Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от 24.07.2020 N 863-пр
Концепция
развития системы профессиональной ориентации обучающихся Ставропольского края до 2025 года
1. Общие положения
На федеральном уровне одним из приоритетных направлений образовательной политики является создание в образовательных организациях профориентационного пространства, которое направлено на формирование у подростков одной из важнейших ключевых компетентностей - профориентационной. Смысл данной компетенции заключается в готовности школьника эффективно объединить свои внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели, во владении комплексом способов деятельности по продолжению образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и рынка труда, а впоследствии и формировании профессиональной компетентности.
Таким образом, создание непрерывного процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является одной из приоритетных задач современного образования и общества, что отражено в ряде основополагающих стратегических документов Российской Федерации:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
- Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы, утвержденный Правительством Российской Федерации 27.06.2016;
- Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 N 204, в части построения эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р, в рамках реализации комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии (п. 13, часть II);
- План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 366-р;
- Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 92;
- Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 N 380н;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413;
- Концепция преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783;
- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18.07.2013 N ПК-5вн);
- Приоритетный проект "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 N 9).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Паспорт приоритетного проекта "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 N 9)"
Опираясь на ключевые идеи федеральных документов формирования профориентационного образовательного пространства, в Ставропольском крае разработана Концепция развития региональной системы профессиональной ориентации обучающихся Ставропольского края до 2025 года (далее - Концепция).
Концепция нацелена на содействие профессионального самоопределения школьников, непрерывного роста профессионального мастерства личности как важнейшего условия ее удовлетворения трудом и собственным общественным положением, реализации индивидуальных возможностей.
В ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности на уровне региона.
Концепция разработана с учетом задач, определенных нормативно-правовыми документами Ставропольского края:
- Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года, утвержденная Законом Ставропольского края от 27.12.2019 N 110-кз;
- Государственная программа Ставропольского края "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 N 628-п;
- Научно-методическую основу Концепции составляют Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования и Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015 - 2020 годы (одобрены Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования", протокол от 14.12.2015 N 9).
2. Основные понятия и определения, используемые в Концепции
В Концепции применяются следующие основные термины и понятия:
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, предполагает выбор профессиональной карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Профессиональная карьера - профессиональный путь личности, на котором она осознанно и ответственно, в соответствии со своими психофизиологическими характеристиками, ценностными ориентациями и социальным опытом, осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности, приобретает умения, знания, навыки, личностные качества и ценностные ориентации, необходимые для успешного выполнения этой профессиональной деятельности, а также связанных с ней других социальных ролей, что обеспечивает наиболее полную самореализацию человека.
Планирование профессиональной карьеры - это самостоятельный, осознанный, ответственный, научно обоснованный процесс определения системы целей в области профессиональной карьеры личности, путей и средств их достижения, который включает в себя выбор сферы профессиональной деятельности, профессиональное обучение, трудоустройство, профессиональный рост, корректировку или изменение профессиональной карьеры, выход на пенсию, активную трудовую жизнь на пенсии.
Организационно-педагогическое сопровождение - это совокупность организационных действий, направленных на управление и координацию деятельности, распределение полномочий и ответственности субъектов системы профессиональной ориентации населения (организационная составляющая) по определению содержания, форм и методов сопровождения профессионального самоопределения граждан, программно-методического и информационного обеспечения, адекватного целям, принципам организации данного вида деятельности (педагогическая составляющая).
Координация деятельности по сопровождению профессионального самоопределения - согласование действий, установление целесообразных отношений между субъектами, организующими и реализующими указанную деятельность (ведомствами, структурами, организациями и др.).
Непрерывность образования (в отношении обучающегося) - отсутствие разрывов в хронологической последовательности отдельных, дискретных стадий образования, каждая из которых, будучи неотъемлемой частью целого, обладает определенными качественными особенностями (включая чередование форм формального и неформального образования).
Образовательное консультирование - специальная психолого-педагогическая деятельность, направленная на помощь обучающимся в построении индивидуальной образовательной перспективы.
Образовательные услуги - совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ - образовательных результатов (знаний, умений, навыков, компетенций и др.).
Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения - система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективной реализации задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня и типа.
Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся - компенсация недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, в том числе связанных с после школьным образовательно-профессиональным маршрутом.
Планирование профессиональной карьеры (проектирование профессионального пути) - процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей); анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.
3. Состояние системы профориентационного сопровождения обучающихся в Ставропольском крае
В Ставропольском крае сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации школьников.
С 2013 года министерством образования Ставропольского края (далее - минобразования края) проводится Образовательный форум "Найти свой путь к успеху!", целью которого является привлечение внимания общества к вопросам качества и уровня профессионального образования, знакомство школьников с миром профессий. Число посетителей данного форума ежегодно достигает 8,0 тыс. человек.
С 2015 года на территории Ставропольского края проводятся региональные чемпионаты по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).
Основной целью чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) является развитие профессионального образования в соответствии со стандартами WorldSkills для обеспечения экономики Ставропольского края высококвалифицированными рабочими кадрами, повышения роли профессиональной подготовки в социально-экономическом и культурном развитии региона. Соревнования способствуют профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему профессионального образования лучших международных практик и напрямую влияют на будущую карьеру молодых профессионалов.
В Ставропольском крае функционируют 44 профессиональные образовательные организации, подведомственные органам исполнительной власти Ставропольского края, и 32 частные профессиональные образовательные организации (из них 31 профессиональная образовательная организация и 2 образовательные организации высшего образования, подведомственные минобразования края, в которых обучаются более 40,0 тыс. студентов и работают 2,5 тыс. педагогов.
Подготовка рабочих кадров и специалистов осуществляется более чем по 100 профессиям и специальностям среднего профессионального образования. Большинство программ подготовки рабочих и специалистов вошли в справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
Для выстраивания эффективной региональной системы профессионального образования, сформированной на основе сетевого и кластерного подходов, в структуре профессиональных образовательных организаций функционируют 13 профильных ресурсных центров и 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций.
Кроме того, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в 2018 - 2020 годах проведено более 3000 мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию будущих абитуриентов и популяризацию рабочих профессий и специальностей, с охватом более 100,0 тыс. обучающихся.
Важнейшим направлением работы в рамках профориентации является реализация профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В крае утвержден комплекс мер по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в их последующем трудоустройстве, а также проведению профориентационных работ среди инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях Ставропольского края, на 2018 - 2024 годы.
На базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Кавказский федеральный университет" реализуется проект "Профориентационный навигатор" для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, целью которого является обеспечение поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), их семей в процессе профессиональной ориентации через проектирование индивидуальных программ.
Образовательные организации Ставропольского края проводят множество мероприятий, направленных на профориентацию школьников: классные часы, уроки-беседы, лекции; интерактивные занятия, тренинги, деловые игры; дни/недели/месячники профориентации; тематические родительские собрания; посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях. Проводятся занятия по программам предпрофильной подготовки, разработанные для учащихся 8 - 9-х классов: "Я и профессия", "Твоя профессиональная перспектива", "Основы выбора профессии", "Выбор профиля обучения" и др.
В дополнительном образовании реализуются программы "Мир профессий", "Мой выбор", проводятся краевые соревнования по судомодельному и авиамодельному спорту и др.
В общеобразовательных школах края работают 33 специализированных класса "Юные помощники ГИБДД", развивается сеть спортивных классов (66) по 17 видам спорта, в деятельность которых также включена профориентационная составляющая.
Новый импульс в развитии профориентационной работы со школьниками дали региональные проекты "Цифровая образовательная среда", "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Молодые профессионалы".
В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" в крае функционирует детский технопарк "Кванториум-Ставрополь", IT-куб, на базе которых занимается более 1300 обучающихся по научно-техническому профилю. С 1 сентября 2020 года откроется детский технопарк "Кванториум" в г. Невинномысск и мобильный кванториум на базе краевого центра для одаренных детей "Поиск", что позволит охватить программами дополнительного образования научно-технического творчества дополнительно более 1500 тыс. детей.
В 2019 году в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" на базе 70 муниципальных школ края созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", оснащенные современным технологическим оборудованием (интерактивные доски, 3D-принтеры с расходными материалами, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры и конструкторы, планшеты, фотоаппараты и др.).
Дети имеют возможность осваивать как основные, так и дополнительные образовательные программы самой различной направленности: конструирование, шахматы, видео- и фотосъемка, полеты на беспилотниках, оказание первой медицинской помощи. Большой популярностью пользуются занятия, на которых используется шлем виртуальной реальности: ребята могут попасть в Эйфелеву башню, прогуляться по Летнему саду и Эрмитажу.
С помощью "Точки роста" ребенок познает большой спектр профессий и имеет возможность попробовать себя в той или иной сфере.
Ставропольский край активно включился в реализацию федерального проекта "Билет в будущее". В 2019 году. Более 3,5 тыс. школьников приняли участие в профориентационных мероприятиях и получили рекомендации по профессиональному самоопределению. В 2020 году реализация проекта в крае будет продолжена. Более 220 тысяч обучающихся в 2019 году приняли участие в открытых онлайн-уроках "Проектория".
4. Цель, задачи и принципы Концепции
Целью разработки концепции является создание региональной системы, направленной на профессиональную ориентацию обучающихся, а также содействие в становлении профессионального самоопределения, формировании и развитии определенных профориентационных компетенций, помощь в конкретном выборе, связанном с определением сферы профессиональной деятельности / конкретной профессии.
На достижение цели направлено решение следующих взаимосвязанных целевых задач:
- разработка нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов региональной системы профориентационной работы;
- организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- формирование профориентационной культуры обучающихся, в том числе с использованием возможностей различных социальных практик.
Задачами профессиональной ориентации на разных этапах образования являются:
1 - 7 класс - последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору;
8 - 9 класс - комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением профиля обучения в старшей школе либо профессии/специальности профессионального образования;
10 - 11 класс - комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением специальности/направления подготовки в профессиональной образовательной организации, организации высшего образования;
студенты - укрепление, углубление и развитие профессиональной мотивации студента, открытие новых профессиональных и карьерных возможностей.
Концепция основывается на следующих принципах:
научной обоснованности, предполагающего обязательность теоретико-методологического обоснования любых направлений профориентационной работы;
- единства, предполагающего согласованность различных подходов, направлений и методов работы в территориальной или локальной системах сопровождения профессионального самоопределения;
- целостности, требующий рассматривать профессиональное самоопределение обучающихся в контексте их жизненного и личностного самоопределения;
- системности, предполагающий приобщение к профориентационной работе с обучающимися специалистов различного профиля (предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения и др.);
- открытости и социального партнерства, требующий активного включения в деятельность систем сопровождения профессионального самоопределения всех заинтересованных субъектов: обучающихся и их родителей, образовательных организаций всех типов и уровней, работодателей, представителей общественных организаций, СМИ, органов муниципального самоуправления, - и организации их диалога и взаимодействия на локальном, муниципальном, региональном уровнях;
- непрерывности и последовательности, предполагающий учет постепенного и продолжительного характера формирования субъекта профессионального самоопределения, развития его профориентационно значимых компетенций;
- позитивности требует использования творческого подхода и ярких, привлекательных форм при организации профориентационной деятельности, особенно массовых и групповых форм работы. Позитивная эмоциональная окрашенность в сочетании с творческим подходом способствуют тому, что профессиональный выбор приобретает характер не "выбора из двух (или нескольких) зол", а "выбора между хорошим и лучшим". В свою очередь, сама профориентационная деятельность приобретает выраженный гуманистический характер и становится максимально эффективной.
5. Основные направления реализации Концепции
1. Нормативно-правовое, организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство.
Цель - создание единой системы сопровождения профессионального самоопределения для всех уровней образования, обладающей признаками непрерывности и преемственности.
Основные задачи:
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения в целевой сфере на всех уровнях управления;
- определение гарантированного минимума профориентационных услуг для обучающихся и их семей независимо от места проживания;
- разработка, апробация и внедрение институциональных форм, моделей и механизмов согласования кадровой и молодежной политики, межведомственного взаимодействия, многостороннего социального партнерства в решении профориентационных задач;
- формирование комплексных региональных и муниципальных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения; разработка соответствующих пакетов документов регионального, муниципального и локального уровней;
- разработка и внедрение критериев, показателей и технологии управленческого мониторинга результативности процессов сопровождения профессионального самоопределения на региональном, муниципальном, локальном уровнях.
2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы профессионального самоопределения обучающихся.
Цель - проектирование институциональных форматов, обеспечивающих оптимальную концентрацию профориентационных ресурсов общего пользования в территориях.
Основные задачи:
- изучение опыта и определение условий эффективности деятельности специализированных организаций различного типа и подчинения (в т.ч. негосударственных), оказывающих услуги в целевой области;
- разработка и внедрение механизмов интеграции негосударственных профориентационных организаций в региональные системы сопровождения профессионального самоопределения;
- формирование и развитие единой межрегиональной информационной (информационно-методической) базы по всем аспектам сопровождения профессионального самоопределения;
- разработка и апробация моделей и механизмов оказания различных типов качественных платных услуг в целевой сфере, на основе анализа возможных рисков, в том числе связанных с разбалансировкой профориентационной сферы и ее "растаскиванием" по отдельным группам потребителей.
3. Научное, программное и учебно-методическое обеспечение.
Цель - обеспечение сопровождения профессионального самоопределения на всех уровнях на необходимом уровне качества и социально-педагогической эффективности.
Основные задачи:
- разработка рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в регионе;
- уточнение путей и способов включения профориентационных аспектов в содержание общего образования в условиях, действующих ФГОС ОО;
- разработка системы требований к профессиональной ориентации содержания общего и профессионального образования (по всем уровням), и на этой основе - создание моделей экспертизы образовательных программ, учебников, электронных образовательных ресурсов;
- разработка комплексных и локальных моделей, программ и методик психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в образовательных организациях различного типа, основанных на современных научных подходах и отвечающих актуальным требованиям к результатам профориентационной деятельности;
- разработка содержания и методического обеспечения практико-ориентированного компонента сопровождения профессионального самоопределения (ориентационные практико-ориентированные проекты, профессиональные пробы, профориентационные мастер-классы и др.);
- формирование системы поддержки инженерно-технического творчества молодежи, обучающейся в образовательных организациях различных типов;
- формирование системы "образовательного хэнд-хантиннга" ("handhunting") - системы поиска, отбора и поддержки детей с высокими мануальными (прикладными, в т.ч. техническими) способностями на всех ступенях общего и профессионального образования;
- поиск и отбор лучших практик, обеспечивающих сопровождение профессионального самоопределения на всех этапах работы с детьми и молодежью в системе непрерывного образования и на этой основе - создание единой технологии профориентационной работы, предусматривающей несколько уровней глубины и сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
- разработка подходов и методик работы по сопровождению профессионального самоопределения особых категорий обучающихся (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети сироты);
- разработка и апробация подходов к формированию и развитию предпринимательских компетенций обучающихся в системе непрерывного образования.
4. Кадровое обеспечение.
Цель - создание условий для введения, в перспективе, должности специалиста по сопровождению самоопределения в образовательный процесс каждой из образовательных организаций (в формате штатной единицы или на основе аутсорсинга).
Основные задачи:
- разработка профессионального стандарта по виду деятельности "профориентационное сопровождение профессионального самоопределения" и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (включая классификацию видов целевых услуг и временные затраты на различные формы работы);
- формирование и развитие региональных систем подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций, а также системы сертификации соответствующих кадров;
- разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач;
- создание системы условий для привлечения внешних экспертов (специалистов центров профориентации, представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных организациях края.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
7. Осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия
В системе развития региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся можно выделить следующие уровни:
- региональный;
- муниципальный;
- институциональный;
- индивидуальный.
Региональный уровень подразумевает:
- разработку и совершенствование нормативной базы по профориентационному сопровождению обучающихся;
- повышение квалификации педагогических работников, работающих по данному направлению;
- анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в содержании и развитии дополнительного образования в части стимулирования образовательной и педагогической деятельности;
- организацию научно-методического обеспечения работы по профориентационному сопровождению обучающихся;
- финансовое обеспечение профориентационного сопровождения обучающихся.
Муниципальный и институциональный уровни предусматривают:
- разработку и реализацию муниципальных составляющих развития дополнительного образования, нацеленного на профориентационное сопровождение обучающихся;
- создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций дополнительного образования, ориентированных на профориентационное сопровождение обучающихся;
- стимулирование образовательной и педагогической деятельности.
Индивидуальный уровень предусматривает:
- проведение обучающимися самооценки, самоанализа (рефлексии) и взаимооценки;
- проведение педагогическими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений, на рубежных этапах обучения с определением уровня индивидуальных достижений и причин невысоких образовательных результатов (при наличии).
Основной задачей межведомственного взаимодействия по профориентационному сопровождению обучающихся является обеспечение системного подхода к участию детей и молодежи в массовых мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других) различного уровня, направленных на профориентацию и расширение возможностей для их самореализации.
Для достижения целей и задач Концепции необходимо организовать тесное межведомственное сотрудничество краевых министерств и ведомств, союзов, объединений работодателей, кадровых агентств, муниципальных органов власти для осуществления анализа, выявления тенденций и динамики развития рынка труда Ставропольского края; разработки прогноза баланса трудовых ресурсов; организации и оказания государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы (содействие молодежи в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, профессиональная ориентация, психологическая поддержка и др); организационно-педагогического и психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся региональной системы образования на всех уровнях общего и профессионального образования.
Взаимодействие субъектов представляет собой обмен ресурсами, необходимыми для функционирования системы профессиональной ориентации обучающихся. Ресурсы могут быть организационные, финансовые, интеллектуальные (в том числе информационные), материально-технические и др.
8. Показатели и методы сбора информации
С целью проведения мониторинга региональной системы профессиональной ориентации обучающихся Ставропольского края, Концепцией в соответствии с ее целями определяется ряд показателей, а также методы сбора информации, необходимые для их получения.
1. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся:
- наличие методических профкабинетов, специалистов в территориях края;
- наличие программ сопровождения профессионального самоопределения;
- количество региональных инновационных площадок, осуществляющих инновационную деятельность в профориентационной сфере;
- общее количество международных, всероссийских, краевых, муниципальных мероприятий (конкурсов, выставок, ярмарок, фестивалей профессионального мастерства);
- общая численность детей, вовлеченных в мероприятия, направленных на раннюю профориентацию, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, из них победителей/призеров в разрезе каждого мероприятия;
- количество мероприятий, ориентированных на подготовку педагогических работников по вопросам профориентационного самоопределения обучающихся;
- организация временной трудовой занятости несовершеннолетних граждан (в возрасте от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время;
- уровень удовлетворенности детей и родителей состоянием профориентационной работы в образовательной организации;
- наличие мер по стимулированию и поощрению победителей мероприятий профориентационного характера различного уровня.
2. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями, предприятиями:
- количество договоров о сотрудничестве в сфере профориентации обучающихся образовательных организаций;
- количество профессиональных проб на базах профессиональных образовательных организаций, ВУЗов, предприятий;
- наличие ярмарок профессий, дней открытых дверей, форумов, фестивалей.
9. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции предполагается к осуществлению осуществляться в II этапа:
I этап - 2020 - 2022 годы;
II этап - 2023 - 2025 годы.
I этап предусматривает создание основных механизмов и принятие сопутствующих нормативных документов по реализации Концепции, а также отработку технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся Ставропольского края.
II этап нацелен на выстраивание целостной системы работы по реализации комплекса мер, направленных на развитие региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся Ставропольского края, отвечающей современным требованиям.
Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций.
Начиная с I этапа минобразования края и органами исполнительной власти Ставропольского края будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации.
10. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Основным результатом реализации Концепции станет создание эффективной региональной системы профориентационного сопровождения обучающихся.
Кроме того, будут приняты следующие меры:
Разработаны и утверждены нормативные акты, обеспечивающие условия для подготовки детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору.
Разработаны и внедрены непрерывные образовательные программы в области профессионального самоопределения детей и молодежи (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) на разных ступенях образования, в том числе и сетевые.
Разработаны и внедрены новые модульные программы по повышению квалификации специалистов, занимающихся сопровождением профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе программы, учитывающие особенности работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Создана и внедрена региональная система организации и проведения профессиональных проб.
Создана единая сеть коммуникативных площадок профессионального нетворкинга.
Созданы центры профориентации на базе общеобразовательных организаций/организаций дополнительного образования.
Созданы и внедрены комплексные модели оценки эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на различных уровнях (индивидуальном, муниципальном, региональном), основанные на количественных и качественных показателях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.