Заслушав и обсудив информацию исполняющего обязанности министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Е.В. Воробьевой о развитии дополнительного образования детей в Краснодарском крае по отрасли образования, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
В Краснодарском крае система дополнительного образования детей является важной составляющей образовательного пространства региона.
В соответствии с государственной стратегией министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края разработаны и реализуются векторы развития дополнительного образования детей в рамках Концепции развития дополнительного образования детей в Краснодарском крае на 2017 - 2020 годы, Регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края.
В системе образования Краснодарского края функционируют 240 муниципальных и 7 государственных организаций дополнительного образования, предоставляющих образовательные услуги по шести направлениям (техническое, естественно-научное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое). Из них 161 организация расположена в городских поселениях, 86 организаций функционируют в сельских поселениях. Кроме того, развивается сеть частных организаций дополнительного образования.
В настоящее время в крае реализуется 16298 дополнительных общеобразовательных программ. В сфере "Образование" организациями дополнительного образования, школами реализуется 15440 программ.
В объединениях, кружках и секциях организаций дополнительного образования обучается свыше 333 тыс. детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, около 260 тыс. обучающихся получают дополнительное образование в общеобразовательных организациях, свыше 61 тыс. детей - в дошкольных образовательных организациях. Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам в Краснодарском крае в организациях дополнительного образования, посещающих 2 и более объединений, - 96643 обучающихся, что составляет 15 процентов от общего числа занимающихся в данных организациях. С учетом организаций дополнительного образования сферы "Культура", обеспечивающей 10 процентов охвата, общий охват детей дополнительным образованием в крае составляет 73 процента.
В настоящий период в Краснодарском крае создана новая организационная структура управления региональной системой дополнительного образования детей в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
В 2019 году создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края. Целью данного центра является создание условий для обеспечения на территории края эффективной системы взаимодействия в части реализации целевой модели развития дополнительного образования в Краснодарском крае, а также формирование современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Важным направлением функционирования системы дополнительного образования является создание в 2020 году сети базовых организаций дополнительного образования детей (5 краевых ресурсных методических центров, 7 базовых организаций территориальных зон края по нескольким направленностям (зональные опорные центры), а также сети муниципальных опорных центров в каждом из 44 муниципальных образований края на базе ведущих организаций дополнительного образования.
За счет федеральной поддержки в 2018 - 2019 годах созданы новые формы организации образовательного процесса: детский технопарк "Кванториум" с охватом 1000 человек, где проводятся занятия по 6 направлениям деятельности (робоквантум, IT-квантум, аэроквантум, биоквантум, энерджиквантум, технический английский); детский образовательный "Агропарк" с охватом 400 человек, в котором реализуются программы естественно-научной направленности ("Сити-фермер", "Нескучные науки", "Я - исследователь"); центр детского IT-творчества "IT-Cube" с охватом 400 человек, реализующий программы дополнительного образования технической направленности.
С целью повышения доступности программ с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, с 2019 года в Краснодарском крае (в муниципальных образованиях Тимашевский и Красноармейский районы) стартовал проект "Мобильный комплекс для детского технопарка "Кванториум". В 2019 году на создание двух мобильных детских технопарков "Кванториум" было выделено 50000,0 тыс. рублей из краевого бюджета. В 2020 году предусмотрено создание одного стационарного и двух мобильных детских технопарков "Кванториум" на сумму 107223,7 тыс. рублей (за счет федерального бюджета - 102934,7 тыс. рублей, за счет краевого бюджета - 4289,0 тыс. рублей).
В целях реализации программ научно-технического творчества и развития робототехники в муниципальных образованиях края разработаны соответствующие планы мероприятий. Например, в муниципальном образовании Каневской район разработана "дорожная карта" по развитию технического творчества на территории муниципального образования Каневской район на период 2018 - 2020 годов, что позволило в 7 образовательных организациях открыть 14 объединений технической направленности, в которых обучается 638 учащихся. В рамках организации работы по созданию техносферы в муниципальном образовании город-курорт Сочи разработан план мероприятий по созданию технопарка на базе МБУДО "Станция юных техников".
В 2019 году в 14 муниципальных образованиях края на базе профильных организаций технической направленности прошли апробацию около 100 дополнительных общеобразовательных программ, разработаны и внедрены новые дополнительные общеобразовательные программы: "Конструкторское бюро (КБ)", "Умельцы (инженеры-строители)", "Самоделкин" (роботы на базе Arduino). Например, в МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества" муниципального образования город-курорт Геленджик с 2019 года реализуется коллективный проект, в котором объединены такие программы, как "3D-моделирование и прототипирование", "Мастер Arduino" и "Радиоуправляемые автомодели". На базе детского технопарка Дома творчества муниципального образования Кущевский район реализуется с 2019 года дистанционный курс "Инженерная школа", что позволило привлечь обучающихся района к занятиям по робототехнике.
Развитие инфраструктуры досуга и образования детей, в том числе в каникулярный период, в системе дополнительного образования Краснодарского края обеспечивается также посредством организации различных форм образовательного туризма. Так, в многодневных походах в летний период 2019 года приняло участие более 59 тыс. детей и подростков, в краткосрочных походах - свыше 97 тыс. человек. В многодневных и краткосрочных экспедициях приняли участие более 156 тыс. детей и подростков. В летний период в экскурсиях по краю приняли участие более 167 тыс. учащихся, в экскурсиях за пределами края - около 31 тыс. человек.
В каникулярный период для учащихся Краснодарского края государственными организациями дополнительного образования проводятся экологические квесты, тематические экскурсии, клубы выходного дня, лагеря дневного пребывания. Так, в рамках регионального проекта "Детский образовательный Агропарк" около 700 посетителей смогли принять участие в познавательных мастер-классах.
Для организации занятости и досуга школьников в муниципальных образованиях края организована работа дневных и вечерних спортивных площадок, а также библиотечных, музейных клубов и клубов юных инспекторов движения на базе образовательных организаций. В 44 муниципальных образованиях края действует свыше 400 площадок (экстрим-, воркаут-, паркур-площадки), которые были установлены для занятий дворовыми видами спорта в рамках проекта "Прорыв".
В организациях дополнительного образования, подведомственных министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, проводятся региональные соревнования, конкурсы, олимпиады, фестивали, форумы, выставки по всем направлениям дополнительного образования детей (в 2019 году проведено около 180 мероприятий). Среди них такие мероприятия, как краевой фестиваль "Радуга талантов", конкурс юных чтецов "Живая классика", Всекубанская спартакиада "Спортивные надежды Кубани", спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", экологический конкурс "Зеленая планета", конкурс "Юные исследователи окружающей среды", соревнования по робототехнике "Робоквант", соревнования по ракетомодельному спорту "Космодром Кубань" и другие.
В крае в системе дополнительного образования организовано проведение заочных школ, ежегодных профильных смен для мотивированных школьников: "Радуга талантов", "Юные спортсмены", "Лето победителей", "Экологи Кубани", "Инженеры будущего", "Безопасное колесо", "Летний университет старшеклассников", "Летняя математическая школа", "Будущие интеллектуальные лидеры Кубани". Ежегодно охват детей составляет более 1400 человек.
В 2019 году свыше 800 учащихся системы дополнительного образования Краснодарского края стали участниками профильных и специализированных смен на базе всероссийских детских центров "Артек", "Орленок" и "Смена", приняв участие во всероссийских мероприятиях (Всероссийский слет школьных лесничеств, Всероссийская олимпиада по 3D-технологиям, Всероссийский фестиваль "Познаю мир самбо", Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов, Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания", фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"). В 23 сменах образовательного центра "Сириус" приняли участие 123 одаренных школьника из 14 муниципальных образований Краснодарского края.
С целью совершенствования профессионального мастерства, сопровождения, развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей проводится ежегодный краевой конкурс работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям". В 2019 году конкурс собрал свыше 100 педагогов дополнительного образования из 42 городов и районов края по 6 номинациям: "Художественная", "Техническая", "Естественно-научная", "Туристско-краеведческая", "Физкультурно-спортивная" и "Социально-педагогическая". В финальных мероприятиях конкурса приняли участие 30 лучших педагогов дополнительного образования края (по 5 человек в каждой номинации).
В рамках краевого конкурса "Инновационный поиск" восемь организаций дополнительного образования имеют статус краевой инновационной площадки, в том числе две организации приобрели статус в 2019 году. Четырем организациям дополнительного образования Краснодарского края присвоен статус федеральных инновационных площадок: МБУДО Станции юных техников г. Сочи, МБУДО "Центр внешкольной работы" г. Сочи, МБУДО "Центр дополнительного образования "Хоста" г. Сочи, МБОУДО муниципального образования город Краснодар "Центр развития творчества детей и юношества".
В целях выбора образовательных программ, соответствующих запросам и уровню подготовки детей по направлениям дополнительного образования, ознакомления с условиями занятий, заочного знакомства с педагогами в крае создан региональный общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам (информационный портал). Координирует работу навигатора Региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края. В каталоге навигатора размещены сведения о 1410 организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории края, из них 1223 организации ведомства образования (организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, дошкольные организации), 188 организаций ведомства культуры края и 9 частных учреждений. На данный момент реестр дополнительных общеобразовательных программ в навигаторе состоит из 16298 программ. Программы портала навигатора интегрируются с порталом проекта ранней профессиональной ориентации школьников "Билет в будущее".
В рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие образования" в период 2018 - 2020 годов на развитие дополнительного образования детей было выделено 303066,2 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 212908,1 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета - 90158,1 тыс. рублей.
Наряду с этим в системе дополнительного образования отмечается ряд проблем, касающихся обеспечения доступности дополнительного образования, обновления его содержания и ресурсной базы организаций дополнительного образования Краснодарского края. Имеющаяся инфраструктура дополнительного образования детей не в полной мере соответствует осуществлению инклюзивного образования.
Наличие большого количества сельских поселений в крае, удаленных от муниципальных центров, не позволяет в полной мере обеспечить детям с различными образовательными потребностями равный доступ к качественным образовательным услугам очного дополнительного образования. Не везде инфраструктура организаций дополнительного образования детей соответствует современным требованиям к использованию оборудования, учебных пособий, компьютерной техники, обеспечению качественной интернет-связью.
Существует разобщенность практик интеграции дошкольного, общего, профессионального образования и дополнительного образования детей, в том числе по реализации сетевых форм организации образовательной деятельности в крае, недостаточно проработан механизм взаимодействия всех участников сферы дополнительного образования детей Краснодарского края с учетом различной ведомственной принадлежности. Содержание дополнительных общеобразовательных программ не в полной мере соответствует запросам рынка труда и задачам социально-экономического развития региона.
Важно как развитие сетевой формы реализации образовательных программ с возможностью зачета освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ при обучении по основным образовательным программам, так и формирование индивидуальных учебных планов обучающихся.
Необходимо привлекать в отрасль дополнительного образования молодых специалистов, в том числе используя целевое обучение специалистов, повышать профессиональное мастерство педагогических работников дополнительного образования, использовать инструменты для мотивации специалистов, не имеющих педагогического образования, к участию в реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в сетевой форме.
Между тем существует ограниченность возможностей использования потенциала негосударственного сектора для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования.
Таким образом, региональная система дополнительного образования детей требует решения такой важной задачи, как обеспечение детей дополнительным образованием не только отдельными учреждениями, а сетью в целом (муниципальными опорными организациями дополнительного образования, базовыми организациями: зональными опорными центрами, краевыми ресурсными методическими центрами по направлениям).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию исполняющего обязанности министра науки, образования и молодежной политики Краснодарского края Е.В. Воробьевой о развитии дополнительного образования детей в Краснодарском крае по отрасли образования.
2. Рекомендовать министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края:
1) обеспечить реализацию мероприятий по внедрению целевой модели дополнительного образования детей на территории Краснодарского края;
2) координировать деятельность Регионального модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского края, а также работу по созданию сети муниципальных опорных центров;
3) продолжить обновление содержания, инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей и осуществление кадровой политики;
4) продолжить обеспечение доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из малоимущих семей, детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях;
5) в целях определения потребности в новых дополнительных общеобразовательных программах проводить анализ реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, учитывая приоритеты, определяемые на основе документов стратегического планирования Краснодарского края;
6) продолжить проведение выставок, олимпиад, конкурсов и соревнований, направленных в том числе на формирование навыков проектной деятельности и командной работы, скоординированных с системой выявления детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, нацеленных на решение задач раскрытия способностей каждого ребенка с различными образовательными возможностями и потребностями;
7) обеспечить дальнейшее развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, а также развитие системы наставничества молодых педагогов;
8) содействовать ранней профессиональной ориентации ребенка и формированию индивидуального учебного плана, в том числе путем внедрения инструмента сводного электронного портфолио.
3. Рекомендовать министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, министерству культуры Краснодарского края:
1) продолжить формирование эффективной межведомственной системы взаимодействия в рамках развития региональной системы дополнительного образования детей;
2) обеспечить эффективное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования, культуры при реализации дополнительных общеобразовательных программ.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) обеспечить сохранение сети организаций дополнительного образования, увеличение количества воспитанников;
2) предусмотреть дополнительное финансирование базовых организаций дополнительного образования (муниципальных опорных центров) в части методического сопровождения развития дополнительного образования в муниципальном образовании;
3) разработать меры по стимулированию инновационной деятельности и лучших практик в организациях дополнительного образования;
4) обновить программно-методическое обеспечение организаций дополнительного образования детей с учетом краевых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
5) принять меры по модернизации материально-технической базы системы дополнительного образования.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи.
Председатель Законодательного Собрания |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
30 сентября 2020 года
N 1935-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 30 сентября 2020 г. N 1935-П "О развитии дополнительного образования детей в Краснодарском крае по отрасли образования"
Вступает в силу с 30 сентября 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 6 октября 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 6 октября 2020 г. N 2300202010060006