Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений" (далее - законопроект), предлагается внести изменения в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), уточняющие порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии с предлагаемыми нормами, Правительство Российской Федерации получит право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемых перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера и условий назначения указанных выплат.
При утверждении требований к системам оплаты труда Правительством Российской Федерации будет определяться сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которые распространяются указанные требования, и срок, в течение которого таким учреждениям необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с указанными требованиями.
В настоящее время в соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Установление указанных систем оплаты труда осуществляется с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Установлено также, что Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже указанных базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы. Эти нормы были внесены в ТК РФ в 2007 году, однако Правительство Российской Федерации до сих пор ни разу этим правом не воспользовалось.
При реализации предлагаемых законопроектом положений потребуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального и региональных бюджетов.
Вместе с тем, провести оценку достаточности имеющихся в регионах бюджетных средств на реализацию законопроекта не представляется возможным ввиду отсутствия перечня конкретно устанавливаемых требований к системам оплаты труда и прогнозных расчетов бюджетных расходов на эти цели.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что оценка дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с определением их источников будет осуществлена при подготовке соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
На рассматриваемый законопроект поступило 14 отзывов законодательных (представительных) и 33 отзыва высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации из которых 2 отзыва отрицательные, все остальные отзывы положительные.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что замечаний концептуального и юридико-технического характера не имеется.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (соисполнитель) поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона, но вместе с тем, предлагает усилить эффект от предложенной законодательной инициативы и не просто наделить Правительство Российской Федерации правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, но и перевести данную функцию в обязанность Правительства Российской Федерации, чтобы не допустить вмешательства в формирование систем оплаты труда на региональном и муниципальном уровнях. Также предложен ряд вопросов, подлежащих, по мнению Комитета, обсуждению при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (соисполнитель) поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона, но вместе с тем, отмечает, что большинство муниципальных образований сталкиваются с дефицитом бюджета, увеличение расходных обязательств по выплате заработных плат работникам муниципальных учреждений без указания источников финансирования таких выплат, может негативно повлиять на бюджеты муниципальных образований. Выражена озабоченность тем, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не содержится каких-либо расчетов, позволяющих оценить финансовые последствия его принятия для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации говорится об отсутствии замечаний и предложений.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, проект федерального закона в основном поддержали, высказав при этом ряд замечаний и предложений, которые могут быть предметом обсуждения при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 973252-7 "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений".
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.