Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 970006-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации изменения" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
Согласно пояснительной записке проект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации N 4468-I), подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой".
Согласно пункту 3 упомянутого Постановления федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации N 4468-I, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" "применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении".
При этом в законопроекте из указанных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации вносятся изменения только в подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ (наряду с изменениями в пункт 2 статьи 6, в абзац третий пункта 1 статьи 7 и статью 29 Федерального закона N 167-ФЗ), предусматривающие исключение адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-I из числа застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, с освобождением упомянутых лиц от уплаты страховых взносов и предоставлением адвокатам из числа военных пенсионеров права добровольной уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование.
Вместе с тем проект не учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам объема, а также условий формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, на которые ссылался Конституционный Суд Российской Федерации (см. части 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). В этой связи отмечаем, что Федеральный закон N 167-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 6) и НК РФ (подпункт 2 пункта 1 статьи 419), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включает в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой и других лиц), в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывает их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Исключение из указанного круга только адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, может поставить в неравное положение иных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Поскольку уплата страховых взносов обеспечивает формирование пенсионных прав, приобретение права на получение страховой пенсии, то следует учесть, что лица, работающие по трудовому договору, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (определения от 24 мая 2005 г. N 223-О, от 29 сентября 2011 г. N 1179-О-О и от 25 января 2012 г. N 226-О-О).
Также законопроектом не урегулировано, каким образом будут обеспечены пенсионные права адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполнявших обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, до принятия настоящего федерального закона.
Юридико-технические замечания на проект переданы в Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.