Федеральной антимонопольной службой в целях контроля за исполнением требований приказов ФАС России от 27.02.2020 N 181/20, от 18.03.2020 N 286/20, от 13.05.2020 N 463/20 проанализированы материалы, в том числе приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ Республики Мордовия) от 29.06.2020 N 68, протокол заседания коллегии РСТ Республики Мордовия от 29.06.2020 N 18, экспертные заключения по территориальным сетевым организациям Республики Мордовия (далее - ТСО), представленные письмом от 06.07.2020 N 01-149, шаблоны отчетности, представленные по системе ФГИС ЕИАС ФАС России, и выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении требований приказов ФАС России.
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа РСТ Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год".
С учетом допущенных РСТ Республики Мордовия нарушений, ФАС России, руководствуясь пунктом 10 Правил, приказом ФАС России N 181/20 соответствующее решение РСТ Республики Мордовия, принятое с превышением полномочий, отменено.
Во исполнение приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 РСТ Республики Мордовия принят приказ от 25.03.2020 N 18 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год".
ФАС России приказом от 13.05.2020 N 463/20 "Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия" повторно отменила решение РСТ Республики Мордовия" так как ранее допущенные и подлежащие устранению нарушения со стороны РСТ Республики Мордовия устранены не были.
Во исполнение приказа ФАС России от 13.05.2020 N 463/20 РСТ Республики Мордовия принят приказ от 29.06.2020 N 68 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" (далее - Приказ).
По результатам анализа Приказа, ФАС России указывает на нарушения, допущенные РСТ Республики Мордовия и не устраненные при расчете и утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия на 2020 год.
По результатам анализа необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальных сетевых организаций (далее - ТСО) Республики Мордовия и осуществляемых РСТ Республики Мордовия корректировок НВВ установлено следующее.
1. Анализ основных технико-экономических показателей
Анализ основных технико-экономических показателей в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования) не отражен в экспертных заключениях.
В откорректированных заключениях ТСО на 2020 год РСТ Республики Мордовия представлена структура баланса электрической энергии, сравнительный анализ планового и фактического полезного отпуска электрической энергии. ТСО представлены анализы основных технико-экономических показателей в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования.
1.1. Уровень потерь электрической энергии филиалом ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго"
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.
Одним из долгосрочных параметров регулирования является уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования.
В экспертном заключении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" указано: "Полезный отпуск электроэнергии по сетям филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год принят при расчете тарифов в размере 2 148,72 млн кВтч, потери - 209,61 млн кВтч или 8,89% к поступлению в сеть (утвержденный норматив потерь - 8,87%)".
Таким образом, РСТ Республики Мордовия на 0,02% завышен объем потерь электрической энергии филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год, что является нарушением Основ ценообразования.
Анализ представленных экспертных заключений на 2020 год показал, что замечания ФАС России не устранены.
Таким образом, РСТ Республики Мордовия не внесла соответствующие изменения в экспертные заключения на 2020 год, тем самым в третий раз нарушив требования пункта 23 Правил государственного регулирования.
РСТ Республики Мордовия необходимо внести изменения в экспертные заключения по вышеуказанным ТСО на 2020 год в целях их приведения в соответствие с требованиями пункта 38 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования, а также учесть в НВВ ТСО объем потерь электрической энергии в соответствии с утвержденными долгосрочными параметрами регулирования.
2. Анализ подконтрольных расходов
В соответствии с требованиями Основ ценообразования, расчёт НВВ на услуги по передаче электроэнергии осуществляется на долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе, базовый уровень подконтрольных расходов (далее - ПР).
Особенности установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки установлены соответствующими методическими указаниями:
Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - Методические указания N 98-э), утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов (далее - Методические указания N 421-э), утвержденные приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э.
Все без исключения методы установления тарифов на ДПР не предусматривают для сетевых организаций возможности превышения фактических ПP над величиной ПР, установленной на соответствующий год ДПР в соответствии с действующим законодательством.
Следует также учитывать, что:
- в соответствии с пунктом 8 Методических указаний N 421-э фактическое значение ПР определяется исходя из величины ПР, принятой органом регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования;
- в соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э, содержащим аналогичные положения, уровень ПР на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень ПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня ПР учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Органы регулирования при установлении базового уровня ПP на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.
В этой связи и с учетом того, что законодательством, действующим в области ценообразования в электроэнергетике, не предусмотрена возможность превышения фактической величины ПР над величиной ПP, определенной органом регулирования в соответствии с законодательством на соответствующий год в текущем ДПР, указанное превышение следует относить к расходам, не связанным с осуществлением регулируемой деятельности. Расходы, в размере указанного превышения по результатам анализа обоснованности расходов регулируемой организации, подлежат исключению из тарифов.
Действующая система долгосрочного тарифного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования направлена на стимулирование эффективности расходов сетевых организаций. Вышеуказанные методические указания предусматривают соответствующие показатели по снижению расходов, которых регулируемая организация обязана достигнуть в каждый год ДПР.
Необоснованное неисполнение сетевыми организациями показателей, установленных в соответствии с действующим законодательством, приводящее к превышению фактических ПР над плановой величиной ПP, определенной органами регулирования, не может служить основанием для того, чтобы уровень ПР, определенный на последний год текущего ДПР, не учитывался при определении ПР на первый год следующего ДПР.
Соответствующие разъяснения ФАС России были направлены во все региональные органы регулирования письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17.
2.1. Анализ подконтрольных расходов по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год
Базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год утвержден по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" с ростом 28,4% к плановым подконтрольным расходам 2017 года.
При этом, план утвержденных условных единиц на 2018 г. (64 692,18 у.е.) снижен по сравнению с планом на 2017 год (64 702,6 у.е.), факт условных единиц за 2016 г. составил 64 256,44 у.е.
2.1.1. Фонд оплаты труда
При формировании расходов на 2018 год (на новый ДПР: 2018-2022 гг.), с учетом экономически необоснованного роста численности персонала + 19 ед. затраты на фонд оплаты труда (далее - ФОТ) увеличены на 35,3% к плану 2017 года.
РСТ Республики Мордовия необходимо представить экономически обоснованный анализ затрат с пояснением увеличения роста ФОТ по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 35,3%, при формировании расходов на 2018 год (на новый ДПP 2018-2022 гг.).
РСТ Республики Мордовия не проведен анализ экономической обоснованности расходов, учтенных в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" в базовом уровне ПР и не отражен этот анализ в экспертном заключении на 2020 год.
РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения Основ ценообразования, провести указанный анализ расходов, учтенных в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" в базовом уровне ПР и отразить его в экспертном заключении на 2020 год, исключить экономически необоснованные расходы.
2.1.2. Ремонт основных средств
Затраты по статье "Ремонт основных средств" по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", учтенные РСТ Республики Мордовия на 2018 год, выросли по сравнению с фактом 2016 года на 327,3%, при этом, утвержденные активы на 2018 г. - 64 692,18 у.е., фактические активы за 2016 г. - 64 256,44 у.е.
РСТ Республики Мордовия не представлен экономически обоснованный анализ по статье "Ремонт основных средств" по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", учтенный при формировании расходов на 2018 г. (на новый ДПР 2018-2022 гг.) в размере 202,5 млн руб.
ФАС России проведена оценка выполнения ремонта основных средств за ДПР 2012-2017 гг., который выявил следующее: плановые затраты на ремонт основных средств за весь первый ДПР составили 637 млн руб., фактические затраты на ремонт основных средств за весь первый ДПР составили 394 млн руб., или 62% от общего плана, в том числе:
- факт за 2012 г. - 80,2 млн руб., или исполнение 83,6% от плана,
- факт за 2013 г. - 67,3 млн руб., или исполнение 66,5% от плана,
- факт за 2014 г. - 60,6 млн руб., или исполнение 58,7% от плана,
- факт за 2015 г. - 61,9 млн руб., или исполнение 55,6% от плана,
- факт за 2016 г. - 61,9 млн руб., или исполнение 55,9% от плана,
- факт за 2017 г. - 62,0 млн руб., или исполнение 54,2% от плана.
РСТ Республики Мордовия экономически не обоснованы учтенные базовые подконтрольные расходы по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" по статье "Ремонт основных средств" на 2018 год.
РСТ Республики Мордовия не проведен экономически обоснованный анализ расходов, учтенных в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" в базовом уровне ПР и не отражен экономически обоснованный анализ в экспертном заключении на 2020 год.
РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения Основ ценообразования, провести указанный анализ расходов, учтенных в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" в базовом уровне ПР и отразить его в экспертном заключении на 2020 год, исключить экономически необоснованные расходы.
2.2. Анализ подконтрольных расходов АО ТФ "Ватт" на 2015 год, на 2020 год
2020 год является первым годом долгосрочного периода регулирования АО ТФ "Ватт" 2020-2024 гг.
В нарушение требований пункта 23 Правил государственного регулирования в экспертном заключении на 2020 год отсутствует анализ плановых и фактических расходов АО ТФ "Ватт", понесенных регулируемой организацией за предшествующий ДПР (2015-2019 гг.), а также отсутствует анализ экономически обоснованных фактических расходов, учтенных РСТ Республики Мордовия за предшествующий ДПР. Отсутствуют экономические обоснования утвержденного базового уровня подконтрольных расходов АО ТФ "Ватт" на 2020 и последующие годы ДПР (2020-2024 гг.).
В экспертном заключении на 2020 АО ТФ "Ватт" отсутствуют экономические обоснования плановых подконтрольных расходов за предыдущий ДПР (2015-2019 гг.) и новый ДПР (2020-2024 гг.) с учетом пункта 29 Основ ценообразования и требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2.2.1. Расходы на оплату труда
По статье "Расходы на оплату труда" в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда, с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ФАС России проведен анализ утвержденных расходов на оплату труда иным территориальным сетевым организациям Республики Мордовия, которые вышли на новый ДПР 2020-2024 гг., который показал следующее.
В соответствии с приказом РСТ Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 расходы на оплату труда АО ТФ "Ватт" утверждены на 2020 год на уровне 176 198,43 тыс. руб., т.е. с ростом 21% к 2019 году.
В соответствии с приказом РСТ Республики Мордовия от 25.03.2020 N 18 расходы на оплату труда АО ТФ "Ватт" утверждены на 2020 год - 161 261,40 тыс. руб., т.е. с ростом 11% к 2019 году.
Расходы на оплату труда АО ТФ "Ватт" на 2019 год (ДПР: 2015-2019 гг.) утверждены в размере 145 446,45 тыс. руб.
Согласно реестру организаций, на которых распространяется действие Отраслевого Тарифного Соглашения (далее - ОТС) в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 гг., все ТСО, осуществляющие деятельность на территории Республики Мордовия, за исключением филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", не являются участником ОТС.
В экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ фактических расходов на оплату труда АО ТФ "Ватт", понесенных регулируемой организацией за предшествующий ДПР (2015-2019 гг.).
РСТ Республики Мордовия указано, что фактическая численность АО ТФ "Ватт", согласно статистической отчётности (форма П-4), за 2018 год составила 387,2 ед. В расчёте ФОТ на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год учтено 384,43 ед.
РСТ Республики Мордовия необходимо отразить в экспертном заключении на 2020 г. анализ раздельного учета по видам деятельности АО ТФ "Ватт", в соответствии с действующим законодательством и экономически обосновать рост затрат на ФОТ на 11% к плану 2019 года.
РСТ Республики Мордовия дополнительно провести анализ экономической обоснованности расходов, учтенных по статье "Расходы на оплату труда", исключить экономически необоснованные расходы и отразить в экспертном заключении на 2020 год.
Учитывая вышеизложенное, базовый, уровень подконтрольных расходов на 2020 год и принятые подконтрольные расходы на 2020-2024 гг. АО ТФ "Ватт" подлежат повторному пересмотру и дополнительному экономическому обоснованию со стороны РСТ Республики Мордовия, по результатам дополнительно проведенного анализа, в том числе за предыдущий ДПР, необоснованные расходы подлежат исключению. Результаты анализа указать в заключении на 2020 год.
По результатам анализа исполнения Приказа, ФАС России повторно указывает на нарушения, допущенные РСТ Республики Мордовия, и на отсутствие мер, направленных на выявление и исключение экономически необоснованных затрат, при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия на 2020 год.
3. Анализ неподконтрольных расходов
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний N 98-э перед началом каждого года ДПР определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов.
Пунктом 11 Методических указаний N 98-э закреплено, какие расходы включаются в неподконтрольные расходы.
ФАС России установлено, что в экспертном заключении на 2020 год для АО ТФ "Ватт" РСТ Республики Мордовия не представлен анализ фактических экономически обоснованных неподконтрольных расходов, учтенных за предшествующий год ДПР.
РСТ Республики Мордовия необходимо устранить допущенные нарушения Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э, провести указанный анализ неподконтрольных расходов, учтенных в НВВ АО ТФ "Ватт" и отразить его в экспертном заключении на 2020 год. По результатам проведенного анализа, в том числе за предыдущий ДПР, исключить экономически необоснованные расходы.
3.1. Расходы на содержание зданий и помещений
Филиалом ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" указаны фактические расходы на содержание зданий и помещений за 2018 год (теплоэнергия и прочие коммунальные услуги), в размере 5 876,06 тыс. руб., при плане, утвержденном РСТ Республики Мордовия - 4 181,80 тыс. руб.
РСТ Республики Мордовия приняты в части экономически обоснованных расходов на содержание зданий и помещений за 2018 год в размере 6 177,6 тыс. руб., то есть выше фактических затрат.
Кроме того, филиалом ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" заявлено по статье "Расходы на содержание зданий и помещений" на 2020 год - 6 577,31 тыс. руб., учтено РСТ Республики Мордовия без обоснований в НВВ на 2020 г. - 6 730,76 тыс. руб., то есть выше заявленных затрат.
РСТ Республики Мордовия необходимо повторно провести анализ фактических неподконтрольных расходов за предшествующий период регулирования по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" и отразить его в экспертном заключении на 2020 год. По результатам проведенного анализа подлежат исключению экономически необоснованные расходы.
3.2. Амортизация основных средств
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В случае, если ранее учтенные в НВВ расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из НВВ регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
3.2.1. Амортизация основных средств филиала ПAO "МРСК Волги" - "Мордовэнерго"
На 2019 год приказом Минэнерго России от 14.12.2018 N 22@ утверждены изменения в инвестиционную программу ПАО "МРСК Волги", утвержденную приказом Минэнерго России от 08.12.2017 N 22@. Так, согласно утвержденной инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" источник финансирования "Амортизация основных средств (оказание услуг по передаче электрической энергии)" на 2019 год утвержден в размере 318,97 млн руб. РСТ Республики Мордовия расходы по статье "Амортизация основных средств" учтены в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2019 год в размере 318,97 млн руб., т.е. на уровне, утвержденном Минэнерго России в инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго". При этом обосновывающий расчет, обеспечивающий исполнение требований пункта 27 Основ ценообразования, отсутствует.
На 2020 год Приказом Минэнерго России от 16.12.2019 N 25@ утверждены изменения в инвестиционную программу ПАО "МРСК Волги",, утвержденную приказом Минэнерго России от 08.12.2017 N 22@. Так, согласно утвержденной инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" источник финансирования "Амортизация основных средств (оказание услуг по передаче электрической энергии)" на 2020 год утвержден в размере 323,28 млн руб. РСТ Республики Мордовия расходы по статье "Амортизация основных средств" учтены в НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год в размере 323,28 млн руб., т.е. на уровне, утвержденном Минэнерго России в инвестиционной программе филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго". При этом обосновывающий расчет, обеспечивающий исполнение требований пункта 27 Основ ценообразования, отсутствует.
РСТ Республики Мордовия в нарушение приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 не проведен анализ экономической обоснованности амортизационных отчислений. ФАС России установлено, что в экспертном заключении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год в расходы на услуги по передаче электрической энергии в полном объеме включены амортизационные отчисления по асфальтовому покрытию, по подъездным автодорогам, дизельные электростанции, дизельные генераторные установки и т.д.
Проведенный анализ показывает, что РСТ Республики Мордовия в нарушение пункта 27 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования расчет и анализ по статье затрат "Амортизация основных средств" не отражается в экспертном заключении.
С учетом изложенного, РСТ Республики Мордовия необходимо провести расчет и анализ статьи затрат "Амортизация основных средств" с учетом раздельного учета расходов по видам деятельности филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2018-2020 в соответствии с пунктами 7, 27 Основ ценообразования, исключить необоснованно учтенные в НВВ ТСО амортизационные отчисления, результаты анализа учесть при утверждении НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год и отразить в экспертном заключении по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год.
3.2.2. Амортизация основных средств АО ТФ "Ватт"
В экспертном заключении АО ТФ "Ватт" было указано "Экспертами принимаются расходы по статье "Амортизация основных средств" на 2020 год в сумме 132 644,33 тыс. руб., которые определены исходя из фактически введенных в эксплуатацию основных средств по состоянию на 1 декабря 2019 года и с учетом плановых вводов в декабре 2019 года.".
Амортизация основных средств на 2020 год АО ТФ "Ватт", в соответствии с Приказом РСТ Республики Мордовия, откорректирована и составила 132 338,19 тыс. руб. При пообъектном анализе амортизации основных средств ФАС России установлено, что в экспертном заключении АО ТФ "Ватт" на 2020 г. не распределены по видам деятельности и не исключены амортизационные отчисления основных средств, не относящихся к услугам на передачу электрической энергии, в том числе: затраты на теплотрассу от котельной N 2 до цеха заказов, систему подогрева ливневой канализации производственной базы АО ТФ "Ватт".
С учетом изложенного, ФАС России повторно указывает, что РСТ Республики Мордовия необходимо провести расчет и анализ статьи затрат "Амортизация основных средств" АО ТФ "Ватт" в соответствии с пунктами 7, 27 Основ ценообразования, исключить необоснованные расходы, результаты анализа учесть при утверждении НВВ АО ТФ "Ватт" на 2020 год и отразить в экспертном заключении по АО ТФ "Ватт" на 2020 год.
4. Величина компенсаций и корректировок, учитываемых в составе НВВ на 2020 г.
РСТ Республики Мордовия необходимо в экспертных заключениях ТСО указать проведенные корректировки в соответствии с Методическими указаниями N 98-э и Методическими указаниями N 228-э, в том числе в части анализа объема необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей и расчёт по формуле 7.1. пункта 11 Методических указаний N 98-э, что предусмотрено пунктом 23 Правил государственного регулирования.
4.1. "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток" по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго"
В откорректированном экспертном заключении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год, в соответствии с Приказом ФАС России от 13.05.2020 N 463/20, представлен расчет корректировок НВВ по неподконтрольным расходам за первый ДПР (RAB) 2012-2017 гг. с указанием разницы затрат между плановыми и фактическими расходами.
ФАС России отмечает, что данные корректировки должны содержать: плановые расходы, фактические расходы, представленные ТСО и фактические расходы, учтенные РСТ Республики Мордовия как экономически обоснованные.
С учетом изложенного, РСТ Республики Мордовия необходимо провести дополнительный расчет корректировки неподконтрольных расходов НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" по итогам первого ДПР (RAB) 2012-2017 гг., и по итогам 2018 г., в соответствии с действующим законодательством, указать данные об утвержденных и фактических статьях неподконтрольных расходов, результаты анализа учесть при утверждении НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год и отразить в экспертном заключении на 2020 год.
При корректировки НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", представленной в откорректированном экспертном заключении на 2020 год, за предыдущий период регулирования отсутствует анализ объема необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и расчёт по формуле 7.1. пункта 11 Методических указаний N 98-э.
5. Анализ исполнения Инвестиционной программы
5.1. Филиал ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго"
5.1.1. Систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов
К документам, регламентирующим инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации, в том числе, в области электроэнергетики, относятся: Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (далее - Постановление N 977), постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 543).
В соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением N 977, контроль за реализацией инвестиционных программ утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Для осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе привлекать заинтересованные органы государственной власти, организации, а также межотраслевые советы потребителей, образованные при высших исполнительных органах государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов должны принимать участие в контрольных мероприятиях, проводимых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вне зависимости от участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в контрольных мероприятиях, эти органы в обязательном порядке должны обеспечить учет результатов контрольных мероприятий при осуществлении ежегодных корректировок установленных цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в случае выявления нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).
Действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов), не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в НВВ TCО расходов, на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.
Положением о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и оформляют соответствующий отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
Отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
Проводимые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вышеуказанные анализы инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, и осуществляемые на их основании корректировки необходимой валовой выручки, в обязательном порядке должны быть отражены в протоколах заседаний коллегиальных органов и экспертных заключениях по установлению цен (тарифов) в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
Письмом ФАС России от 02.05.2017 N ВК/29448/17 было дано разъяснение о том, что должно включать в себя заключение, формируемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках исполнения Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением N 977.
Анализ отчета РСТ Республики Мордовия о проведении систематического наблюдения и анализа за исполнением филиалом ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" инвестиционных ресурсов за 2017, 2018 гг. показал следующее.
Анализ отчета за 2017 год показывает, что РСТ Республики Мордовия указан объем финансирования инвестиционной программы на 2017 год без НДС: плановый - 196,3 млн руб. фактический - 444,4 млн руб. В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2017 год, размещенным на уполномоченном сайте (https://www.mrskvolgi.ru/ru/o_kompanii/filiali/filial_оао_mrsk_volgi_mordovenergo_): плановый размер финансирования инвестиционной программы 452,53 млн руб. без НДС, фактический объем финансирования 440,44 млн руб. без НДС.
Анализ и обоснования отклонений в экспертном заключении отсутствуют.
Анализ отчета за 2018 год показывает, что РСТ Республики Мордовия указан объем финансирования инвестиционной программы на 2018 год без НДС: плановый - 414,588 млн руб., фактический - 533,114 млн руб. При этом, в соответствии с приказом Минэнерго России от 08.12.2017 N 22@ "Об утверждении инвестиционной программы ПАО "МРСК Волги" на 2018-2022 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО "МРСК Волги", утвержденную приказом Минэнерго России от 30.11.2015 N 897, плановый объем финансирования инвестиционной программы на 2018 год без НДС - 485,81 млн. руб. В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2018 год, размешенным на уполномоченном сайте (https://invest.gosuslugi.ru/epgu-forum/#/ipr): плановый размер финансирования инвестиционной программы 555,07 млн руб. без НДС, фактический объем финансирования 528,27 млн руб. без НДС.
Анализ и обоснования отклонений в экспертном заключении отсутствуют.
Таким образом, РСТ Республики Мордовия без обоснований принимаются заниженные плановые объемы финансирования инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2017-2018 гг. и неподтвержденные официальными отчетами фактические объемы реализации инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго".
Анализ экспертных заключений и протоколов заседаний коллегии в отношении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказов ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 и от 13.05.2020 N 463/20, показал, что РСТ Республики Мордовия без обоснований и подтверждений по результатам работы по систематическому наблюдению и анализу за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, принимаются показатели финансирования отличные от официальной отчетности.
Таким образом, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость надлежащего проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) за предыдущий долгосрочный период регулирования филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" 2012-2017 гг., а также годы текущего ДПР-2018-2019 гг.
По итогам проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", включенных в регулируемые государством цены (тарифы) РСТ Республики Мордовия необходимо сформировать отчеты в соответствии с пунктами 20, 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказами ФСТ России от 20.02.2014 N 201-э, N 202-э, приложить их к делам об установлении цен (тарифов) и представить копии в ФАС России по итогам исполнения настоящего приказа.
5.1.2. Проведение РСТ Республики Мордовия корректировок по исполнению/неисполнению инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго"
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года ДПР, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в случае, если ранее учтенные в НВВ расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из НВВ регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.
Проводимый РСТ Республики Мордовии анализ инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, и осуществляемые на его основании корректировки НВВ, в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе заседания коллегиального органа и экспертных заключениях по установлению цен (тарифов) в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
В соответствии с Методическими указаниями N 98-э, Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), РСТ Республики Мордовии должна осуществлять ежегодную корректировку НВВ территориальных сетевых организаций с учетом анализа фактического исполнения инвестиционных программ, на основании планового и фактического финансирования.
При обнаружении фактов финансирования мероприятий, не включенных в утвержденные в установленном порядке инвестиционные программы территориальных сетевых организаций, указанные расходы территориальной сетевой организации должны расцениваться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов как нецелевое использование средств, учтенных в необходимой валовой выручке.
Анализ экспертного заключения и протокола заседания коллегии в отношении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказов ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 и от 13.05.2020 N 463/20, показал, что РСТ Республики Мордовия осуществлена корректировка по исполнению/неисполнению инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2017, 2018 гг. с нарушением положений Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э и Методических указаний N 228-э.
В соответствии с приказами ФАС России от 27.02.2020 N 181/20, от 13.05.2020 N 463/20 исключены экономически необоснованные расходы за 2018 год на сумму 28 929 тыс. руб. по мероприятиям, которые не были утверждены в инвестиционной программе. В экспертном заключении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год отсутствует информация о корректировках НВВ, проводимых РСТ Республики Мордовия в части исполнения инвестиционной программы.
В представленном откорректированном экспертном заключении, по результатам исполнения приказов ФАС России от 27.02.2020 N 181/20, от 13.05.2020 N 463/20 РСТ Республики Мордовии указала, что корректировки по итогам исполнения инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" составляют 0,0 тыс. руб. за 2017 год.
ФАС России отмечает, что по реализации инвестиционной программы филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2017 год выявлено приобретение автомобиля УАЗ-390995 (5 ед.): при плане - 0,0 тыс. руб., фактические затраты составили 4 636,02 тыс. руб. Мероприятия по повышению антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов филиала "Мордовэнерго" включены в инвестиционной программе: при плане - 788,34 тыс. руб., фактические затраты составили - 8 302,33 тыс. руб., и т.д. Обоснования включения в НВВ данных затрат РСТ Республики Мордовия в экспертном заключении на 2020 год отсутствуют.
В имеющихся в ФАС России экспертных заключениях в отношении филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" за 2012-2016 годы, также отсутствует расчет корректировок в соответствии с пунктом 42 Методических указаний N 228-э, за указанные периоды.
Таким образом, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость исполнения требований Основ ценообразования, Методических указаний N 98-э и Методических указаний N 228-э при осуществлении корректировок НВВ.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и повторно осуществить корректировку НВВ филиала ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго", а также всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия, на 2020 год с учетом исполнения/неисполнения инвестиционных программ за период 2012-2019 гг. с учетом требования положений: пунктов 7, 27, 32, 38 Основ ценообразования, пунктов 20, 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, пункта 11 Методических указаний N 98-э и; пункта 42 Методических указаний N 228-э и отразить расчеты корректировок в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии на 2020 год в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
5.2. Инвестиционная программа АО ТФ "Ватт"
5.2.1. Выкуп электрических сетей и земельных участков
Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия (далее - Министерства) от 20.04.2012 N 31 утверждена инвестиционная программа ЗАО ТФ "Ватт" на период 2013-2017 годы. Приказом Министерства от 20.03.2013 г. N 6 внесены изменения в приказ Министерства от 20.04.2012 N 31 и добавлено мероприятие (титул) инвестиционной программы "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)". Срок реализации мероприятия 2013-2017 гг. Объем финансирования по годам утвержден (с НДС): 2013 г. - 11,877 млн руб., 2014 г. - 11,877 млн руб., 2015 г. - 11,877 млн руб., 2016 г. - 11,877 млн руб., 2017 г. - 11,879 млн руб.
Приказом Министерства от 15.08.2014 N 42 утверждена инвестиционная программа ЗАО ТФ "Ватт" на период 2015-2019 годы. Мероприятие (титул) инвестиционной программы "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)". Срок реализации мероприятия. 2015-2017 гг. Объем финансирования по годам утвержден (с НДС): 2015 г. - 10,037 млн руб., 2016 г. - 10,037 млн руб., 2017 г. - 10,03 млн руб.
Строительство электрических сетей для электроснабжения комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы осуществлено АО "Мордовская ипотечная корпорация" в рамках реализации жилищных программ Республики Мордовия. Основным акционером АО "Мордовская ипотечная корпорация" является Республика Мордовия (97,2%).
В соответствии с приложением к приказу Министерства от 15.08.2014 N 42 источником финансирования инвестиционной программы ЗАО ТФ "Ватт" является, в том числе, бюджетное финансирование в сумме 217,967 млн руб.
Отчет о реализации инвестиционной программы за 2013 г. на официальном сайте АО ТФ "Ватт" отсутствует.
Отчет о реализации инвестиционной программы за 2014 г. на официальном сайте АО ТФ "Ватт" отсутствует.
В соответствии с отчетом АО ТФ "Ватт" об исполнении инвестиционной программы за 2015 год, размещенном на официальном сайте АО ТФ "Ватт" (https://tfwatt.ru/discIosure/punkt-11-zh-1/?PAGEN_1=2) мероприятие "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)" профинансировано на 8,506 млн руб. без НДС (10,037 млн руб. с НДС).
В соответствии со скорректированным отчетом АО ТФ "Ватт" об исполнении инвестиционной программы за 2016 год, размещенным на официальном сайте АО ТФ "Ватт" (https://tfwatt.ru/disclosure/punkt-11-zh-1/) мероприятие "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)" профинансировано на 8,506 млн руб. без НДС (10,037 млн руб. с НДС).
В соответствии с отчетом АО ТФ "Ватт" об исполнении инвестиционных программ за 2017 год, размещенным на официальном сайте АО ТФ "Ватт" (https://tfwatt.ru/disclosure/punkt-11-zh-1/) мероприятие "Выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы (сети электроснабжения 1-го микрорайона)" профинансировано на 8,506 млн руб. без НДС (10,04 млн руб. с НДС).
В приказе РСТ Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. N 105 "Об утверждении инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" на 2020-2024 годы" учтено следующее мероприятие "Покупка земельных участков для целей реализации инвестиционных проектов" на общую сумму с НДС - 2,04 млн руб., в том числе: 2020 г. - 0,37 млн руб., 2021 - 0,39 млн руб., 2022 г. - 0,41 млн руб., 2023 г. - 0,43 млн руб., 2024 г. - 0.45 млн руб. Обоснования, отсутствуют.
Данное мероприятие необходимо исключить из ИП АО ТФ "Ватт" и из НВВ на 2020-2024 гг.
РСТ Республики Мордовия необходимо запросить у АО ТФ "Ватт" отчеты об исполнении инвестиционных программ за период 2013-2014 годы и учесть указанные корректировки, исключив из НВВ мероприятия по приобретению земельных участков и выкупу электросетевых активов, как экономически необоснованные затраты.
5.2.2. Систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов
Анализ экспертного заключения в отношении АО ТФ "Ватт", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказов ФАС России от 27.02.2020 N 181/20 и от 13.05.2020 N 463/20 показал, что РСТ Республики Мордовия не проведена работа по систематическому наблюдению и анализу за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики.
Таким образом, ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) за период 2015-2019 годы, в отношении всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовии.
По итогам проведения систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) РСТ Республики Мордовия необходимо сформировать отчеты в соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказами ФСТ России от 20.02.2014 N 201-э, N 202-э, приложить их к делам об установлении цен (тарифов) и представить копии в ФАС России по итогам исполнения настоящего приказа.
5.2.3. Проведение РСТ Республики Мордовия корректировок по исполнению/неисполнению инвестиционной программы АО ТФ "Ватт"
Анализ экспертного заключения и протокола заседания коллегиального органа в отношении АО ТФ "Ватт", представленных РСТ Республики Мордовия по итогам исполнения приказа ФАС России от 27.02.2020 N 181/20, от 13.05.2020 N 463/20 показал, что РСТ Республики Мордовия осуществлена корректировка по исполнению/неисполнению инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2018 год с нарушением положений Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э.
РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2018 была произведена корректировка НВВ на 2020 год в размере - 22 732,75 тыс. руб., в том числе:
- 11 566,93 тыс. руб. - корректировка по итогам акта проверки от 28.09.2018 N 18,
- 11 165,82 тыс. руб. - исключен выкуп объектов электросетевого хозяйства и земельных участков в соответствии с приказом ФАС России от 27.02.2020 N 181/20.
Согласно приказу ФАС России от 13.05.2020 г. N 463/20 из НВВ АО ТФ "Ватт" были дополнительно исключены затраты на выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавла в 2013-1016 г.# на общую сумму 33 571 тыс. руб.
При этом, корректировка инвестиционной программы по итогам 2018 года, предусмотренная пунктом 11 Методических указаний N 98-э, не произведена и не отражена в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии в отношении АО ТФ "Ватт".
Также не исключены затраты из НВВ АО ТФ "Ватт" на 2020-2024 гг. на покупку земельных участков для целей реализации инвестиционных проектов.
В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2018 год, размещенным на уполномоченном сайте (https://invest.gosusIugi.ru/epgu-forum/#/ipr/01266): плановый размер финансирования инвестиционной программы 307,47 млн руб., фактический объем финансирования 265,76 млн. руб. Корректировка РСТ Республики Мордовия НВВ АО ТФ "Ватт", по пункту 11 Методических указаний N 98-э, на 2020 год по итогам исполнения инвестиционной программы за 2018 год не проведена.
РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2017 год не производилась корректировка НВВ на 2019 год, что отражено в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии в отношении АО ТФ "Ватт".
В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2017 год, размещенным на уполномоченном сайте (https://invest.gosuslugi.ru/epgu-forum/#/ipr/00437): плановый размер финансирования инвестиционной программы - 344,32 млн руб., фактический объем финансирования - 250,00 млн. руб. Корректировка РСТ Республики Мордовия НВВ АО ТФ "Ватт", по пункту 11 Методических указаний N 98-э, на 2019 год по итогам исполнения инвестиционной программы за 2017 год не проведена.
РСТ Республики Мордовия по итогам реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2016 г. не проведена корректировка НВВ на 2018 г., что отражено в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии в отношении АО ТФ "Ватт".
В соответствии с отчетом о реализации инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2016 г., размещенным на официальном сайте территориальной сетевой организации (https://tfwatt.ru/disclosure/punkt-11-zh-1/): плановый размер финансирования инвестиционной программы 345,19 млн руб., фактический объем финансирования 289,73 млн руб. Корректировка РСТ Республики Мордовия НВВ АО ТФ "Ватт", по пункту 11 Методических указаний N 98-э, на 2018 год по итогам исполнения инвестиционной программы за 2016 год не проведена.
ФАС России повторно указывает РСТ Республики Мордовия на необходимость исполнения требований Основ ценообразования и Методических указаний N 98-э.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и осуществить корректировку НВВ АО ТФ "Ватт", а также всех территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия, на 2020 год с учетом исполнения/неисполнения инвестиционных программ за период 2012-2019 гг. с учетом требования положений: пунктов 7, 27, 32, 38 Основ ценообразования, пунктов 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, пункта 11 Методических указаний N 98-э и отразить расчеты корректировок в экспертном заключении и протоколе заседания коллегии на 2020 год в соответствии с пунктами 23, 26, 28 Правил государственного регулирования.
5.2.4. Субсидии из бюджета Республики Мордовия в целях возмещения недополученных доходов АО ТФ "Ватт"
Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 15.08.2014 N 42 утверждена инвестиционная программа АО ТФ "Ватт" на 2015-2019 годы.
Одним из источников финансирования инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" являются субсидии из бюджета Республики Мордовия в целях возмещения недополученных доходов в размере 217,97 млн руб., в том числе: 2015 - 83,35 млн руб., 2016 - 59,90 млн руб., 2017 - 40,08 млн руб., 2018 - 27,87 млн руб., 2019 - 6,77 млн руб.
В соответствии с пояснительной запиской к. инвестиционной программе АО ТФ "Ватт" субсидии за счет бюджетных средств представляются в целях возмещения затрат и недополученных доходов АО ТФ "Ватт".
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
В экспертных заключениях АО ТФ "Ватт" не представлена информация об исполнении РСТ Республики Мордовия пункта 7 Основ ценообразования в части принимаемых мер по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов АО ТФ "Ватт", полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
РСТ Республики Мордовия необходимо рассчитать и осуществить корректировку НВВ АО ТФ "Ватт", на 2020 год с учетом, требований положений пункта 7 Основ ценообразования за период 2013-2019 гг., в части учета средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исключения двойного учета расходов с учетом документов, на основании которых АО ТФ "Ватт" представлялась субсидия из бюджета Республики Мордовия.
6. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток
По итогам корректировок НВВ ТСО, в рамках исполнения настоящего Приказа, исходя из экономически обоснованных доходов и расходов, РСТ Республики Мордовия в экспертных заключениях ТСО на 2020 год внести корректировки по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток", в соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э, указав данные об утвержденных, фактических расходах, в том числе, признанных РСТ Республики Мордовия экономически обоснованными, учесть результаты проведенного анализа при утверждении НВВ ТСО на 2020 год, исключив экономически необоснованные расходы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия нарушившей пункты 7, 18, 26, 27, 28, 29, 32, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункты 23, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 20, 21, 22 Положения о государственном контроле (надзоре) в области государственных цен (тарифов), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, пункты 7, 11, 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и пункт 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э.
2. Отменить приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 29.06.2020 N 68 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" с 01.10.2020.
3. Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия установить и ввести в действие не позднее 1 октября 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания правления Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа;
- отчетные шаблоны по системе ФГИС ЕИАС ФАС России;
- отчеты о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 сентября 2020 г. N 871/20 "Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия"
Текст приказа опубликован не был