Письмо Банка России от 8 сентября 2020 г. N 12-4-4/3838
"О порядке применения пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 1 (в редакции Федерального закона N 208-ФЗ 2)"
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел обращение Ассоциации банков России (Ассоциация "Россия") от 07.08.2020 N 02-05/576 и сообщает следующее.
По вопросам 1 - 4, 6 - 8, 15.1, 15.5.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (здесь и далее по тексту в редакции Федерального закона N 208-ФЗ) операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает её.
Исходя из буквального прочтения рассматриваемой нормы обязательному контролю подлежат любые операции с наличными и безналичными денежными средствами, осуществляемые в рамках сделки с недвижимым имуществом. При отнесении операции к подлежащим обязательному контролю в соответствии с указанной нормой, кредитной организации следует принимать во внимание норму статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а также учитывать, что операция с денежными средствами должна быть осуществлена во исполнение сделки, предметом которой является недвижимое имущество.
В целях отнесения объекта сделки к недвижимому имуществу кредитной организации следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, в частности статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По 5 вопросу.
Норма пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ не содержит изъятий в отношении операций с денежными средствами, осуществляемым по сделкам с недвижимым имуществом с участием нотариусов.
По 9 вопросу.
Принимая во внимание норму пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации и имеющуюся судебную практику по данному вопросу, неотделимые улучшения объекта недвижимого имущества не могут выступать самостоятельным предметом сделки, заключаемой параллельно со сделкой купли-продажи такого объекта недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, полагаем, что сделка по купле-продаже объекта недвижимого имущества с неотделимыми улучшениями на сумму равную или превышающую 3 миллиона рублей либо её эквивалент в иностранной валюте подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Дополнительно считаем необходимым отметить, что если совершение сделки осуществляется посредством комбинации двух сделок (сделки купли-продажи объекта недвижимого имущества без учета стоимости неотделимых улучшений и сделки купли-продажи неотделимых улучшений такого объекта), сумма каждой их которых менее вышеуказанного порогового значения, то это может свидетельствовать о том, что одной из целей такого дробления сделок является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ.
По 10, 14.2, 15.2, 15.3, 15.4 вопросам.
Порядок выявления и квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ разрабатывается кредитной организацией самостоятельно в своих внутренних документах.
Обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю.
Дополнительно отмечаем, что в целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Федеральным законом N 115-ФЗ.
По 11 вопросу.
При осуществлении расчетов по сделке с недвижимым имуществом клиент кредитной организации может выступать как лицо, совершающее операцию (плательщик), так и в качестве получателя.
Учитывая изложенное, в случае, если в описанной в обращении ситуации кредитная организация располагает достаточной информацией для квалификации операции клиента - юридического лица в качестве подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, то кредитная организация вправе указать в ФЭС соответствующий дополнительный код.
По 12 вопросу.
При направлении сообщения в уполномоченный по операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, получателем по операции следует указывать лицо, которое получает денежные средства по операции, осуществленной по сделке с недвижимым имуществом, а лицом, совершающем операцию - плательщика денежных средств.
По 13 вопросу.
С учетом позиции, изложенной по 1 вопросу обращения, операции, осуществляемые клиентом, связанные с помещением в предоставленный ему кредитной организацией индивидуальный банковский сейф и изъятием из него наличных денежных средств, сами по себе не являются операциями, осуществляемыми по сделке с недвижимым имуществом, и не подлежат обязательному контролю в соответствии с рассматриваемой нормой.
Вместе с тем, если помещенные наличные денежные средства в предоставленный покупателю недвижимого имущества кредитной организацией индивидуальный банковский сейф выдаются лицу, являющемуся продавцом недвижимого имущества, на основании договора 3 или иных, необходимых для получения денежных средств документов, то такая операция представляет собой расчеты по сделке с недвижимым имуществом, то есть осуществляется по сделке с недвижимым имуществом и, соответственно, подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ (при условии ее совершения на установленную Федеральным законом N 115-ФЗ сумму).
По 14.1 вопросу.
Пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ прямо определено, что обязательному контролю подлежит операция на сумму равную и превышающую 3 миллиона рублей либо её эквивалент в иностранной валюте. Контроля за накоплением платежей не требуется.
И.о. директора Департамента |
Е.В. Шакина |
------------------------------
1Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля".
3 Например, договор купли-продажи недвижимого имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.