Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618, Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р, Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия, утвержденного распоряжением Главы Республики Мордовия от 11 октября 2019 г. N 582-РГ, и в целях проведения обучающих мероприятий, тренингов для органов местного самоуправления в Республике Мордовия и иных заинтересованных участников по направлениям деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
программу обучения по курсу "Содействие развитию конкуренции в Республике Мордовия" в 2020 году;
план-график проведения обучения.
2. Провести обучающий тренинг с представителями муниципальных образований в Республике Мордовия.
3. Ответственным за проведение обучающих мероприятий определить начальника отдела товарных рынков и развития конкуренции Черкасову Т.С.
Первый заместитель Председателя Правительства - Министр экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия |
В.Н. Мазов |
Программа
обучения по курсу "Содействие развитию конкуренции в Республике Мордовия" в 2020 году
(утв. приказом Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 10 августа 2020 г. N 262-П)
(разработана для проведения обучающих тренингов, в том числе
с применением дистанционных технологий, органов местного
самоуправления, специалистов органов исполнительной власти
и иных организаций в Республике Мордовия)
Настоящая Программа содержит кратко сформулированные основные положения (тезисы) деятельности по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия
Введение
Программа обучения по курсу "Содействие развитию конкуренции в Республике Мордовия" в 2020 г. (далее - Программа) разработана Уполномоченным органом по развитию конкуренции в Республике Мордовия - Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия (далее - Уполномоченный орган) в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 5 апреля 2018 года и продолжения работы в условиях действия Стандарта развития конкуренции в Республике Мордовия.
Проведение обучающих тренингов для специалистов органов местного самоуправления, органов исполнительной власти и иных организаций является одним из мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности по содействию развитию конкуренции.
Одним из непременных условий повышения конкурентоспособности экономики региона является создание наиболее привлекательных и максимально комфортных условий для развития конкуренции на местах, в каждом муниципалитете, а для этого необходимы квалифицированные специалисты.
В соответствии с новыми нормативно-правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, и по итогам деятельности за 2019 г., определены направления, по которым необходимо получить дополнительные знания, направленные на создание условий для развития конкуренции в отраслях экономической и социальной деятельности субъектов муниципального образования.
В новом курсе Уполномоченный орган изложил основные тезисы, способствующие повышению качества работы по развитию конкурентной среды на рынках товаров и услуг в муниципальном образовании.
Проверку знаний после проведения обучающего тренинга осуществляют специалисты Уполномоченного органа на основании предоставленных результатов итогового тестирования.
Обучающий курс не претендует на всеобщий охват рассматриваемых проблем, в нем представлены как апробированные и общепризнанные знания и положения, так и спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. В целях совершенствования Программы Уполномоченный орган готов принять предложения и рекомендации по ее дальнейшему улучшению.
Тема N 1
Оценка состояния конкурентной среды в Республике Мордовия по итогам 2019 года
Ежегодно Уполномоченный орган совместно с ГКУ РМ "НЦСЭМ" проводит мониторинг конкурентной среды. Целью мониторинга является оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Республики Мордовия.
Оценка развития конкуренции предполагает формирование формализованного информационно-методического обеспечения, которое может быть использовано на различных уровнях государственной власти и местного самоуправления для оценки результативности развития конкуренции, потенциала и специфики каждого из товарных рынков.
Результаты социологического исследования "Удовлетворенность потребителей качеством товаров и услуг на рынках Республики Мордовия и состоянием ценовой конкуренции", проведенного в 2019 году, показывают следующее.
Удовлетворенность насыщенностью рынков товаров и услуг (под насыщенностью рынка товарами и услугами понимается полнота ассортимента).
Не устраивает ассортимент приобретаемых продуктов питания преимущественно жителей Кочкуровского (45,8%), Атяшевского (33,3%), Краснослободского (33,3%), Теньгушевского (33,3%), Ельниковского (32,0%), Дубенского (31,0%) и Инсарского (28,6%) муниципальных районов.
Низкая представленность лекарственных препаратов и медицинских изделий фиксируется в Ельниковском (46,2%), Рузаевском (43,2%), Краснослободском (34,3%) и Атяшевском (33,3%) муниципальных районах, а также в ГО Саранск (28,2%).
Недостаточен ассортимент свежей и замороженной рыбы в Атяшевском (63,3%), Рузаевском (53,2%), Кочкуровском (52,4%), Торбеевском (44,0%), Лямбирском (43,3%), Старошайговском (43,2%) и Теньгушевском (41,4%) муниципальных районах.
О недостатке фермерской продукции заявляет население Рузаевского (50,0%), Чамзинского (48,5%), Старошайговского (44,0%), Атяшевского (40,7%) и Атюрьевского (36,4%) муниципальных районов, а также г.о. Саранск (39,5%).
Сравнительно невысокий ассортимент нефтепродуктов наблюдается в Атяшевском (57,1%), Атюрьевском (50,0%), Ельниковском (50,0%), Теньгушевском (50,0%), Кочкуровском (47,4%), Краснослободском (42,1%), Торбеевском (40,9%), Дубенском (40,7%) и Рузаевском (39,5%) муниципальных районах.
Сжиженный газ в баллонах в меньшей степени представлен в Кадошкинском (50,0%), Ельниковском (46,2%) и Рузаевском (27,3%) муниципальных районах.
Рынок услуг также дифференцирован по возможности выбора:
лидирующие позиции принадлежат услугам по перевозке пассажиров легковым транспортом (66,0%), услугам связи, в том числе услугам доступа к сети Интернет (64,1%) и ритуальным услугам (63,6%);
аутсайдерами выступают рынки услуг детского отдыха и оздоровления (36,6%), медицинских услуг (36,5%), туристских услуг (36,3%), услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (30,6%) и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД (29,6%).
Рынок услуг по перевозке пассажиром легковым такси не насыщен в Старошайговском (47,8%), Ельниковском (47,6%), Кочкуровском (45,0%), Кадошкинском (36,0%), Теньгушевском (35,7%), Атюрьевском (32,1%), Темниковском (29,2%) и Ичалковском (28,6%) муниципальных районах.
Проблемы с ассортиментом услуг связи, в том числе услуг доступа к сети Интернет, имеются в Торбеевском (47,6%), Атяшевском (44,0%), Кадошкинском (41,7%), Атюрьевском (41,4%), Кочкуровском (37,0%), Инсарском (36,7%), Дубенском (35,7%) и Ельниковском (33,3%) муниципальных районах.
Согласно опросу, на невозможность выбора ритуальных услуг чаще остальных указывают жители Кочкуровского (35,7%), Ичалковского (22,2%), Ардатовского (20,0%) и Лямбирского (18,8%) муниципальных районов, а также г.о. Саранск (23,9%).
Удовлетворенность качеством товаров и услуг
Потребительские свойства фермерской продукции не устраивают преимущественно население Ельниковского (44,0%), Чамзинского (40,0%), Инсарского (32,0%), Большеберезниковского (31,0%) и Старошайговского (28,0%) муниципальных районов.
Неудовлетворенность качеством свежей и охлажденной рыбы остро проявляется в Кочкуровском (59,1%), Ельниковском (55,6%), Чамзинском (52,8%), Атяшевском (50,0%), Ковылкинском (50,0%), Торбеевском (48,0%) и Рузаевском (47,9%) муниципальных районах.
Претензии к качеству продуктов питания чаще остальных предъявляют жители Ельниковского (59,3%), Торбеевского (58,6%), Кочкуровского (56,0%), Старошайговского (55,6%), Краснослободского (50,0%) и Атяшевского (46,7%) муниципальных районов, а также г.о. Саранск (50,2%).
Недовольство лекарственными препаратами и медицинскими изделиями фиксируется в Ельниковском (55,6%), Кочкуровском (52,4%), Старошайговском (51,9%), Рузаевском (46,7%), Атяшевском (43,3%), Чамзинском (42,9%), Торбеевском (40,7%), Ковылкинском (40,6%), а также в г.о. Саранск (42,1%).
Показатели удовлетворенности качеством на рынке услуг варьируются от 32,5 до 66,0%.
Преимущественно респондентов устраивают потребительские свойства услуг по перевозке пассажиров легковым такси (66,0%), услуг связи, в том числе доступа к сети Интернет (66,0%), ритуальных услуг (64,1%), услуг по вывозу мусора (59,4%) и услуг дошкольного образования (59,1%).
Негативная ситуация складывается на рынках услуг по жилищному строительству (39,3%), услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (34,9%), туристских услуг (34,5%) и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД (32,5%).
Недовольство качеством услуг по перевозке пассажиров легковым такси сконцентрировано преимущественно на территории Кадошкинского (52,0%), Кочкуровского (47,6%), Атяшевского (41,7%), Ельниковского (36,4%), Торбеевского (36,0%) и Теньгушевского (35,7%) муниципальных районов.
Услуги связи, в том числе услуги доступа к сети Интернет, не устраивают преимущественно население Атяшевского (64,0%), Ардатовского (42,1%), Кочкуровского (40,7%), Кадошкинского (37,5%) и Инсарского (33,3%) муниципальных районов.
Ритуальными услугами недовольны респонденты из Кочкуровского (35,7%), Ардатовского (28,0%) и Ичалковского (22,2%) муниципальных районов, а также г.о. Саранск (33,0%).
Некачественные услуги по вывозу мусора оказываются жителям Рузаевского (58,5%), Чамзинского (54,1%), Атюрьевского (50,0%), Ельниковского (50,0%), Кадошкинского (50,0%) и Торбеевского (40,9%) муниципальных районов.
Проблемы качества оказания услуг дошкольного образования имеются в Краснослободском (42,9%), Атюрьевском (26,3%) и Ардатовском (26,1%) муниципальных районах, а также в г.о. Саранск (33,7%).
Удовлетворенность уровнем цен на товары и услуги
Наиболее выражен негатив в отношении цен на продукты питания в Ельниковском (82,1%), Краснослободском (76,9%), Торбеевском (73,3%), Рузаевском (69,4%), Инсарском (69,0%), Старошайговском (63,3%) и Кочкуровском (63,0%) муниципальных районах, а также в г.о. Саранск (67,2%).
Недовольство в отношении фермерской продукции высказывают жители Старошайговского (59,3%), Инсарского (57,7%), Ельниковского (55,6%), Краснослободского (55,6%) и Атюрьевского (50,0%) муниципальных районов, а также г.о. Саранск (56,2%).
Ценовая политика на рынке свежей и охлажденной рыбы не устраивает респондентов из Ельниковского (86,2%), Инсарского (79,3%), Рузаевского (73,5%), Торбеевского (69,2%) и Атяшевского (66,7%) муниципальных районов, а также г.о. Саранск (68,5%).
Высокую стоимость нефтепродуктов отмечают потребители в Ельниковском (86,4%), Инсарском (81,5%), Торбеевском (77,3%), Кочкуровском (76,2%), Атюрьевском (75,0%), Атяшевском (71,4%), Старошайговском (66,7%) и Рузаевском (65,9%) муниципальных районах, а также в г.о. Саранск (72,6%).
Ценовые издержки по приобретению сжиженного газа в баллонах выражены в Ельниковском (66,7%), Инсарском (45,5%), Краснослободском (43,8%), Темниковском (42,1%), Торбеевском (40,0%), Старошайговском (38,1%) и Лямбирском (36,8%) муниципальных районах.
Стоимостные характеристики лекарственных препаратов и медицинских изделий не соответствуют потребительским ожиданиям в Ельниковском (86,2%), Торбеевском (82,1%), Атяшевском (76,7%), Рузаевском (70,2%), Инсарском (67,9%), Краснослободском (66,7%) и Старошайговском (66,7%) муниципальных районах, а также в г.о. Саранск (75,5%).
Более оптимистичная ситуация складывается на рынках услуг, где разброс позитивных оценок варьируется от 31,4 до 59,7%.
Наиболее высокий уровень удовлетворенности ценовой политикой фиксируется по рынкам услуг связи, в том числе услуг доступа к сети Интернет (59,7%), ритуальных услуг (58,3%), услуг дополнительного образования (57,6%), услуг дошкольного образования (55,6%) и услуг по перевозке пассажиров легковым такси (55,5%). Низкие показатели характерны для рынков медицинских услуг (32,9%), туристских услуг (32,8%) и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД (31,4%).
Уровень цен на услуги связи, в том числе услуги доступа к сети Интернет, чаще остальных не устраивает население Атяшевского (57,7%), Кочкуровского (53,8%), Торбеевского (50,0%), Ельниковского (48,1%), Атюрьевского (44,8%) и Инсарского (43,3%) муниципальных районов.
Стоимостные характеристики предоставляемых ритуальных услуг негативно оценивают преимущественно жители Кочкуровского (46,2%), Ельниковского (42,9%), Чамзинского (40,0%), Атяшевского (31,3%) и Ковылкинского (30,8%) муниципальных районов, а также г.о. Саранск (45,3%).
Ценообразование на рынке услуг дополнительного образования не соответствует ожиданиям потребителей в Теньгушевском (33,3%) и Рузаевском (27,3%) муниципальных районах, а также в г.о. Саранск (42,3%).
Аналогичная ситуация на рынке услуг дошкольного образования складывается в Атюрьевском (52,6%), Краснослободском (46,7%) и Лямбирском (36,4%) муниципальных районах, а также в г.о. Саранск (46,9%).
Цены на услуги такси считают завышенными респонденты из Атяшевского (68,0%), Ельниковского (65,4%), Краснослободского (51,5%), Атюрьевского (50,0%) и Торбеевского (48,0%) муниципальных районов.
Административные барьеры в сфере предпринимательства в Республике Мордовия оценены посредством массового и экспертного опросов представителей предпринимательского сообщества.
Согласно результатам проведенного в 2019 г. массового опроса предпринимателей, 68,3% из них не сталкивались с административными барьерами. Также большая часть экспертов (58,8%) отметили их отсутствие в Республике Мордовия. Чаще отмечали наличие административных барьеров предприниматели из г.о. Саранск, чем представители муниципальных районов.
Представители бизнеса указали, что в основном препятствия возникали при получении государственной поддержки (37,8%), контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью (23,2%), лицензировании отдельных видов деятельности (19,5%), сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг (19,5%), аренде зданий, помещений (17,5%), получении разрешения на строительство (15,9%), при регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства (13,4%).
Другие области присутствия административных барьеров упоминались реже.
Значительно чаще, чем в предыдущем году, представители бизнеса обращали внимание на трудности при получении государственной поддержки. В большей мере данную проблему затрагивали респонденты из муниципальных районов, а также те, чей стаж ведения предпринимательской деятельности составил от 10 до 20 лет.
Доля респондентов, отметивших административные барьеры в области контроля и надзора за текущей предпринимательской деятельностью, по сравнению с прошлогодним замером снизилась на 11,9%. Представители предпринимательского сообщества в г.о. Саранск данную область выделяли чаще, чем в муниципальных районах.
Возникновение административных барьеров при сертификации и стандартизации продукции, работ и услуг представители предпринимательского сообщества отмечали на 13,0% чаще, чем в 2018 г. В большей мере данную проблему затрагивали респонденты из муниципальных районов, а также те, кто занимается бизнесом до 5 лет.
На 10,6% возросла доля респондентов, которые сталкивались с административными барьерами при аренде зданий, помещений. Чаще трудности возникали у предпринимателей из муниципальных районов, а также у тех, чей стаж ведения бизнеса составляет 20 лет и более.
По сравнению с предыдущим годом частота упоминания представителями предпринимательского сообщества административных барьеров в области получения разрешения на строительство снизилась на 1,0%. В основном с препятствиями сталкивались предприниматели из муниципальных районов, а также респонденты со стажем работы от 10 до 20 лет.
Доля представителей бизнеса, указавших на трудности при регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, по сравнению с 2018 г. практически не изменилась. Как и в предыдущем году, в большей мере их выделили предприниматели, проживающие в муниципальных районах Республики Мордовия, а также те, кто имеет стаж работы до 5 лет.
По мнению большинства опрошенных в 2019 г. предпринимателей, уровень административных барьеров в Республике Мордовия за последний год не изменился (43,4% ответов респондентов). Его повышение отметили 12,7% представителей бизнеса. Вместе с тем 11,6% респондентов считают, что уровень препятствий снизился. При этом более позитивно оценивают ситуацию с административными барьерами предприниматели из муниципальных районов.
Справочном 18 января по 18 февраля 2019 г. Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации был проведен онлайн-опрос представителей российского бизнеса, позволивший оценить общее состояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точки зрения самих предпринимателей. В опросе приняли участие более 1300 респондентов. Кратко результаты.
Отношение бизнеса к конкуренции остается достаточно позитивным: 36% опрошенных указали, что считают конкуренцию полезной для развития бизнеса (в сравнении с 32% в 2018 году), 25% участников опроса указывают на отрицательное влияние конкуренции (в 2018 году - 28%).
Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, в сфере текстильного и швейного производства, пищевой промышленности и производства неметаллических изделий. На слабую конкуренцию чаще всего указывали представители топливно-энергетического комплекса, сферы производства и распределения электроэнергии, газа, воды, химической промышленности, а также здравоохранения и социальных услуг.
Наиболее серьезным барьером для развития бизнеса остаются высокие налоги, причем значимость этого фактора продолжает расти - это отметили 63% респондентов (против 56% в 2018 году и 53% в 2017 году). Кроме того, в числе наиболее важных проблем участники опроса указали нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (47 сложность доступа к финансовым ресурсам (46%) и недостаток квалифицированных кадров (37%). Снижение значимости барьера доступа к финансовым ресурсам по сравнению с остальными барьерами позволяет говорить о постепенной экономической стабилизации.
Уровень неудовлетворенности предпринимателей действиями органов власти остается высоким: 42% респондентов считают, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями и инициативами. Лишь 2% заявили, что действия органов власти оказывают положительное влияние на российский бизнес. В то же время представители сферы ИТ (50%) и деревообрабатывающей промышленности (44%) отметили необходимость вмешательства государства в регулирование рынка.
54% и 55% респондентов указывают, что барьеры выхода на новые товарные и географические рынки соответственно преодолимы только при существенных затратах. Наибольшее беспокойство у представителей бизнеса вызывают следующие препятствия для выхода на новые товарные и географические рынки: нехватка финансовых средств (61% для товарных рынков и 52% - для географических), высокие начальные издержки для организации бизнеса (46% и 50%) и насыщенность рынков сбыта (36% и 36 При выходе на новый географический рынок существенным сдерживающим фактором также являются транспортные издержки (30%).
Наиболее серьезным барьером для ведения деятельности с точки зрения российского бизнеса являются высокие налоги, причем значимость данной проблемы значительно возросла: на важность данного барьера указали 63% респондентов (56% в 2018 году). Кроме того, значительные трудности для ведения бизнеса создает нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (47%), барьеры доступа к финансовым ресурсам (включая высокую стоимость кредитных ресурсов) (46%) и недостаток квалифицированных кадров (37%). Стоит отметить, что проблема недостатка кадров в 2019 году значительно обострилась: в 2017 и 2018 годах на ее значимость указывали 27 - 28% респондентов. Такая динамика на фоне постепенного сокращения значимости барьеров доступа к финансовым ресурсам после пикового значения 56% в 2016 году позволяет говорить об экономической стабилизации на рынках Российской Федерации.
Для отдельных сфер экономической деятельности также характерны иные барьеры: с коррупцией со стороны органов власти сталкиваются компании отраслей топливно-энергетического комплекса (44%), строительства (43%), услуг по хранению и транспортировке (40%). Высокие транспортные и логистические издержки создают трудности для представителей сельского хозяйства (56 пищевой промышленности (52%), производителей строительных материалов (50%) и химической промышленности (44%). Представители текстильной промышленности испытывают конкуренцию со стороны теневого сектора (50%). Сложность получения доступа к земельным участкам отмечают предприятия, занимающиеся производством и распределением электроэнергии, газа, воды (50%), а также организации, предоставляющие ремонтные услуги (47%) и представители сельского хозяйства (40%). Производители неметаллических изделий считают затруднительным получение доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий (44%).
Сложность и затянутость процедур получения разрешений и лицензий более всего беспокоит представителей сферы образования (55%) и здравоохранения (50%). Для развития бизнеса в сфере образования также значительные трудности создает необходимость установления партнерских отношений с органами власти (36%), в то же время только 27% представителей данной отрасли отмечают недостаток квалифицированных кадров (36% в среднем по сфере услуг). Для компаний, ведущих профессиональную, техническую и научную деятельность, представляется затруднительным доступ к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках госзакупок (36%) и закупок компаний с госучастием и субъектов естественных монополий (26%).
Тема N 2
("Дорожная карта") как инструмент реализации комплекса стратегических мер по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации
Практическая реализация мероприятий по развитию конкурентной среды и конкурентных отношений осуществляется в республике в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", Национальным планом развития конкуренции на 2018 - 2020 годы, решениями Государственного совета РФ (5 апреля 2018 г.) и Стандартом развития конкуренции (далее - Стандарт).
Перечнем поручений Президента Российской Федерации (от 15 мая 2018 г. N Пр-817ГС) по итогам Государственного совета РФ поставлена задача:
"актуализировать региональные и муниципальные планы ("дорожные карты") по содействию развитию конкуренции и обеспечить их выполнение с учетом изменений, внесенных в Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и необходимости достижения к 1 января 2022 г. ключевых показателей развития конкуренции, разработанных в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящего перечня поручений". Далее - актуализация ежегодная.
В соответствии с этим в 2019 году республиканский План мероприятий "дорожная карта" по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия на 2019 - 2022 годы (далее - Дорожная карта) актуализирован и подписан на заседании Координационного совета 11 октября 2019 г. (распоряжение Главы РМ от 11 октября 2019 года N 582-РГ).
Дорожная карта состоит из пяти разделов (всего 166 мероприятий, 102 показателя).
Раздел 1 содержит общее описание ситуации, описание проблем, на решение которых направлены мероприятия "дорожной карты", описание ранее предпринятых шагов в этом направлении.
Раздел 2 содержит мероприятия, направленные на развитие конкуренции на конкретных товарных рынках. Выбор каждого аргументировано обоснован с описанием текущей ситуации и анализом основных проблем, разработаны мероприятия и установлены ключевые показатели по ним. Общее количество мероприятий по товарным рынкам - 93, показателей - 56.
Раздел 3 содержит системные мероприятия по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия. В числе прочих, в указанный раздел включены мероприятия в отдельных отраслях (сферах) экономики Республики Мордовия, как взятые из перечня примерных мероприятий, рекомендованных ФАС России, так и разработанные самостоятельно (54 мероприятия, 46 показателей). Мероприятия направлены, в том числе на:
оптимизацию процедур государственных закупок;
устранение избыточного государственного регулирования и снижение административных барьеров;
совершенствование процессов управления объектами государственной собственности Республики Мордовия и ограничение влияния государственных предприятий на конкуренцию;
создание условий для недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки;
содействие развитию практики применения механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций и "социального предпринимательства" и прочих направлений.
Раздел 4 содержит мероприятия, направленные на создание и реализацию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий (11 мероприятий).
Раздел 5 содержит дополнительные системные мероприятия по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия, в том числе мероприятия по реализации иных стратегических и программных документов Республики Мордовия, реализация которых оказывает влияние на состояние конкуренции (16 мероприятий).
Основными исполнителями Плана являются исполнительные органы власти республики во взаимодействии с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе УФАС по Республике Мордовия, Отделением пенсионного фонда России по Республике Мордовия, УФНС России по Республике Мордовия, Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, Отделением - НБ Республики Мордовия, Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия, ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева", ГКУ Республики Мордовия "НЦСЭМ", АУ "Технопарк-Мордовия", ООО "Корпорация развития Республики Мордовия", Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия и другими.
Вместе с тем в 2020 году дорожная карта была актуализирована и дополнена мероприятиями, направленными на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия по содействию развитию конкуренции (распоряжение Главы РМ от 8 июня 2020 года N 299-РГ).
Одновременно отмечаем, что дорожные карты разработаны и утверждены во всех муниципальных районах и г.о. Саранск. Однако, с учетом вносимых изменений в республиканскую дорожную карту и применения новых подходов, администрациям муниципальных районов и г.о. Саранск настоятельно рекомендуем проработать вопрос об их актуализации.
Тема N 3
Качественные изменения уровня конкуренции - основа Национального плана 2021 - 2025
2020 год - завершающий год реализации Национального плана развития конкуренции 2018 - 2020 гг.
В рамках реализации Национального плана по итогам 2019 года достигнуто 19 из 38 ожидаемых результатов развития конкуренции, в том числе:
в сфере телекоммуникаций устранен внутрисетевой роуминг и ликвидированы дискриминационные ограничения для участников рынка в зависимости от технологии;
частным организациям обеспечена возможность недискриминационного участия в оказании социальных услуг;
в сфере газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ;
увеличилась доля экспорта российских промышленных товаров, создан конкурентный механизм субсидирования российских производителей промышленной продукции;
расширилась география биржевых поставок сельхозпродукции.
За последние два года удалось обеспечить во всех отраслях экономики присутствие не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса. Этот показатель достигнут полностью. Планировалось снизить количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом - по итогам 2019 года снижение составило 1,3 раза.
В рамках исполнения Национального плана были приняты ряд федеральных законов, разработанных ФАС России. В частности, о запрете создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, о не приостановлении предписаний в отношении органов власти при обжаловании их в суд, а также об антимонопольном комплаенсе.
В настоящий момент проходит согласование проекта Национального плана развития конкуренции на 2021 - 2025 годы в Российской Федерации. Среди основных задач в проекте документа указаны такие, как переход от количественных показателей развития конкуренции к качественным, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, снижение доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках.
В настоящее время стоит задача обеспечить контроль за созданием и деятельностью ГУПов и МУПов, оказать информационную и методическую поддержку органам исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления при принятии решений в рамках реформирования унитарных предприятий, в частности, по разработке в регионах соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт").
Тема N 4
Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере финансовых услуг
Стимулирование конкуренции при выплате гражданам заработной платы, пенсионных и иных выплат
Еще одним направлением по созданию условий для улучшения состояния конкурентной среды на финансовом рынке является обеспечение реализации прав граждан в части выбора организации для получения пенсий и иных социальных выплат, а также для перечисления заработной платы.
В настоящее время законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядки и условия осуществления разного рода выплат гражданам, в том числе, социального характера <1>, не содержат ограничений для граждан в части возможности выбора способа получения социальных и иных выплат, а также непосредственно хозяйствующих субъектов, с использованием услуг которых такие выплаты могут быть получены гражданами.
Именно граждане являются потребителями рассматриваемых услуг при получении социальных выплат и в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации принципом свободы договора вправе по собственному усмотрению определять конкретные организации для заключения договора об оказании таких услуг.
Право на самостоятельный выбор граждан сохраняется и при выборе ими кредитной организации для перечисления работодателями заработной платы <2>.
Однако в настоящее время граждане в большинстве своем могут быть не осведомлены о наличии права выбора организации для получения пенсий и иных социальных выплат, заработной платы.
При этом сохраняется вероятность того, что и осведомленные о таком праве граждане, например, в виду наличия риска наступления какого-либо рода негативных последствий для них со стороны работодателя, не реализуют это право и вынужденно соглашаются на перевод соответствующих средств на счета в тех организациях, которые были выбраны их работодателями, например, в рамках реализации ими зарплатных проектов.
Также на практике существуют случаи навязывания работодателем работнику зарплатного банка, что может быть связано с интересами самого работодателя (передача единого реестра заработной платы по всем сотрудникам позволяет работодателю экономить на издержках по выплате заработной платы, кроме того передача зарплатных клиентов одному банку может способствовать получению работодателем льготной ставки по корпоративному кредитованию).
Согласно исследованиям Аналитического центра НАФИ доля держателей карт для получения заработной платы, стипендий и пенсий ежегодно возрастает и в 2019 году составляла 71% населения <3>. При этом в 2017 году 69% россиян имели всего одну банковскую карту <4>.
Таким образом, в большинстве случаев зарплатная карта является для гражданина единственной и, следовательно, организация выплаты заработной платы безналичным способом на банковские карты работников в рамках зарплатных проектов может обуславливать приобретение работником и иных услуг в обслуживающем зарплатный проект банке, например, услуг по переводу платежей, в том числе в счет оплаты различных товаров, а также кредитных услуг с учетом того, что такой банк имеет возможность предложить индивидуальные условия кредитования в связи с наличием информации по соответствующему клиенту.
Иными словами, организация перечисления заработной платы безналичным способом на банковские карты работников в рамках зарплатных проектов с одновременным созданием препятствий гражданам в смене кредитной организации для получения заработной платы может создавать условия для получения обслуживающей зарплатный проект кредитной организацией преимуществ не только при привлечении денежных средств на банковские счета, но и при оказании иных видов банковских услуг.
С учетом этого ограничение граждан в самостоятельном выборе организации, с использованием услуг которой они желают получать соответствующие денежные средства, и навязывание гражданам конкретных организаций, помимо прочего, может привести к искусственному перераспределению спроса и содержать в себе серьезные риски для ограничения конкуренции на рынке банковских услуг.
Для предупреждения возникновения подобных негативных последствий на уровне регионов ФАС России и Банк России считают необходимым проведение организационно-распорядительных мероприятий, направленных, в первую очередь, на адвокатирование конкуренции.
Так, предполагается, что в субъектах Российской Федерации целесообразно проведение профилактической работы по недопущению злоупотребления сотрудниками, в том числе органов власти и местного самоуправления, своими полномочиями при организации выплаты денежных средств.
Это можно реализовать посредством проведения кадровых мероприятий (проведение совещаний, подготовка инструкций, памяток для сотрудников, усиление дисциплинарной ответственности, включение соответствующих положений в кодексы этики и т.д.) с одновременным доведением до населения информации о наличии права свободного выбора организации для получения соответствующих выплат (в том числе посредством средств массовой информации, обучающих мероприятий и т.д.).
Отдельное внимание при этом следует уделить необходимости недопущения случаев направления органами власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, иными организациями, осуществляющими функции указанных органов и участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, своим подведомственным учреждениям (организациям) указаний (рекомендаций) о необходимости перехода на обслуживание зарплатного проекта в определенную кредитную организацию и необходимости заключения договоров о проведении безналичных расчетов с работниками с этой кредитной организацией.
Напротив, в адрес таких учреждений (организаций) предлагается направлять указания (рекомендации) о недопустимости заключения с кредитными организациями договоров, обязывающих работодателя подключать работников к зарплатному проекту этого банка.
Тема N 5
О подходах и проблемах при формировании рейтинга муниципальных образований и г.о. Саранск за 2019 год
Ежегодно уполномоченный орган подводит оценку внедрения Стандарта в муниципальных районах и г.о. Саранск посредством формирования рейтинга муниципальных образований в Республике Мордовия по развитию конкуренции и обеспечению условий для создания благоприятного инвестиционного климата.
Данная оценка осуществлялась на основе методики, утвержденной протокольным решением на заседании Координационного совета по развитию конкуренции в Республике Мордовия от 18.12.2019 N 5/кс, и характеризует уровень содействия развитию конкурентной среды.
Для проведения сбора, анализа и оценки сведений муниципальных районов и г.о. Саранск на основе Методики уполномоченный орган разработал и направил соответствующую форму для заполнения.
Администрации всех муниципальных районов и г.о. Саранск представили в установленный срок указанную форму.
Присвоение баллов каждому из районов осуществлялось методом экспертной оценки сведений, представленных в указанной форме, в соответствии с заданными ограничениями максимального количества баллов, установленными Методикой.
Результаты оценки свидетельствуют о положительной тенденции решения муниципальными властями вопросов, обозначенных в Стандарте, повышения активности его реализации.
Лидерами рейтинга среди муниципальных районов и городского округа Саранск за 2019 год стали:
Ромодановский муниципальный район - I место;
Ичалковский муниципальный район - II место;
Большеигнатовский муниципальный район - III место;
Лямбирский и Ардатовский районы - четвертое и пятое места соответственно.
Необходимо отметить, что в Республике Мордовия подобный рейтинг проводится, начиная с 2016 года. И за этот время определились муниципальные районы - лидеры, которые уверенно держатся в числе победителей и призеров рейтинга. Это Ардатовский, Атяшевский, Большеигнатовский, Дубенский, Ромодановский муниципальные районы. Заметно улучшили свои позиции Ичалковский, Лямбирский, Большеберезниковский районы.
Подробнее о выявленных недостатках (недоработках).
По состоянию на конец 2019 года во многих муниципальных районах не определены должностные лица с правом принятия управленческих решений, занимающих должности не ниже заместителя руководителя, ответственных за координацию вопросов содействия развитию конкуренции, с внесением соответствующих обязанностей в должностные регламенты таких должностных лиц.
Во многих муниципальных районах отсутствуют дополнительно заключенные соглашения с организациями, предприятиями (индивидуальными предпринимателями) в части принятия согласованных решений и их последующей реализации по содействию развитию конкуренции.
Практически все районы получили максимальное количество баллов за наличие коллегиальных органов и проведение обучающих мероприятий. Вместе с тем, в некоторых районах проведенные мероприятия и заседания коллегиальных органов не затрагивают вопросы содействия развитию конкуренции.
Ежегодный мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг (далее - Мониторинг) является основой Стандарта и самой важной его составляющей. Именно на основании анализа его данных должны приниматься все решения по содействию развитию конкуренции в районе.
Следует отметить, что зачастую представляется неполная информация о результатах мониторинга (например, отсутствуют: масштаб выборки для проведения опросов, информация о ценах, данные о жалобах, оценка мнений субъектов предпринимательской деятельности и др.).
При проведении ежегодного мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия Республики Мордовия или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, выявлены следующие проблемы:
в перечень включаются не все хозяйствующие субъекты, доля участия Республики Мордовия или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов, зачастую реестры ограничены только унитарными предприятиями, или, наоборот, включаются исключительно акционерные общества, отсутствуют учреждения;
частичное или полное отсутствие данных о доле хозяйствующих субъектов на занимаемом рынке в стоимостном и в натуральном выражении и объема их финансирования из бюджета Республики Мордовия и бюджетов муниципальных уровней.
Следует обратить внимание на необходимость своевременной актуализации "дорожных карт", поскольку при оценке достижения установленных целевых значений оценивается не только изменение значения показателя по сравнению с предыдущим периодом, но и механизм целеполагания.
Особо отмечается необходимость учета результатов проведенного мониторинга при формировании конкурентной политики района, составлении и корректировке "дорожных карт", поскольку зачастую районные дорожные карты представляют собой перечни общих мероприятий, процесс реализации которых сложно наблюдать и оценивать.
При этом особое внимание следует уделять отбору приоритетных рынков и обоснованию включения таких рынков в перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции. Выбор приоритетных (индивидуальных) муниципальных рынков, в том числе, не входящих в приложение к Стандарту, это своего рода итог исследования экономической ситуации в районе и проведения ежегодного мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг.
В соответствии с информацией, представленной администрациями муниципальных районов (г.о. Саранск), в форме, используемой для оценки за 2019 год, отсутствует информация о лучших практиках, и многим районам дополнительные баллы не присваивались. Позиции этих районов могут быть существенно выше в следующем периоде при предоставлении соответствующей информации.
Размещенная информация о деятельности по содействию развитию конкуренции на официальном сайте администрации муниципального образования Республики Мордовия (г.о. Саранск), у многих не систематизирована и не соответствует структуре, установленной уполномоченным органом.
--------------------------------
<1> Например, Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
<2> Статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
<3> https://nafi.ru/analvtics/skolko-rossiyan-imevut-bankovskie-karty/.
<4> https://nafi.ru/analytics/zarplatnye-karty-i-mobilnyy-bank-samye-populyamye-finansovye-produkty-u-rossivan/.
Учебный план
программы обучения по курсу "Содействие развитию конкуренции в Республике Мордовия" в 2020 году
(утв. приказом Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 10 августа 2020 г. N 262-П)
N |
Наименование разделов |
Всего часов |
Содержание |
1. |
Оценка состояния конкурентной среды в Республике Мордовия по итогам 2019 года |
2 |
Итоги оценки конкурентной среды в разрезе муниципальных районов Республики Мордовия |
2. |
("Дорожная карта") как инструмент реализации комплекса мер по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации |
2 |
Актуализация ("дорожных карт") с учетом изменений, внесенных в Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, и необходимости достижения к 1 января 2022 г. ключевых показателей развития конкуренции |
3 |
Качественные изменения уровня конкуренции - основа Национального плана 2021 - 2025 |
2 |
О результатах реализации Национального плана на 2018 - 2020 годы по итогам 2019 года, о проекте Нацплана на 2021 - 2025 годы |
4. |
Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере финансовых услуг |
3 |
Методические рекомендации |
5. |
О подходах и проблемах при формировании рейтинга муниципальных образований |
1 |
Методические рекомендации |
6. |
Оценка регулирующего воздействия: обмен опытом; обсуждение ключевых проблем организации работы при проведении процедур ОРВ |
1 |
Круглый стол |
7. |
Итоговое тестирование |
1 |
|
План-график
проведения обучающих мероприятий по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия в 2020 году
(утв. приказом Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 10 августа 2020 г. N 262-П)
Продолжительность программы составляет не менее 10 часов.
Форма занятий - тренинг, организованный сотрудниками Минэкономики Республики Мордовия, самостоятельное изучение материала, дистанционная форма обучения.
Дата и место проведения - с 31.08.2020 по 04.09.2020, дистанционно, в администрациях муниципальных районов (г.о. Саранск)
Место проведения |
Дата |
Наименование органов местного самоуправления РМ |
Ф. И. О. специалистов, проходящих обучение |
Количество часов |
Ответственные специалисты от Минэкономики РМ |
Минэкономики РМ |
31.08.2020 |
Администрация Ичалковского мун. р-на |
Горяева Анна Евгеньевна |
10 |
Груздева Е.И. - консультант отдела товарных рынков и развития конкуренции, Руженкова С.В. - консультант отдела товарных рынков и развития конкуренции |
Администрация Ельниковского мун. р-на |
Родичкина Антонина Сергеевна |
||||
Администрация Ардатовского мун. р-на |
Пластун Любовь Владимировна |
||||
Администрация Темниковского мун. р-на |
Шачанина Ирина Владимировна |
||||
Администрация Теньгушевского мун. р-на |
Соколова Нина Алексеевна |
||||
Администрация Инсарского мун. р-на |
Красникова Галина Владимировна |
||||
01.09.2020 |
Администрация Дубенского мун. р-на |
Волгушева Татьяна Михайловна |
|||
Администрация Большеигнатовского мун. р-на |
Кудашкина Ольга Борисовна |
||||
Администрация Ковылкинского мун. р-на |
Гурьянова Людмила Викторовна |
||||
Администрация Кадошкинского мун. р-на |
Калябина Галина Алексеевна |
||||
Администрация Атюрьевского мун. р-на |
Бушара Асия Шамильевна |
||||
Администрация Чамзинского мун. р-на |
Кочеватова Валентина Анатольевна |
||||
Администрация Торбеевского мун. р-на |
Корнеева Светлана Александровна |
||||
02.09.2020 |
Администрация Атяшевского мун. р-на |
Волкова Татьяна Васильевна |
|||
Администрация Большеберезниковского мун. р-на |
Макаркина Юлия Николаевна |
||||
Администрация Кочкуровского мун. р-на |
Юдина Ольга Ивановна |
||||
Администрация Старошайговского мун. р-на |
Макарова Светлана Ивановна |
||||
Администрация Зубово-Полянского мун. р-на |
Пирогова Екатерина Ивановна |
||||
Администрация Краснослободского мун. р-на |
Мишанина Татьяна Ивановна |
||||
03.09.2020 |
Администрация Лямбирского мун. р-на |
Салимова Эльвира Саитовна |
|||
Администрация Ромодановского мун. р-на |
Скопцова Татьяна Борисовна |
||||
Администрация Рузаевского мун. р-на |
Крылова Оксана Николаевна |
||||
Администрация г.о. Саранск |
Никитина Юлия Касымовна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 10 августа 2020 г. N 262-П "О проведении обучающих мероприятий"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был