках реализации Государственных программ Республики Крым "Управление финансами Республики Крым" и "Информационное общество", утвержденных постановлениями Совета министров Республики Крым от 29 октября 2018 года N 528 и от 25 декабря 2017 года N 702 соответственно.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Совета министров Республики Крым от 8 сентября 2020 г. N 1427-р "Об утверждении Концепции создания и развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.