Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 08.09.2020 N 816
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск) на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Прогноз) составлен в целях:
- создания основы для формирования проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
- определения основных проблем развития Города Томска и возможных путей их решения органами местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск" и других финансовых источников.
Прогноз разработан с учетом:
- тенденций социально-экономического развития, сформировавшихся Городе Томске в 2018-2019 годы и истекшем периоде 2020 года;
- реализации майских указов Президента Российской Федерации, национальных проектов и соответствующих им региональных проектов;
- перечня инвестиционных предложений и проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории муниципального образования "Город Томск".
Основные параметры Прогноза определены на основе данных, полученных методами:
- опроса более 500 базовых крупных и средних организаций, осуществляющих различные виды деятельности на территории Города Томска, о планируемых ими производственных и финансовых показателях работы в 2021-2023 годы;
- экспертных оценок развития городского хозяйства и социальной сферы, сформированных отраслевыми органами администрации Города Томска.
Прогноз разработан с учетом приоритетов развития Города Томска, которые определены в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27.06.2006 N 224 и скорректированной решением Думы Города Томска от 07.07.2020 N 1380.
При формировании Прогноза использованы разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации "Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". Прогноз сформирован в 2 вариантах развития: основном и оптимистическом. Основной вариант прогноза соответствует базовому варианту прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, оптимистический вариант - целевому варианту указанного прогноза. Оба варианта прогноза предполагают успешное преодоление последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в 2021 году.
Основной вариант (далее - первый вариант) Прогноза исходит из эволюционного сценария развития Города Томска и предполагает в 2021-2023 годы продолжение тенденции к приросту объемов промышленного производства, возобновление прироста объема инвестиций и строительных работ на томских предприятиях, положительную динамику потребительского спроса на фоне устойчивого роста реальных доходов населения.
Данный вариант Прогноза является базовым для составления проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Оптимистический вариант (далее - второй вариант) Прогноза ориентирован на инновационный сценарий развития Города Томска и предполагает к 2023 году успешную реализацию среднесрочных производственно-финансовых планов томскими организациями реального сектора экономики, как следствие, формирование тенденции устойчивого роста экономики Города Томска, способствующей развитию ключевых отраслей социальной сферы и городского хозяйства.
I. Демография
В 2021-2023 годах демографическая ситуация в Городе Томске в целом, по оценке, сохранит положительную динамику развития.
По первому варианту Прогноза в 2021-2023 годы ожидается продолжение сложившейся в 2017-2019 годы тенденции к снижению уровня рождаемости - с 5561 родившихся в 2021 году до 5337 родившихся в 2023 году. Количество умерших при ежегодном снижении составит 5594 - 5705 человек. Естественная убыль населения Города Томска в 2021-2023 годы по первому варианту Прогноза оценивается в количестве от 144 до 257 человек.
Второй вариант Прогноза предусматривает устойчивый рост рождаемости с 2021 года, под влиянием национальных и региональных проектов по направлениям "Демография" и "Здравоохранение", усиления государственной поддержки семей с детьми, а также в связи с вступлением в детородный возраст более многочисленного поколения женщин 2005-2007 годов рождения. Количество родившихся в прогнозном периоде, по оценке, будет иметь положительную динамику в диапазоне от 5826 до 6276 человек. Число умерших в 2021-2023 годы оценивается в диапазоне 5531 - 5553 человека. Таким образом, второй вариант Прогноза предполагает возобновление естественного прироста населения Города Томска в 2021-2023 годы в количестве 295 - 723 человека ежегодно.
Снижение показателей смертности в прогнозном периоде будет обеспечено мероприятиями по профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни, а также созданию необходимых для этого условий.
Рост численности населения Города Томска в среднесрочной перспективе в значительной степени будет обеспечен положительным сальдо миграционного движения населения. В 2021-2023 годы ожидается, что в результате мер, направленных на создание рабочих мест, активное привлечение иногородних студентов к учебе в томских вузах и повышение привлекательности Города Томска для жизни, учебы и работы, миграционный прирост будет ежегодно составлять от 1,4 - 1,8 тысяч человек до 1,6 - 2,5 тысяч человек по двум вариантам Прогноза.
В среднесрочном периоде прогноз численности населения трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста по двум вариантам Прогноза составлен исходя из параметров пенсионной реформы.
С учетом увеличения пенсионного возраста населения Российской Федерации, численность населения трудоспособного возраста Города Томска составит в 2023 году 394,7 тысяч человек по первому варианту Прогноза и 397,0 тысяч человек по второму варианту Прогноза, увеличившись на 16,9 - 19,2 тысяч человек в сравнении со значением показателя по состоянию на конец 2020 года.
Численность пенсионеров, напротив, к концу 2023 года сократится на 12,7 - 12,8 тысяч человек по сравнению со значением показателя на конец 2020 года.
Таким образом, численность населения Города Томска, по оценке, к концу 2023 года достигнет 603,1 - 607,1 тысяч человек.
Среднегодовая численность населения в 2023 году составит 602,4 - 605,5 тысяч человек по двум вариантам Прогноза.
В результате в 2023 году прирост среднегодовой численности населения Города Томска к уровню 2020 года составит:
- по первому варианту Прогноза - 3,9 тысячи человек, за счет миграционного прироста населения;
- по второму варианту Прогноза - 7 тысяч человек, за счет естественного и миграционного приростов.
Ожидаемая продолжительность жизни населения Города Томска к 2023 году увеличится на 1,2 - 1,6 года в сравнении с 2020 годом и достигнет 75,6 - 76,0 лет по двум вариантам Прогноза соответственно.
II. Рынок труда и уровень жизни населения
В 2021-2023 годах ситуация на рынке труда Города Томска будет складываться под воздействием следующих факторов:
- продолжение тенденции к увеличению численности населения старших возрастов;
- действие пенсионной реформы, сокращение численности граждан, ежегодно выходящих на пенсию, и, как следствие, увеличение численности трудоспособного населения и рабочей силы;
- сохранение межотраслевой конкуренции за квалифицированную рабочую силу;
- сохранение в 2021 году напряженности на рынке труда в связи с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции.
Для восстановления и сохранения в прогнозном периоде баланса на рынке труда потребуется:
- продолжить реализацию государственных мер поддержки занятости населения, потерявшего работу в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
- обеспечить занятость для возрастающего контингента возрастных работников, не ушедших на пенсию по прежним возрастным основаниям;
- создать рабочие места для притока рабочей силы со стороны выпускников вузов и организаций начального и среднего профессионального образования.
Решение этих задач планируется осуществить в первую очередь в процессе реализации на территории муниципального образования "Город Томск" мероприятий региональных проектов в рамках национальных проектов, в результате которых в Городе Томске будут созданы, по оценке, более 6 тысяч постоянных и временных рабочих мест.
Ситуация на рынке труда в 2021-2023 годы напрямую будет зависеть от активности спроса на рабочую силу со стороны реального сектора экономики, масштабов реализации инвестиционных и инновационных проектов.
Позитивные изменения в экономической ситуации, реализация национальных и региональных проектов, действие пенсионной реформы приведут к ежегодному росту численности занятых в экономике.
В 2021-2023 годы ежегодный прирост числа занятых в экономике Города Томска ожидается в размере 4 - 5,1 тысяч человек по первому варианту Прогноза и 4,6 - 6,3 тысяч человек по второму варианту Прогноза. Численность занятых в экономике в 2023 году, по оценке, составит 284,1 - 286,6 тысяч человек.
Уровень официально регистрируемой безработицы в Городе Томске прогнозируется областным государственным казенным учреждением "Центр занятости населения города Томска и Томского района" в 2021 году в размере 1,17% - 1,51% (от экономически активного населения), в 2022 году - на уровне 0,71% - 0,76% и в 2023 году - 0,67% - 0,72%.
В прогнозируемом периоде ежегодные темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий Города Томска, ожидаются в размере 104,7% - 106,4% по двум вариантам Прогноза. Средняя заработная плата работников крупных и средних предприятий прогнозируется в 2023 году в размере 62,7 - 64,9 тыс. руб. При этом темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы в 2021-2023 годы прогнозируются на уровне не ниже уровня инфляции по итогам предыдущего года.
Средняя заработная плата работников, занятых на малых предприятиях в 2023 году, по оценке, достигнет значения 32,2 - 33,4 тыс. рублей.
Ожидаемые темпы роста номинальной заработной платы в расчете на одного работника в целом по Городу Томску будут составлять: в 2021 году - 105,1% - 106,9%; в 2022 году - 104,9% - 105,9%, в 2023 году - 105,1% - 106,2%. В 2023 году размер среднемесячной заработной платы одного работника составит 47,8 тысяч руб. по первому варианту Прогноза, 49,5 тысяч руб. - по второму варианту Прогноза.
С учетом темпов роста инфляции прирост реальной заработной платы одного работника в целом по Городу Томску прогнозируется на уровне 1,7% - 3,6% в 2021 году, 0,8% - 1,9% в 2022 году и в 2023 году прирост составит 1,1% - 2,4%.
III. Экономический потенциал территории
3.1. Экономический оборот организаций
В 2021-2023 годы прогнозируется ежегодный прирост объемов экономического оборота организаций Города Томска в диапазоне от 1% до 4,3% в сопоставимых ценах по двум вариантам Прогноза. Доля крупных и средних предприятий в общем объеме экономического оборота всех предприятий Города Томска в прогнозном периоде составит 53,5% - 55,9%.
Прогнозируемый рост оборота организаций Города Томска обусловлен ожидаемым приростом объемов производства промышленных предприятий, увеличением оптового и розничного товарооборота, объема транспортных, коммунальных, образовательных и иных услуг.
3.2. Производство промышленной продукции
В 2021-2023 гг. по двум вариантам Прогноза предусматривается ежегодный рост промышленного производства в сопоставимых ценах: по первому варианту Прогноза - в размере от 101,5% до 101,7%, по второму варианту Прогноза - в диапазоне 102,6% - 102,9%.
Прогнозируемый объем отгруженной промышленной продукции по сектору "Добыча полезных ископаемых" в 2023 году составит 4,7 - 4,8 млрд руб.
Развитие обрабатывающей промышленности Города Томска в среднесрочном периоде будет основано на внедрении технологических и организационных инноваций, создании новых высокотехнологичных производств. Внедрение киберфизических систем в производство, предусматривающее автоматизированное обслуживание человеческих потребностей, глобальная цифровизация и такие ее проявления, как большие данные, робототехника становятся основой современного производства.
В связи с этим ожидается развитие томской электронной промышленности в рамках реализации мероприятий "дорожных карт" по расширению использования продукции и технологий предприятий области крупными российскими корпорациями, а также за счет реализации:
- проекта АО "НПФ "Микран" по созданию учебно-производственного центра "Фабрика МИС", а также научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, отобранных для реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы";
- корпоративных программ повышения конкурентоспособности предприятий в рамках регионального проекта "Промышленный экспорт Томской области" приоритетного национального проекта "Международная кооперация и экспорт", в том числе ОАО "Манотомь" и АО НПФ "Микран";
- проекта по расширению производственных мощностей по выпуску печатных плат АО "ЭлеСи";
- масштабной реконструкции, технического перевооружения дизайн-центра и опытной технологической линии по проектированию и изготовлению МИС в АО "НИИПП".
Производство электрического оборудования в среднесрочной перспективе продолжит увеличение темпов роста с учетом инвестиционной деятельности крупных и средних предприятий, направленной на модернизацию действующих производств, а также реализации мероприятий "дорожных карт" с ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "ИНТЕР РАО", ПАО "Россети", ПАО "СИБУР Холдинг".
АО "Сибкабель" в прогнозном периоде продолжит реализацию новой 3-летней программы развития с объемом финансирования в размере 300 млн рублей ежегодно, предусматривающей обновление существующих линий с акцентом на автоматизацию процессов, замену основных узлов и агрегатов на экструзионных линиях, где происходит наложение изоляционной оболочки.
ООО "Томсккабель" продолжит мероприятия по освоению и разработке новых видов кабельной продукции с учетом специальных требований потребителей из разных отраслей промышленности, в том числе в рамках регионального проекта "Промышленный экспорт Томской области" приоритетного национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
АО "ТЭТЗ" продолжит в 2021 году реализацию инновационных проектов за счет собственных средств по освоению новых изделий и технологий, в том числе "Создание производства модельного ряда преобразователей частоты" и "Создание производства модельного ряда интегрированного серводвигателя мощностью до 5,5 кВт".
Стабильный рост сохранится в химической отрасли. В среднесрочной перспективе развитие будет осуществляться за счет средств компаний и холдингов, направляемых на модернизацию и реконструкцию действующих производственных мощностей, частичный ввод новых мощностей, а также завершение начатых инвестиционных проектов.
ООО "Томскнефтехим" продолжит реализацию ряда локальных проектов по текущей модернизации отдельных участков производства, которые будут направлены на оптимизацию технологических процессов, снижение потребления энергоресурсов, сокращение потерь, повышение эффективности производства в целом.
ООО "Сибметахим" продолжит модернизацию компрессора синтез-газа и техническое перевооружение циркулярного синтеза метанола (в период 2021-2022 годов) с целью увеличения мощности производства метанола до 3100 тонн/сутки.
Деревообрабатывающая отрасль промышленности продолжит устойчивое развитие благодаря стабильной работе крупных предприятий: ООО "Томлесдрев" (производство древесно-стружечных плит) и ООО "Монолит-Строй".
В производстве пищевых продуктов в среднесрочной перспективе прогнозируется устойчивый рост производства в результате планируемого роста выпуска продукции в компаниях: АО "Томские мельницы", ООО "ПК "Лама", ОАО "Томское пиво" и др.
В целом в "Обрабатывающих производствах" прогнозируются ежегодные темпы роста объемов производства в сопоставимых ценах по первому варианту Прогноза - от 102,0% до 102,5%, по второму варианту Прогноза - от 103,4% до 103,9%. С учетом данной динамики стоимостной объем произведенной в "Обрабатывающих производствах" промышленной продукции в 2023 году ожидается в размере 131,9 млрд. руб. - 137,5 млрд руб.
В период 2021-2023 годов энергосистема Города Томска будет характеризоваться умеренными темпами роста за счет обрабатывающей промышленности. Объем отгруженной промышленной продукции в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха в 2023 году, по оценке, достигнет 26,9 млрд руб. - 27,0 млрд руб. (ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах: 100,2% - 100,3% в зависимости от вариантов Прогноза).
По отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" объем отгруженной продукции в 2023 году прогнозируется в диапазоне 4,4 - 4,5 млрд руб. (ежегодные темпы роста в сопоставимых ценах: по первому варианту Прогноза - в диапазоне 101,3% - 101,8%, по второму варианту Прогноза - в диапазоне 101,5% - 102,5%).
На динамику прогнозных показателей отрасли в 2021-2023 годы будут оказывать существенное влияние:
1) эффективность работы УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" по организации сбора и утилизации отходов;
2) динамика объемов предоставляемых ООО "Томскводоканал" и ООО "ГОС" услуг, в том числе, по обеспечению технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения новых объектов, а также реконструкции имеющихся либо строительства новых очистных сооружений. В среднесрочной перспективе заложена предпосылка о незначительном росте, которая объясняется следующими причинами:
- низкая инвестиционная активность организаций коммунального комплекса в связи с государственным регулированием и необходимостью соблюдения предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов;
- реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе предусматривающая установку приборов учета коммунальных ресурсов.
3.3. Потребительский рынок
В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика розничного товарооборота. Темпы роста оборота розничной торговли в 2021-2023 годы составят по первому варианту Прогноза 103,2% - 103,5%, по второму варианту Прогноза 103,5% - 103,8% в сопоставимых ценах к предыдущему году. Оборот розничной торговли в 2023 году достигнет 174,1 млрд руб. - 174,5 млрд руб. по двум вариантам Прогноза соответственно.
Достижению прогнозных показателей будет способствовать расширение действующих торговых сетей (наиболее динамично развиваются сети "Магнит", "Мария-РА", "Ярче", "Пятерочка", группа компаний "Лама").
В 2021 году прогнозируется компенсационный скачок темпа роста объема платных услуг в пределах 106,1 - 108,0% (после снижения на 14% в 2020 году). Темпы роста в 2022-2023 годы составят по первому варианту Прогноза - 102,5% - 102,6%, по второму варианту Прогноза - 103,0% - 103,1% в сопоставимых ценах к предыдущему году.
Основную долю в структуре формирования рынка платных услуг в среднесрочном периоде будут составлять коммунальные, телекоммуникационные, медицинские и образовательные услуги.
Развитие рынка платных услуг населению будет определяться следующими факторами:
- внедрение новых форм обслуживания;
- расширение перечня оказываемых услуг;
- ограничение роста регулируемых цен и тарифов.
В период 2021-2023 годов работа администрации Города Томска в части развития сферы потребительского рынка будет направлена на:
- содействие развитию инфраструктуры потребительского рынка и оптимальному размещению на территории Города Томска сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- организацию эффективной работы муниципальных ярмарок;
- систематическое проведение мониторинга цен на фиксированный набор продовольственных товаров;
- упорядочение нестационарной торговли, в том числе путем перевода торговой деятельности в стационарные объекты.
3.4. Развитие малого предпринимательства
В прогнозном периоде, в рамках имеющихся полномочий и с учетом реализации на территории Города Томска мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", к 2023 году ожидается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих деятельность малого и среднего бизнеса:
- количество малых и микропредприятий увеличится по первому варианту Прогноза до 17211 предприятий, по второму варианту Прогноза - до 17429 предприятий, численность работников малых и микропредприятий возрастет в 2023 году до 101,3 - 101,8 тысяч человек;
- количество индивидуальных предпринимателей в 2023 году возрастет по первому варианту Прогноза до 15253 человек и по второму варианту Прогноза - до 15446 человек; численность наемных работников индивидуальных предпринимателей к концу 2023 года составит 22600 человек по первому варианту Прогноза и 22800 человек по второму варианту Прогноза;
- оборот малых и микропредприятий, по оценке, в 2023 году по первому варианту Прогноза составит 465,9 млрд руб., по второму варианту Прогноза - 467,2 млрд руб.
В прогнозном периоде, в соответствии с приоритетами национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса направлены мероприятия и финансовые ресурсы муниципальной программы муниципального образования "Город Томск" "Экономическое развитие инновационная экономика" на 2015-2025 годы, предусматривающие:
- информационную и консультационную поддержку субъектов предпринимательства и лиц, желающих открыть собственное дело;
- повышение профессионального уровня предпринимателей;
- финансовую поддержку;
- развитие эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
3.5. Инвестиционная и строительная деятельность
В 2021-2023 годы темпы роста объемов инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах прогнозируются по первому варианту Прогноза - на уровне 101,4% - 102,6%, по второму варианту Прогноза - в размере 102,7% - 103,5%.
Второй вариант Прогноза предусматривает успешную реализацию инвестиционных планов крупнейших производственных компаний Города Томска: ООО "Сибметахим" (проект по увеличению мощности производства метанола), ООО "НПФ "МИКРАН" (модернизация производства, покупка современного оборудования, разработка новых продуктов, технологии, ноу-хау), АО "Аграрная группа Мясопереработка" (капитальный ремонт производственных зданий и сооружений, приобретение основного оборудования), ООО "Горсети" (строительство новых мощностей, техническое перевооружение и реконструкция), а также проектов по развитию производства, планируемых ООО "Томскводоканал", АО "Томская генерация", АО "ТомскРТС", ООО "Газпром газораспределение Томск", ПАО "ТРК", ООО "Элеси" и другие.
Объем работ, выполненных крупными и средними предприятиями Города Томска, по виду экономической деятельности "Строительство" в 2023 году составит 10,9 - 11,3 млрд руб., по двум вариантам Прогноза. По первому варианту Прогноза темпы роста физического объема строительных работ составят 102,0% - 103,0%, по второму - 103,0% - 105,0%.
Рост в отрасли будет обеспечен за счет строительства объектов, в том числе, социального назначения, в ходе реализации национальных проектов на территории Города Томска, увеличения темпов промышленного и жилищного строительства.
Темпы роста промышленного строительства определяют реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты, направленные на расширение производственных мощностей, строительство и реконструкцию зданий и сооружений. Невысокий рост инвестиций по базовому варианту определяет небольшой рост темпов строительной отрасли.
Восстановительный рост темпов жилищного строительства ожидается за счет реализации программ комплексного освоения территорий.
3.6. Жилой фонд
Одним из ключевых факторов, ограничивающих жилищное строительство, остается отсутствие на территории Города Томска свободных земельных участков, в том числе для целей комплексного развития территорий, обустроенных социальной, коммунальной и транспортной инфраструктурой.
В прогнозном периоде ежегодный объем вводимого в эксплуатацию жилья ожидается в размере 220 - 400 тыс. кв. м. жилой площади, при этом не менее 20% объема нового жилья ежегодно будет строиться населением. В соответствии с планируемыми данными, в 2023 году общая площадь жилого фонда Города Томска, по оценке, увеличится по отношению к показателю 2020 года на 690 - 1035 тыс. кв. м. по двум вариантам Прогноза.
Для развития жилищного строительства на территории Города Томска принимается ряд мер:
- разрабатывается комплекс мероприятий, которые бы позволили оперативно обеспечить строительные компании земельными участками для строительства жилья;
- внедряются передовые технологии строительства - проект строительства "голландского" квартала, разработанный "ПБК ТДСК" совместно с архитектурным бюро LEVS (Нидерланды), который предполагает возведение комплекса на 600 квартир общей площадью 40 тысяч квадратных метров);
- реализуется проект по строительству микрорайона на ОЭЗ ТВТ "Томск" для обеспечения жильем аспирантов, докторантов, научных работников, а также иностранных специалистов. Планируется построить около 1,5 миллиона квадратных метров жилья на площади более 90 гектаров.
Согласно первому варианту Прогноза общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя Города Томска, в 2023 году составит 25,2 кв. м., согласно второму варианту Прогноза - 25,6 кв. м.
Сохранение спроса на жилье в прогнозном периоде ожидается за счет повышения доступности жилищного строительства в рамках реализации проектов "Губернаторская ипотека на территории Томской области", а также программы "Жилье молодым семьям".
3.7. Развитие улично-дорожной сети
В 2021-2023 годах, в случае реализации запланированных мероприятий подпрограммы "Развитие улично-дорожной сети на 2015-2025 годы" муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства на 2015-2025 годы", протяженность улично-дорожной сети Города Томска увеличится к уровню 2020 года на 3,1 км и составит 917,4 км по двум вариантам Прогноза.
В рамках данной подпрограммы в 2022 году предусмотрено завершение работы по строительству объекта "Строительство транспортной развязки с ж.д. Тайга - Томск 76 км" (2,0 км), в 2023 году предусмотрено строительство ул. Вешняя (1,1 км), а также ряда других проектов в сфере развития дорожного хозяйства, в том числе:
- реконструкция железнодорожного переезда в пос. Степановка в р-не ул. Шевченко (2 км);
- реконструкция ул. Гоголя от ул. Никитина до ул. Алтайская (0,436 км);
- реконструкция ул. Л.Шевцовой (0,39 км);
- реконструкция ул. Ижевской (1,34 км);
- реконструкция пер. Карский (1,05 км);
В целях поддержания улично-дорожной сети Города Томска в нормативном состоянии в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в среднесрочном периоде планируется ежегодный ремонт городских улиц с заменой покрытия проезжей части на всю ширину улицы.
IV. Социальная сфера
4.1. Дошкольное образование
Указом Президента от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлены задачи создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, и создания условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет, включая:
- достижение 100-процентной доступности (к концу 2021 года) дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет (от 2 месяцев до 2 лет (включительно));
- реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Дошкольное образование в 2021-2023 годы будет характеризоваться ростом доли детей в возрасте до 3-х лет (от 2 месяцев до 2 лет (включительно)), получающих услуги дошкольного образования в муниципальных учреждениях и снижением доли детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Основным направлением развития системы дошкольного образования в 2021-2023 годы будет являться повышение доступности, качества и уровня безопасности дошкольных образовательных учреждений за счет:
- сохранения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте 3 - 7 лет, в том числе в альтернативных формах дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, частные дошкольные образовательные организации);
- повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет (от 2 месяцев до 2 лет (включительно));
- укрепления материально-технической базы учреждений и обеспечения безопасного пребывания в них детей;
- обеспечения нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения реализации федеральных государственных требований.
Благодаря этим мероприятиям численность детей в возрасте до 3-х лет (от 2 месяцев до 2 лет (включительно)), получающих услуги дошкольного образования, в 2023 году возрастет до 6,4 - 7,1 тысяч детей, что будет составлять 38,2% - 38,5% от общей численности детей в возрасте до 3-х лет по двум вариантам Прогноза.
В рамках реализации национального проекта "Демография", регионального и федерального проектов "Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к концу 2021 года) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" в 2021 году запланировано:
- разработка проектно-изыскательских работ на строительство 8 объектов дошкольного образования;
- строительство 8 детских садов на 1125 мест за счет средств областного и федерального бюджетов.
4.2. Общее образование
Согласно прогнозной оценке, в 2023 году численность детей, получающих услуги общего образования, увеличится до 69,0 тыс. человек.
Доля обучающихся в первую смену в общеобразовательных учреждениях составит в 2023 году 67% (норматив - 90%).
В целях освоения обучающимися новых государственных образовательных стандартов и повышения качества муниципальных услуг в 2021-2023 годах необходимо решить следующие основные задачи системы общего образования:
- обеспечение условий для введения новых стандартов образования;
- увеличение доли обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
- обеспечение общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами;
- создание доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация проектов регионального проекта "Образование" (на 2022 год запланировано строительство общеобразовательной организации на 1100 мест по ул. Демьяна Бедного в г. Томске (в рамках Государственной программы "Развитие образования в Томской области")).
4.3. Дополнительное образование
В 2023 году планируется охватить общеразвивающими программами дополнительного образования различной направленности в системе общего и дополнительного образования 65,3 - 66,4 тысяч детей по двум вариантам Прогноза.
В прогнозном периоде существуют риски снижения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования по причине достижения предельной численности контингента обучающихся, установленной лицензиями на право осуществления образовательной деятельности в связи с переходом на предпрофессиональные программы обучения (увеличение учебных часов). Несмотря на сложные экономические условия, необходимо решать вопрос об увеличении площадей для детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, так как уровень востребованности услуг, оказываемых этими учреждениями, очень высокий.
В соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры, количество МОУДО художественно-эстетической направленности в Городе Томске должно составлять 22 учреждения (в настоящее время - 8).
Проблема нехватки учреждений дополнительного образования детей может быть решена путем строительства в новых микрорайонах многофункциональных культурных центров, строительства центральной музыкальной школы, а также проведением своевременного капитального ремонта МБОУДО "ДШИ N 1".
В рамках мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма" муниципального образования "Город Томск" на 2015-2025 годы запланирован капитальный ремонт учреждений дополнительного образования, предусмотрено финансирование для приобретения музыкальных инструментов, разрабатывается проектно-сметная документация на капитальный ремонт зданий, по адресу: ул. Никитина, дом 8, строение 7, 9 для расширения площадей учреждений дополнительного образования.
Проблема недостаточности площадей для обеспечения государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, ее доступности и расширения сети дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг в прогнозном периоде будет решаться путем предоставления помещений вновь открывающихся общеобразовательных учреждений для организации занятий учреждениями дополнительного образования. Основными задачами дополнительного образования на среднесрочный период остаются:
- увеличение охвата детей услугами дополнительного образования, в том числе программами технической направленности;
- дальнейшее развитие инфраструктуры дополнительного образования;
- повышение качества услуг по дополнительному образованию;
- актуализация дополнительного образования в соответствии с национальным проектом "Успех каждого ребенка".
4.4. Физическая культура и спорт
В рамках реализации национального проекта "Демография" (региональный проект - "Спорт - норма жизни"), в целях развития спортивно-массовой работы и увеличения в 2023 году до 54,5% - 54,8% по двум вариантам Прогноза доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Города Томска, в 2021-2023 годы приоритетными задачами являются:
- строительство новых спортивных объектов за счет бюджетных и внебюджетных средств, проведение своевременного капитального ремонта спортивных объектов;
- максимально эффективное использование имеющихся спортивных объектов;
- реализация мер регулирующего, экономического и информационного характера, обеспечивающих повышение двигательной активности граждан, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни.
В целях повышения обеспеченности граждан Города Томска спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, (план на конец 2023 года - 49,9%), в 2021-2023 годы планируется строительство крупных спортивных сооружений, в том числе:
- тропы здоровья в районе стадиона "Кедр", в пос. Светлый и лыжной базы "Метелица";
- спортивное сооружение для массовых спортивных занятий на ул. Первомайская, ул. Сибирская;
- трассы для занятий могул, фристайлом и комплекс малых трамплинов в Академгородке;
- площадка для занятий воркаутом, теннисный центр (ПАО "Сибур") и др.
Кроме того, необходимо продолжить работу по строительству спортивных плоскостных сооружений во всех районах Города Томска на пришкольных и придомовых площадках.
4.5. Культура
В среднесрочном прогнозируемом периоде количество муниципальных общедоступных библиотек и учреждений культурно-досугового типа в Городе Томске сохранится на уровне 2020 года.
В рамках реализации национального проекта "Культура" продолжится работа по переводу библиотечного фонда на нематериальные носители информации путем приобретения доступа к новым базам данных и электронно-библиотечным системам. Планируется продолжить обслуживание пользователей электронными документами с помощью электронно-библиотечной системы "ЛитРес: мобильная библиотека" с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации, а также обеспечение доступа к электронным подпискам периодических изданий для муниципальных библиотек.
Существующая проблема нехватки библиотек во вновь построенных микрорайонах может быть решена путем развития мобильных (библиобусов), внестационарных форм библиотечного обслуживания.
Как и в предыдущие годы, основной проблемой развития 5 муниципальных культурно-досуговых учреждений остается острая нехватка собственных площадей для репетиционной и концертной деятельности творческих коллективов и организации работы с детьми и молодежью, что в прогнозируемом периоде может привести к снижению численности постоянных участников клубных формирований. В связи с отсутствием площадей большинство масштабных общегородских мероприятий по-прежнему будут проводиться на открытых площадках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.