Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1. Развитие отраслей экономики и социальной сферы
Промышленность
В 2020 г. ожидается снижение объема промышленного производства в целом на -4,1% г/г.
Добыча полезных ископаемых, по оценке, сократится на -7,8% за счет снижения физических объемов добычи нефти в рамках соглашений ОПЕК+, направленных на поддержку ценовой конъюнктуры, а также слабого внешнего спроса на другие сырьевые товары.
Снижение выпуска обрабатывающей промышленности в 2020 г. будет более умеренным - на -1,5%. При этом падение в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос и производство потребительских товаров длительного пользования, будет отчасти компенсировано расширением выпуска продукции первой необходимости (пищевые продукты, лекарственные средства и др.).
В 2021-2023 гг. ожидается постепенное восстановление промышленного производства. На динамику добычи полезных ископаемых будут оказывать существенное влияние параметры сделки ОПЕК+.
При этом в обрабатывающей промышленности рост производства прогнозируется на уровне более 3% в год в среднесрочной перспективе.
Таблица 8. Динамика промышленного производства
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Промышленность - всего |
2,3 |
-4,1 |
2,6 |
3,6 |
2,3 |
4,3 |
Добыча полезных ископаемых |
2,5 |
-7,8 |
1,7 |
5,2 |
1,1 |
-0,2 |
Обрабатывающие производства |
2,6 |
-1,5 |
3,1 |
3,0 |
3,3 |
8,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
0,0 |
-2,8 |
3,0 |
1,5 |
1,6 |
3,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
-5,2 |
-5,0 |
2,8 |
0,8 |
1,4 |
-0,2 |
К 2023 г. промышленное производство увеличится на 4,3% по сравнению с 2019 г., в том числе в обрабатывающих производствах - на 8,1%.
Расширение инвестиционного спроса определит высокие темпы роста отраслей машиностроения (производство компьютеров, электронных и оптических изделий возрастет на 20,8%, производство электрического оборудования - на 5,8%, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - на 7,9%).
Из промежуточных производств наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли, совмещенные с производством товаров инвестиционного назначения (производство химических веществ и химических продуктов увеличится на 24,9%, производство резиновых и пластмассовых изделий - на 12,5%, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения - на 12,6%, производство прочей неметаллической минеральной продукции - на 6,7%).
В среднесрочной перспективе доля обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства возрастет на 3,7 п.п к 2023 г. за счет машиностроительного комплекса (на 0,7 п.п.), химического производства (на 0,6 п.п.) при сокращении доли производства кокса и нефтепродуктов (на 0,3 п.п.).
Топливно-энергетический комплекс
Добыча нефти, включая газовый конденсат
В 2019 г. был установлен очередной рекорд по добыче жидких углеводородов и экспорту нефти из России. Объемы разведанных запасов России по итогам 2019 г. составляют 6,2% от общемировых, что соответствует шестому месту в мире.
По итогам 2019 г. объем добычи нефти составил 560,8 млн т, что на 0,9% больше показателя 2018 года. Наибольший вклад в увеличение добычи нефти и газового конденсата (далее - добыча нефти) внесли месторождения Уральского федерального округа (+2,8 млн т), доля которых составила более 55% добычи в России. Заметное увеличение добычи было зафиксировано и в Дальневосточном федеральном округе (+2,5 млн т), в основном за счет разработки месторождений Республики Саха (Якутия). При этом снижение добычи было зафиксировано в Сибирском (-1,9 млн т), Северо-Западном (-0,4 млн т) и Северо-Кавказском (-0,1 млн т) федеральных округах.
Объем экспорта нефти в 2019 г. составил 269,2 млн т, что на 3,3% выше уровня 2018 года. Увеличение объемов экспорта связано с благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке нефти. Объем экспортных поставок в страны дальнего зарубежья вырос на 3,6%, а в страны СНГ - снизился на 0,7%. Основной прирост поставок в дальнее зарубежье пришелся на Китай (+5,5%) и Турцию (с 2,1 млн т в 2018 г. до 8,2 млн т, на фоне сокращения турецкого импорта из Ирана). В результате доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в общем объеме российского экспорта нефти выросла с 35,8% в 2018 г. до 36,0% в 2019 г., а доля стран ближнего зарубежья сократилась с 7,1% до 6,8% соответственно.
В среднесрочном периоде на развитие нефтяной отрасли продолжит оказывать влияние действие соглашений в рамках сделки ОПЕК+. При этом приоритетным направлением поставки нефтяного сырья остается внутренний рынок (для последующей переработки).
С учетом действующих на текущий момент договоренностей об ограничении добычи нефти, а также ситуации в мировой экономике, связанной с влиянием распространения новой коронавирусной инфекции и ее последствиями, в 2020 г. объем добычи нефти оценивается на уровне 507,4 млн т, что на 53,4 млн т меньше 2019 г. (-9,5% г/г), а экспорт нефти составит 225,0 млн т (-16,4% г/г).
По мере восстановления глобальной экономической активности и планового ослабления ограничений в рамках сделки ОПЕК+ экспорт нефти будет восстанавливаться.
Основными регионами добычи нефти остаются Западная Сибирь и Урало- Поволжье, где стабилизация добычи осуществляется за счет нового бурения и геолого-технических мероприятий на действующих месторождениях.
Нефтегазовые компании в среднесрочной перспективе продолжат освоение новых и уже введенных в разработку месторождений. Так, например, ПАО "Газпром-нефть" продолжит освоение Приразломного, Новопортовского и Мессояхского месторождений. ПАО "ЛУКОЙЛ" продолжит освоение месторождений Северного Каспия (месторождений им. В. Филановского, им. Ю. Корчагина, им. В. Грайфера) и шельфа Балтийского моря. ПАО "НК "Роснефть" планирует разработку ряда месторождений Эргинского кластера, а также Северо-Комсомольского, Лодочного и Северо-Даниловского месторождений.
Прирост добычи нефти будет осуществлен за счет бурения новых эксплуатационных скважин, повышения эффективности геолого-технических мероприятий, разработки трудноизвлекаемых запасов в низкопроницаемых коллекторах и высоковязкой нефти. Вместе с тем основной прирост ожидается за счет ввода в разработку новых месторождений.
Следует отметить, что достижение указанных уровней добычи нефти будет зависеть от макроэкономических условий, развития ситуации на мировых сырьевых рынках, а также развития отечественного производства в смежных отраслях.
В сложившейся экономической ситуации, а также с учетом действия соглашений в рамках ОПЕК+ до апреля 2022 г. в базовом варианте прогнозируется увеличение добычи нефти до 560 млн т к 2023 году. В условиях развития первичной переработки нефти при постепенной модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и увеличении глубины переработки экспорт нефти к 2023 г. составит 266,2 млн тонн. Прогнозируется рост экспорта нефти в страны дальнего зарубежья до 242,2 млн т к 2023 г. в основном за счет роста поставок в страны АТР. Экспорт в страны СНГ сохранится на уровне 24,0 млн т на протяжении 2021-2023 годов.
Объем импорта нефти относительно объема ее добычи в России останется несущественным.
Таблица 9. Динамика добычи нефти
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/ 2019 |
Добыча нефти, включая газовый конденсат |
0,9 |
-9,5 |
2,0 |
6,7 |
1,4 |
-0,1 |
Добыча газа горючего природного и нефтяного попутного
Рост добычи и экспорта газа в 2019 г. во многом обусловлен развитием СПГ-проектов и ростом спроса на газ в Европе. В 2019 г. объем добычи газа составил 738,4 млрд куб. м, что на 1,7% выше уровня 2018 г. и является рекордным показателем за весь период российской газодобычи.
Добыча газа ПАО "Газпром" увеличилась на 3,5 млрд куб. м (+0,5%). Добыча газа независимыми производителями и нефтяными компаниями увеличилась на 8,3 млрд. куб. м (+3,6%). Основная часть объемов добычи газа пришлось на Ямало-Ненецкий автономный округ (81,7%), что на 0,3 п.п. выше показателя 2018 года. Также рост добычи наблюдался в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (+1,3%) и Астраханской области (+2,6%), а снижение - в Красноярском крае (-11,4%) и Сахалинской области (-2,3%).
Поставки газа на внутренний рынок в 2019 г. снизились на 16,0 млрд куб. м. (-3,2%) и составили 478,2 млрд куб. метров. В структуре потребления газа продолжают лидировать коммунальный и промышленный сектора. Их доля по итогам 2019 г. составила 60,2%. Отмечено снижение потребления газа для нужд электроэнергетики за счет ввода в строй новых парогазовых установок, снижающих объем газа, потребляемого для выработки электроэнергии.
Производство СПГ по итогам 2019 г. составило 29,5 млн т (+48%), что было обеспечено наращиванием объемов производства на заводе "Ямал СПГ". Практически весь объем произведенного СПГ был направлен на экспорт. При этом около 51% пришлось на страны Европы (поставка с завода "Ямал СПГ"), 46% - в страны Азии (преимущественно завод "Сахалин-2"), 3% - в страны Ближнего Востока.
Экспорт газа по трубопроводам в 2019 г. составил 220,6 млрд куб. м (на уровне 2018 года). Экспорт в страны СНГ увеличился до 38,2 млрд куб. м (+4,4%), а в страны дальнего зарубежья снизился до 182,4 млрд куб. м (-0,9%). Снижение потребления российского газа на европейском рынке было обусловлено более мягкими погодными условиями (2019 г. отметился самой теплой зимой за всю историю наблюдений), замедлением темпов экономического роста в странах - торговых партнерах и, как следствие, снижением спроса. Из Республики Казахстан на переработку на Оренбургском ГПЗ импортировано 9,1 млрд куб. м газа.
Объем добычи газа с учетом текущей динамики и состояния мировой экономики в 2020 г. ожидается на уровне 690,8 млрд куб. м (-6,4%), при этом потребление газа на внутреннем рынке снизится до 473,7 млрд куб. м (-0,9%).
Объем трубопроводного экспорта газа в 2020 г. ожидается на уровне 184,4 млрд куб. м (-6,4%). С учетом текущих тенденций поставок газа в Европу объем поставок газа в дальнее зарубежье оценивается на уровне 148,8 млрд куб. м (-18,2%). Экспорт газа в страны ближнего зарубежья оценивается на уровне 35,6 млрд куб. м (-6,8%).
В среднесрочном периоде сохранится тенденция к увеличению добычи газа в целом по стране. Прогнозируемый рост добычи газа (до 795,6 млрд куб. м в 2023 г.) будет обеспечиваться продолжением освоения месторождений ПАО "Газпром", а также увеличением добычи независимыми производителями газа.
Стратегическими регионами добычи газа являются полуостров Ямал, Восточная Сибирь и Дальний Восток, а также континентальный шельф России. Развитие перспективных месторождений зависит от экономической эффективности, определяемой одновременным развитием четырех направлений отрасли: мощностей добычи газа, возможностей транспортировки, комплексов по переработке и хранению.
Развитие газовой отрасли в первую очередь зависит от объемов потребления газа. В среднесрочной перспективе после этапа восстановления как российской, так и мировой экономики спрос на внутреннем рынке газа стабилизируется и к 2023 г. составит 510,8 млрд куб. м, а сохранение спроса на внешнем рынке (в том числе с учетом мощностей газопровода "Сила Сибири") позволит обеспечить экспорт газа к 2023 г. на уровне 240,5 млрд куб. метров. Экспорт СПГ к 2023 г. увеличится до 37,8 млн тонн.
Таблица 10. Динамика добычи газа
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Добыча газа |
1,7 |
-6,4 |
5,4 |
5,7 |
3,3 |
7,7 |
Большая часть добытого газа по-прежнему будет направляться на внутренний рынок, который в среднесрочной перспективе будет характеризоваться стабилизацией темпов роста. Ожидается снижение газоемкости промышленности (с учетом программ по повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости производств), при росте спроса со стороны газохимии, увеличении использования газа в качестве моторного топлива, а также продолжении реализации программ газификации регионов.
Прогнозная динамика роста объемов добычи газа на среднесрочную перспективу обусловлена ростом экспорта трубопроводного газа в Китай и ростом экспорта СПГ.
В 2020 г. планируется ввести в эксплуатацию 52 новые газовые скважины на Бованенковском месторождении - крупнейшем месторождении полуострова Ямал. Проектный уровень добычи на нем - 115 млрд куб. м в год.
Продолжается начавшееся в марте 2019 г. освоение Харасавэйского месторождения, расположенного на полуострове Ямал. Начало добычи на нем запланировано на 2023 г., вывод на проектный объем добычи - 32 млрд куб. м газа в год - запланировано на 2025 год.
Ведется работа по проектированию обустройства Семаковского месторождения, частично расположенного в акватории Тазовской губы. Ввод первой очереди месторождения в разработку планируется осуществить в 2022 г. путем строительства и обустройства скважин на суше.
Также с конца 2022 г. планируется ввод в эксплуатацию Ковыктинского месторождения, расположенного в Иркутской области и являющегося ресурсной базой магистрального газопровода "Сила Сибири".
В 2023 г. планируется ввод в эксплуатацию Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на Гыданском полуострове и являющегося ресурсной базой проекта "Арктик-СПГ-2".
Завершено строительство оставшихся пяти скважин (две скважины осуществляют добычу в периодическом режиме) Киринского месторождения (континентальный шельф острова Сахалин). Ввод в эксплуатацию (после подключения к газосборной сети) запланирован на 2021 год. На Киринском месторождении использованы уникальные для нашей страны технологии подводной добычи углеводородов.
Продолжается освоение Южно-Киринского месторождения. На 2020-2022 гг. запланировано строительство в общей сложности 20 скважин. Всего проектный уровень добычи этого месторождения составляет 21 млрд куб. м в год и будет обеспечиваться 37 добывающими скважинами.
Добыча угля
В 2019 г. существенно ухудшилась ценовая конъюнктура на мировом рынке угля. При этом объемы добычи, внутреннего потребления и экспорта угля в целом остались на уровне показателей 2018 года.
По итогам 2019 г. добыто 439,2 млн тонн угля (-0,2%). Более половины объема добычи обеспечено Кузнецким угольным бассейном. На Канско-Ачинский пришлось около 9% добычи, около 2% - на Печорский.
Основные объемы добычи угля сосредоточены в Сибирском федеральном округе, где расположены главные добычные регионы страны: Кемеровская область (более 50% от общего объема добычи), Красноярский край (около 10%) и Республика Хакасия (около 6%).
По основным угледобывающим регионам в 2019 г. отмечалось снижение добычи: Кемеровская область на -2,9%, Республика Саха (Якутия) на -1,2%, Забайкальский край на -5,9%. Увеличили угледобычу Красноярский край на 3,3%, Республика Хакасия на 12,1%, Сахалинская область на 20,0%.
Поставки угля на внутренний рынок по итогам 2019 г. составили 192,7 млн т, основные потребители: электростанции (106 млн т) и коксохимические заводы (35,5 млн тонн).
Объемы экспорта угля в 2019 г. увеличились до 205,3 млн. т (+2,9%). При этом наблюдался рост экспортных поставок как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и в атлантическом направлении. Ключевым направлением экспорта поставок угля в 2019 г. стал Китай.
В последние годы основным условием роста объемов добычи угля является рост его экспортных поставок. Поставки угля на внутренний рынок на протяжении длительного периода колеблются примерно на одном уровне ввиду конкуренции его с газом.
Ожидаемый объем добычи в 2020 г. оценивается на уровне 395,0 млн т (-10,5%). Снижение производства связано с низкими мировыми ценами на уголь и продолжением тенденции по сокращению объемов закупок рядом ключевых потребителей на европейском рынке.
В среднесрочном периоде ожидается сохранение мировых тенденций по сокращению объемов потребления угля и переориентации на потребление наиболее калорийных марок углей.
Таблица 11. Динамика добычи угля
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Добыча угля |
7,3 |
-10,5 |
-1,1 |
-0,3 |
0,0 |
-11,8 |
Перспективы развития угольной промышленности связаны, в том числе, с созданием новых центров угледобычи, предполагающим освоение угольных месторождений в новых малоосвоенных регионах, имеющих перспективные в плане отработки запасы угля с благоприятными условиями залегания, среди которых Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха (Якутия), Межэгейское и Элегестское месторождения, Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), месторождения Чикойской впадины и Апсатское месторождение (Забайкальский край), Менчерепское месторождение (Кемеровская область), Усинское месторождение (Республика Коми).
В ближайшей перспективе отрасль столкнется с дополнительными ограничениями на внешнем рынке в силу политики перехода многих стран на использование альтернативных, более экологичных источников энергии, ужесточения экологических требований и введения "углеродного налога". Данное обстоятельство приведет к существенному сокращению ёмкости мирового рынка и повышению конкуренции среди угледобывающих компаний. В данных условиях, на фоне исчерпания возможности снижения железнодорожных тарифов, ключевым фактором повышения конкурентоспособности российских углей станет необходимость сокращения транспортного плеча и снижение себестоимости добычи.
Производство нефтепродуктов
Объем первичной переработки нефти в 2019 г. составил 289,9 млн тонн (-0,3% г/г). Основное сокращение объема переработки зафиксировано на НПЗ Уральского федерального округа (-1,6 млн т), а также Сибирского и Южного федеральных округов (-0,8 млн т и -0,4 млн т соответственно). Доля переработки нефти в объеме ее добычи в 2019 г. составила 51,7% против 52,3% в 2018 году.
В 2019 г. экспортировано 142,9 млн тонн нефтепродуктов (-4,7%), из которых на страны дальнего зарубежья и СНГ приходится 90% и 10% соответственно. При этом доля экспорта нефтепродуктов в общем объеме экспорта товаров сократилась на -1,7 п.п. до 17,4% в 2019 году. В структуре экспорта нефтепродуктов продолжают преобладать "светлые" нефтепродукты, доля топлива дизельного, не содержащего биодизель, по итогам 2019 г. превысила 40%. Объем импорта нефтепродуктов по-прежнему незначителен.
Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Федерации, по данным Росстата, по итогам 2019 г. составила 82,8% против 82,2% в 2018 году. Продолжающийся рост глубины переработки обусловлен выполнением нефтяными компаниями четырехсторонних соглашений по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, подписанных ими в 2011 г. с Минэнерго России, ФАС России и Ростехнадзором.
Снижение объемов переработки в 2019 г. связано, в том числе, с проведением плановых ремонтных работ на НПЗ. Основной вклад в сокращение производства обеспечил топочный мазут, производство которого уменьшилось на -1,9 млн т по сравнению с 2018 годом. Таким образом, его производство сокращается пятый год подряд, что обусловлено реализацией налогового маневра в нефтяной отрасли.
Рост производства был зафиксирован в сегменте "светлых" нефтепродуктов: по автомобильному бензину (+2,0%) и дизельному топливу (+1,2%).
В 2019 г. завершено строительство установки экстракции ароматики (ПАО "Татнефть"), гидроочистки дизельного топлива (ООО "ВПК-ОЙЛ") гидроочистки тяжелого гайзоля (ПАО "Татнефть"). Рост объемов первичной переработки и дозагрузка вторичных процессов привели к увеличению производства всех видов светлых нефтепродуктов.
В 2020 г. объем первичной переработки нефти ожидается на уровне 280,6 млн т (-3,2%). Снижение объемов переработки связано, в первую очередь, с ограниченными возможностями потребления моторных топлив в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Прогнозируемые объемы выпуска нефтепродуктов позволят полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка.
В 2020 г. прогнозируется снижение производства автомобильного бензина до 40,1 млн т в связи со снижением спроса в условиях реализации ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции. Наряду с восстановлением экономической активности в 2021 г. ожидается рост производства автомобильного бензина до 42,0 млн т (+5,0%). Рост производства будет обеспечен, в том числе, вводом трех установок вторичной переработки нефти по выработке компонентов автомобильного бензина суммарной мощностью 2,9 млн тонн.
В производстве дизельного топлива в 2020 г. прогнозируется рост до 80,6 млн т (+2,8%). Непрерывные поставки товаров первой необходимости оказывают поддержку спросу на моторные топлива, используемые для их поставок.
Одновременно в 2020 г. из-за сокращения спроса прогнозируется снижение выработки топлива для реактивных двигателей до уровня 11,0 млн тонн. В 2021 г. прогнозируется стабилизация выработки топлива для реактивных двигателей на уровне 12,5 млн т (+14,3%).
Производство топочного мазута в 2020 г. ожидается на уровне 42,0 млн тонн. В 2021 г. производство топочного мазута снизится до 41,0 млн т за счет ввода в 2020 г. установок по глубокой переработке нефти мощностью 1,7 млн. тонн и уменьшения потребления в связи с требованиями конвенции "МАРПОЛ".
В 2023 г. прогнозируемый объем первичной переработки нефти составит 286,0 млн т, что будет обеспечено вводом новых мощностей по первичной переработке нефти на отечественных НПЗ.
К 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается:
- увеличение производства автомобильного бензина до 42,3 млн т (+5,1%);
- увеличение производства дизельного топлива до 83,1 млн т (+6,0%);
- снижение производства топочного мазута до 42,0 млн т (-11,0%).
Продолжится закрытие неэффективных нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки, производство нефтепродуктов на которых не отвечает установленным в техническом регламенте требованиям к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
С учетом ожидаемого роста грузо- и пассажироперевозок всеми видами транспорта внутренний спрос на автомобильный бензин и дизельное топливо будет иметь тенденцию умеренного увеличения.
Таблица 12. Динамика производства основной продукции нефтеперерабатывающего комплекса
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Нефть, поступившая на переработку |
-0,3 |
-3,2 |
1,4 |
1,2 |
-0,7 |
-1,3 |
Автобензин |
2,0 |
-0,6 |
5,0 |
0,0 |
0,7 |
5,1 |
Дизельное топливо |
1,2 |
2,8 |
0,0 |
1,9 |
1,2 |
6,0 |
Мазут топочный |
-4,3 |
-11,0 |
-2,4 |
4,9 |
-2,3 |
-9,5 |
Производство электроэнергии
В 2019 г. выработано 1 139,3 млрд кВт*ч, при этом потреблено 1 118,1 млрд кВт*ч (+0,8% г/г), сальдо-переток экспорта и импорта составил 21,2 млрд кВт*ч.
Рост выработки электроэнергии наблюдался по всем типам электростанций, за исключением ТЭС (-1,9 млрд кВт*ч). Причиной снижения выработки на ТЭС является увеличение выработки на ГЭС благодаря многоводной гидрологической обстановке и на АЭС, которые в очередной раз обновили рекорд годовых объемов производства.
В структуре выработки электроэнергии не наблюдается существенных изменений: продолжают преобладать ТЭС (порядка 60%), доля АЭС и ГЭС составляет примерно 17-18% общего объема выработки.
В 2019 г. динамика потребления электроэнергии была разнонаправленной. В первой половине 2019 г. отмечалось снижение объема потребления электроэнергии за счет влияния температурного фактора (повышение среднегодовой температуры на 0,9°С), а также замедления роста экономики. Вместе с тем положительная динамика потребления в целом по году была обусловлена присоединением к энергосистеме с января 2019 г. работающих изолированно Западного и Центрального энергорайонов Республики Саха (Якутия).
Кроме того, оказало влияние увеличение потребления электроэнергии алюминиевыми заводами, промышленными предприятиями химической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также промышленными предприятиями нефте- и газопроводного транспорта.
По итогам 2019 г. прирост производственных мощностей в ЕЭС России составил 3,1 тыс. МВт (+1,3% г/г). Основной вклад в прирост мощностей внесли вводы новых объектов генерации (+3 тыс. МВт), большая часть которых пришлась на АЭС: введен седьмой блок Нововоронежской АЭС - 1,2 тыс. МВт. Кроме того, продолжилось увеличение мощностей ВИЭ: введено 500 МВт СЭС, включая 75 МВт Старомарьевскую СЭС в Ставропольском крае.
В 2020 г. на снижение выработки электроэнергии уже оказали влияние теплая зима сезона 2019-2020 гг. и снижение спроса во время введенных ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции.
Производство электроэнергии в 2020 г. оценивается в объеме 1 091,8 млрд кВт*ч (-4,2%), потребление электроэнергии - 1 077,7 млрд кВт*ч (-3,6%).
Таблица 13. Динамика производства электроэнергии
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
0,0 |
-2,8 |
3,0 |
1,5 |
1,6 |
3,3 |
Производство электроэнергии |
0,8 |
-4,2 |
3,7 |
1,4 |
1,6 |
2,4 |
В среднесрочном периоде объемы производства электроэнергии будут по-прежнему определяться темпами роста российской экономики. В 2023 г. производство электроэнергии прогнозируется в объеме 1 166,4 млрд кВт*ч, электропотребление внутреннего рынка увеличится до 1 152,6 млрд кВт*ч (+3,1% к 2019 году). В условиях высокой зависимости потребления электроэнергии на внутреннем рынке от температурного фактора возможны колебания темпов производства и потребления в пределах 0,3-0,6% в год в зависимости от температурных отклонений от среднемноголетних значений.
Существенных изменений структуры выработки по видам электростанций не прогнозируется. Продолжится наращивание генерирующих мощностей в секторе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
В 2023 г. основную нагрузку также продолжат нести тепловые электростанции, при этом на ТЭС предполагается увеличение производства электроэнергии на 5,0% к уровню 2019 г., их доля составит 62,0%. Производство на АЭС уменьшится на -7,0% к 2019 г. при снижении доли с 18,4% до 16,7%. На ГЭС производство снизится на 0,6%, доля уменьшится до 16,7% против 17,2%.
Машиностроение
В 2019 г. в преимущественном большинстве отраслей машиностроительного комплекса наблюдался рост производства: производство компьютеров, электронных и оптических изделий выросло на 13,2% по сравнению с 2018 г.; электрического оборудования - на 1,0%; машин и оборудования, не включенных в другие группировки - на 5,8%; прочих транспортных средств и оборудования - на 2,9%. При этом сокращение производства наблюдалось в сегменте автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (-0,3%).
Положительный вклад в развитие машиностроительного комплекса внесла реализация мер государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, в том числе в части: стимулирования спроса на продукцию российского производства (сельскохозяйственную технику, продукцию авто-, авиа- и судостроения, средства производства); стимулирования инвестиционной и научной деятельности хозяйствующих субъектов; развития производственно-технологического потенциала отдельных секторов машиностроения (в рамках федеральных целевых программ).
В указанный период отмечался низкий уровень загрузки производственных мощностей отдельных видов высокотехнологичных товаров: в части тракторов для сельского хозяйства - 18,7%, станков металлорежущих - 23,4%, генераторов переменного тока (синхронных генераторов) - 23,2%, автомобилей легковых - около 55,6%, холодильников и морозильников бытовых - 54,1%, приемников телевизионных, совмещенных или не совмещенных с широковещательными радиоприемниками или аппаратурой для записи или воспроизведения звука или изображения, - 51,1%.
Импорт машиностроительной продукции по группам ТН ВЭД ЕАЭС 84-90 в стоимостном выражении составил 112,7 млрд долл. США, что соответствует уровню 2018 года.
Общесистемным вектором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе станет эффективность реализации мероприятий, направленных, в том числе, на:
- развитие экспорта машиностроительной продукции в страны СНГ и дальнего зарубежья, продвижение продукции отечественных производителей на новые рынки;
- развитие совместных производств конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении и других секторах);
- реализацию мер, направленных на импортозамещение продукции машиностроительного комплекса;
- финансирование части затрат на проведение прикладных опытно-конструкторских работ, в том числе в рамках Индустрии 4.0, и внедрение полученных результатов в промышленное производство;
- стимулирование использования продукции отечественного машиностроения при реализации государственных программ в смежных отраслях, при строительстве крупных инфраструктурных проектов, в том числе посредством предоставления льготного кредитования на покупку и лизинг техники и оборудования;
- обеспечение приоритета отечественного оборудования при осуществлении закупок компаниями с государственным участием.
Таблица 14. Динамика производства отраслей машиностроительного комплекса
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
13,2 |
-1,8 |
8,4 |
6,3 |
6,8 |
20,8 |
Производство электрического оборудования |
1,0 |
-6,3 |
8,0 |
2,1 |
2,4 |
5,8 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
5,8 |
1,2 |
1,9 |
2,1 |
2,5 |
7,9 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
-0,3 |
-18,0 |
6,7 |
6,8 |
6,4 |
-0,6 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования |
2,9 |
-18,0 |
4,0 |
3,0 |
3,4 |
-9,2 |
В 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается увеличение производства компьютеров, электронных и оптических изделий на 20,8 процента. Динамика производства продукции приведенной группы будет определяться, в том числе, эффективностью деятельности созданных и создаваемых производств радиоэлектронной продукции, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".
Указанный сегмент электроники отличается достаточно высокой зависимостью от государственной политики как в части направлений и динамики перспективного развития, так и в части спроса на продукцию в специальном исполнении. В связи с этим значимыми факторами развития производства радиоэлектронной продукции и компонентной базы в среднесрочной перспективе будут являться приоритетное использование продукции российского производства при реализация инвестиционных проектов в сфере коммуникации и связи, включая развитие информационной инфраструктуры в рамках национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", а также закупки оборудования в рамках гособоронзаказа.
Развитие производства медицинской техники будет определяться увеличением инвестиций в основной капитал по направлению "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", а также эффективностью реализации мероприятий по модернизации системы здравоохранения и укреплению материально-технической базы медицинских учреждений. Также увеличению производства отечественного медицинского оборудования будет способствовать реализация национального проекта "Здравоохранение", в котором, в том числе, предусмотрено внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов. Кроме того, с целью создания научных заделов для развития в Российской Федерации производства ключевых сегментов импортозамещающего медицинского оборудования, а также технологической модернизации организаций отрасли в настоящее время реализуется государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности".
В 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается увеличение производства электрического оборудования на 5,8 процента. Динамика производства электрического оборудования обусловлена, в том числе, увеличением производства электрического оборудования для энергетической отрасли (в том числе кабельной продукции), энергетического оборудования и бытовых приборов. Предполагается, что ожидаемое увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2021-2023 гг., улучшение условий потребительского кредитования, а также модернизация действующих и ввод новых производственных мощностей также будут оказывать положительное влияние на увеличение объемов рынка бытовой техники.
В 2023 г. по сравнению с 2019 г. ожидается рост производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки, на 7,9%, в том числе за счет роста производства станков, энергетического машиностроения, сельскохозяйственной и бытовой техники.
Увеличение объемов спроса на дорожно-строительную технику в 2021-2023 гг. будет связано с реализацией инвестиционных проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве, а также с необходимостью обновления действующего парка техники и реализацией мер государственной поддержки, направленной на сокращение издержек производителей указанной техники.
Кроме того, в среднесрочной перспективе росту производства дорожно-строительной техники будут способствовать ряд мер государственной поддержки, предусмотренных:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 1649 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
В части автомобильной техники в среднесрочной перспективе ожидается рост производства легковых автомобилей, что будет обусловлено ростом реальных располагаемых доходов населения, а также диверсификацией географии экспортных поставок отечественных производителей.
Увеличению производства грузовых автомобилей будут способствовать ожидаемый рост грузооборота автомобильного транспорта; потребность в обновлении парка грузовых автомобилей; программы развития экспортных поставок производителей; рост коммерческих перевозок автотранспортом; а также дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные для развития автомобильной промышленности.
В части подвижного состава ожидаемое сокращение производства в 2020 г. будет обусловлено падением железнодорожных перевозок. Производство вагонов грузовых магистральных в текущем году сократится на 50%. Восстановление производства в 2021-2023 гг. связано в основном с оказанием мер государственной поддержки, а также действующими программами обновления парка крупнейших грузоперевозчиков.
Основным фактором развития производства в авиастроительном комплексе будет осуществление поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию производства гражданской авиационной техники, включая МС-21, SSJ-100, Ми-8/17/171, Ансат, Ка-62, легкий многоцелевой вертолет.
В целях обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки:
- стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат на приобретение воздушных судов, субсидирование части затрат на закупку запчастей и организацию авиационных сервисных центров, субсидирование экспортных поставок, реализация механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов);
- поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (реализация ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техническое перевооружение предприятий отрасли, субсидирование части затрат на организацию производства самолетов региональной авиации и сертификацию таких самолетов).
Дополнительным фактором, обеспечивающим развитие авиастроительного комплекса, является реализация программ инновационного развития ПАО "ОАК", АО "ОДК" и АО "Вертолеты России" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью.
Развитие судостроительного комплекса в прогнозном периоде будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа, сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ПАО "Газпром", ГК "Росатом", ПАО "Совкомфлот", ПАО "Новатэк", ПАО "НК "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания, судов класса "река-море", дноуглубительных судов, крупных круизных лайнеров и рыбопромысловых судов.
Данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"; развития судостроительной науки, лизинга в сфере судостроения, производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда").
На развитие производства космической техники в прогнозном периоде будет оказывать влияние эффективность реализации основных программных документов в сфере космической деятельности (ФЦП "Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации", ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы", Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы и другие проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России").
Металлургический комплекс
По итогам 2019 г. индекс металлургического производства вырос на 1,6%, что обуславливалось некоторым увеличением спроса на металлопродукцию со стороны основных потребителей на внутреннем рынке.
В 2020 г. снижение металлургического производства в сопоставимых ценах оценивается на уровне 3,0%.
Развитие металлургической отрасли в части цветной металлургии зависит как от внутреннего инвестиционного спроса в отраслях - потребителях (строительстве, транспортной отрасли, машиностроении, в т.ч. автомобилестроении, и других секторах экономики), так и от динамики экспортных поставок цветных металлов.
Хотя традиционными рынками сбыта цветных металлов (алюминий, медь, никель, титан и цинк) являются в основном развитые страны, в последние годы наметилась тенденция увеличения поставок на рынки Азии (включая Китай). Экспортные поставки составляют 90% производства никеля и изделий из него, 85% - меди, 80% - алюминия. При этом доля импортных изделий из этих металлов составляет: для меди - 50% от внутреннего потребления, алюминия - 30%, цинка - 16%, никеля - 10%. Экспортные поставки представлены в основном продукцией низкого передела, тогда как импорт представлен высокотехнологичной продукцией. Ситуация с экспортными поставками осложняется ростом протекционизма в мире (в отношении цветных металлов действуют 15 мер, введены повышенные пошлины на поставки алюминия на рынки США, активно обсуждаются дополнительные меры).
В силу влияния пандемии новой коронавирусной инфекции в 2020 г. наблюдается спад экономик развитых стран, которые являются основными потребителями российских цветных металлов.
Приостановка покупок золота Банком России, наряду с благоприятной экономической конъюнктурой и высокой конкурентоспособностью российских золотодобывающих компаний, имеющих низкие удельные затраты, стимулирует рост экспортных поставок российского золота.
Совокупный избыток мировых мощностей черной металлургии, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляет 523 млн тонн. Кроме того, по информации ОЭСР, до 2021 г. сталелитейные мощности могут увеличится на 110 млн тонн.
Сдержанная динамика роста основных отраслей - потребителей продукции черной металлургии, рост протекционизма и торговых споров (в том числе расширение применения защитных мер в отношении российской металлопродукции), нестабильная ситуация на мировом рынке сырья и металлопродукции будут сдерживать развитие отрасли.
При этом стимулами развития черной металлургии в прогнозном периоде станут повышение металлопотребления через поддержку машиностроительного комплекса, направленную на модернизацию и вывод неэффективных мощностей, развитие экспортных программ для машиностроительных заводов, дальнейшее развитие производства высокопередельной продукции, усиление контроля за соблюдением нормативов срока службы металлопродукции (труб, металлоемких конструкций и агрегатов, подвижного состава и пр.), реализация планов импортозамещения в отраслях-потребителях, развитие кооперационных связей с зарубежными странами, в том числе в рамках ЕАЭС.
Инвестиции в цветную металлургию в Российской Федерации по итогам 2019 г. составили 267,5 млрд руб., в том числе инвестиции в освоение месторождений и подготовку (обогащение руд цветных металлов) составили 212,3 млрд. руб. (79,4% от общего объема инвестиций).
Инвестиционный портфель 10 ведущих компаний в цветной металлургии России на период до 2023 г. оценивается примерно в 3 трлн руб., из них проектов по развитию сырьевой базы - на 1,5 трлн рублей. При этом планируемая реализация инвестиционных проектов на 85-90% финансируется за счет собственных ресурсов компаний.
Таблица 15. Динамика металлургического производства
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 /2019 |
Производство металлургическое |
1,6 |
-3,0 |
0,2 |
0,8 |
1,0 |
-1,0 |
Крупнейшие проекты в цветной металлургии:
- компания ОК РУСАЛ: завершение строительства Тайшетского алюминиевого завода и Тайшетской анодной фабрики (71,4 млрд руб.);
- ПАО ГМК Норильский никель: сумма инвестиционных проектов - 1 500 млрд. руб., включая 250 млрд. руб. на реализацию экологического проекта по утилизации серы;
- Байкальская горная компания: строительство Удоканского ГОКа - 224 млрд руб.;
- ПАО ВСМПО - Ависма: завершение проектов модернизации и расширения производства высокотехнологичной продукции из титана и его сплавов - 31,5 млрд руб.;
- компания Полюс: реализация проекта по освоению золоторудного месторождения "Сухой Лог" - 407,1 млрд руб. и другие.
Инвестиционная политика металлургических компаний будет направлена на технологическую модернизацию действующих мощностей и технологических процессов с целью улучшения качественных характеристик металлопродукции, снижение расходных коэффициентов, а также на снижение экологической нагрузки на окружающую среду.
Химический комплекс
Производство химических веществ и химических продуктов
По итогам 2019 г. индекс производства по виду деятельности "Производство химических веществ и химических продуктов" вырос на 2,7% г/г.
Уровень загрузки производственных мощностей по основным видам химической продукции составил около 80%, в том числе по производству полимеров этилена в первичных формах - 91,8%, по производству полипропилена в первичных формах - 95,4%, полимеров винилхлорида или прочих галогенированных олефинов в первичных формах - 94,0%, удобрений минеральных или химических (в пересчете на 100% питательных веществ) - 87,3%, по производству каучуков синтетических - 72,7 процента. Низкий уровень загрузки производственных мощностей имел место в производстве волокон химических - 64,6%, лакокрасочных материалов - 47,0%, что связано с ограниченным ассортиментом конкурентоспособной выпускаемой продукции.
Экспорт продукции химической промышленности по итогам 2019 г. составил 27,1 млрд долларов США (-1,0% к 2018 году). В структуре экспорта продукции химической промышленности в настоящее время преобладает сырьевая продукция и продукция низких переделов (минеральные удобрения, синтетические каучуки). В географической структуре поставок около 74% экспорта приходится на страны дальнего зарубежья.
Импорт продукции химического комплекса в 2019 г. составил 47,8 млрд долл. США (+9,7% к 2018 году). Товарная номенклатура импортируемой продукции химической промышленности значительно шире поставляемой на экспорт и представлена главным образом продукцией с высокой добавленной стоимостью (лекарственные средства, лаки и краски, мыло и моющие средства, пластмассы и изделия из них, химические средства защиты растений).
По итогам 2020 г. ожидается рост производства химических веществ и химических продуктов на 4,0%.
Таблица 16. Динамика производства химической продукции
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Производство химических веществ и химических продуктов |
2,7 |
4,0 |
5,9 |
6,3 |
6,6 |
24,9 |
В прогнозном периоде реализация перспективных инновационных проектов в химическом комплексе позволит выйти на производство новых (с точки зрения потребительских свойств) видов продукции, что создаст условия для осуществления импортозамещения по ряду товарных позиций (пластмассам, волокнам химическим, лакокрасочным материалам).
В настоящее время российскими компаниями в целях поддержания конкурентоспособности и модернизации действующих мощностей, развития сырьевой базы и логистики запланирована реализация порядка 20 инвестиционных проектов:
- предполагается расширение производственного потенциала в выпуске минеральных удобрений;
- в крупнотоннажном производстве пластмасс значительное влияние на производственные показатели окажет реализация крупных инвестиционных проектов по производству базовых полимеров;
- запланирован ввод новых мощностей по производству полипропилена, полимеров стирола, волокон химических;
- прогнозируется расширение мощностей по производству полимеров винилхлорида, синтетических каучуков.
В 2021-2023 гг. основной тенденцией развития российского рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) станет рост производства "неводных" и "прочих" ЛКМ, обусловленный расширением спроса на органоразбавляемые и порошковые ЛКМ индустриального назначения, а также значительными объемами мощностей, намечаемых к вводу и расширению в прогнозном периоде.
Производство резиновых и пластмассовых изделий
Индекс производства по виду деятельности "Производство резиновых и пластмассовых изделий" в 2019 г. увеличился на 1,0%. Уровень загрузки производственных мощностей по основным видам производства резиновых и пластмассовых изделий составил менее 55%, уровень загрузки по шинам, покрышкам пневматическим новым для легковых автомобилей составил 80,7%, по шинам, покрышкам для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов - 60,6 процента. При этом за счет ввода новых мощностей и модернизации действующих установок по выпуску легковых и грузовых шин наращивание потенциала в целом составило 1,3 млн шт. в год, при этом выведено из эксплуатации аналогичных мощностей около 2,2 млн шт. в год.
Прогнозируемая динамика объемов производства резиновых и пластмассовых изделий (+12,5% в 2023 г. к уровню 2019 г.) учитывает увеличение объемов внутреннего спроса на продукцию со стороны населения и основных отраслей-потребителей.
Таблица 17. Динамика производства резиновых и пластмассовых изделий
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
1,0 |
1,4 |
3,0 |
3,4 |
4,2 |
12,5 |
В области производства резиновых и пластмассовых изделий в период до 2023 г. намечается реализация инвестиционных проектов по производству полимерных труб, пленок, листов, тары и упаковки, профильно-погонажных изделий, древесно-полимерных композитных материалов, резинотехнических изделий различного назначения, шин и другой продукции.
В период до 2023 г. предусматривается реализация ряда проектов по расширению действующих мощностей и вводу новых комплексов по производству шин: планируется расширение мощностей по выпуску легковых и легкогрузовых шин, сельскохозяйственных и индустриальных шин, а также создание производства крупногабаритных комбинированных и цельнометаллокордных (ЦМК) шин.
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
В 2019 г. производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, выросло на 21,6%.
В среднесрочном периоде предполагается расширение номенклатуры производимой продукции за счет развития производства на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для медицинского применения путем создания новых и модернизации текущих производственных мощностей отечественных производителей, локализации производства на территории Российской Федерации лекарственных препаратов зарубежных производителей (как в кооперации с отечественными фармацевтическими компаниями, так и путем создания собственных производственных мощностей в Российской Федерации).
Повышение конкурентоспособности фармацевтической продукции будет обеспечиваться, в том числе, за счет перехода к производству лекарственных средств в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP), (Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"), реализации Правил организации и проведения инспектирования производителей лекарственных средств на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики, а также выдачи заключений о соответствии производителя лекарственных средств указанным требованиям (постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 1314).
Кроме того, стимулированию локализации производства импортозамещающих препаратов продолжит способствовать реализация постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, индекс производства по виду деятельности "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях" в 2023 г. вырастет на 42,4% к уровню 2019 года.
Таблица 18. Динамика производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 /2019 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
21,6 |
14,0 |
7,5 |
7,7 |
7,9 |
42,4 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
В 2019 г. производство прочей неметаллической минеральной продукции выросло на 4,2%. Наибольший рост продемонстрировало производство цемента (+7,4%), товарного бетона (+12%), изделий из гипса (+5,4%) и нерудных материалов (+5,4%). При этом отмечено снижение производства строительного гипса (-25,5%).
В России наблюдается профицит мощностей в промышленности строительных материалов. Загрузка производственных мощностей в основных сегментах составляет 45-65%.
При этом в 2019 г. был реализован ряд инвестиционных проектов:
- завод сухих строительных смесей Brozex запустил линии гипсоварочного производства (г. Березовский, Свердловская область; объем инвестиций - 250 млн руб.);
- концерн Knauf завершил работы по глубокой реконструкции гипсового завода (ООО "Звениговский завод строительного гипса"; объем инвестиций - 380 млн руб.);
- построен причал для приемки гипсового камня и инертных материалов на берегу р. Волги (проектная мощность - 65 тыс. т гипсового вяжущего материала и 70 тыс. т сухих строительных смесей);
- на печи обжига N 3 ООО "Топкинский цемент" (дочернее общество АО "ХК "Сибцем") введен в эксплуатацию современный электрофильтр ELEX (Швейцария);
- на Красноярском цементном заводе завершен масштабный проект экологической направленности - строительство единой для трех печей обжига дымовой трубы.
Среди факторов, оказывающих влияние на ситуацию в отрасли в 2020 г., можно отметить сокращение потребления в сегменте мелкого опта и розничной торговли строительными материалами и изделиями в связи с сокращением покупательской способности граждан и приостановкой индивидуального жилищного строительства и ремонта жилья, а также приостановку деятельности объектов торговли строительными материалами (строительные рынки, базы, дворы, непродовольственные супермаркеты).
В 2020 г. ожидается сокращение объемов производства производство прочей неметаллической минеральной продукции на -2,5% к 2019 году.
В 2021-2023 гг. ключевыми факторами роста производства прочей неметаллической минеральной продукции станут:
- реализация инвестиционных проектов по производству продукции отрасли (например, ООО "ПрофХолод" начало строительство корпуса для производства сэндвич-панелей в Московской области (завершение строительства планируется в 2021 году); холдинг "Сибирский цемент" собирается до декабря 2020 г. завершить строительство нового отделения цеха помола на Красноярском цементном заводе; Корпорацией Технониколь в 2020 г. планируется ввести в эксплуатацию два предприятия на Дальнем Востоке и одно в Северо-Кавказском федеральном округе; компанией "Специзоляция" совместно с Корпорацией Технониколь разработана, прошла испытания и запущена первая в России линейка теплоизоляционного материала PIR для строительства СПГ-предприятий и др.);
- реализация инфраструктурных проектов;
- расширение индивидуального жилищного строительства и строительства жилья экономического класса, обеспеченного частично или полностью ипотечным кредитованием;
- повышение качества городской среды;
- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
В условиях роста спроса на отечественные строительные материалы со стороны строительного комплекса индекс производства по виду деятельности "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" в 2023 г. увеличится на 6,7% к уровню 2019 года.
Таблица 19. Динамика производства прочих неметаллических минеральных продуктов
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 /2019 |
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
4,2 |
-2,5 |
3,2 |
2,9 |
3,1 |
6,7 |
Легкая промышленность
В 2019 г. производство текстильных изделий оставалось на уровне 2018 г., в производстве одежды, а также кожи и изделий из кожи было отмечено сокращение выпуска на -3,0% и -0,6% соответственно.
При этом по отдельным видам востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках продукции в 2019 г. был отмечен рост производства. Так, увеличился выпуск полотен трикотажных или вязаных (+19,3%), трикотажных изделий (+14,3%), спецодежды (+8,4%), одежды для детей младшего возраста и аксессуаров одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных (+11,2%), обуви защитной и прочей (+11,3%), обуви спортивной детской (+30,6%). Вместе с тем отмечалось снижение производства отдельных видов тканей, белья постельного, одежды и обуви.
Объем экспорта продукции легкой промышленности по итогам 2019 г. составил 1,59 млрд долл. США (+6,9% к 2018 году). Наибольший прирост экспорта наблюдался по нетканым материалам, полотнам трикотажным, химическим нитям и тканям из них, текстилю технического назначения, одежде трикотажной и обуви.
С учетом собственных и привлеченных средств объем инвестиций по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в 2019 г. составил 12,96 млрд руб., в том числе в производстве текстильных изделий - 9,3 млрд руб., одежды - 2,6 млрд руб., кожи и изделий из кожи - 0,98 млрд руб.
В 2019 г. в результате реализации инвестиционных проектов созданы и устойчиво развиваются следующие производства:
- производство суровых тканей из пряжи высоких номеров и тканей специального назначения (ОАО ХБК "Шуйские ситцы", Ивановская область);
- производство новой сорочечной ткани из полиэфирно-хлопковых нитей ("ТД "Меланж-Текстиль", Ивановская область);
- производство тканей для спецодежды работников "Росатома", "Транснефти", "Почты России", ФСИН и других организаций ("ТД "Меланж-Текстиль", Ивановская область);
- производство высокотехнологичных тканей со специальными защитными свойствами для одежды (АО ФПК "Чайковский текстильный дом", Ивановская область).
Предприятиям легкой промышленности в 2019 г. была оказана финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета, а именно:
- субсидии на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в 2015-2019 гг. на цели реализации проектов по увеличению объемов производства продукции (воспользовались 29 организаций легкой промышленности по кредитам, полученным на увеличение объемов производства, в сумме 414,5 млн рублей);
- субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013-2019 гг., на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (воспользовалось 8 организаций легкой промышленности по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, в объеме 69,8 млн рублей);
- субсидии российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства камвольных и (или) поливискозных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах (воспользовались 4 организации, выдано 500 млн рублей);
- финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга (воспользовались 12 организаций, профинансировано 794,6 млн рублей);
- финансирование мероприятий в рамках комплексной программы продвижения российской легкой промышленности (193,7 млн рублей).
Кроме того, существенную поддержку реализации инвестиционных проектов оказывает Фонд развития промышленности (по состоянию на 1 июля 2020 г. поддержаны 26 проектов легкой промышленности).
С учетом реализации дополнительных мер государственной поддержки, предусмотренных Перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина в ходе совещания о ситуации в легкой промышленности, состоявшемся 3 июня 2020 г., ввода и освоения вновь введенных мощностей индексы производства по видам экономической деятельности оцениваются в 2020 г. следующим образом:
- производство текстильных изделий: +1,1%;
- производство одежды: -3,0%;
- производство кожи и изделий из кожи: -15,0%.
В прогнозном периоде к основным факторам, способствующим росту производства продукции отрасли легкой промышленности, будут относиться:
- рост реальных располагаемых доходов населения;
- сокращение доли "серого" импорта продукции легкой промышленности в связи с принятием решения о расширении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке в рамках реализации Национального сегмента системы маркировки контрольными (идентификационными) знаками;
- развитие основных смежных отраслей - потребителей продукции легкой промышленности (производства медицинских изделий, химической промышленности, производства строительных материалов, а также дорожного строительства и автомобильного производства);
- развитие межотраслевого взаимодействия по обеспечению предприятий отрасли легкой промышленности отечественными сырьевыми ресурсами (льноволокном, шерстью, химическими волокнами и нитями);
- выстраивание технологической цепочки производства кожевенных материалов (от сырых шкур до готовой кожи для швейной, обувной, мебельной и автомобильной промышленности);
- создание условий для частичной локализации производства швейной и обувной продукции, а также поддержка развития отечественных брендов.
Таблица 20. Динамика производства продукции легкой промышленности
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Производство текстильных изделий |
0,0 |
1,1 |
3,5 |
3,2 |
3,5 |
11,8 |
Производство одежды |
-3,0 |
-3,0 |
4,0 |
3,8 |
4,2 |
9,1 |
Производство кожи и изделий из кожи |
-0,6 |
-15 |
4,8 |
4,5 |
5,2 |
-2,1 |
Базовым вариантом предусматривается ежегодный прирост производства продукции легкой промышленности в 2021-2023 гг., в результате этого в 2023 г. производство текстильных изделий увеличится на 11,8% по сравнению с уровнем 2019 г.; производство одежды - на 9,1%. Вместе с тем производство кожи и изделий из кожи в 2023 г. останется ниже уровня 2019 г. (на -2,1%).
Прогнозируемый рост производства текстильных изделий обусловлен увеличением производства хлопчатобумажных, льняных тканей, тканей для домашнего текстиля, тканей специального назначения и нетканых материалов.
Прогнозируемый рост производства одежды связан с переориентацией спроса на отечественную продукцию, увеличением выпуска спецодежды, увеличением производства отечественной продукции для активного отдыха и спорта.
Российские производители обувной отрасли конкурентоспособны в средненизком и среднем ценовом сегменте рынка. В нижнем ценовом сегменте преобладает продукция из Китая, Индии, Вьетнама.
Предпосылками для развития обувной отрасли являются следующие факторы: развитие инфраструктуры торговли (открытие новых магазинов предприятиями-производителями в различных регионах России), внедрение в производство новейших технологий, а также улучшение ситуации с обеспечением отечественным кожсырьем.
Лесопромышленный комплекс
В 2019 г. рост производства по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева" составил 4,3%, в производстве бумаги и бумажных изделий - 1,7%.
Таблица 21. Динамика производства продукции лесопромышленного комплекса
в % г/г |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023/2019 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
4,3 |
-4,0 |
6,3 |
5,2 |
4,9 |
12,6 |
Производство бумаги и бумажных изделий |
1,7 |
2,0 |
2,7 |
2,8 |
3,4 |
11,4 |
Объем потребления продукции лесопромышленного комплекса на внутреннем рынке за 2019 г. составил 1 741 млрд руб., что на 3,3% превышает уровень 2018 года.
В 2019 г. внешнеторговый оборот ЛПК (включая мебель) составил 17,9 млрд долл. США (-7,2%), в том числе: импорт - 5,2 млрд долл. США (-5,3%), экспорт - 12,7 млрд долл. США (-8,0%).
За указанный период произошло увеличение экспорта в натуральном выражении ДСП - на 15,2%, фанеры - на 5,3%, ДВП - на 4,6%, пиломатериалов - на 4,6%. Экспорт мебели вырос на 11,9%. Экспорт лесоматериалов необработанных сократился на -16,5%, целлюлозы - на -7,0%, бумаги и картона сохранился примерно на уровне прошлого года (+0,7%).
По итогам 2019 г. отмечается снижение импорта ДСП на -20,0%, ДВП - на -5,6%, бумаги и картона - на -4,5%. При этом увеличился импорт фанеры (+54%), целлюлозы (+35,6%), мебели (+1,0%).
Основными потребителями отечественной продукции являются Китай - 33,9% поставок, Казахстан - 5,7%, Узбекистан - 4,5%, Финляндия - 4,4%, Япония - 4%, Германия - 3,8%.
Основные экспортеры продукции ЛПК в Россию: Китай - 17,8%, Германия - 12%, Беларусь - 10%, Финляндия - 9,9%, Польша - 7,5%.
Прогноз развития лесопромышленного комплекса России в среднесрочной перспективе будут определять следующие факторы:
- восстановление реальных располагаемых доходов населения;
- постепенное восстановление спроса на продукцию ЛПК на мировом рынке;
- сохранение в течение 2020 г. относительно слабой динамики мировых цен на продукцию ЛПК с потенциалом постепенного восстановления цен в 2021 г. и далее;
- усиление мер по ограничению экспорта круглого леса, в т.ч. за счет повышения экспортных пошлин и увеличения внутренней переработки древесины;
- сохранение среднесрочных инвестиционных трендов, прежде всего, в части целлюлозно-бумажного производства, где в настоящее время в достаточно продвинутой стадии реализации находятся крупные проекты компаний с хорошей финансовой устойчивостью.
При этом риском является продолжение торговой войны между США и Китаем, которая может препятствовать возобновлению роста мировой торговли продукцией ЛПК.
В условиях, когда на экспорт направляется порядка 45-50% продукции ЛПК, внешнеэкономическая конъюнктура является одним из ключевых факторов, определяющих динамику отрасли.
В 2020 г. ожидается снижение на -4,0% в обработке древесины и производстве изделий из дерева при росте на 2,0% производства бумаги и бумажных изделий.
Негативное влияние на динамику отрасли во 2 кв 20 было обусловлено снижением как внутреннего, так и внешнего спроса (в т.ч. "затовариванием" складов в Китае).
Динамика экспорта в 2020 г. будет отрицательной: по экспортно ориентированным направлениям - фанера, пиломатериалы - ожидается снижение до -5%.
В 2021-2023 гг. ожидается положительная динамика производства во всех подотраслях лесопромышленного комплекса. Сильным фактором поддержки развития отрасли станет внешний спрос.
По итогам 2020 г. снижение импорта продукции лесопромышленного комплекса, по оценке, не превысит 1-3%. В основном, это связано с тем, что импортируются премиальные позиции в мебели и бумаги, заместить которые отечественные производители пока не могут в необходимой степени эффективности. Ожидается, что в 2021-2023 гг. импорт будет расти темпом 2-5% в год.
Транспорт
Объем перевозок грузов в 2019 г. составил 7,1 млрд тонн (+2,4%), грузооборот - 2 987,6 млрд т-км (+0,7%). При этом объем коммерческих перевозок грузов по транспортному комплексу в 2019 г. составил 2,9 млрд т (-4,2% г/г). Коммерческий грузооборот транспортного комплекса в 2019 г. вырос на 0,6% г/г и составил 2 864,1 млрд тонно-километров.
Объем перевозок пассажиров в 2019 г. составил 17,9 млрд человек (-1,5%). В структуре пассажирооборота транспорта общего пользования в 2019 г. увеличилась доля воздушного транспорта при сокращении доли других видов транспорта.
В 2020 г. объем перевозок грузов транспортным комплексом с учетом сложившихся тенденций и макроэкономических параметров составит 6,7 млрд. тонн (-6,2%), грузооборот - 2 810,2 млрд т-км (-5,9%). Объем перевозок пассажиров в 2020 г. составит 13,3 млрд человек (-25,3%).
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства, реальных располагаемых доходов населения и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется рост показателей деятельности транспортного комплекса.
В 2023 г. объем перевозки грузов возрастет по сравнению с 2019 г. на 2,8%, грузооборот - на 1,9%, объем коммерческих перевозок грузов - на 1,5%. Перевозки пассажиров к 2023 г. возрастут по сравнению с 2019 г. на 6,0%, пассажирооборот - на 3,5%.
В целях укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в среднесрочной перспективе будет продолжено оказание мер государственной поддержки, в том числе субсидирование региональных воздушных перевозок населения на территории Российской Федерации, субсидирование перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования и другие.
Факторами, сдерживающими развитие транспортной системы России, являются:
- недостаточное развитие подходов к морским портам (большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к морским портам не обеспечивают возросший поток грузов);
- устаревшая инфраструктура и обслуживающий флот внутренних водных путей;
- отсутствие полностью сформированной опорной транспортной сети дорог на всей территории страны, что сдерживает экономическое развитие регионов, ограничивает мобильность населения, перевозку грузов.
Приоритетами развития транспортной инфраструктуры в среднесрочной перспективе станут развитие дорожной сети, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, в том числе скоростных автомагистралей, развитие транспортных коридоров, развитие железнодорожных линий, Северного морского пути, увеличение мощности российских портов, развитие аэропортов и внутренних перевозок воздушным транспортом, а также железнодорожных перевозок, модернизация инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
Таблица 22. Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 /2019 |
Объем коммерческих перевозок, млн т |
2 933,1 |
2 696,7 |
2 775,9 |
2 898,1 |
2 977,0 |
101,5 |
%, г/г |
95,8 |
91,9 |
102,9 |
104,4 |
102,7 |
|
Коммерческий грузооборот, млрд т-км |
2 864,1 |
2 689,2 |
2 780,6 |
2 850,7 |
2 923,5 |
102,1 |
%, г/г |
100,6 |
93,9 |
103,4 |
102,5 |
102,6 |
|
Пассажирооборот общего пользования, млрд пасс-км |
632,6 |
352,3 |
567,7 |
627,3 |
654,7 |
103,5 |
%, г/г |
106,5 |
55,7 |
161,1 |
110,5 |
104,4 |
Железнодорожный транспорт
Грузовые перевозки
В 2019 г. железнодорожным транспортом по путям общего пользования было перевезено 1 279,4 млн т грузов (-0,9%). При этом коммерческий грузооборот железнодорожным транспортом составил 2 602,5 млрд т-км (+0,2%), что обусловлено ростом средней дальности перевозок грузов.
С начала 2020 г. тенденции снижения погрузки сохранились в условиях продолжающегося ухудшения конъюнктуры на ключевых товарных рынках, прежде всего сырьевых, и макроэкономической ситуации на фоне реализации мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции.
Снижение общего объема погрузки произошло практически по всем грузам. Падение коснулось, в первую очередь, каменного угля, нефти и нефтепродуктов, лесных грузов, а также черных металлов.
В 2020 г. ожидается объем перевозки грузов железнодорожным транспортом по путям общего пользования в размере 1 221,2 млн т, что на -4,5% ниже уровня 2019 года.
На горизонте до 2023 г. прогнозируется восстановительный рост объемов перевозок железнодорожным транспортом (к 2023 г. - 1 303,9 млн тонн).
Пассажирские перевозки
По итогам 2019 г. число отправленных железнодорожным транспортом пассажиров составило 1 201,5 млн чел. (+3,5%), в том числе: в пригородном сообщении (включая внутригородские перевозки) - 1 085,1 млн чел. (+3,3%), в дальнем следовании - 116,5 млн чел. (+10,5%). Пассажирооборот железнодорожным транспортом в 2019 г. составил 133,6 млрд пасс-км, что выше уровня предыдущего года на 3,2%.
Благодаря поддержке пригородного комплекса на федеральном уровне обеспечивается стабильный рост перевозок без существенного повышения тарифов в большинстве регионов. С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в 2019 г. организациям железнодорожного транспорта предоставлялись субсидии из федерального бюджета:
- на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате регулирования тарифов на услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры в пригородном сообщении;
- на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку учащихся старше 10 лет в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий;
- на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах;
- на компенсацию от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы России.
В 2020 г. в связи с мероприятиями, проводимыми с целью борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекции были наложены существенные ограничения на условия перевозок пассажиров, сказавшиеся на показателях работы пассажирского железнодорожного транспорта. Объем пассажирских перевозок в 2020 г. ожидается на уровне 680 млрд пасс-км (-43,4%). Положительная динамика восстановления пассажиропотока после снятия ограничений дает основания ожидать возврат объемов перевозок к уровня 2019 г. в середине 1 кв 21.
В 2022-2023 гг. возобновится рост объемов перевозок. Главным драйвером роста станет развитие Московского транспортного узла, прежде всего Московских центральных диаметров, метрополитена и Московского центрального транспортного кольца (МЦК).
В 2023 г. объем перевозок пассажиров ожидается на уровне 1 234,6 млн человек (+2,7%).
Автомобильный транспорт
В прогнозном периоде будет продолжено развитие грузового и автомобильного транспорта и легкового такси, а также модернизация и обновле
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.