Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств
I. Общие положения
Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств разработаны на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в РФ"), федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам (далее - ФГТ) и применяются в детских школах искусств по видам искусств, в профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования сферы культуры и искусств.
Целью реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (далее - дополнительные предпрофессиональные программы) является выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности, а также осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств 1.
Перечень дополнительных предпрофессиональных программ утверждается приказом Минкультуры России 2.
Дополнительные предпрофессиональные программы реализуются в соответствии с условиями, определяемыми федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам (далее - ФГТ). ФГТ к каждой дополнительной предпрофессиональной программе утверждаются приказом Минкультуры России.
II. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в детских школах искусств по видам искусств
Для целенаправленного обучения детей и молодежи различным видам искусств создаются детские школы искусств по видам искусств (далее - ДШИ) со специальными, в том числе исторически закрепившимися наименованиями (музыкальные, хоровые, художественные, хореографические, театральные, цирковые, школы искусств, школы художественных ремесел и другие), являющиеся начальным этапом образования в области искусств, основной целью деятельности которых является реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.
Исключительное право ДШИ среди иных организаций дополнительного образования на реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определены статьей 83 Федерального закона "Об образовании в РФ".
Охват детей дополнительными предпрофессиональными программами и качество их реализации являются ключевыми показателями деятельности ДШИ 3. Приоритет дополнительных предпрофессиональных программ в ДШИ закрепляется в государственных (муниципальных) заданиях, устанавливаемых ДШИ их учредителями, а также сопровождается реализацией комплекса мероприятий, как на региональном, так и на муниципальном уровнях, направленных на поддержку реализации в ДШИ дополнительных предпрофессиональных программ и увеличение охвата детей, обучающихся по указанным программам.
III. Разработка дополнительных предпрофессиональных программ
Дополнительные предпрофессиональные программы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе ФГТ 4. При разработке образовательной программы образовательная организация обеспечивает вариативность содержания, различный уровень сложности программных требований с учетом образовательных потребностей, способностей и психофизического развития обучающихся. Дополнительные предпрофессиональные программы принимаются и утверждаются советом (педагогическим советом, учебно-методическим советом) образовательной организации и ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы 5.
ФГТ предусматривают следующую структуру дополнительной предпрофессиональной программы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы, учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися, программа творческой, методической и просветительской деятельности образовательной организации.
Обновление указанных разделов дополнительной предпрофессиональной программы влечет за собой необходимость ее утверждения в новой редакции, либо утверждения внесенных в программу изменений.
Информация о реализуемых дополнительных предпрофессиональных программах размещается на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с установленными правилами 6. Размещаемые материалы должны содержать полную информацию о реализуемых образовательных программах (включая наименования, сроки обучения, описание образовательных программ с приложением их копий, учебные планы с приложением их копий, аннотации к рабочим программам по каждому учебному предмету в составе образовательной программы с приложением их копий, методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных средств и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о языках).
IV. Сетевая форма реализации дополнительных предпрофессиональных программ
Дополнительные предпрофессиональные программы могут реализовываться образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм 7. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций, например, организаций культуры (музеев, театров, концертных организаций), научных организаций, обладающих необходимыми ресурсами для осуществления различных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это целесообразно для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся, повышения качества реализации образовательных программ. Образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, могут позволить аккумулировать опыт и ресурсы не только нескольких образовательных организаций, но и учреждений культуры.
Сетевая реализация дополнительных предпрофессиональных программ несколькими образовательными организациями позволяет расширить вариативную часть учебного плана учебными предметами, имеющими особое значение в формировании исполнительских умений и навыков в различных видах искусств. К примеру, включение учебного предмета "Оркестр" в вариативные части учебных планов нескольких образовательных организаций позволит создать на их базе укомплектованные творческие коллективы, а включение учебных предметов "Скульптура", "Орган", "Клавесин", требующих особых материально-технических условий, - обеспечить их доступность для обучающихся нескольких образовательных организаций.
Применение сетевой формы реализации дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется на основе договора между организациями 8 и должно быть обеспечено соответствующими учебно-методическими документами и материалами.
V. Творческая, просветительская и методическая деятельность в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ
Реализация дополнительных предпрофессиональных программ предусматривает разработку и выполнение программ (планов) творческой, методической, просветительской деятельности, которые утверждаются советом (педагогическим советом, учебно-методическим советом) образовательной организации.
Творческая деятельность (проведение конкурсов, фестивалей, концертов, мастер-классов, творческих вечеров, олимпиад, выставок, смотров, театрализованных представлений и др.) может осуществляться как самой образовательной организацией, так и с привлечением профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, учреждений культуры. Привлечение обучающихся к участию в творческих мероприятиях, организуемых как в самой образовательной организации, так и за ее пределами, осуществляется с учетом мнения преподавателей, которые определяют наиболее эффективный путь развития творческих способностей обучающихся.
С целью обеспечения эффективной реализации дополнительных предпрофессиональных программ в образовательных организациях могут создаваться учебные творческие коллективы (учебные симфонические, камерные оркестры и инструментальные ансамбли различных составов, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, хоровые, вокальные, хореографические, театральные коллективы), деятельность которых, регулируется локальными нормативными актами образовательной организации. При этом участие обучающихся в творческой деятельности в каникулярное время (выступления на различных площадках, творческие поездки, пленэры и др.) должно осуществляться с согласия их родителей (законных представителей).
Просветительская деятельность в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ является важнейшим механизмом формирования общей культуры человека, духовно-нравственных, ценностных основ его мировоззрения, популяризации художественного образования. Особенностью просветительской деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ является ее направленность на различные категории слушателей и зрителей. В рамках осуществления просветительской деятельности обучающиеся выступают как в качестве зрителей и слушателей, получающих в процессе обучения новые знания (в том числе путем посещения учреждений культуры - театров, выставочных залов, филармоний, музеев и др.). так и в качестве носителей культурных традиций и просветительских идей (путем их участия в различных творческих и просветительских мероприятиях).
Методическая деятельность направлена на сохранение и развитие лучших традиций отечественного художественного образования, изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ. Методическая деятельность включает в себя: разработку и совершенствование образовательных программ (в том числе, разработку фонда оценочных материалов для оценки уровня подготовки обучающихся); контроль и оценку качества программно-методической документации, организацию экспертизы (рецензирования) и подготовку программно-методической документации к утверждению; создание программно-методических комплексов, обеспечивающих учебный процесс; анализ и оценку мероприятий по обновлению содержания образования, инновационных форм, методов, приемов, средств обучения; разработку локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; организацию работы методического совета (при его наличии), отделов и иных аналогичных структур в целях обмена и распространения лучшего педагогического опыта; оказание методической помощи и поддержки педагогическим работникам, в том числе при подготовке к аттестации; организацию методических мероприятий как внутри образовательной организации, так и за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов, открытых уроков), в том числе проводимых совместно с методическими службами, иными образовательными организациями; обеспечение педагогических работников информацией, необходимой для решения профессиональных задач и самообразования.
Требования к методической деятельности, порядок оценки ее результатов определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
VI. Воспитательная функция образовательной организации
Реализация дополнительных предпрофессиональных программ неразрывно связана с решением задач эстетического и духовно-нравственного воспитания, являющихся частью государственной культурной политики и отраженных в ряде стратегических документов Российской Федерации 9. Решение указанных задач направлено на нивелирование угрозы гуманитарного кризиса, проявлениями которого в настоящее время являются снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров, рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения, деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, а также атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других. Художественное образование как особый способ познания мира не только обеспечивает процесс приобщения детей к культуре родной страны, но и воспитывает и развивает у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов. В преодолении негативных тенденций последнего времени важную роль играют образовательные организации отрасли культуры, которые обладают уникальным опытом патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения посредством активного участия детей и юношества в просветительской деятельности, в мероприятиях социально-культурной и благотворительной направленности.
Воспитательная деятельность образовательной организации, направленная на разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у детей потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен, должны быть отражены не только в уставе образовательной организации, но и в разрабатываемых ею образовательных программах, планах учебно-воспитательной работы, учтены при организации работы с родителями обучающихся. Указанные целевые ориентиры могут конкретизироваться в следующих задачах: создание благоприятной, доброжелательной, творческой атмосферы, способствующей осмыслению и усвоению детьми нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении; создание условий для формирования основ культуры межличностного общения, поведения; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся умения объективно оценивать свой труд, навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и различным художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
VII. Учебный план и график учебного процесса
Учебный план определяет трудоемкость дополнительной предпрофессиональной программы, выраженную в количестве часов аудиторных и самостоятельных занятий, включает перечень учебных предметов, их последовательность и распределение по периодам обучения, консультационные и пленэрные занятия, промежуточную аттестацию 10. Учебный план включает также раздел "Аттестация", который отражает содержание итоговой аттестации и ее годовой объем в неделях.
Образовательная организация самостоятельно распределяет объем аудиторных часов учебных предметов, который определен соответствующими ФГТ, по годам обучения.
Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части.
Объем аудиторной нагрузки по учебным предметам обязательной части учебного плана установлен ФГТ.
Количество аудиторных часов, отводимых на учебные предметы вариативной части, определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом верхнего предела, установленного соответствующими ФГТ. Перечень учебных предметов вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом исторических, национальных и региональных традиций в подготовке кадров, а также имеющихся финансовых ресурсов.
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части образовательной программы, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков 11. За счет предусмотренных ФГТ часов вариативной части возможно также увеличение объема часов на учебные предметы обязательной части с целью углубления подготовки обучающихся, например, на учебные предметы "Специальность", "Ансамбль", "Народный танец", "Основы актерского мастерства" и другие. В таком случае в рабочей программе учебного предмета, разработанной образовательной организацией, указывается количество часов учебного предмета как сумма часов, сложившаяся из часов обязательной и вариативной частей, тогда как в учебном плане указанные часы не суммируются.
Каждый предмет вариативной части должен завершаться аттестацией. Итоговые оценки по учебным предметам обязательной и вариативной частей заносятся в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
При формировании учебного плана в рамках той или иной дополнительной предпрофессиональной программы необходимо учитывать пункт 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 12 и указанные в ФГТ особенности изучения учебных предметов в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам - от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям творческой и просветительской направленности по усмотрению образовательной организации. Раздел учебного плана "Консультации" разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями. Объем консультационных часов по каждой предпрофессиональной программе указан в разделе V соответствующих федеральных государственных требований. Проведение консультаций может быть предусмотрено как для учебных предметов обязательной, так и вариативной частей.
Консультационные и пленэрные занятия могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В соответствии с ФГТ в случае, если консультации и пленэрные занятия проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации или итоговой аттестации) и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Для проведения консультаций образовательной организацией составляется расписание, ведется журнал учета консультационных часов. Общий объем часов, предусмотренный на консультационные и пленэрные занятия в рамках реализуемых дополнительных предпрофессиональных программ, учитывается при формировании учебной нагрузки педагогических работников и включается в тарификационный список образовательной организации.
На основании учебного плана разрабатывается график образовательного процесса. График образовательного процесса дополнительной предпрофессиональной программы является круглогодичным и включает в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной и итоговой аттестации, и каникулярное время. График образовательного процесса является частью образовательной программы, утверждается образовательной организацией ежегодно, размещается на официальном сайте и информационных стендах.
Каникулы являются плановыми перерывами для отдыха детей и реализации иных социальных целей, проведение учебных занятий в указанный период не предусматривается 13. Осенние, зимние и весенние каникулы могут проводиться в сроки, совпадающие со сроками проведения каникул в общеобразовательных организациях.
В течение учебного года, в том числе в каникулярные периоды, обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, проводимых в образовательной организации в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации 14, который доводится до сведения родителей обучающихся (законных представителей). В данном документе целесообразно предусмотреть следующие права образовательной организации:
- право рекомендовать обучающимся мероприятия для посещения в соответствии с направленностью их обучения, интересов, индивидуального развития и учебного плана;
- право на установку норм и правил поведения обучающихся при проведении мероприятий как внутри организации, так на других площадках вне ее;
- право устанавливать возрастные ограничения на посещение мероприятий обучающимися;
- право объявлять особые правила поведения и (или) проводить инструктаж по технике безопасности при проведении массовых мероприятий;
- право устанавливать правила на ведение обучающимися во время мероприятий фото- и видеосъемки с разрешения образовательной организации;
- право на установку запрета использовать мобильную связь во время мероприятия;
- право на установку особого порядка посещения мероприятий лицами, не являющимися обучающимися образовательной организации.
VIII. Срок освоения дополнительных предпрофессиональных программ. Ускоренное обучение
Срок освоения дополнительных предпрофессиональных программ установлен для каждой предпрофессиональной программы в ФГТ и составляет от 4-х до 9-ти лет (в зависимости от возраста обучающихся). Локальным нормативным актом образовательной организации должен быть предусмотрен порядок перехода обучающихся с 5-летнего срока на 6-летний и с 8-летнего - на 9-летний.
Образовательная организация может организовать обучение для отдельных категорий обучающихся по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации 15.
Ускоренное обучение позволяет освоить дополнительную предпрофессиональную программу в сокращенные сроки по сравнению со сроками, установленными федеральными государственными требованиями, на основе имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данной образовательной организации или за ее пределами, в том числе в форме самообразования и других формах).
Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им в данной образовательной организации, в другой образовательной организации или в форме самообразования, наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:
перейти на ускоренное обучение, в том числе после достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала, подтвержденных промежуточной аттестацией;
приступить к освоению образовательной программы не с первого года ее реализации (поступление в образовательную организацию не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного, при наличии свободных мест в соответствующем классе по соответствующей образовательной программе).
Порядок перехода на ускоренное обучение включает зачет учебных предметов или их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения и подтвержденных документом об образовании/обучении (свидетельство, справка об обучении или периоде обучения и другие) или изученных в процессе предшествующего самообразования и подтвержденных аттестацией, проводимой образовательной организацией.
Зачет результатов обучения осуществляется в форме перезачета или аттестации. Перезачет и аттестация проводятся по заявлению родителей (законных представителей).
Перезачет - это перенос полученных обучающимся результатов освоения учебных предметов в процессе предшествующего обучения в документы об освоении дополнительной предпрофессиональной программы, реализуемой в образовательной организации (в личное дело, общешкольную (сводную) ведомость, свидетельство). Перезачет осуществляется, в том числе, в случае предоставления справки об обучении (периоде обучения) в другой образовательной организации по соответствующей дополнительной предпрофессиональной программе. Перезачет учебных предметов освобождает обучающегося от необходимости повторного изучения данных учебных предметов.
Аттестация при переходе обучающегося на ускоренное обучение проводится аттестационной комиссией в различных формах (прослушивание, просмотр и других) по решению образовательной организации для установления уровня подготовки обучающегося в случае, если документы, подтверждающие предшествующее обучение, отсутствуют. При получении положительных оценок обучающийся также освобождается от необходимости повторного изучения соответствующего предмета (предметов), а результаты аттестации фиксируются в документах об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Решение аттестационной комиссии о зачете учебных предметов оформляется приказом руководителя образовательной организации.
IX. Особенности реализации индивидуального учебного плана
ФГТ предусматривают возможность формирования образовательных программ, различных по уровню сложности 16, что позволяет создать условия для реализации индивидуальных траекторий обучения. Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы путем индивидуализации ее содержания и с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 17.
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной предпрофессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Индивидуальный учебный план применяется при переходе обучающегося на ускоренное обучение. Индивидуальный учебный план может применяться также для отдельных обучающихся, групп обучающихся в следующих случаях:
в целях создания условий, способствующих наиболее эффективной подготовке одаренных обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации;
перезачета часов учебных предметов, освоенных обучающимися в других образовательных организациях, и исключения данных учебных предметов в индивидуальном учебном плане, разработанном для таких обучающихся;
реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием;
по медицинским показаниям для обучающихся, освобожденных на определенный период времени от посещения некоторых учебных предметов или имеющим пропуски по болезни, и других.
Индивидуальный учебный план разрабатывается, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, утвержденный образовательной организацией в соответствии с условиями индивидуализации, определенными для конкретного обучающегося.
Заявления от родителей (законных представителей) о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану могут приниматься в течение учебного года.
Рассмотрение заявлений происходит в порядке, установленном образовательной организацией.
Индивидуальный учебный план утверждается руководителем образовательной организации на основании решения совета (педагогического совета, учебно-методического совета) образовательной организации.
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется распорядительным актом образовательной организации, который доводится до сведения родителей обучающихся (законных представителей).
X. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам. Перевод с одной образовательной программы на другую
Прием на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе проводится на основе результатов индивидуального отбора, организуемого образовательной организацией в целях выявления детей, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и (или) физические данные. Отбор на обучение проводится образовательной организацией в соответствии с Порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, утвержденного приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145, являющегося нормативным правовым актом прямого действия. Нормы законодательства субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, не могут подлежать применению в связи с тем, что в соответствии с Федерального закона# "Об образовании в РФ" 18 нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются в случаях, когда они не противоречат указанному федеральному закону и издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Порядок приема в конкретную образовательную организацию на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливается уставом образовательной организации и (или) локальным нормативным актом образовательной организации. Локальные акты образовательной организации не должны содержать нормы, ограничивающие права учащихся, предусмотренные законодательством об образовании.
На основе определенного учредителем количества мест для приема по каждой дополнительной предпрофессиональной программе устанавливается объем государственного (муниципального) задания.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает (с учетом ФГТ):
формы проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе (просмотр, прослушивание, собеседование, показ и другие);
требования к уровню способностей и физическим данным поступающих (по каждой форме индивидуального отбора);
систему оценок, применяемую при проведении индивидуального отбора;
критерии оценки по различным формам проведения индивидуального отбора;
условия и особенности приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе образовательной организацией издается распорядительный акт о приеме детей на обучение.
Заключение договора об образовании между образовательной организацией и родителями (законными представителями) лиц, зачисляемых на обучение по каждой дополнительной предпрофессиональной программе за счет средств соответствующего бюджета не является обязательным. В случаях, если образовательная организация заключает такой договор, инициатива которого со стороны образовательного учреждения обоснована необходимостью конкретизации в нем тех или иных условий обучения или иных вопросов, имеющих принципиальное значение при организации образовательного процесса, такой договор заключается в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы; заключение договора на меньший срок, чем срок освоения образовательной программы (например, на один учебный год), не допускается.
Образовательная организация вправе проводить прием обучающихся, имеющих достаточный уровень подготовки, в соответствующий данному уровню подготовки класс в течение учебного года при наличии свободных мест и на основании разработанных образовательной организацией правил зачисления обучающихся в течение учебного года. В соответствующий класс при наличии свободных мест могут быть приняты обучающиеся, поступающие из других образовательных организаций и освоившие в этих образовательных организациях часть дополнительной предпрофессиональной программы, что подтверждается справкой об обучении/периоде обучения 19. Особенности зачисления данных обучающихся определяются локальным нормативным актом организации, в котором указываются сроки приема поступающих из других образовательных организаций на вакантные места.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, могут приступить к освоению дополнительной предпрофессиональной программы со второго по седьмой классы включительно (по программе с 8 - 9-летним сроком обучения) или со второго по четвертый классы (по программе с 5 - 6-летним сроком обучения) при наличии свободных мест в соответствующем классе, при этом данные обучающиеся имеют право на освоение дополнительной предпрофессиональной программы по индивидуальному учебному плану.
Законодательство Российской Федерации не устанавливает норм, содержащих запрет на освоение обучающимися параллельно двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ. Однако параллельное освоение двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ приведет к превышению верхнего предела аудиторной недельной нагрузки (14 часов в неделю), установленного ФТГ (пункт 4.3.). Образовательная организация может предусмотреть освоение обучающимися отдельных учебных предметов помимо учебных предметов, включенных в учебный план дополнительной предпрофессиональной программы, в пределах указанной максимальной аудиторной нагрузки, на платной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Образовательная организация может также предоставить обучающемуся возможность перевода с одной дополнительной предпрофессиональной программы на другую. Данный перевод осуществляется на основании локального нормативного акта организации, в котором должны быть предусмотрены следующие условия: наличие свободных мест по предпрофессиональной программе, на которую переводится обучающийся; наличие заявления родителей (законных представителей); проявленные обучающимся творческие способности и (или) физические данные, которые позволят освоить обучающемуся образовательную программу, на которую он переводится. В данном локальном нормативном акте образовательная организация может определить также: порядок перевода с одной образовательной программы на другую, включая перезачет часов учебных предметов, сроки, в которые осуществляется перевод, формы проверки наличия у детей творческих способностей и (или) физических данных.
XI. Платные образовательные услуги
Образовательная организация в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования вправе осуществлять сверх установленных бюджетных мест для приема зачисление обучающихся на места по договорам с оплатой стоимости обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц 20, что должно быть отражено в уставе образовательной организации.
Привлечение дополнительных финансовых средств, а также увеличение их объема может осуществляться путем реализации дополнительных предпрофессиональных программ на платной основе, а также разработки краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на платной основе, в том числе для лиц разного возраста; предоставления платных образовательных услуг в форме индивидуальных занятий, организации кружков, студий, творческих мастерских, реализации образовательных программ по подготовке к поступлению обучающихся в профессиональные образовательные организации, проведения творческих школ, мастер-классов и др. Образовательная организация использует кадровые и материально-технические возможности в целях развития и обновления форм и содержания платных услуг.
Прием на обучение на места по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальным нормативным актом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации 21. В случае осуществления образовательной организацией приема на обучение по дополнительным общеобразовательным программам за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта образовательной организации о приеме на обучение предшествует заключение договора об образовании 22. Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам и порядок взаимодействия участников образовательных отношений при реализации платных образовательных услуг утверждены приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам".
Договор об образовании заключается между образовательной организацией и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы. В договоре об образовании должны быть указаны: вид и наименование образовательной программы, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), права и обязанности сторон, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты, иные сведения в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706.
Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора об образовании не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период 23, что также должно быть отражено в данном договоре.
Обучающиеся имеют право на перевод с платного обучения на бесплатное в случаях и в порядке, установленных образовательной организацией и предусмотренных в уставе и (или) в локальном нормативном акте образовательной организации. Основными условиями перевода являются: наличие освободившихся бюджетных мест по соответствующей программе на соответствующем году обучения, высокие результаты обучения, отмеченные при прохождении промежуточной аттестации, наличие заявления родителей (законных представителей). Решение о переводе с платного обучения на бесплатное принимается коллегиальным органом образовательной организации.
XII. Контроль качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация
ФГТ являются основой для оценки качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Контроль за качеством освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы, разрабатывают локальные нормативные акты (положения), регулирующие периодичность, порядок и формы проведения, систему оценки, оформления и анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии с федеральными государственными требованиями, требованиями дополнительных предпрофессиональных программ к уровню знаний, умений и навыков обучающихся и настоящими методическими рекомендациями.
Текущий контроль - это систематический контроль достижений обучающихся, проводимый в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с дополнительной предпрофессиональной программой. Текущий контроль успеваемости направлен на выявление уровня (качества) освоения обучающимися учебного материала, формирование у них мотивации для систематической самостоятельной работы, стимулирование ответственного отношения к учебному процессу.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляет преподаватель, реализующий соответствующий учебный предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках аудиторного времени и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля могут выставляться оценки по промежуточной аттестации (например, четвертные оценки).
Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся, успеваемость и учет посещения ими занятий, рекомендации преподавателя по организации домашних занятий фиксируются в дневнике учащегося. Дневник учащегося как правило рассчитан на один учебный год. Форма и порядок ведения дневника учащегося утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.
Основные принципы проведения промежуточной аттестации установлены статьей 58 Федерального закона "Об образовании в РФ" и разделом V ФГТ. Установление порядка проведения промежуточной аттестации относится к компетенции самой образовательной организации 24. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению норм, регулирующих порядок, формы, периодичность проведения и систему оценки результатов промежуточной аттестации в образовательных организациях. Нормативные акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие такие нормы, не подлежат применению образовательными организациями в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" 25 нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному федеральному закону и издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся (включая сроки прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность), периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Указанные локальные нормативные акты не должны содержать нормы, ограничивающие права обучающихся и противоречащие законодательству Российской Федерации об образовании и ФГТ.
Согласно ФГТ дополнительные предпрофессиональные программы должны содержать раздел "Система и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся"; учебные планы должны предусматривать раздел "Промежуточная аттестация".
Промежуточная аттестация определяет успешность (неуспешность) развития обучающегося и уровень усвоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. Промежуточная аттестация позволяет оценить результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии - по каждому учебному предмету.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок (прослушивание). В соответствии с федеральными государственными требованиями экзамены, контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, просмотров, выставок, творческих показов, театральных постановок, письменных работ, устных опросов.
При осуществлении промежуточной аттестации обучающихся в учебном году следует устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В соответствии с графиком образовательного процесса экзамены проводятся по окончании учебных занятий в учебном году в рамках времени, отведенного на проведение промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные (в зависимости от применяемой образовательной организацией системы оценок). Академические концерты предполагают те же требования, которые применяются к зачетам (публичное исполнение (показ) учебной программы (учебной работы) или части ее в присутствии комиссии), и имеют открытый характер (с присутствием родителей, обучающихся и других слушателей (зрителей). Контрольные прослушивания (просмотры) направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по определенным видам работ, не требующим публичного исполнения (показа) и концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы обучающихся, проверка технического продвижения, проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации и т.д. Контрольные прослушивания (просмотры) проводятся в присутствии комиссии и могут включать в себя элементы беседы с обучающимися.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Комиссия по проведению промежуточной аттестации назначается приказом руководителя образовательной организации.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме в учебном году соответствующую дополнительную предпрофессиональную программу, переводятся в следующий класс. Федеральным законом "Об образовании в РФ" не предусмотрено установление проходных баллов, ограничивающих право учащегося на продолжение обучения в следующем классе по осваиваемой им дополнительной предпрофессиональной программе.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Образовательная организация создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. Условия и порядок ликвидации академической задолженности определяются уставом образовательной организации либо соответствующим локальным нормативным актом.
Обучающимся, имеющим академическую задолженность, предоставляется возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией. В указанный период не включается время болезни обучающихся.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению образовательной организации, с учетом мнения родителей (законных представителей) могут быть оставлены на повторное обучение (при наличии свободных мест в соответствующем классе), переведены на другую образовательную программу либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Освоение обучающимися дополнительных предпрофессиональных программ завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной 26.
Установление порядка и форм проведения итоговой аттестации обучающихся, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы, относится к компетенции Минкультуры России 27. Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы, утверждено приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86 (далее - Положение об итоговой аттестации) и является нормативным правовым актом прямого действия. Установление норм законодательства, регулирующих порядок проведения итоговой аттестации обучающихся, не относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие нормы проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, не подлежат применению в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" 28 нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат указанному федеральному закону и издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, регулирующие порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся в конкретной образовательной организации, не должны противоречить Федеральному закону "Об образовании в РФ", Положению об итоговой аттестации, утвержденному приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86, и ФГТ.
Состав экзаменационной комиссии формируется в соответствии с Положением об итоговой аттестации (пункты 12 - 16) и утверждается приказом руководителя образовательной организации.
Экзаменационные комиссии формируются для проведения итоговой аттестации по каждой дополнительной предпрофессиональной программе отдельно. Экзаменационная комиссия формируется из числа преподавателей образовательной организации, участвующих в реализации дополнительной предпрофессиональной программы, освоение которой будет оцениваться данной экзаменационной комиссией. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной дополнительной предпрофессиональной программы. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии.
Председателя экзаменационной комиссии назначает учредитель образовательной организации из числа лиц, имеющих высшее образование в области соответствующего вида искусств и не являющихся работниками образовательной организации, в которой создается экзаменационная комиссия. С целью установления методических связей с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования при выборе кандидатуры председателя экзаменационной комиссии для учредителя должна быть приоритетной кандидатура представителя профессиональной образовательной организации или организации высшего образования. Приказ о назначении председателя экзаменационной комиссии издается не позднее 10 апреля текущего года.
В одной образовательной организации одно и то же лицо может быть назначено председателем нескольких экзаменационных комиссий в случае, если в образовательной организации реализуются несколько дополнительных предпрофессиональных программ в области одного из видов искусства.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975 "Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств". Образовательная организация самостоятельно разрабатывает макет свидетельства, осуществляет его печатную подготовку (тиражирование), определяет порядок выдачи свидетельств об освоении дополнительных предпрофессиональных программ.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам, освоившим часть дополнительной предпрофессиональной программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении (периоде обучения), форма которой самостоятельно разрабатывается образовательной организацией.
Справка выдается на основании письменного заявления обучающегося или его родителей (законных представителей).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации по уважительной причине (в результате болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательной организации, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие уважительной причины.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, отчисляются из образовательной организации. Указанные обучающиеся вправе пройти итоговую аттестацию повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год со дня, когда данные обучающиеся прошли (или должны были пройти) итоговую аттестацию впервые. Для прохождения повторной итоговой аттестации данные обучающиеся должны быть восстановлены в образовательной организации на период времени, не превышающий периода, предусмотренного на итоговую аттестацию федеральными государственными требованиями. Прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
XI. Условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательные организации организуют образовательный процесс по дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 29. Федеральным законом "Об образовании в РФ" 30 определены специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), среди которых: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 31 устанавливаются требования к образовательным организациям в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Дополнительные предпрофессиональные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" 32 адаптированная образовательная программа разрабатывается для обучения лиц с ОВЗ учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В целях обеспечения реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования образовательная организация может использовать в работе Методические рекомендации Минобрнауки России по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей 33 (далее - Методические рекомендации). Содержание Методических рекомендаций направлено на оказание методической помощи разработчикам адаптированных дополнительных общеобразовательных программ по следующим направлениям: нормативно-правовые основы реализации образовательных программ для детей с ОВЗ; требования к результатам освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной программы; требования к структуре адаптированной дополнительной общеобразовательной программы; требования к условиям реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ; адаптация дополнительных общеобразовательных программ с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; основные формы и методы организации образовательной деятельности в дополнительном образовании; организационная работа по разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы.
В Методических рекомендациях приведена информация о специальных условиях получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности приема детей на обучение по адаптированным программам предусматривают проведение приема только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии 34.
Образовательные организации должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных предпрофессиональных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Сроки обучения по дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития: в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для обучающихся детей-инвалидов 35.
Численный состав учебных групп может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в учебной группе может устанавливаться до 10 человек. Занятия в учебных группах с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. С учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов образовательная организация может предоставить учебные материалы в электронном виде.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов обеспечивается педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку (повышение квалификации).
------------------------------
1Часть 3 статьи 83 Федерального закона "Об образовании в РФ".
2Приказ Минкультуры России от 16.07.2013 N 998 (в ред. приказа Минкультуры России от 25.11.2015 N 2861) "Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств".
3 Планом мероприятий ("дорожной картой") по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 - 2022 годы, утвержденным 24.01.2018 Минкультуры России, и Методическими рекомендациями по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающими требования по размещению организации сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования, направленными письмом Минобрнауки России от 04.05.2016 N АК-650/02 (с изменениями от 08.08.2016 N АК-1841/02), предусмотрены целевые показатели, предусматривающие увеличение охвата детей обучением по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств до 12%. При этом не менее 80% бюджетных средств, выделяемых учредителями ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания должны направляться на обеспечение реализации дополнительных предпрофессиональных программ.
4Часть 4 статьи 75 Федерального закона "Об образовании в РФ".
5 Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств регулируются статьей 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
6 См. статью 29 Федерального закона "Об образовании в РФ", постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (в ред. от 27.11.2017) "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации".
7 См. статью 15 Федерального закона "Об образовании в РФ", Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, направленные письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05.
8 Образцы договоров о сетевой реализации образовательных программ см. в приложении к Методическим рекомендациям по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05).
9Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р); Основы государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808); Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р).
10 См. пункт 22 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в РФ", раздел IV ФГТ.
11 См. раздел IV ФГТ.
12 См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
13Пункт 11 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в РФ".
14Часть 4 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в РФ".
15 См. пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в РФ".
16 См. пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об образовании в РФ".
17 См. пункт 23 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в РФ".
18Часть 5 статьи 111 Федерального закона "Об образовании в РФ".
19Часть 12 статьи 60 Федерального закона "Об образовании в РФ".
20Статья 101 Федерального закона "Об образовании в РФ", постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
21Часть 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в РФ".
22Часть 2 статьи 53 Федерального закона "Об образовании в РФ".
23Часть 3 статьи 54 Федерального закона "Об образовании в РФ".
24Пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в РФ".
25Часть 5 статьи 111 Федерального закона "Об образовании в РФ".
26Статья 59 Федерального закона "Об образовании в РФ".
27Часть 6 статьи 83 Федерального закона "Об образовании в РФ".
28 Часть 5 статьи 111 Федерального закона "Об образовании в РФ".
29Пункт 16 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в РФ".
30Часть 3 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в РФ".
31 См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
32Пункт 28 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в РФ".
33 См. письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09.
34Часть 3 статьи 55 Федерального закона "Об образовании в РФ".
35 См. пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
36 Данная форма заявления применяется в случае приема заявлений в образовательной организации и заполнения их в письменной форме.
37 При необходимости указывается наименование музыкального инструмента.
38Индивидуальный план может также применяться при проведении индивидуальных занятий по учебным предметам вариативной части, разрабатываемой образовательной организацией самостоятельно.
39 Заполняется на основании приказа о зачислении.
40 Заполняется на основании приказа об отчислении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.