Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Р.М. Митяковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Р.М. Митякова, с июня 1993 года являющаяся получателем трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), устанавливающего один из вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержащего перечень включаемых в нее периодов;
части 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающей порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года.
Как следует из представленных документов, размер пенсии заявительницы был определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Полагая, что он является заниженным и подлежит перерасчету исходя из среднемесячного заработка, из которого он был исчислен, с применением пункта 4 указанной статьи, Р.М. Митякова обратилась с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, однако получила отказ, который обжаловала в судебном порядке. Оставляя без удовлетворения ее требования, суды установили, что расчет пенсии произведен по наиболее выгодному для нее варианту.
По мнению заявительницы, примененные в ее деле оспариваемые положения не соответствуют статьям 4 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, лишают граждан, которым трудовая пенсия установлена до вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" с определением ее размера путем конвертации (преобразования) пенсионных прав, возможности исчисления расчетного размера пенсии по их желанию исходя из их среднемесячного заработка с зачетом в общий трудовой стаж в полуторном размере периодов работы в районах Крайнего Севера, а также периодов обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", является одним из критериев определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года.
Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, определяемой с учетом льготного исчисления отдельных периодов, в частности периода работы в районах Крайнего Севера, - в полуторном размере, а также с зачетом периодов обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.
Таким образом, оспариваемые положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (во взаимосвязи с положениями части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях") являются элементами правового механизма определения размера страховой пенсии, направлены на реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права, притом что при введении в действие названных законодательных актов был установлен запрет снижения размеров пенсий, назначенных согласно ранее действовавшему правовому регулированию (пункт 4 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", часть 3 статьи 34 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Разрешение же вопроса об изменении порядка определения размера пенсии, выступающей обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию, является прерогативой федерального законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Митяковой Раисы Матвеевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 1839-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Митяковой Раисы Матвеевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и частью 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)