Методические рекомендации MP 2.1.4.0176-20
"Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 апреля 2020 г.)
I. Общие положения и область применения
1.1. Питьевая вода оказывает значительное влияние на соматическую и инфекционную заболеваемость населения. Принимая во внимание такие ее особенности, как формирование свойств питьевой воды в каждом отдельном источнике централизованной системы холодного водоснабжения (далее - водоисточник), зависимость ее качества от воздействия антропогенной нагрузки на водоисточник, постоянное потребление населением питьевой воды в относительно одинаковых количествах и, следовательно, дозах химических веществ, мониторинг качества питьевой воды предоставляет возможность анализировать и прогнозировать ее качество с целью оценки риска здоровью населения, состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимать меры по его улучшению.
1.2. Методические рекомендации предназначены для органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, отдельных объектов таких систем, включая забор, очистку и распределение воды абонентам при работе системы централизованного холодного водоснабжения в штатном режиме.
1.3. Задачами мониторинга качества питьевой воды систем централизованного холодного водоснабжения (далее - питьевой воды) являются:
- оценка состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области обеспечения качественной питьевой водой;
- формирование баз данных по качеству питьевой воды для оценки состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспеченности качественной питьевой водой из систем централизованного холодного водоснабжения, установления причинно-следственных связей между качеством воды и показателями здоровья населения, разработки мероприятий, включая проведение проверок и расследований, и управленческих решений;
- информирование населения, органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о качестве питьевой воды.
1.4. Для ведения мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой следует использовать результаты исследований, полученные в рамках:
- социально-гигиенического мониторинга (далее - СГМ);
- проверок и расследований в отношении организаций, осуществляющих водоснабжение;
- производственного контроля, проводимого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими централизованные системы холодного водоснабжения, включая забор, очистку и распределение питьевой воды абонентам, в т.ч. на отдельных объектах таких систем.
II. Организация контроля качества питьевой воды
2.1. Принципы организации мониторинга качества питьевой воды
2.1.1. Мониторингу полежит питьевая вода систем централизованного холодного водоснабжения.
2.1.2. Основные задачи организации и функционирования системы мониторинга качества питьевой воды:
- использование единых и обязательных для всех организаций, участвующих в системе мониторинга, методологических подходов и гигиенических критериев оценки влияния на состояние здоровья факторов среды обитания человека, основанных на современных научных подходах о взаимодействии в системе "питьевая вода- человек";
- применение взаимосогласованных нормативных и методических документов, обеспечивающих единство методов, способов и показателей, по которым осуществляется сбор, накопление и обработка данных в системе наблюдения и контроля за состоянием здоровья и среды обитания;
- использование результатов мониторинга для выбора эффективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения;
- открытость результатов мониторинга для широкого круга пользователей, обмен информацией между организациями, участвующими в системе.
2.2. Контроль качества и безопасности воды в рамках СГМ
2.2.1. Организация системы точек контроля в рамках СГМ
2.2.1.1. Качество питьевой воды централизованных систем холодного водоснабжения формируется на различных этапах: забор воды из водоисточника, технологические этапы подготовки, транспортировка, распределительная сеть.
2.2.1.2. Отбор проб воды должен осуществляться таким образом, чтобы в конечном итоге была обеспечена возможность оценки качества питьевой воды по всем выделенным территориям (зонам) для изучения влияния на здоровье населения
2.2.1.3. К точкам обязательного контроля в системе следует отнести:
- водоисточник - для водозаборных сооружений поверхностных водозаборов - вода на станции 1-го подъема, для подземных - вода из скважины. Для оценки качества питьевой воды важное значение имеют данные, характеризующие условия, формирующие качество воды источника. Информация о динамике качества воды водоисточника необходима для оценки антропогенного загрязнения воды и/или влияния сезонных факторов, формирующих неблагоприятное качество воды водоисточника, а также оценки эффективности очистки воды в системе холодного водоснабжения в целом с учетом применения наиболее эффективных методов водоподготовки;
- точку перед подачей в распределительную сеть. Информация о качестве воды в данной точке характеризует эффективность проведенных мероприятий по приведению качества воды в соответствие с гигиеническими нормативами, позволяет судить о дополнительных факторах, появляющихся в ходе технологической обработки (хлорирование, озонирование и др.), и является основой для комплексной оценки соответствия качества водопроводной воды требованиям гигиенических нормативов, необходимости проведения дополнительных мероприятий по повышению эффективности водоподготовки;
- точку в распределительной сети, включая кран потребителя. Информация о качестве питьевой воды в этих точках позволяет оценить возможность изменения ее качества за счет процессов, происходящих в водоводах наружных и внутренних сетей.
2.2.1.4. Выбор точек контроля осуществляется по ходу движения воды от станций водоподготовки до потребителя по схеме:
- подъем станции водоподготовки (1,2 подъем);
- водовод;
- водопроводная наружная распределительная сеть;
- водопроводные внутренние сети (кран потребителя).
2.2.1.5. Общие принципы выбора точек контроля в распределительной сети:
- точки отбора проб должны обеспечивать хорошее географическое представление системы водоснабжения, быть равномерно распределены по системе водоснабжения и позволять ретроспективно сравнивать качество воды на отдельных участках системы;
- выделяются территории, которые обеспечиваются из одного водозаборного сооружения (на основании схемы водопроводной сети по данным водоснабжающей организации), схема разводящей сети уточняется с учетом последних проведенных ремонтов и реконструкций; внутри территорий выделяются участки, где используются однотипные материалы и покрытия, а сети эксплуатируются одной и той же организацией; на каждом выделенном участке организуется не менее одной точки для отбора проб воды;
- точки отбора проб зависят от того, в каком месте системы ожидается попадание загрязняющего вещества, и вероятности изменения концентрации или характера параметра в системе водоснабжения: после насосных станций и водоразборных колонок (характеристики технического состояния насосных станций, водоразборных колонок), точки на возвышенных и тупиковых участках водопроводной сети, зоны с наличием частых аварий, удаленностью от станции водоподготовки; выделяются участки со сроком эксплуатации сетей, превышающим 20 лет, с учетом материалов, из которых выполнены водоводы;
- мониторингом должно быть охвачено наибольшее количество населения, снабжаемого водой из конкретной сети; численность водоснабжаемого контингента уточняется с учетом последних статистических данных, определения числа проживающих в зонах влияния станций водоподготовки, распределения плотности населения в этих зонах, а также в зонах взаимного влияния нескольких станций водоподготовки;
- показатель первичной заболеваемости населения, ассоциированной с качеством питьевой воды на территории, выше среднерайонного уровня;
- точки контроля организуются в зонах населенного пункта, для которых имеются данные о наиболее высоких значениях показателей качества питьевой воды при наибольшей численности населения.
2.2.1.6. В зависимости от численности водоснабжаемого населения количество точек в распределительной сети должно быть:
1) в сельских поселениях:
- до 5000 жителей - не менее 1 точки;
- свыше 5000 жителей - не менее 2 точек;
2) в городских поселениях:
- до 10000 жителей - не менее 4 точек;
- от 10000 до 50000 жителей - не менее 6 точек;
- от 50000 до 100000 жителей - не менее 12 точек;
- от 100000 до 250000 жителей - не менее 16 точек;
- от 250000 до 1000000 жителей - не менее 30 точек;
- от 1000000 до 3000000 жителей - не менее 50 точек;
- свыше 3000000 жителей - не менее 80 точек.
2.2.2. Показатели качества питьевой воды, контролируемые в рамках СГМ
2.2.2.1. Выбор мониторируемых (контролируемых) показателей качества питьевой воды является важной задачей, определяющей эффективность проводимого мониторинга, и предусматривает, что:
- показатели должны отражать безопасность в эпидемическом и радиационном отношении, безвредность химического состава питьевой воды, подтверждать приемлемость для потребителей ее органолептических свойств (благоприятность), то есть должны включать органолептические, санитарно-химические, микробиологические, паразитологические показатели и показатели радиационной безопасности;
- перечень показателей должен включать, кроме унифицированного минимального обязательного перечня показателей (приложение 1 к настоящим MP), показатели, отражающие качество воды водоисточника конкретной централизованной системы холодного водоснабжения, региональные особенности, климатические и гидрогеологические условия;
- лабораторные исследования должны проводиться лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в национальной системе аккредитации.
2.2.2.2. Минимальный обязательный перечень показателей для всех территорий позволяет проводить сравнительный анализ и делать предположения в отношении влияния водного фактора на здоровье населения.
В рамках мониторинга исследования качества воды водоисточников следует проводить в зависимости от типа водоисточника согласно минимального обязательного перечня показателей водоисточников (пункт 1 приложения 1 к настоящим MP). Минимальный обязательный перечень показателей должен дополняться показателями, характеризующими условия формирования качества воды конкретного водоисточника. Для комплексной оценки водоисточника рекомендуется проводить 1 раз в 5 лет лабораторные исследования по расширенному перечню показателей и расчеты индивидуального риска здоровью населения. По результатам исследований определяют приоритетные показатели - показатели, уровни которых превышают гигиенические нормативы и/или обуславливают значения канцерогенного/неканцерогенного риска для здоровья выше приемлемых.
В воде перед подачей в распределительную сеть, кроме показателей минимального обязательного перечня (пункт 2 приложения 1 к настоящим MP), и показателей, характеризующих технологию водоподготовки (остаточные количества реагентов, вторичное загрязнение воды в ходе водоподготовки - пункт 3 приложения 1 к настоящим MP), целесообразно контролировать показатели, которые по результатам исследований воды водоисточника выделены как приоритетные.
В воде распределительной сети, кроме показателей минимального обязательного перечня (пункт 4 приложения 1 к настоящим MP) и дополнительного (обязательного) перечня в зависимости от способа водоподготовки (пункт 5 приложения 1 к настоящим MP), целесообразно контролировать показатели, выделенные как приоритетные.
2.2.2.3. В случае превышения допустимых уровней загрязнения одного или более основных бактериологических показателей, а также по эпидемическим показаниям в программу мониторинга, в зависимости от типа точки контроля, следует включать показатели дополнительного перечня (пункт 6 приложения 1 к настоящим MP).
2.2.3. Кратность отбора проб в рамках СГМ
2.2.3.1. В определении кратности отбора проб следует придерживаться принципа скорости возможного изменения качества воды, например, показатели качества воды поверхностного водоисточника характеризуют сезонные изменения, связанные с весенним половодьем и паводками, метеоусловиями и др., качество воды подземных водоисточников постоянно в течение многих лет. Отбор проб воды поверхностных водоисточников следует проводить не реже 1 раза в месяц, подземных - не реже 1 раза в сезон.
2.2.3.2. При отборе проб воды перед подачей в распределительную сеть устанавливается кратность не реже 1 раза в месяц (одновременно с отбором пробы из водоисточника), что позволит оценить эффективность водоподготовки.
2.2.3.3. Показатели, характеризующие физиологическую полноценность (магний, кальций, общая минерализация и т.п.), и часть показателей безопасности рекомендуется определять 1 раз в год.
2.2.3.4. Кратность отбора проб в точке распределительной сети устанавливается не реже 1 раза в месяц, так как в течение короткого периода в силу изменения гидравлического режима, связанного с неравномерностью водотока, образования биопленок наблюдается динамика таких показателей, как мутность, содержание железа, а, следовательно, органолептических и микробиологических показателей.
2.2.3.5. Время отбора проб рекомендуется в часы с максимальным разбором воды из сети.
2.3. Производственный контроль качества и безопасности питьевой воды
2.3.1. Производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды.
2.3.2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
2.3.3. Данные федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области водоснабжения подлежат использованию при составлении и корректировке программы производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой системой централизованного холодного водоснабжения, с целью переноса больших объемов контроля в зоны повышенного риска заболеваемости населения болезнями, ассоциированными с качеством питьевой воды.
2.3.4. На водопроводных сооружениях, когда эксплуатация системы водоснабжения осуществляется несколькими хозяйствующими субъектами (водоподготовка, хранение и распределение воды), качество воды на соответствие гигиеническим нормативам должно контролироваться также на границах их зон эксплуатационной ответственности.
2.3.5. Количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора устанавливают с учетом требований, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Количество и периодичность отбора проб питьевой воды для лабораторных исследований в местах водозабора
Виды показателей |
Количество проб в течение одного года, не менее |
|
для подземных источников |
для поверхностных источников |
|
Микробиологические |
4 (по кварталам года с учетом сезона) |
12 (ежемесячно) |
Паразитологические |
не проводят* |
12 (ежемесячно) |
Органолептические |
4 (по кварталам года с учетом сезона) |
12 (ежемесячно) |
Обобщенные |
4 (по кварталам года с учетом сезона) |
12 (ежемесячно) |
Неорганические и органические вещества |
1 |
4 (по кварталам года с учетом сезона) |
Радиологические |
1 |
1 |
------------------------------
Примечание: * - определение проводят в системах водоснабжения из подземных источников, имеющих гидравлическую связь с поверхностными водами, а также из незащищенных подземных водоносных горизонтов.
2.3.6. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть (в резервуарах чистой воды) устанавливают с учетом требований, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть
Виды показателей |
Количество проб в течение одного года, не менее |
|||||||
для подземных источников |
для поверхностных источников |
|||||||
Численность населения, обеспечиваемого водой из данной системы водоснабжения, тыс. чел. | ||||||||
до 20 |
20-100 |
свыше 100 |
до 100 |
свыше 100 |
||||
Микробиологические |
50 1) |
150 2) |
365 3) |
365 3) |
365 3) |
|||
Паразитологические |
Не проводятся* 3 |
12 6) |
12 6) |
|||||
Органолептические |
50 1) |
150 2) |
365 3) |
365 3) |
365 3) |
|||
Обобщенные показатели |
4 4) |
6 5) |
12 6) |
12 6) |
24 7) |
|||
Неорганические и органические вещества |
1 |
1 |
1 |
4 4) |
12 6) |
|||
Показатели, связанные с технологией водоподготовки |
Остаточный хлор, остаточный озон - не реже 1 раза в час, остальные регенты - не реже 1 раза в смену |
|||||||
Радиологические |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
------------------------------
Примечания:
1. Принимается следующая периодичность отбора проб воды:
1) - еженедельно;
2) - 3 раза в неделю;
3) - ежедневно;
4) -1 раз в сезон года;
5) -1 раз в два месяца;
6) - ежемесячно;
7) - 2 раза в месяц.
2. При отсутствии обеззараживания воды на водопроводе из подземных источников, обеспечивающем водой население до 20 тыс. человек, отбор проб для исследований по микробиологическим и органолептическим показателям проводится не реже одного раза в месяц.
3. Определение паразитологических показателей проводят в системах водоснабжения из поверхностных источников и подземных источников, имеющих гидравлическую связь с поверхностными водами, а также в системах, питающихся из незащищенных подземных водоносных горизонтов.
4. На период паводков и чрезвычайных ситуаций должен устанавливаться усиленный режим контроля качества питьевой воды по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
2.3.7. Для оценки влияния на здоровье населения количество проб воды в разводящей сети централизованного холодного водоснабжения должно быть не менее 12 в год (ежемесячно) в каждой точке контроля, независимо от типа источника водоснабжения (поверхностный, подземный), включая результаты производственного контроля и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.3.8. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих регулярному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников холодного водоснабжения, а также технологии очистки и водоподготовки.
2.3.9. Выбор показателей для проведения расширенных исследований, характеризующих химический состав питьевой воды, проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, в два этапа.
2.3.10. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного холодного водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:
- государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);
- органов охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, в сфере гидрометеорологии, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;
- органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).
2.3.11. На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими нормативными документами.
2.3.12. Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного холодного водоснабжения, оценивается территориальным органом Роспотребнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации.
2.3.13. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного холодного водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности по показателям:
- превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;
- приведенным в санитарных правилах 1.
2.3.14. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.
2.3.15. Для систем наружной разводящей сети централизованного холодного водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:
- на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, превышающих 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа показателей, приведенных в санитарных правилах 1;
- в точках разводящей сети: перечень показателей, превышающих 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа показателей, приведенных в санитарных правилах 1; а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).
2.3.16. Для систем внутридомовой (внутренней) разводящей сети централизованного холодного водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:
- на входе в систему внутридомовой (внутренней) разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы холодного водоснабжения;
- в точках внутридомовой (внутренней) разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы холодного водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым (внутренним) сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).
2.3.17. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводят по микробиологическим, органолептическим и химическим показателям с частотой, зависящей от количества обслуживаемого населения (таблица 3).
Таблица 3
Количество исследуемых проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети
Количество обслуживаемого населения, тыс. чел. |
Количество проб в месяц |
до 10 |
2 |
10-20 |
10 |
20-50 |
30 |
50-100 |
100 |
более 100 |
100+1 проба на каждые 5 тыс. чел., свыше 100 тыс. населения |
Примечание: в число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети.
2.3.18. Результаты исследований должны использоваться для обоснования вложений средств в программы модернизации системы водоснабжения и определению приоритетных вложений в реализацию технических решений по:
- выбору технологии водоподготовки;
- выбору технологии реконструкции водовода;
- реконструкции существующих сооружений и водоводов;
- капитальному ремонту;
- изменению гидравлических режимов.
2.3.19. Для оценки правильности запитки микрорайона исследования в точках контроля должны осуществляться с привязкой к наружным и внутренним сетям в конкретных жилых домах, кварталах многоэтажной застройки, застройки в местах высокой и низкой зоны населенного пункта.
2.3.20. Данные федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области водоснабжения подлежат использованию при составлении и корректировке программы производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой системой централизованного холодного водоснабжения, с целью переноса больших объемов контроля в зоны повышенного риска заболеваемости специфическими формами патологии.
2.3.21. Использование для оценки качества питьевой воды результатов производственного контроля возможно при соблюдении следующих условий:
- обеспечение в программах исследований унификации, единства выбора показателей наблюдения;
- обеспечение постоянства режима наблюдения в установленных точках и соблюдение установленной кратности отбора проб воды;
- информативность выбранных точек наблюдения в отношении максимального количества населения, снабжаемого из водопроводов;
- проведение лабораторных исследований аккредитованными в установленном порядке в национальной системе аккредитации лабораториями;
- обеспечение максимального охвата систем водоснабжения.
2.3.22. Результаты производственного лабораторного контроля также являются источником оперативной информации о возможных причинах ухудшения качества воды, что важно для организации проверок и расследований, формирования управленческих решений по обеспечению безопасности питьевого водоснабжения.
Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) 2:
2.3.23. В качестве источника информации при проведении производственного лабораторного контроля качества воды можно использовать результаты измерений приборов оперативного контроля качества в режиме "онлайн", реализующих утвержденные методики и включенные в Государственный реестр средств измерений в установленном порядке.
2.4. Организация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора качества и безопасности питьевой воды в рамках проверочных мероприятий
2.4.1. При проведении проверок и расследований в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающих население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, должен проводиться лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды.
2.4.2. Лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды осуществляется в зоне балансовой ответственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
2.4.3. При проведении проверок и расследований в отношении юридического лица, являющегося водоснабжающей организацией, лабораторный контроль осуществляется на станции 1 подъема, на выходе с станции водоподготовки, в разводящей сети (если она эксплуатируется организацией, в отношении которой проводится проверка или расследование).
2.4.4. При проведении проверок и расследований в отношении юридического лица, осуществляющего транспортировку питьевой воды, отбор проб проводится в точках разграничения балансовой ответственности юридических лиц.
2.4.5. При проведении проверок и расследований в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации, имеющих на балансе внутридомовые (внутренние) системы водоснабжения, отбор проб проводится на вводе в здание (место разграничения балансовой ответственности) и непосредственно в распределительной сети объекта (жилого дома). В случае отсутствия возможности отбора проб в общедомовых помещениях отбор проб воды осуществляется в жилом помещении по предварительной договоренности жилищно-эксплуатационной (управляющей) организации с собственником жилого помещения.
2.4.6. При отборе проб из водоразборного крана в жилом помещении должны быть отключены какие-либо устройства, имеющиеся в данном жилом помещении и оказывающие влияние на качество питьевой воды.
2.4.7. Отбор проб рекомендуется проводить в часы с максимальным разбором воды из сети.
2.4.8. Перечень показателей для исследования определяется на основании данных СГМ и производственного контроля, сведений о материалах, из которых выполнены водопроводные сети, сроке эксплуатации сетей, применяемых реагентах на станциях водоподготовки.
2.4.9. Количество точек и показателей для контроля качества питьевой воды уточняется исходя из конкретной ситуации с учетом оценки состояния санитарно-эпидемиологического благополучия на объекте и территории, состояния здоровья населения.
III. Перечень показателей и данных для формирования федерального информационного фонда СГМ
Для федерального информационного фонда данных СГМ рекомендуется собирать информацию в соответствии с таблицами (приложение 2 к настоящим MP): об источниках водоснабжения (таблица 2.1.1), водопроводах (таблица 2.1.2), точках контроля (таблица 2.1.3), веществах, рассматриваемых как приоритетные загрязнения питьевой воды централизованной системы холодного водоснабжения (таблица 2.1.4), результатах исследований (таблицы 2.2.1-2.2.3), численности населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного холодного водоснабжения (таблица 2.3).
IV. Аналитическая обработка данных мониторинга, оценка качества питьевой воды и формирование управленческих решений
4.1. Для установления соответствия питьевой воды категории "качественная", определения проблемных аспектов в организации водоснабжения населения, прогнозирования ситуации, установления причинно-следственных связей в системе "питьевая вода- человек" и формирования управленческих решений проводится аналитическая обработка всего массива собранной в рамках мониторинга информации по каждой централизованной системе холодного водоснабжения:
- оперативный анализ результатов лабораторных исследований;
- стратегический анализ - оценка ретроспективных данных о качестве воды, соответствия питьевой воды категории "качественная", определение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных систем холодного водоснабжения, проведение сравнительного анализа территорий с различными системами холодного водоснабжения, прогнозирование динамики качества питьевой воды, оценка риска здоровью и влияния качества питьевой воды на здоровье населения с применением геоинформационных систем.
4.2. Методические подходы к аналитической обработке данных мониторинга качества питьевой воды приведены в приложении 3 к настоящим MP.
4.3. Результаты мониторинга качества питьевой воды используют для оценки эффективности существующей схемы водоподготовки, выбора эффективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием "Справочника перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения, эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды".
4.4. В зависимости от результатов мониторинга качества питьевой воды возможен следующий алгоритм действий:
1). Отсутствие необходимости проведения каких-либо мероприятий по повышению качества питьевой воды и снижению риска здоровью населения. Уровни показателей качества питьевой воды соответствуют гигиеническим нормативам, значения канцерогенного и хронического неканцерогенного риска для здоровья населения (с учетом всех возрастных групп) не превышают приемлемых значений в соответствии с руководством 3:
- для канцерогенного риска - не выше ;
- для хронического неканцерогенного риска (коэффициент опасности от воздействия отдельных загрязнителей, HQ) - не более 1,0.
2). Настороженность в отношении наиболее уязвимых групп населения (дети).
Показатели качества питьевой воды централизованных систем холодного водоснабжения соответствуют гигиеническим нормативам, величины риска соответствуют приемлемым значениям для населения в целом, но не соответствуют приемлемым значениям для уязвимых групп (дети). Следует рассмотреть возможность использования альтернативных источников водоснабжения, а также ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья уязвимых групп населения. В случае, если принятие управленческих решений в отношении неорганизованных уязвимых групп населения затруднено, необходимо их проинформировать о возможных рисках и мерах по их снижению. Для остальных групп населения проведение мероприятий не требуется.
3). Реализация сокращенного объема мероприятий.
Величины риска здоровью не превышают приемлемые значения для канцерогенного и хронического неканцерогенного риска для здоровья населения в целом 4, но имеется превышение уровней исследуемых показателей качества питьевой воды гигиенических нормативов не более чем на величину ошибки метода определения. Следует проинформировать население о способах снижения рисков нарушений здоровья (например, использование бытовых фильтров по очистке воды, кипячение, контроль за состоянием своего здоровья и т.п.). Для организованных групп населения для питьевых целей и приготовления пищи возможно применять упакованную питьевую воду или привозную воду. Необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение качества питьевой воды (например, совершенствование технологий водоочистки, замена водоводов).
4). Реализация расширенного объема мероприятий.
Значения канцерогенного риска и/или хронического неканцерогенного риска нарушений здоровья населения (коэффициента опасности от воздействия отдельных загрязнителей, HQ) превышают приемлемые значения 4. Фактические уровни показателей качества питьевой воды превышают гигиенические нормативы более чем на величину ошибки метода определения. В дополнение к сокращенному объему мероприятий следует предусмотреть реализацию в приоритетном порядке мер, способных радикально улучшить качество питьевой воды (модернизация систем водоподготовки, реконструкция водоводов и т.д.). В отдельных случаях (например, неприемлемый риск в связи с воздействием веществ 1 или 2 класса опасности) может быть поставлен вопрос о приостановлении эксплуатации водоисточника.
5). Прекращение или ограничение водоснабжения.
Уровни санитарно-химических и микробиологических показателей превышают критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, что может быть причиной высокого риска развития острых заболеваний (включая отравления, инфекционные и паразитарные болезни), в том числе со смертельным исходом и массовым распространением заболеваний среди населения. Имеется высокая степень микробного риска 5, коэффициент опасности для острых экспозиций (AHQ) выше 1,0. В этом случае проводятся мероприятия в соответствии с пунктами 13, 14 приказа Роспотребнадзора от 28.12.2012 N 1204 "Об утверждении Критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды".
4.5. Примеры формирования стандартных управленческих решений приведены в приложении 4 к настоящим MP.
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
------------------------------
1СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
2Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды"
3Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" (далее - Р 2.1.10.1920-04).
5MP 2.1.10.0031-11 "Комплексная оценка риска возникновения бактериальных кишечных инфекций, передаваемых водным путем".
6 В случае превышения 0,5 ПДК контроль осуществляют ежемесячно до достижения содержания на уровне 0,1 ПДК.
7 В случае превышения 0,5 ПДК контроль осуществляют ежемесячно до достижения содержания на уровне 0,1 ПДК.
8 В случае превышения 0,5 ПДК контроль осуществляют ежемесячно до достижения содержания на уровне 0,1 ПДК.
9 Только для воды централизованных систем водоснабжения из поверхностных источников.
10 Только для воды централизованных систем водоснабжения из подземных источников.
11 В случае превышения 0,5 ПДК контроль осуществляют ежемесячно до достижения содержания на уровне 0,1 ПДК.
12 Только для воды централизованных систем водоснабжения из поверхностных источников.
13 В п. 3.6 MP 2.1.4.0143-19 "Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения", с изменениями, внесенными MP 2.1.4.0154-19 "Изменения в MP 2.1.4.0143-19 "Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения".
14 В случае, если получено два и более модальных значений, следует указывать наибольшее значение.
15 Гржибовский A.M., Унгуряну Т.Н. Анализ биомедицинских данных с использованием пакета статистических программ SPSS: учебное пособие / A.M. Гржибовский, Т.Н. Унгуряну. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. - 293 с.
16 Ланг Т.А. Как описывать статистику в медицине. Аннотированное руководство для авторов, редакторов и рецензентов / Т.А. Ланг, М. Сесик; пер. с англ. под ред. В.П. Леонова . - М.: Практическая медицина, 2011. - 480 с.
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды";
6. СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод".
7. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных, систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения";
8. ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования";
9. Приказ Роспотребнадзора от 17.11.2006 N 367 "О Порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, представления данных";
10. Приказ Роспотребнадзора от 28.12.2012 N 1204 "Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды";
11. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду";
12. MP 2.6.1.0064-12 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль питьевой воды методами радиохимического анализа";
13. MP 2.1.4.0143-19 "Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения";
14. MP 2.1.4.0154-19 "Изменения в MP 2.1.4.0143-19 "Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного водоснабжения";
15. ГОСТ Р 51232-98 "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества";
16. Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 "О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды";
17. Информационно-методическое письмо от 28.01.2016 N 01/870-16-32 "Законодательное и методическое обеспечение лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга";
18. Справочник перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учетом оценки риска здоровью населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.