Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 987383-7 "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
(в целях уточнения операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 987383-7 "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в целях уточнения операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами)", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 41-П в части устранения неопределенности в истолковании и применении подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В настоящее время в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).
Неопределенность в истолковании и применении подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса возникает в случае, когда должник, признанный в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), продолжает осуществлять текущую хозяйственную деятельность, в процессе которой реализует произведенную им продукцию.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2019 года N 41-П указал, что приведенное законоположение буквально изложено так, что непосредственно изымает из-под налогообложения в этой части лишь реализацию имущества должника-банкрота, причем без оговорок, относится ли это изъятие к продукции, произведенной в процессе текущей хозяйственной деятельности. Это, исходя из определений имущества и товаров, данных в статье 38 Налогового кодекса, позволяет предположить, что данная норма исключает реализацию товаров, произведенных должником-банкротом, из объектов налогообложения НДС.
При этом в правоприменительной практике сформировалась и такая интерпретация подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса, согласно которой из объектов обложения НДС изъяты лишь операции по реализации имущества должника-банкрота на торгах, а реализация продукции, им произведенной в процессе текущей хозяйственной деятельности, признается налогооблагаемой. Эта трактовка находит основания, в частности, в том, что по буквальному смыслу данной нормы реализация должником работ и услуг относится к налогооблагаемым операциям, притом, что выручка от нее, например, от подрядных работ может быть не меньшей или значительно большей, нежели выручка от продажи товаров.
Законопроект устраняет неопределенность подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса и устанавливает равный режим налогообложения при реализации должником, признанным несостоятельным (банкротом), товаров и работ (услуг), в том числе, в процессе осуществления текущей хозяйственной деятельности. При этом конкретизируется, что освобождению подлежат, в том числе, товары (работы, услуги), изготовленные и (или) приобретенные (выполненные, оказанные) в процессе хозяйственной деятельности, осуществляемой после признания должников несостоятельными (банкротами).
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 987383-7 "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в целях уточнения операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами)".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.