Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2020 г. N 03-07-08/76516
Вопрос: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ просим сообщить о порядке исчисления НДС и налога на прибыль в случае, если ООО заключит лицензионное соглашение о передаче на условиях простой (неисключительной) лицензии право использовать программное обеспечение с иностранной компанией (Япония), не стоящей на налоговом учете в РФ и не ведущей предпринимательскую деятельность в РФ. (ООО - покупатель, иностранная компания - поставщик).
А именно, нужно ли будет ООО исчислить, удержать и уплатить НДС в качестве налогового агента или согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ НДС данная операция не облагается НДС?
Также, нужно ли будет ООО исчислить, удержать и уплатить налог на прибыль в качестве налогового агента или согласно соглашению между РФ и Японией об избежании двойного налогообложения данная операция облагается налогом на прибыль в Японии?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при передаче российской организации на условиях простой (неисключительной) лицензии прав на использование программного обеспечения японской организацией Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса установлено, что местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации вышеуказанных прав на использование программ для электронно-вычислительных машин является территория Российской Федерации.
Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. В связи с этим услуги по передаче прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности, оказываемые иностранной организацией российской организации по лицензионному договору, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и российская организация в качестве налогового агента по таким операциям налог не уплачивает.
Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в вышеуказанный подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Учитывая изложенное, услуги по передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые после 1 января 2021 года, будут облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Кодексом.
Что касается налога на прибыль организаций, то порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов от 07.09.2017 (далее - Конвенция) доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Договаривающемся Государстве и фактически принадлежащие резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в Российской Федерации, подлежат налогообложению в Японии при выполнении требований, установленных статьей 312 Кодекса, а также при соблюдении положений статьи 21 "Право на льготы" Конвенции.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рассматриваемой ситуации японская компания передает российской организации на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программного обеспечения.
Услуги по передаче прав по лицензионному договору освобождаются от НДС в России.
При этом услуги по передаче прав на использование программ для ЭВМ, не включенных в единый реестр российских программ, оказываемые после 1 января 2021 г., будут облагаться НДС.
При налогообложении прибыли японской компании учитываются требования НК и Конвенции между Россией и Японией об устранении двойного налогообложения.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2020 г. N 03-07-08/76516
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 12 октября 2020 г. N 19