Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.2. Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры, сложившийся уровень обеспеченности населения услугами объектов социальной инфраструктуры
Социальная инфраструктура представляет собой многоотраслевой комплекс, действующий в интересах повышения благосостояния его населения.
Она охватывает систему образования и подготовки кадров, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт и т.д.
Уровень развития социальной сферы в сильной степени определяется общим состоянием экономики отдельных территориальных образований, инвестиционной и социальной политикой государственных структур и другими факторами.
Современное состояние и развитие отраслей социальной сферы в РФ характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:
- имеющейся широко разветвленной сетью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы;
- несоответствием существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объемом оказываемых ими услуг потребностям населения;
- сокращением числа этих учреждений, как вследствие структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально-технической базы;
- снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства.
Сложившиеся условия функционирования и развития учреждений социальной сферы требуют проведения государственной политики, направленной на рациональное использование ограниченных инвестиционных ресурсов.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития территории муниципального образования основная задача - развитие человеческого потенциала жителей поселков и города путем межведомственных и межмуниципальных взаимоотношений, активов территории, динамично-развивающейся, инновационно-активной, конкурентоспособной, комфортной для проживания, экологически благополучной территорией.
Достойные условия жизни и благоприятная среда обитания, обеспечение комфортных условий жизни и благополучия каждого гражданина - основа и важнейшая цель развития экономики муниципального образования "Славский городской округ" Калининградской области. Посёлок имеет довольно обширный спектр учреждений и предприятий общественного обслуживания.
Расчёт потребности в учреждениях и предприятиях обслуживания выполнен в соответствии с рекомендациями нормативов градостроительного проектирования.
1.2.1. Объекты образования.
Образование является одним из ключевых подразделений сферы услуг любого муниципального образования. Основными её составляющими являются детские дошкольные учреждения, дневные общеобразовательные школы, система профессионального начального, среднего и высшего образования, система дополнительного образования детей.
Система образования в МО "Славский городской округ" представлена муниципальными учреждениями дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования.
Дошкольное образование осуществляется:
- МБДОУ детский сад "Ласточка".
- МБДОУ детский сад "Теремок".
- МБДОУ детский сад "Буратино".
- МБДОУ детский сад "Колокольчик".
- МБДОУ детский сад "Колобок".
- МАДОУ детский сад "Золотой ключик".
- дошкольное отделение при МБОУ "Тимирязевская СОШ".
Таблица 5 - Показатели объектов дошкольного образования
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
2020 |
1. |
Количество дошкольных образовательных учреждений |
ед. |
7 |
2. |
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения |
чел. |
678 |
3. |
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями детей в детский сад (возраст от 1 до 6 лет - 1563 чел. согл. РОССТАТ) |
% |
43,37 |
Общее образование осуществляется:
- МБОУ "Славская СОШ".
- МБОУ "Большаковская СОШ".
- МБОУ "Тимирязевская СОШ".
- МАОУ "Ясновская СОШ".
- МБОУ "Прохладненская ООШ".
В таблице 6 представлены показатели объектов общего образования.
Таблица 6 - Показатели объектов образования
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
2020 |
1. |
Количество общеобразовательных учреждений |
ед. |
5 |
2. |
Численность учащихся |
чел. |
1636 |
3. |
Обеспеченность образовательными учреждениями (возраст от 7 до 18 лет - 2465 чел. согл. РОССТАТ) |
% |
66,36 |
Дополнительное образование представлено:
- МБУДО Дом детского творчества "Радуга".
- МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа".
- МБУДО "Славская детская музыкальная школа".
Таблица 7 - Показатели объектов дополнительного образования
N п/п |
Показатели |
Единицы измерения |
2019 |
1 |
Количество детско-юношеских спортивных школ |
ед. |
1 |
1.2 |
Количество спортсооружений: |
|
47 |
плоскостные сооружения |
|
28 |
|
спортивных залов |
|
9 |
|
2 |
Количество домов детского творчества |
ед. |
1 |
3 |
Количество музыкальных школ |
ед. |
1 |
4 |
Число детей, посещающих дополнительное образование |
ед. |
2088 |
5 |
Охват детей, посещающих дополнительное образование от общего числа в возрасте 7-18 (2465 чел. согл. РОССТАТ) |
% |
84,7 |
Детская музыкальная школа реализует дополнительные общеобразовательные программы художественной направленности.
Обучающиеся показывают стабильно высокие результаты на конкурсах различного уровня. Школа является общественно активной и имеет партнерские отношения, как с муниципальными, так и с государственными учреждениями.
Высокие результаты отдельных спортсменов, посещающих спортивную школу, дает им возможность перехода в составы сборных команд области, что говорит о достаточно высокой профессиональной подготовке тренеров-преподавателей и эффективности работы спортивной школы.
Развитие отраслей образования является одним из базовых показателей развития социальной сферы. Так как на расчетный период не прогнозируется роста рождаемости, то решающей в сфере образования проблемой в таком случае является устаревшая материально-техническая база зданий учреждений, а также их ненормативное состояние.
Для решения данной проблемы необходимо в существующей сети дошкольных и школьных учреждений выявить объекты, для которых необходима реконструкция, капитальный ремонт или замена приспособленных довоенной постройки зданий на новые типовые объекты.
Также проектом предусматривается возможность строительства новых объектов образования на расчетный срок Программы и по окончанию ее действия.
При дальнейшем развитии всего муниципального образования, необходимо предусмотреть комплексное развитие системы дополнительного образования и ее интеграцию в существующую образовательную инфраструктуру с поддержкой многоуровневых потребностей населения.
Система дополнительного образования детей объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Размещение учреждений дополнительного образования возможно на базе имеющихся школ.
1.2.2. Объекты культуры
Сфера культуры, наряду с образованием и здравоохранением, является одной из важных составляющих социальной инфраструктуры.
Сеть учреждений культуры представлена:
- МБУ "Центр культуры Славского района" в г. Славске с 19 структурными подразделениями в поселках;
- МБУ "Славская библиотечная система" в г. Славске с 21 структурным подразделением в поселках;
- МБУ "Информационно-туристический центр".
В таблице 8 представлены данные по работникам в сфере культуры и числу библиотек.
Таблица 8 - Численность работников сферы культуры и количество библиотек
Показатели |
Ед. измерения |
2019 |
Численность работников организаций культурно-досугового типа с учетом обособленных подразделений (филиалов) |
человек |
46 |
Число библиотек |
единиц |
1 |
Ежегодно увеличиваются объемы муниципальных услуг, оказываемых населению учреждениями культуры. По мере ежегодного увеличения объема услуг культуры, потребляемых населением, все большее значение приобретает качество предоставляемых государственных услуг.
Традиционно учреждениями культуры проводятся народные, календарные праздники и массовые гуляния, посвященные Рождеству, Дню весны и труда, Дню Победы, Дню молодежи России, Дню семьи, любви и верности и др.
Требует совершенствования также деятельность по созданию безопасных условий хранения и использования библиотечных фондов, обеспечения безопасности участников массовых культурно-досуговых мероприятий.
Работа учреждения культуры ведется по следующим направлениям:
- военно-патриотическое воспитание молодежи;
- молодежная политика;
- профилактика алкоголизма, наркомании и их незаконного оборота;
- профилактика здорового образа жизни;
- профилактика терроризма и экстремизма.
Государственная политика России на современном этапе направлена на решение проблем в области культуры исключительно силами органов местного самоуправления, поэтому местные власти становятся полностью ответственными за сохранение (это - первоочередная задача) существующей системы муниципальных учреждений культуры. Сокращение государственного участия в поддержке муниципальных образований отразилось и на финансировании учреждений культуры.
Недофинансирование сферы культуры привело и к неудовлетворительному состоянию материально-технической базы оставшихся объектов - учреждения культуры в настоящее время требуют проведения капитального ремонта.
В настоящее время учреждения культуры пользуются слабой популярностью, для повышения культурного уровня населения на расчетную перспективу необходимо провести ряд мероприятий и по стабилизации сферы культуры, предполагающие:
- использование имеющихся учреждений многофункционально, создавая кружки и клубы, отвечающим требованиям сегодняшнего дня, а также расширение различных видов культурно-досуговых и просветительных услуг;
- совершенствование форм и методов работы с населением, особенно детьми, подростками и молодежью.
1.2.3. Объекты физической культуры и спорта
Сеть физкультурно-спортивных объектов представляет собой систему, состоящую из трех основных подсистем:
- сооружения в местах приложения труда;
- сооружения в различных видах общественного обслуживания (в детских учреждениях, учебных заведениях, культурно-просветительских учреждениях, учреждениях отдыха и др.);
- сооружения так называемой сети общего пользования.
Развитие физической культуры и спорта в МО "Славский городской округ" направлено на формирование здорового образа жизни населения, организацию досуга населения, увеличение количества жителей систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В настоящее время все спортивные залы общеобразовательных организаций отремонтированы кроме МБОУ "Прохладненская ООШ", и размер спортивного зала МБУДО "ДЮСШ" не соответствует для проведения профессиональных соревнований.
Спортивные залы используются для проведения уроков по физической культуре в первой половине дня и занятий в системе дополнительного образования во второй половине дня.
Имеющаяся база спортсооружений не обеспечивает охвата всех желающих заниматься физической культурой и спортом, особенно - взрослое население. Спортивные объекты находятся в оперативном управлении образовательных организаций и позволяют в основном охватить детей и подростков.
Объектов для развития массового спорта для населения по месту жительства нет.
Культивируемые виды спорта на территории: волейбол, баскетбол, мини-футбол, греко-римская борьба, акробатика, настольный теннис.
В рамках развития человеческого капитала и сохранения здоровья населения становится вопрос об эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта. Обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального образования относятся непосредственно к компетенции органов местного самоуправления.
Строительство новых спортивных сооружений, реконструкция и модернизация уже существующих спортивных сооружений и строительство плоскостных сооружений (спортивная площадка, детские спортивные площадки) - главное направление при развитии спортивной инфраструктуры в дальнейшем.
1.2.4. Объекты здравоохранения
К основным объектам здравоохранения относятся врачебные амбулатории и больницы. Кроме того, в структуре учреждений первого уровня обслуживания могут быть аптечные пункты и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), которые должны заменять врачебные амбулатории в тех районах, где их нет.
Медицинское обслуживание населения осуществляется ГБУЗ КО "Славская центральная районная больница", в состав которой входит:
- поликлиника;
- врачебная амбулатория пос. Ясное;
- врачебная амбулатория пос. Большаково.
Обеспеченность койко-местами составляет в круглосуточном стационаре (Славской ЦРБ) - 72 койко-места, а в дневном стационаре - 20 коек (40 мест).
Обеспеченность жителей медицинским обслуживанием стабильна и, в основном, соответствует минимальным потребностям населения.
Объем оказания скорой помощи увеличивается из-за увеличения численности жителей пенсионного возраста, с хроническими заболеваниями.
Увеличилось количество обращений к участковым врачам.
При дальнейшем развитии планируется уменьшение количество обращений жителей в связи с повышением уровня жизни и здоровья населения.
1.2.5. Объекты сферы туризма
Территория муниципального образования обладает рядом уникальных характеристик для развития таких форм туризма, как экологический, спортивный, активный, лечебный, молодежный, детский, конный и др.
Разнообразие ландшафта, высокая экологичность местности, позволяют организовать различные формы активного и спортивного туризма (пешие походы, экскурсии, лыжный туризм, спортивное ориентирование, туристское многоборье, детский туризм, конный туризм и др.).
Наличие гостиниц, бань, саун, тренажерных и спортивных залов, кинотеатра, библиотеки, интернет кафе, зон отдыха для различных категорий населения, позволят привлечь на отдых, как жителей края, так и граждан других субъектов России.
Главными проблемами развития туризма можно считать:
- отсутствие муниципальных структур, занимающихся развитием туризма на территории;
- отсутствие туристического паспорта муниципалитета;
- отсутствие специалистов в области развития туризма;
- необходимость большого объема затрат на восстановление зданий и помещений объектов под туристическую инфраструктуру.
Таким образом, к проблемным вопросам развития относятся следующие:
- неполное освоение лесных ресурсов, слабые интеграционные процессы в лесопромышленном комплексе;
- несоответствие культурно-исторического и природного потенциала уровню развития туристской инфраструктуры;
1.2.6. Объекты социальной защиты
Основной целью муниципальной политики в области социальной защиты населения является повышение уровня и качества жизни социально незащищенных категорий населения.
Социальной защиты населения администрации муниципального образования "Славский городской округ" Калининградской области обеспечивает организацию предоставления мер социальной поддержки и государственных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, ветеранам труда, жертвам политических репрессий, ветеранам труда края, участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) военнослужащих, гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации, семьям имеющим детей, малоимущим гражданам.
На протяжении последних лет наблюдается увеличение численности граждан, обращающихся за субсидией на оплату коммунальных услуг с учетом их доходов (Постановление Калининградской области N 818 от 24.12.2009).
Для развития и совершенствования системы социальной защиты населения в МО "Славский городской округ" необходимо:
- своевременно производить возмещение расходов, связанных с предоставлением различных мер социальной поддержки, в соответствии с федеральными и областными законами;
- формирование нормативной базы, обеспечивающей реформирование льгот и социальных выплат;
- - организация межведомственной работы с организациями по своевременному обеспечению информацией для предоставления субсидий;
- - повышение эффективности социального обслуживания населения через внедрение новых социальных технологий, особенно в отношении граждан пожилого возраста.
1.2.7. Молодежная политика и информационная среда
Информационное пространство формируется через СМИ и работу сайта администрации муниципального образования "Славский городской округ".
Основным направлением для развития информационной среды должно стать - повышение уровня доступности для населения к информации и более полное освещения общественной жизни, а также электронного информационного пространства.
1.2.8. Перспективное строительство
Основная часть жилого фонда на территории муниципального образования формируется за счет индивидуального жилого строительства. Многоквартирная застройка носит точечный характер, единые массивы не сформированы.
В результате эффективной градостроительной деятельности, на территории будет, обеспечена безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничено негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечена охрана и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Основные направления градостроительной деятельности до 2030 года:
- регулирование градостроительной документации;
- повышение квалификации специалистов органов местного самоуправления;
- организация мероприятий по актуализации градостроительной документации, внесением изменений и приведению в соответствие с действующим законодательством о градостроительной деятельности;
- обеспечение публичности градостроительной и инвестиционной деятельности.
- повышение эффективности пожарного, экологического, санитарного надзора, надзора за соблюдением требований энергоэффективности.
Предполагается решить следующие приоритетные задачи отрасли:
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
- улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и уровня обслуживания потребителей;
- содержание в технически исправном состоянии инженерных сетей и сооружений, а также бесперебойное обеспечение жителей и организаций водой, теплом, устойчивое электро- и газоснабжение объектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.