Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Прогнозу
социально-экономического развития
муниципального образования
"Город Томск" до 2030 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" (далее - Город Томск) до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановления администрации Города Томска от 03.09.2015 N 830 "О разработке и корректировке прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск".
Долгосрочный прогноз одобрен постановлением администрации Города Томска от 14.09.2016 N 979 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года" и скорректирован с учетом результатов социально-экономического развития Города Томска за 2019 год, динамики развития экономики муниципального образования "Город Томск" в январе - июне 2020 года, а также параметров прогноза развития российской экономики до 2024 года.
Долгосрочный прогноз сформирован в 3 вариантах: консервативном, базовом и целевом.
Все три варианта прогноза предполагают успешное преодоление в 2021 году последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с различной скоростью восстановления экономики. Так, консервативный вариант прогноза предполагает наиболее долгий период восстановления, целевой вариант прогноза - минимальные последствия и устойчивый рост показателей в различных отраслях экономики.
Все три варианта долгосрочного прогноза предусматривают ежегодное увеличение численности населения Города Томска, которая к 2030 году достигнет 603,1 - 633,6 тысяч человек, в зависимости от реализации сценарных вариантов долгосрочного прогноза.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза (вариант 1) построен исходя из наименее благоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы Города Томска. Данный вариант долгосрочного прогноза предполагает в 2021-2030 годы:
- естественную убыль населения Города Томска (от 267 до 2099 человек в год);
- положительную динамику численности занятых в экономике Города Томска и рост реальных доходов населения;
- умеренные темпы роста промышленного производства и экономического оборота предприятий.
Базовый вариант долгосрочного прогноза (вариант 2) исходит из эволюционного сценария развития Города Томска в более благоприятных внешних и внутренних условиях. Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает в 2021-2030 годы:
- менее выраженную естественную убыль населения Города Томска (от 144 до 758 человек в год);
- умеренный рост промышленного производства на томских предприятиях в диапазоне 101,5% - 102,2% в сопоставимых ценах;
- ежегодный прирост объемов инвестиций в размере 1,4% - 2,7% в сопоставимых ценах;
- увеличение спроса и предложения на рынке жилья с учетом роста численности городского населения и стабильных ставок по ипотечному жилищному кредитованию;
- устойчивое увеличение потребительского спроса на фоне сохраняющихся низких показателей инфляции.
Данный вариант долгосрочного прогноза является базовым для составления бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период.
Целевой вариант долгосрочного прогноза (вариант 3) ориентирован на предусмотренный Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года инновационный сценарий социально-экономического развития Города Томска.
Данный вариант предполагает к 2030 году успешную реализацию целей и задач национальных проектов, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", составляющих экономическую и социальную стратегию Российской Федерации на долгосрочный период.
Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает ежегодный прирост:
- численности населения Города Томска на 2128 - 4526 человек при сохранении естественного прироста жителей во всем прогнозном периоде;
- объемов промышленного производства на 2,6% - 3,6%;
- объемов инвестиций в основной капитал на 2,7% - 4,0%;
- реальной заработной платы работающего населения Города Томска в размере 1,7% - 4%.
Целевой вариант долгосрочного прогноза предполагает выполнение, либо перевыполнение соответствующих показателей Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года.
I. Демография
В долгосрочном прогнозном периоде с высокой долей вероятности прогнозируется естественная убыль населения Российской Федерации и Томской области. В Городе Томске естественная убыль населения прогнозируется по консервативному и базовому вариантам долгосрочного прогноза. Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает сохранение естественного прироста жителей Города Томска в диапазоне 295 - 775 человек ежегодно.
Фактором, обеспечивающим рост численности населения Города Томска по всем вариантам долгосрочного прогноза, является миграционный прирост, который в состоянии сохранить положительную динамику численности населения при условии его превышения над естественной убылью населения, предусмотренную консервативным и базовым сценариями долгосрочного прогноза.
Численность населения. С учетом половозрастного состава населения Города Томска на начало 2019 года и итогов миграции за период 2017-2019 годов, в консервативном варианте долгосрочного прогноза предусмотрено ежегодное увеличение численности населения в 2021-2030 годы, которое будет обеспечено исключительно миграционным приростом.
По состоянию на конец 2030 года численность населения Города Томска по консервативному варианту долгосрочного прогноза составит 603114 человек. Среднегодовая численность населения оценивается в количестве 603110 человек.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает продолжение сложившейся в 2019-2020 годы тенденции постепенного снижения уровня рождаемости - с 5561 родившегося в 2021 году до 5073 родившихся в 2030 году, при сохранении числа умерших в 2021-2030 годы диапазоне 5594 - 5831 человек. За счет ежегодного роста реальной заработной платы, восстановления объемов строительных работ и наращивания объемов промышленного производства, способствующих развитию рынка труда, по базовому варианту прогноза планируется снижение числа выбывших на другое место жительства и увеличение количества прибывших в Город Томск граждан.
Согласно данному варианту в прогнозном периоде ожидается ежегодный миграционный прирост населения в диапазоне 1424 - 2538 человек.
По базовому варианту долгосрочного прогноза численность населения Города Томска по состоянию на конец 2030 года, по оценке, достигнет 614087 человек (на 10973 человека больше, чем по консервативному варианту долгосрочного прогноза). Среднегодовая численность населения Города Томска в 2030 году, по оценке, составит 613197 человек.
По целевому варианту долгосрочного прогноза, предусматривающему существенное ускорение темпов развития экономики, улучшение качества городской среды и услуг социальной сферы, в период с 2021 по 2030 годы ожидается увеличение численности населения Города Томска на 34480 человек к уровню 2020 года. Согласно целевому варианту долгосрочного прогноза численность населения Города Томска, по оценке, по состоянию на 01.01.2031 составит 633634 человека. Среднегодовая численность населения Города Томска в 2030 году, по оценке, составит 631625 человек.
Средняя продолжительность жизни. К 2030 году прогнозируется увеличение продолжительности жизни городских жителей по консервативному варианту долгосрочного прогноза до 77,4 лет, по базовому варианту - до 78,8 лет, по целевому варианту - до 80 лет.
Для достижения определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и национальном проекте "Демография" целевых показателей продолжительности жизни в долгосрочном периоде необходимы значительные улучшения системы здравоохранения, прежде всего, в сфере профилактики заболеваний. В связи с этим, необходимо обеспечить ежегодные профилактические осмотры населения всех групп и возрастов.
Использование цифровых технологий в сфере взаимодействия медицинских организаций Города Томска, их включение в формирующуюся единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения ускорят внедрение:
- инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов;
- новейших клинических рекомендаций и протоколов лечения;
- системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Приоритетными задачами томской медицины должны оставаться борьба с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие детского здравоохранения.
Необходима также эффективная система популяризации бережного отношения к своему здоровью и создания здоровьесберегающих привычек в семье.
Численность занятых в экономике. С учетом динамики трудоспособного населения Города Томска и изменений по возрастам выхода мужчин и женщин на пенсию (65 и 60 лет соответственно) в консервативном варианте долгосрочного прогноза в период 2021-2030 годов предусмотрено увеличение числа занятых в экономике Города Томска с ежегодным приростом в диапазоне 157 - 4856 человек.
Диапазон ожидаемого ежегодного прироста числа занятых в экономике Города Томска по базовому варианту долгосрочного прогноза составляет 659 - 5150 человек, по целевому варианту 1805 - 6305 человек.
Таким образом, три варианта долгосрочного прогноза предполагают увеличение показателя численности занятых в экономике Города Томска к началу 2031 года относительно ожидаемых итогов текущего года в диапазоне от 16774 до 31489 человек.
Доля работающего населения в общей численности горожан, находящихся в трудоспособном возрасте, по оценке, в период 2021-2030 годов будет составлять от 72% до 73,5% по всем вариантам долгосрочного прогноза.
Численность занятых на крупных и средних предприятиях. Исходя из сложившейся в 2017-2019 годы структуры занятости, с учетом прогнозных данных базовых крупных и средних организаций Города Томска, среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий Города Томска на конец 2030 года составит:
- по консервативному варианту долгосрочного прогноза - 145,7 тысяч человек;
- по базовому варианту долгосрочного прогноза - 147,6 тысяч человек;
- по целевому варианту долгосрочного прогноза - 151,6 тысячу человек.
В сравнении с планируемой численностью работников крупных и средних предприятий Города Томска на 2020 год (138452 человека) данный показатель к концу 2030 года увеличится на 7,2 тысяч человек (или на 5,2%) по консервативному варианту долгосрочного прогноза, на 9,15 тысяч человек (или на 6,6%) согласно базовому, и на 13,2 тысяч (или на 9,5%) согласно целевому варианту долгосрочного прогноза.
Численность занятых в малом предпринимательстве. При расчете значений показателя в долгосрочном прогнозируемом периоде учтены тенденции относительно невысоких темпов роста количества занятых на крупных и средних организациях Города Томска, в том числе, вследствие продолжающегося разукрупнения отдельных крупных и средних предприятий с их последующим отнесением к сфере малого бизнеса.
Учитывая имеющиеся тенденции и реализацию на территории Города Томска мероприятий, предусмотренных национальным проектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", численность занятых в сфере малого предпринимательства по состоянию на конец 2030 года оценивается в количестве:
- 141662 человек по консервативному варианту долгосрочного прогноза (прирост к уровню 2020 года на 9,5 тысяч человек);
- 145838 человек по базовому варианту долгосрочного прогноза (прирост на 13,7 тысяч человек);
- 150427 человека по целевому варианту долгосрочного прогноза (прирост на 18,3 тысяч человек).
Уровень регистрируемой безработицы. Прогнозируемый по консервативному варианту долгосрочного прогноза уровень регистрируемой безработицы на конец 2030 года составляет 0,55% от числа экономически активного населения, по базовому варианту долгосрочного прогноза - 0,47% от числа экономически активного населения. Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает снижение уровня регистрируемой безработицы по итогам 2030 года до 0,4% от числа экономически активного населения.
II. Уровень жизни населения
Долгосрочный прогноз показателей уровня жизни населения Города Томска сформирован с учетом следующих факторов.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предусматривает рост номинальных денежных доходов населения Города Томска в размере, позволяющем в 2021-2030 годы компенсировать уровень инфляции и последствия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 с незначительным ростом реальных доходов всех групп населения.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает устойчивый рост средней заработной платы в реальном секторе экономики Города Томска, прежде всего, на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности. Продолжение реализации мероприятий государственной социальной политики обеспечит положительную динамику заработной платы работников бюджетных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальных услуг. Рост средней заработной платы в указанных сферах увеличит потребительский спрос и будет способствовать увеличению объема реализации товаров и услуг, следовательно, росту номинальной и реальной заработной платы в сфере малого предпринимательства.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на ускорение темпов роста реальных доходов населения Города Томска вследствие опережающего роста производительности труда, увеличения доли занятых в высокопроизводительных секторах экономики, обеспечивающих высокую долю добавленной стоимости в объеме выпускаемой продукции.
Среднемесячная заработная плата одного работника в целом по Городу Томску. В долгосрочном прогнозируемом периоде темпы роста номинальной начисленной заработной платы одного работника в целом по Городу Томску по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 104,2% до 105,7% (консервативный вариант);
- от 104,8% до 106,1% (базовый вариант);
- от 105,5% до 109,2% (целевой вариант).
С учетом прогнозируемых темпов инфляции, в реальном выражении ежегодные темпы роста заработной платы, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 100,2% - 101,6% (консервативный вариант);
- от 100,8% до 102,1% (базовый вариант);
- от 101,7% до 105,3% (целевой вариант).
Номинальная начисленная средняя заработная плата всего работающего городского населения в 2030 году, по оценке, в 1,6 - 2 раза превысит уровень 2020 года и составит 65821 руб. по консервативному варианту долгосрочного прогноза; 71058,9 руб. - по базовому варианту и 83481,5 руб. - по целевому варианту долгосрочного прогноза.
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий. Темпы роста средней номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий в 2021-2030 годах, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 104,1% до 105,7% (консервативный вариант);
- от 104,7% до 106,8% (базовый вариант);
- от 105,9% до 109,9% (целевой вариант).
В денежном выражении средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 2030 году, согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза, превысит уровень 2020 года в 1,6 раз и составит 86424,2 руб. В соответствии с базовым вариантом прогноза средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 2030 году возрастет в 1,7 раз к уровню 2020 года и достигнет 94043,6 руб.
Целевой вариант долгосрочного прогноза предусматривает, что средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 2025 году составит - 74,9 тыс. руб., в 2030 году - 113 тыс. руб. (в 2,1 раза больше, чем в 2020 году).
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве. Средняя заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве, в Городе Томске, как и в других городах и регионах Российской Федерации, составляет значительно меньшую сумму, чем у работников крупных и средних предприятий.
Темпы роста средней номинальной начисленной заработной платы работников в сфере малого предпринимательства в 2021-2030 годах, по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составят:
- от 104,2% до 105,7% (консервативный вариант);
- от 104,8% до 106,1% (базовый вариант);
- от 105,7% до 108,7% (целевой вариант).
В долгосрочном периоде разрыв в уровне оплаты труда несколько сгладится, однако останется существенным. Ожидаемая величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере малого предпринимательств, в 2030 году по вариантам долгосрочного прогноза, по оценке, составляет:
- 44632,8 руб. (консервативный вариант);
- 47796,8 руб. (базовый вариант);
- 53708,8 руб. (целевой вариант).
III. Экономический потенциал
Согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза, развитие экономического потенциала Города Томска будет характеризоваться положительной динамикой темпов роста основных экономических показателей, которые будут сдерживаться в случае сохранения в долгосрочном периоде экономических санкций в отношении Российской Федерации, в связи с чем не превысят уровень 2018-2019 годов.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение темпов экономического роста и основных тенденций, сложившихся в экономике Города Томска в 2018-2019 годы, при ускоренном развитии отдельных сфер экономики (пищевая, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство электрооборудования), традиционно являющихся основой экономического потенциала Города Томска.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на интенсивное развитие ключевых отраслей экономики Города Томска и ускоренное формирование ее новых "точек роста". Предусматриваемое данным вариантом долгосрочного прогноза повышение инвестиционной активности томских и иногородних предприятий будет являться стимулом для возобновления положительных темпов роста строительной индустрии, ускоренного развития деревообработки, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, увеличения объема и повышения качества производственных и социальных услуг.
Экономический оборот. В 2021-2030 годы ожидаемые темпы роста экономического оборота в сопоставимых ценах по вариантам долгосрочного прогноза составят:
- 100,1% - 102,6% (консервативный вариант);
- 101,0% - 103,5% (базовый вариант);
- 102,5% - 104,4% (целевой вариант).
По целевому варианту долгосрочного прогноза в 2030 году экономический оборот по полному кругу предприятий Города Томска увеличится к уровню 2020 года в 2 раза и, по оценке, составит 1683,0 млрд руб.
Объем отгруженной промышленной продукции. В период до 2030 года главными направлениями повышения темпов прироста промышленного производства будут являться:
- создание новых предприятий, выпускающих востребованную, прогрессивную продукцию, имеющую стабильный рынок сбыта и гарантированный платежеспособный спрос;
- развитие на ряде томских промышленных предприятий производств в рамках политики замещения импорта, а также выполнение оборонных заказов.
Согласно консервативному варианту долгосрочного прогноза, в 2030 году объем отгруженной промышленной продукции, по оценке, составит 213,8 млрд руб. По базовому варианту долгосрочного прогноза его величина ожидается в размере 229,1 млрд руб., по целевому варианту - 246 млрд руб.
Ежегодные темпы роста объема произведенных промышленных товаров в сопоставимых ценах составят:
- 100,4% - 101,2% (консервативный вариант);
- 101,5% - 102,2% (базовый вариант);
- 102,6% - 103,6% (целевой вариант).
Объем инвестиций в основной капитал. Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает значительные экономические последствия от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также продолжение сдерживающего инвестиционную активность томских и иногородних предприятий действия негативных факторов, вызванных антироссийскими санкциями. К ним относятся ограничения в доступе к кредитным ресурсам, сокращение объемов собственных средств у организаций, свертывание инвестиционных программ рядом предприятий.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предполагает, что экономика Города Томска к концу 2021 года адаптируется к сформировавшимся внешним неблагоприятным условиям ведения хозяйственной деятельности, при этом будут созданы качественные (положительные) внутренние условия для расширения инвестирования в период до 2030 года.
Целевой вариант долгосрочного прогноза сформирован с учетом того, что в период с 2021 до 2030 года рост инвестиционной активности будет обеспечен развитием цифровой экономики, созданием принципиально новых производственных мощностей и сервисов, капитальные вложения будут активно осуществляться как действующими, так и новыми организациями, создаваемыми внешними инвесторами. Значимую долю будут занимать инвестиции, направляемые в создание объектов социальной сферы и обновление инженерной инфраструктуры Города Томска.
Ожидаемый в 2030 году объем инвестиций составит по консервативному варианту долгосрочного прогноза 74,8 млрд руб., по базовому варианту - 81,9 млрд руб., по целевому варианту - 90 млрд руб.
Реализация целевого варианта долгосрочного прогноза обеспечит в 2030 году объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя в размере 142,5 тыс. руб.
Объем строительных работ. С учетом планируемых крупными и средними строительными организациями Города Томска показателей, объем строительных работ в Городе Томске уже к 2022-2023 году достигнет уровня 2013-2015 годов, согласно всем трем вариантам прогноза.
Темпы роста объемов строительных работ крупных и средних предприятий в период с 2021 года по 2030 год в сопоставимых ценах будут составлять:
- 100,5% - 101,5% (консервативный вариант);
- 102,0% - 103,0% (базовый вариант);
- 103,0% - 105,0% (целевой вариант).
В результате, в 2030 году объем строительных работ, выполненный крупными и средними предприятиями Города Томска, в действующих ценах, по оценке, возрастет по консервативному варианту долгосрочного прогноза в 1,7 раз в сравнении с показателем 2020 года, по базовому варианту - в 1,8 раз, по целевому - в 1,9 раз, и в стоимостном выражении составит от 15,3 до 17,5 млрд руб. по трем вариантам прогноза.
Приоритетами развития строительной отрасли Города Томска в долгосрочной перспективе будут являться:
- модернизация строительной отрасли и повышение качества жилищного строительства с учетом планируемых к установлению законодательством ограничений на использование устаревших технологий;
- внедрение передовых технологий в проектировании и строительстве;
- структурная перестройка материально-технической базы строительного комплекса с целью обеспечения потребности рынка в современной, конкурентоспособной продукции;
- снижение ресурсных, энергетических и трудовых затрат на единицу продукции, повышение экологической безопасности существующих и новых производств;
- реконструкция существующих и строительство новых мощностей по производству строительных материалов (цемента, высококачественного керамического и силикатного кирпича, гипсовых смесей, изделий из пенобетона и поризованной керамики, эффективных теплоизоляционных и кровельных материалов, надежных оконных и дверных заполнений, трубной продукции из полиэтилена и полипропилена, энергоэффективных теплопроводов в пенополиуретановой изоляции и др.).
IV. Потребительский рынок
В долгосрочной перспективе до 2030 года основными факторами, определяющими развитие потребительского рынка, являются платежеспособный спрос населения, создание комфортной потребительской среды и многоформатной инфраструктуры торговли.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает сохранение существующей системы размещения предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг и постепенный переход от нейтрализации последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в период 2020-2021 годов к положительной динамике в 2022-2030 годы основных экономических показателей потребительского рынка на фоне роста доходов населения Города Томска.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает устойчивое развитие существующего сетевого ритейла, вхождение на рынок новых федеральных сетей, появление ряда новых супермаркетов современных форматов, ежегодное открытие новых ресторанов, расширение перечня предлагаемых потребителям бытовых и иных услуг.
Целевой вариант долгосрочного прогноза основан на качественном изменении инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающем территориальную доступность предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания современных форматов для жителей различных районов Города Томска. Данный вариант предусматривает совершенствование инфраструктуры гостеприимства, способствующее развитию всех форм туризма. Тенденция увеличения средней продолжительности жизни населения будет сопровождаться качественным изменением спроса и предложения на потребительском рынке товаров и услуг, что приведет к росту их предложения, увеличению конкуренции в отрасли.
До 2030 года предполагается дальнейшее создание условий для развития многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе расширение торговых сетей разного формата: от магазинов шаговой доступности до крупных сетевых компаний с торгово-развлекательными комплексами, усовершенствование дистанционной торговли (прежде всего интернет-торговли), развитие узкоспециализированных магазинов, нестационарных и мобильных торговых объектов.
Темпы роста оборота розничной торговли в долгосрочной перспективе до 2030 года в сопоставимых ценах, по оценке, составят по консервативному варианту долгосрочного прогноза 102,9% - 103,8%, по базовому варианту - 103,2% - 104,1%, по целевому варианту - 103,5% - 104,4%.
Основную долю в структуре формирования рынка платных услуг в долгосрочном периоде будут составлять коммунальные, телекоммуникационные, медицинские и образовательные услуги.
На развитие рынка платных услуг населению в долгосрочном периоде будет оказывать влияние рост денежных доходов населения, внедрение новых форм обслуживания населения, расширение перечня оказываемых услуг, повышение качества оказываемых услуг, ограничение роста регулируемых цен и тарифов.
В 2021-2030 годы темпы роста объема платных услуг населению в сопоставимых ценах, по оценке, составят 101% - 103,6% в год по консервативному варианту, 102,5% - 106,1% по базовому варианту, 103,0% - 108,0% по целевому варианту долгосрочного прогноза.
В долгосрочном периоде снижению инфляции будут способствовать ограничение предельного размера индексации регулируемых тарифов, стабилизация курса национальной валюты, умеренный рост внутренних цен на продовольственные товары, расширение импортозамещения, широкий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок продовольствия и ярмарки сельхозпродукции.
V. Городское хозяйство
Протяженность улично-дорожной сети.
По консервативному и базовому вариантам долгосрочного прогноза в период с 2025 по 2030 годы строительство дорог в Городе Томске осуществляться не будет.
Данные варианты долгосрочного прогноза предусматривают завершение работы по строительству объекта "Строительство транспортной развязки с ж.д. Тайга - Томск 76 км" (2,0 км) в 2022 году, в 2023 году предусмотрено строительство ул. Вешняя (1,1 км) (в 2024 году по консервативному варианту).
Протяженность автомобильных дорог в 2030 году, согласно данным вариантам, составит 917,4 км.
Согласно целевому варианту долгосрочного прогноза мероприятия по развитию улично-дорожной сети будут ориентированы на разгрузку центральной части Города Томска, внедрение инновационных технологий и использование максимально адаптированных к климатическим условиям Города Томска материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования. Продолжится работа по созданию пешеходных улиц и велосипедных дорожек, модернизации технических средств регулирования дорожного движения. В результате реализации указанных мероприятий прогнозируемая протяженность улично-дорожной сети уже к 2025 году составит 928,9 км.
В долгосрочной перспективе приоритетными проектами Города Томска в сфере дорожного хозяйства будут являться строительство скоростных автомобильных дорог общего пользования "Томск - Тайга" и "Томск - Мариинск", строительство развязки в районе пл. Транспортной, строительство транспортной развязки с ж.д. Тайга - Томск на 76 км, реконструкция Степановского переезда, строительство левобережной объездной дороги для организации движения транзитного транспорта без загрузки улично-дорожной сети областного центра и улучшения экологической ситуации в Городе Томске, строительство Северной широтной автомобильной дороги, реализация проектов создания скоростных железных и автомобильных дорог между Барнаулом, Новосибирском, Томском и Кемерово и др.
Развитие транспортной инфраструктуры Города Томска предполагает также капитальный ремонт Коммунального моста, пр. Ленина и других крупных транспортных артерий Города Томска.
Кроме того, для качественного улучшения состояния дорожного полотна планируется ежегодно ремонтировать не менее 500 тыс. кв. м дорог.
В прогнозном периоде планируется продолжение работы по реализации мероприятий региональных проектов "Дорожная сеть" и "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в результате которых планируется повышение доли автомобильных дорог Томской агломерации, соответствующей нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85% (для Города Томска этот показатель составляет 69,2%) и снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом.
Актуальными задачами также являются:
- строительство многоуровневых парковок в местах массового пребывания людей;
- реконструкция улично-дорожной сети в окрестностях новых микрорайонов (микрорайон "Зеленые горки", объездная дорога от Клюевского кольца до Иркутского тракта);
- организация реверсивного движения на Иркутском тракте;
- оптимизация режима регулирования дорожного движения с использованием современных программных решений.
Средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов. Консервативный вариант долгосрочного прогноза предусматривает ежегодный ввод в эксплуатацию не менее 180 - 200 тыс. кв. м общей площади жилья.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризуется более высокими темпами жилищного строительства и предусматривает ежегодный ввод в эксплуатацию 220 - 310 тыс. кв. м общей площади жилья за счет реализации государственных программ поддержки жилищного строительства, а также муниципальных жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и отдельных категорий граждан. Согласно данному варианту долгосрочного прогноза площадь жилищного фонда Города Томска к 2030 году увеличится на 2650 тыс. кв. м и составит 17131,2 тыс. кв. м.
Целевой вариант долгосрочного прогноза ориентирован на активизацию индивидуального жилищного строительства, развитие конкуренции на рынке жилищного строительства многоквартирных домов, способствующей более полному удовлетворению потребности различных групп населения Города Томска в жилье. Реализация проектов комплексного освоения, будет значительно способствовать повышению средней обеспеченности горожан жильем. Согласно данному варианту прогноза объем ежегодного ввода в эксплуатацию жилья будет ежегодно возрастать с 285 тыс. кв. м в 2021 году до 480 тыс. кв. м в 2030 году.
В целях достижения прогнозных показателей администрацией Города Томска:
- ведется работа по определению и подготовке территорий как для жилищного строительства, так и для строительства объектов социальной инфраструктуры;
- совершенствуется нормативно-правовая база и порядок регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
- продолжается работа с правообладателями бывших производственных площадок в целях вовлечения их в жилищное строительство;
- предоставляется экономическая поддержка застройщикам (снижение арендной платы).
По-прежнему приоритетами в сфере обеспечения населения Города Томска доступным жильем в долгосрочной перспективе являются:
- увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, снижающее его стоимость и повышающее доступность для населения со средним достатком;
- комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья;
- комплексное развитие коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры в строящихся микрорайонах;
- стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве, в том числе с помощью ипотечного кредитования;
- реализация проектов комплексного развития территорий в целях жилищного строительства и устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
- защита прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов;
- повышение качества жилищного строительства с использованием новых энергоэффективных и экономичных строительных материалов;
- внедрение технологий строительства зданий, в которых все инженерные и информационные системы интегрированы в единую систему управления;
- снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
- обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Общая площадь жилых помещений в аварийных жилых домах.
Распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 N 233-ра утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы в рамках исполнения Томской областью установленных Региональным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Таким образом, до 2024 года планируется ликвидировать аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 01.01.2017 и сократить общее количество аварийных многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Томск". В связи с этим, в 2021-2024 годы прогнозируется уменьшение площади аварийного жилищного фонда.
Вместе с тем назревает вопрос окончания нормативного срока эксплуатации многоквартирных домов первых массовых серий - панельных "хрущевок" и необходимости реконструкции 720 "сталинок" и кирпичных "хрущевок".
В связи с чем после окончания реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2024 годы, в случае, если вопрос расселения будет решаться исключительно за счет средств местного бюджета, аварийный фонд муниципального образования "Город Томск" с 2025 года будет увеличиваться.
По консервативному варианту прогноза в 2030 году площадь аварийного жилищного фонда увеличится до 282,6 тыс. кв. м и составит 1,72% от прогнозируемой величины общей площади жилья.
Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает менее высокие темпы роста аварийного жилья за счет целенаправленной работы по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа во избежание их перехода в число аварийных жилых домов. В результате к 2030 году площадь аварийного жилья достигнет 271,0 тыс. кв. м, что составляет 1,58% от ожидаемой величины общей площади жилья.
По целевому варианту прогноза доля площади жилых помещений в аварийных жилых домах в общей площади всего жилищного фонда Города Томска снизится в 2030 году до 0,99%. В количественном выражении данный показатель в 2030 году сократиться в сравнении с оценкой 2020 года на 30 тыс. кв. м и составит 185,0 тыс. кв. м.
VI. Социальная сфера
Дошкольное образование.
В рамках выполнения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", доля детей в возрасте до 3-х лет (от 2 месяцев до 2 лет (включительно)), получающих услуги дошкольного образования, к 2030 году составит 47,2% по целевому варианту прогноза. По консервативному и базовому вариантам значение показателя в 2030 году составит 34,9% и 41,7%, соответственно.
Увеличение доли детей в возрасте до 3-х лет (от 2 месяцев до 2 лет (включительно)), получающих услуги дошкольного образования, планируется за счет:
- открытия новых корпусов муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- восстановления (создания) мест в действующих зданиях дошкольных образовательных учреждений;
- возврата в эксплуатацию зданий (помещений), выведенных по причине аварийного состояния;
- создания дополнительных мест в негосударственных дошкольных образовательных организациях.
В долгосрочной перспективе система дошкольного образования в Городе Томске должна включать реализацию мероприятий по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, т.к. в настоящее время спрос на услуги дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет в Городе Томске в полной мере не удовлетворен.
Параллельно с решением данной задачи за счет строительства новых детских садов и яслей необходимо стимулировать более активное развитие сектора негосударственного дошкольного образования, представленного частными детскими садами, игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами и школами развития.
Физическая культура и спорт.
Ведению здорового образа жизни способствует соответствующая инфраструктура - спортивные и рекреационные комплексы (стадионы, бассейны, парки, набережные, центры отдыха и развлечений и т.д.). Город Томск в настоящее время недостаточно обеспечен указанными объектами, в связи с чем их использование в долгосрочном прогнозном периоде должно быть максимально эффективным и носить круглогодичный характер.
Уровень обеспеченности жителей Города Томска спортивными сооружениями, исходя из единой пропускной способности объектов спорта, будет увеличен к 2030 году до 45,1% по консервативному варианту долгосрочного прогноза, до 50,0% - по базовому варианту долгосрочного прогноза и до 55,9% - по целевому варианту долгосрочного прогноза.
Положительная динамика показателя будет достигнута за счет строительства новых спортивных сооружений в рамках реализации национального проекта "Демография" и регионального проекта - "Спорт - норма жизни". Данный региональный проект, в частности, предусматривает доведение к 2024 г. до 54,5% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры.
Целевой вариант прогноза предусматривает в 2021-2030 годы:
- строительство спортивных сооружений для массовых занятий спортом (Региональный спортивный центр гимнастики, крытый Ледовый дворец, крытый спортивный зал модульного типа, Дворец спорта им. С.А. Белова и т.д.);
- строительство площадок для занятия стритболом;
- обустройство "тропы здоровья" в районе поселка Светлый, в районе стадиона "Кедр", площади Южная - "Синий утес", лесного массива вблизи улицы Мичурина, в районе лыжной базы "Метелица";
- реконструкцию стадиона "Локомотив";
- строительства трассы для занятий могул, фристайлом в Академгородке;
- увеличение площади спортивных залов за счет строительства новых общеобразовательных учреждений.
При строительстве новых микрорайонов в прогнозном периоде необходимо учитывать потребность жителей Города Томска в занятиях физической культурой и спортом, планируя для этого строительство в шаговой доступности новых спортивных площадок и спортивных залов с учетом возможности проведения спортивных и физкультурных мероприятий различного уровня.
Культура.
Обеспеченность населения Города Томска объектами культуры (общедоступными библиотеками, учреждениями культурно-досугового типа, парками) по трем вариантам долгосрочного прогноза в период до 2030 года не изменится.
В рамках реализации национального проекта "Культура", регионального проекта "Культурная среда" и мероприятий муниципальной программы "Развитие культуры и туризма" муниципального образования "Город Томск" на 2015-2025 годы запланированы:
- капитальный ремонт учреждений культуры и дополнительного образования;
- финансирование приобретения музыкальных инструментов;
- капитальный ремонт зданий по адресу: ул. Никитина, дом 8, строение 7, 9 (для расширения площадей учреждений дополнительного образования);
- строительство Центральной музыкальной школы мощностью на 1000 мест и детской школы искусств в микрорайоне "Солнечный".
Приоритетными задачами в сфере развития культуры в Городе Томске на долгосрочную перспективу являются:
- создание условий и возможностей для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- продвижение в культурном пространстве традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
- модернизация материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, обеспечение детских музыкальных, художественных школ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
- обеспечение инновационного развития отраслей культуры на основе применения современных технологий;
- усиление присутствия учреждений культуры Города Томска в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры и искусства;
- использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет для презентации томских культурных проектов и достижений в сфере культуры и искусства;
- совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, стимулирование благотворительной деятельности, меценатства;
- продвижение талантливой молодежи в различных сферах искусства;
- содействие развитию культурной индустрии, в том числе народных промыслов и креативных индустрий;
- стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;
- создание условий для организации и проведения мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества в сфере культуры;
- создание позитивного культурного образа Города Томска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.