Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от 31 июля 2020 г. N 902-пр
Концепция
воспитания и социализации обучающихся Ставропольского края на 2020 - 2025 гг.
Основные положения
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 определены стратегические цели воспитания - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций и раскрытия таланта каждого человека. На достижение поставленной цели направлены мероприятия национального проекта "Образование", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников.
Воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Кроме того, Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" воспитание является неотъемлемой частью образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и самореализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Президентом Владимиром Путиным инициирован новый законопроект об укреплении воспитательной составляющей системы образования, который вступает в силу с 1 сентября 2020 года. В законопроекте раскрывается механизм организации воспитательной работы как части основных образовательных программ, которые будут включать в себя программу воспитания и календарный план воспитательных мероприятий. При этом сами учащиеся и их родители получат право принять непосредственное участие в разработке рабочей программы воспитания. В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
В рамках реализации национального проекта "Образование" разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Учитывая изложенное в Ставропольском крае разработана Концепция воспитания и социализации Ставропольского края на 2020 - 2025 гг. (далее - Концепция), нацеленная на создание социальной среды развития обучающихся, их воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность с учетом социально-экономических, культурно-исторических условий, ценностных установок и национальных традиций Ставропольского края, осуществляемую образовательными организациями в партнерстве с семьей и другими институтами гражданского общества.
Нормативно-правовая основа Концепции
Ключевые подходы к формированию пространства воспитания и социализации детей и молодежи в Ставропольском крае опираются на ряд нормативно-правовых документов:
- Конвенция "О правах ребенка";
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ;
- Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ;
- Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ;
- Национальный проект "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
- Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников";
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642);
- План мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года N 2950-р;
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 года;
- Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденная Министерством просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N Р-145;
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей", утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467;
- Качественные и количественные показатели эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2017 года N 162;
другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, Ставропольского края, содержащие нормы, регламентирующие отношения в сфере образования.
Концепция обеспечивает решение актуальных проблем воспитания, отраженных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы, сформулированы ожидаемые результаты.
Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - развитие современной системы воспитания и социализации детей и молодежи в Ставропольском крае на основе базовых российских ценностей, региональных культурных и духовных традиций.
Задачи:
- совершенствование социокультурного пространства региона, интегрирующего в себе всю инфраструктуру организаций всех уровней образования, культурных, спортивных, научных и других организаций;
- создание условий для консолидации усилий общества, государства и семьи по воспитанию обучающихся на основе признания определяющей роли семьи;
- поддержка общественных объединений в сфере воспитания и социализации личности;
- обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ОВЗ;
- повышение эффективности воспитательной деятельности в системе дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования;
- создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках стратегии обновления региональной системы организации воспитания и социализации детей и молодежи Концепция включает цели и задачи по следующим направлениям:
1. Гражданское воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование качеств, необходимых для полноценного члена общества, развитие политической и правовой культуры, патриотизма, формирование гражданственности как интегративного качества личности.
Цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Задачи:
- развитие научно-методического сопровождения системы гражданского воспитания обучающихся, совершенствование и развитие форм и методов работы с учетом возрастных особенностей граждан, необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
- создание условий для развития гражданственности и национального самосознания, нравственной и правовой культуры учащихся через организацию и участие в мероприятиях различного уровня;
- укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями;
- информационное обеспечение гражданского воспитания на региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий, мероприятий средствами массовой информации.
Региональный опыт: с целью гражданского воспитания подрастающего поколения ежегодно в крае проводятся крупные молодежные мероприятия: краевой этап Всероссийской акции "Мы - граждане России"; всероссийский футбольный турнир, посвященный памяти Героя России Владислава Духина; зональный фестиваль национального искусства "Мир на Нефтекумской земле", краевой конкурс творческих работ "Имею право и обязан" при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае, Неделя правовых знаний, краевые интернет-уроки "Имею право знать" и др.
2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности - это педагогический процесс, направленный на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных патриотических и национальных мероприятиях.
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, развитие и углубление знаний об истории, культуре России и родного края.
Задачи:
- методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания в крае;
- активизация педагогической деятельности по формированию российской идентичности и патриотизма, любви к Родине, языку, готовности служения Отечеству на ратном и гражданском поприще, личной ответственности за судьбу России, веры в великое будущее своей страны;
- организация мероприятий, способствующих развитию знаний об истории и культуре родного края, формированию у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, интереса и уважения к истории, культуре своего и других народов России.
Региональный опыт:
В Ставропольском крае сложились определенный опыт и традиции патриотического воспитания детей и молодежи. На протяжении 45 лет проводится краевой открытый финал военно-спортивной игры "Зарница", участниками которого, включая муниципальные этапы, становятся более 15 тысяч школьников. Краевой слет военно-патриотических и военно-спортивных клубов, участников постовского движения Ставропольского края "Патриот", краевая военно-спортивная игра "Орленок", краевой "День призывника", краевой творческий конкурс среди детей и молодежи "Наследники Победы", посвященный Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, краевой этап Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества "Базовые национальные ценности в творчестве", профильная смена для юнармейцев "Семь дней в армии" стали традиционными и любимыми мероприятиями детей края.
В школах края работает 1280 патриотических клубов, детских объединений военно-патриотической направленности, поисковых и добровольческих (волонтерских) отрядов с охватом более 33000 человек, создано 206 школьных музеев, 340 комнат и уголков Боевой Славы.
В городах и районах края постоянно действуют 5 Постов N 1, еще 120 несут свою вахту в дни праздничных мероприятий.
В крае создано 21 структурное подразделение (Дома Юнармии) по патриотической работе на базе организаций дополнительного образования. По состоянию на 01 января 2020 года в юнармейском движении состоит 681 отряд с численностью более 15000 школьников.
Более чем 25 школам края присвоены имена героев Великой Отечественной войны, на 134 - установлены мемориальные плиты обучающимся и выпускникам, защищавшим Родину.
Итогом патриотической работы с молодежью является победа Ставропольского края в 2019 года в пятый раз в конкурсе среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу и награждение переходящим Вымпелом Министра обороны Российской Федерации.
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей - это целенаправленно организованный педагогический процесс усвоения и принятия обучающимися культурных, духовно-нравственных, базовых национальных ценностей и традиций.
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей через расширение ценностно-смысловой сферы становления высоконравственной личности на основе российских традиций под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.
Задачи:
- воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- сотрудничество образовательных учреждений с семьей в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся, через развитие способностей совершенствования социальных отношений во благо человека, своей семьи, общества, казачества, многонационального и многоконфессионального народа Ставропольского края;
- создание условий для развития способностей обучающихся к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, религиозных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;
- формирование осознанного принятия обучающимися базовых национальных ценностей, традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, Ставропольского края.
Региональный опыт: Особенностью духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей в Ставропольском крае является сложившаяся система казачьего кадетского образования. На территории края существуют четыре общеобразовательные организации, реализующие программы казачьей кадетской направленности: ГКОУ "Казачий кадетский корпус" города Буденновска, МБОУ кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. города Ставрополя, МКОУ казачья "Средняя общеобразовательная школа N 19" города-курорта Пятигорска, МБОУ "Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа" города-курорта Железноводска.
Казачий кадетский компонент реализуется в 85 школах Ставропольского края, в которых создано 302 класса, с общей численностью более 6000 обучающихся. Более 2000 молодых граждан обучается в организациях профессионального образования, осуществляющих казачий кадетский компонент - ГБПОУ "Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова", ГБПОУ "Многопрофильный техникум имени казачьего генерала С.С. Николаева", ГБПОУ "Железноводский художественно-строительный техникум имени казачьего генерала В.П. Бондарева". Обучающиеся казачьих групп принимают участие во всех краевых и региональных форумах, конференциях, мероприятиях: краевом открытом турнире "Дедова шашка", во Всероссийской акции "День в музее для российских кадет", межрегиональных молодежных форумах "Православный Кавказ", "Дружба Кавказа" и др.
Огромное значение уделяется развитию у детей и молодежи способности к пониманию и поддержанию православных устоев семьи, сохранения традиций русской культуры, казачества через организацию и проведение ежегодных краевых мероприятий: краевые конкурсы творческих работ "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасха"; открытый региональный фестиваль-конкурс традиционной казачьей песни "Вольный Терек", Краевой (заочный) конкурс для младших школьников "Моя семья - мое богатство", в которых принимают участие более 1000 обучающихся Ставропольского края.
4. Приобщение детей к культурному наследию.
Культурное наследие - это высшие ценности культуры и искусства, составляющие "золотой фонд" нации, ставшие основой образовательных программ в учебных заведениях от школы до вуза. Под культурным наследием понимается часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Цель: воспитание гармонично развитой, культурной и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Ставропольского края, исторических и национально-культурных традиций, культурного наследия народов Российской Федерации.
Задачи:
- создание культурно-воспитательной среды образовательных учреждений, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества;
- изучения традиционных и инновационных форм культуры, народных традиций Северного Кавказа, терского казачества и образа жизни городского и сельского населения Ставропольского края;
- реализация проекта "Культурный дневник школьника", который является способом выстраивания системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию региона, России, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей региональных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев, театров.
Региональный опыт:
Эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, реализуется через ряд краевых мероприятий: региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"; краевой конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества "Дети и книги"; краевой конкурс-фестиваль художественного творчества "Восхождение к истокам" среди детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; краевой конкурс творческих работ по творческому воображению "Калейдоскоп идей"; краевой конкурс юных исполнителей народной музыки "Золотой самородок"; краевой конкурс-фестиваль театральных коллективов "Огни рампы"; краевой фестиваль образцовых детских коллективов "Россыпь звезд"; краевой фестиваль детских театральных коллективов "Театральная весна"; краевой конкурс - фестиваль художественного творчества "Я вхожу в мир искусств"; краевой конкурс творческих работ "Я живу на Кавказе" и другие, в которых ежегодно принимают участие более 1500 конкурсантов.
Ставропольский край стал пилотной территорией по реализации проекта "Культурный норматив школьника". Министерством культуры Ставропольского края разработана "карта" учреждений культуры, которые в рамках "культурных суббот" с ноября 2019 года по март 2020 посетили более 5000 ставропольских школьников. Проведено более 40 массовых мероприятий, в которых приняло участие 1823 обучающихся. Это концертные программы, конкурсы, социально-культурные акции. Школьники Ставропольского края ежегодно участвуют в реализации национальной программы детского культурно-познавательного туризма школьников под эгидой Министерства культуры РФ.
5. Популяризация научных знаний среди детей - содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержка научно-технического творчества детей, создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Цель: формирование у обучающихся представления о науке, ее структуре, научном методе, формах научной деятельности через популяризацию научных знаний.
Задачи:
- выявление способностей учащихся образовательных организаций края к научной, проектной деятельности: возможность самообразования, проведение исследования; навыки публичного обсуждения проблемы, хода исследования, результатов исследования на краевых мероприятиях (конференциях, выставках, конкурсах);
- расширение возможностей для участия школьников в олимпиадах, конференциях, научных форумах и конкурсах различного уровня;
- вовлечение учащихся в поисковую научно-исследовательскую деятельность, формирование интереса к глубокому изучению технических, физико-математических, естественных и других наук;
- укрепление связи науки и практики, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации инновационной работы по внедрению новых технологий обучения, организации и проведения семинаров, конференций, круглых столов;
- привлечение высококвалифицированных кадров из высших учебных заведений, специализированной производственной сферы к работе с детьми;
- создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся и понимания важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Региональный опыт:
Популяризации научных знаний, выявлению и поддержке одаренных детей в системе образования края уделяется особое внимание. На базе краевого центра для одаренных детей обучается более семи тысяч человек. Открытие детского технопарка "Кванториум-Ставрополь", Центра цифрового образования "IT-куб" позволило вовлечь в обучение по научно-техническому творчеству более 1500 тысяч детей. На базе краевых и муниципальных организаций дополнительного образования действуют краевые школы: "Малая техническая академия", "Краевая экологическая школа", "Малая академия наук", деятельность которых позволяет обеспечить равный доступ для детей, проживающих в сельской местности, к программам дополнительного образования научного профиля. Ежегодно в крае проходят краевые мероприятия, направленные на вовлечение детей в научное творчество: краевая выставка-конкурс технических разработок, рисунков и поделок в рамках Регионального открытого фестиваля робототехники и биокибернетики "Киберфест"; краевой конкурс среди младших школьников на лучшее задание для олимпиады "Затейник", посвященной 200-летию открытия Антарктиды; краевой конкурс-выставка научно-технического творчества молодежи "Таланты XXI века"; краевая (заочная) олимпиада по дизайну "Техническая эстетика", краевой математический турнир-конкурс "Квадратура круга", краевой фестиваль-конкурс графики и анимации "Зеленое яблоко", конкурс творческих проектов "Интеллектуальная магистраль", краевой конкурс научно-технологических проектов "Шаг в будущее", в которых принимают участие более 5000 обучающихся.
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья исторически является одной из самых древних форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение. В основе его лежит выработанная на протяжении многих веков идея о единстве физического и духовного в человеке.
Цель: гармоническое развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.
Задачи:
- организация и проведение мероприятий, направленных на воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей;
- реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний;
- формирование у подрастающего поколения мотивации на ведение здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организация отдыха;
- осуществление в образовательных организациях края профилактических программ, направленных на профилактику вредных привычек у детей и подростков, пропаганду сохранения и укрепления здоровья обучающихся, снижения рисков их дезадаптации, негативной социализации;
- содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействие в трудных жизненных ситуациях;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизация нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
Региональный опыт:
Систематически обновляется материально-техническая база сельских школ для занятия физической культурой и спортом: с 2014 года отремонтировано 180 спортивных залов и создано 79 спортивных клубов.
Начиная с сентября 2018 года в общеобразовательных организациях во взаимодействии с детско-юношескими спортивными школами созданы 66 спортивных классов по 17 видам спорта. Ежегодно по отрасли "Образования" проводится более 60 спортивно-массовых мероприятий краевого уровня, самые массовые среди них: спортивные соревнования "Президентские спортивные состязания", "Президентские спортивные игры", краевые соревнования школьных спортивных клубов, летний и зимний фестиваль ГТО, краевые спортивные соревнования допризывной молодежи и др.
В 38 детско-юношеских спортивных школах обучается более 23 тысяч школьников.
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека.
Цели, организация и проведение учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимых знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, формирование у них умения анализировать требования различных профессий к психологической структуре личности, а также свои профессионально значимые качества, пути и средства их развития.
Задачи:
- психологическая подготовка учащихся к труду: осознание социальной значимости труда, формирование стремления добросовестно и ответственно работать, бережно относиться к результатам труда;
- практическая подготовка к труду: вооружение воспитанников необходимыми знаниями, выработка у них умений и навыков трудовой деятельности, воспитание основ трудовой культуры;
- приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности производительного труда, связанного с созданием материальных ценностей;
- формирование умений планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- организация трудового допрофессионального или начального профессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мастерских, УПК;
- оказание помощи учащимся в определении, выборе конкретной профессии на основе выявления, оценки его общих и специальных способностей, интересов, потребностей и объективных условий профессиональной подготовки и трудоустройства.
Региональный опыт:
Ставропольский край является родиной ученических производственных бригад, в которых со школьной скамьи детям прививались основы и любовь к трудовой деятельности, уважение к человеку труда, сельскохозяйственным профессиям. Ежегодно в крае проводится слет УПБ, конкурс на лучшую УПБ. По итогам слета УПБД лучшие школьники края, победители слета получают дополнительные баллы к ЕГЭ для поступления в Ставропольский аграрный университет. В целях ранней профессиональной ориентации школьников в крае реализуется ряд проектов: "Найди свой путь к успеху", "Билет в будущее", "Проектория".
С 2019 года в Ставропольском крае реализуется Проект профессиональной ориентации молодежи на морские военные и гражданские инженерные специальности "Штурвал". Начиная с 2008 года более 350 ставропольских ребят поступили в профильные вузы по вышеназванным специальностям.
8. Экологическое воспитание.
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на формирование экологической культуры личности.
Цель: формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.
Задачи:
- создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
- формирование у обучающихся экологической культуры и экологически целесообразного поведения посредством реализации портфеля проектов по экологическому направлению профессионального воспитания;
- разработка содержания непрерывного экологического образования для всех возрастных категорий подрастающего поколения, увеличение веса экологических вопросов как в рамках определенных предметов, так и с помощью налаживания межпредметных связей;
- формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей; овладение умением сотрудничества (социального партнерства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
- пропаганда опыта участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Региональный опыт:
Координатором работы в крае по экологическому воспитанию школьников является Краевой центр экологии, туризма и краеведения. Более 30000 обучающихся вовлечено в реализацию экологических программ, экологические мероприятия. Ежегодно проводятся: краевая научно-практическая конференция школьников "Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья", экологические акции: "День эколога в России", "Земле жить", "Сохраним природу Ставрополья!". В образовательных организациях реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по обучению детей утилизации бытовых и промышленных отходов. Также обучающиеся 7 - 11 классов принимают участие во Всероссийских интерактивных экоуроках "Разделяй с нами", где каждый школьник может внести вклад в решение глобальной проблемы мусора.
9. Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся.
Одним из эффективных способов, направленных на достижение педагогических целей и формирование социальной активности обучающихся, является добровольческая (волонтерская) деятельность.
Цель: действие в привлечении детей и молодежи к проведению социально-экономических преобразований в крае, воспитании чувства патриотизма и гражданской ответственности молодого поколения.
Задачи:
- развитие добровольчества (волонтерства) в сфере гражданско-патриотического воспитания, что предполагает: оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий, взаимодействие с ветеранскими организациями; благоустройство памятных мест и воинских захоронений, содействие в увековечении памяти погибших при защите Отечества; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; участие добровольцев (волонтеров) в организации акций, посвященных памятным событиям в истории России;
- развитие добровольчества (волонтерства) в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- развитие добровольчества (волонтерства) в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг физическими лицами;
- содействие добровольчества (волонтерства) в социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Региональный опыт:
С 2019 года на территории Ставропольского края реализуется Концепция содействия развитию добровольчества (волонтерства) до 2025 года, утвержденная Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 20 июня 2019 г. N 5486п-П44. В рамках ее реализации разработана и утверждена межведомственная программа "Развитие добровольчества (волонтерства) в Ставропольском крае" на 2019 - 2024 годы.
Министерством образования Ставропольского края реализуется всероссийский проект "Юнармия. Наставничество", целью которого является оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в развитии и личностном самоопределении, повышение социализации детей и подростков путем вовлечения в работу военно-патриотического движения.
На территории Ставропольского края создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников", деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. В деятельность регионального отделения РДШ вовлечено более 300 школ края, свыше 20000 обучающихся. Ежегодно в рамках работы РДШ проводятся такие мероприятия, как: школа актива Российского движения школьников "СтартМашук", которая объединяет более 150 лидеров РДШ и 30 педагогов-кураторов со всего региона; Президентский форум лидеров ученического самоуправления Ставропольского края, в который вовлекается более 500 активистов РДШ; краевой конкурс на лучшее детское общественное движение - региональный этап Всероссийского конкурса "РДШ - территория самоуправления", в котором принимают участие более 50 образовательных организаций региона.
С февраля 2015 года при министерстве создан Детский общественный Совет при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Ставропольском крае. В составе совета 33 лидера ученического самоуправления - председатели советов президентов школ от каждого муниципального и городского округа края, 7 представителей ведущих детско-юношеских и молодежных организаций - Российского движения школьников, Российского Союза Молодежи, Юнармии, Волонтеров-медиков.
В общеобразовательных организациях Ставропольского края действует 682 органа ученического самоуправления, в которые вовлечен 55331 школьник. Функционирует 1245 волонтерских (добровольческих) объединений, в которых задействованы 18457 обучающихся.
С 2017 году в регионе работает Краевой Центр по развитию добровольческой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Галерея сердец". Главной целью работы центра является развитие и социальная самореализация воспитанников путем ознакомления с различными видами социальной активности, формирование активной жизненной позиции у воспитанников детского дома, через распространение благотворительной и добровольческой деятельности.
С 2018 года на базе государственного казенного учреждения "санаторный детский дом N 12" г. Ставрополя реализуют инновационный проект "От сердца к сердцу", который направлен на развитие личностного и творческого потенциала, социализацию ребят с помощью наставников.
10. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Цель: создание системы профилактической работы, способствующей снижению показателей по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, их адаптации в социуме.
Задачи:
- осуществление мер по поддержке специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением;
- учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
- разработка и внедрение в практику работы образовательных организаций программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- вовлечение максимального количества обучающихся в участие в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление психологических "факторов риска" возможного вовлечения школьников в зависимое поведение, в том числе незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Региональный опыт:
Разработана и утверждена нормативно-правовая база, направленная на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Бесплатную юридическую и психологическую помощь в рамках Закона Ставропольского края от 11 ноября 2010 года N 94-кз "О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства" получают ежегодно 400 несовершеннолетних, признанных потерпевшими. В целях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года министерством образования Ставропольского края реализуется приказ "Об утверждении Плана мероприятий о реализации Стратегии развития воспитания и Концепции развития служб медиации на территории Ставропольского края на 2016 - 2020 годы".
На базе ГБОУ "Краевой психологический центр" действует кризисный центр, включающий службу "Детский телефон доверия", мобильную службу экстренного реагирования, ресурсный центр "Ранняя помощь".
С сентября 2019 года на базе детского дома N 12 г. Ставрополя открыт реабилитационный центр "Арт-хаус" для детей подросткового возраста, проживающих в интернатных учреждениях и имеющих поведенческие отклонения, в котором используются современные технологии работы по коррекции поведения.
Организована внеурочная и каникулярная занятость детей, состоящих на всех видах профилактического учета. Во внеурочное время не менее 90 процентов детей посещают спортивные секции, детские творческие объединения на базе школ, организаций дополнительного образования. Охват занятостью в период летних каникул также стабильно составляет более 90 процентов.
С привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций организовано обучение школьных уполномоченных, специалистов, работающих с детьми, находящимися в социально опасном положении, так в 2019 году проведено 13 обучающих семинаров краевого уровня с участием ведущих российских экспертов в области девиантологии. Традиционным в Ставропольском крае стало проведение видеолекториев по профилактике употребления психоактивных веществ, среди учащихся профессиональных образовательных организаций подведомственных министерству образования края, в которых принимают участие более 1500 учащихся в год. В ходе видеолектория демонстрируются профилактические фильмы о последствиях употребления ПАВ. Обсуждаются профилактические темы об основных причинах вовлеченности в употребление ПАВ, проходят интерактивные игры, разъясняются механизмы психологической и соматической зависимости от наркотических веществ и разрушающее влияние наркотиков и алкоголя на все сферы личности человека.
11. Обеспечение физической, информационной и психологической безопасности.
Физическая, информационная и психологическая безопасность - состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных физических, информационных, психологических воздействий, причинение вреда здоровью и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Цель: Содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях.
Задачи:
- проектирование и создание развивающей безопасной образовательной среды;
- закрепление знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- формирование резко негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
- закрепление санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
- организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального) и делинквентного (противоправного) поведения детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития.
Региональный опыт:
В 2019 году Ставропольский край стал пилотным регионом по апробации методических рекомендаций по созданию условий для психологического сопровождения обучающихся образовательных организаций в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
Для оказания психолого-педагогической, коррекционной помощи детям и их родителям функционируют 9 государственных психологических центров с тремя филиалами, 33 территориальные психолого-медико-педагогические комиссии и психологические службы. Обеспеченность образовательных организаций педагогами-психологами составляет более 75 процентов, социальными педагогами - более 64.
Выстроена система межведомственных мероприятий по правовому просвещению детей и молодежи, среди них: интернет-уроки "Имею право знать", "Имею право и обязан", краевые конкурсы "Школа - территория здоровья и без наркотиков", "Имею право и обязан", "Конкурс среди школьных уполномоченных по правам ребенка".
В целях организации профилактической работы в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в информационных сетях министерством образования Ставропольского края в 2019 году для проведения классных часов в 5 - 11 классах разработана программа "Система мер по профилактике воздействия информационных технологий манипулирования сознанием несовершеннолетних". Программа прошла апробацию в общеобразовательных организациях и будет предложена для обязательного включения в 2020/21 учебном году в планы воспитательной работы общеобразовательных организаций края.
Безопасность жизнедеятельности детей и работа по ее пропаганде - особое направление воспитания. В 2019 - 2020 учебном году в школах края функционировало 116 специализированных профильных классов "Юная смена ГИБДД", в которых обучалось более 2500 детей. В новом 2020 - 2021 учебном году планируется открыть еще 166 классов. Таким образом, в 314 специализированных классах будет обучаться 7138 детей. В школах края действует 648 отрядов ЮИД, в которых обучается и охвачены профилактической работой более 10000 детей. В 2020 году открыты два специализированных Центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в г. Ставрополь (на базе МБОУ лицей N 15) и Пятигорск (на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа N 23), специализированная детско-юношеская автошкола на базе ГБПОУ "Государственный агротехнический колледж с. Московское" Изобильненского городского округа.
12. Подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
Цель: повышение профессионального уровня педагогических работников, внедрение новых педагогических методик, направленных на воспитание и социализацию подрастающего поколения, совершенствование воспитательной работы в образовательных организациях Ставропольского края всех типов.
Задачи:
- совершенствование профессионально-педагогической компетентности кадров через: организацию системы повышения профессионального уровня по освоению инновационных образовательных технологий (информационных, развивающих, проектных, исследовательских, технологии педагогической поддержки); методическое сопровождение работы педагогов дополнительного образования (проведение мастер-классов, круглых столов, семинаров, консультаций по проблемам воспитания, вопросам развития научно-технического творчества, исследовательской деятельности обучающихся для педагогов дополнительного образования краевых учреждений системы дополнительного и профессионального образования, работа с родителями, развитие воспитательных систем); поддержку профессионального развития руководителей ОО (семинары, совещания директоров, заместителей директоров УДОД и т.п.); обеспечение координации деятельности методических служб по сопровождению профессионального роста педагогов дополнительного образования;
- выявление и поддержка талантливых педагогов и инновационного педагогического опыта в сфере образования;
- предоставление профессиональному сообществу лучших образцов педагогической деятельности, обеспечивающих высокие результаты в сфере воспитания и социализации детей и молодежи;
- адаптация дополнительных общеобразовательных программ по различным направлениям творчества, рассчитанных на категорию детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующих развитию межличностного общения в процессе инклюзивного образования;
- стимулирование участия педагогических работников и обучающихся в мероприятиях всероссийского и международного уровня;
- участие педагогов в муниципальных и региональных этапах всероссийских конкурсов профессионального мастерства.
Региональный опыт:
Базовым учреждением, осуществляющим работу по повышению профессионального уровня педагогических кадров, является Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. В 2020 году курсы повышения квалификации за счет краевого бюджета прошли 5492, курсы профессиональной переподготовки 175 педагогических работников.
Образовательный процесс для педагогических кадров осуществляется при поддержке учреждений высшего профессионального образования: Северо-Кавказского федерального университета, Ставропольского государственного педагогического института.
Важную роль в расширении компетенций педагогических работников по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся играют краевые семинары-практикумы, научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства работников сферы образования. Ежегодно проходит более 25 краевых семинаров-практикумов для педагогов дополнительного образования детей, в которых принимают участие более 800 человек. Традиционным стало проведение конкурсов профессионального мастерства: "Сердце отдаю детям", "Воспитать человека", "За нравственный подвиг учителя", "Воспитатель года" и другие.
13. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Цель: Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательной организации, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Задачи:
- поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации;
- организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу обучающихся и их родителей;
- профилактика неблагополучной обстановки в семье, просвещение, консультирование.
Региональный опыт:
С 2012 года в крае действует Университет педагогических знаний для родителей. Ежегодно с сентября по май проводятся выездные и онлайн-заседания Университета с участием представителей научной общественности, педагогов-психологов, медицинских работников, представителей правоохранительных органов. На встречах с родителями обсуждаются актуальные вопросы в сфере воспитания и образования детей, профилактики деструктивного поведения. В заседаниях университета ежегодно принимают участие более 1500 тысяч представителей родительской общественности края.
Активно развивается общественное отцовское движение. Советы отцов действуют во всех муниципальных образованиях края под эгидой краевого совета отцов.
14. Реализация программ по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
Концепция предполагает реализацию современных программ воспитания и социализации подрастающего поколения, способствующих приобщению детей к культурному наследию, популяризации научных знаний среди детей, направленных на экологическое, трудовое, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, профессиональное самоопределение.
Цель: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте, способствующих совершенствованию основных образовательных и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачи:
- осуществление реализации программ через содержание предметных областей, внеурочную деятельность обучающихся, а также программ воспитания и социализации обучающихся;
- реализация программ, направленных на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- осуществление реализации программ духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, а также программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни через содержание предметных областей, внеурочную деятельность обучающихся, в соответствии с ФГОС;
- реализация адаптированных программ через содержание предметных областей, внеурочную деятельность обучающихся, программы духовно-нравственного развития, программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки, мониторинга реализации программ по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся в Ставропольском крае.
Региональный опыт:
В 2019 году девять общеобразовательных организаций края приняли участие в апробации примерной программы воспитания для образовательных организаций Северо-Кавказского федерального округа, разработанной федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Институт стратегии развития образования Российской академии образования".
Основные принципы, формы, педагогические технологии реализации Концепции
Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:
- принцип научности как опора в воспитательном процессе на достижения педагогической, психологической и других наук о человеке с учетом психологических и половозрастных особенностей детей и молодежи;
- принцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека, их обусловленностью информационными и социальными явлениями;
- принцип культуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;
- принцип гуманистического подхода предполагает функционирование и развитие воспитания через общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности;
- принцип личностного подхода - признание ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть;
- принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм физического, информационного и психологического насилия;
- принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;
- принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью;
- принцип вариативности деятельности, соответствие содержания воспитания изменяющимся потребностям, возможностям личности.
Все принципы определенным образом соподчинены и взаимосвязаны, представляя собой иерархическую систему.
Формы работы: Беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии, туристические походы - должны быть ориентированы на актуальные для школьников моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия; конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки - максимально нацелены на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи; полезные добрые дела: акции помощи, проекты - решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определенной аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностям здоровья (ОВЗ).
Педагогические технологии - информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проективные и деятельностные технологии; игровые технологии; технологии личностно ориентированного воспитания, этнопедагогические технологии и другие.
Участники реализации концепции
Обучающиеся Ставропольского края до 18 лет, педагогическое и научное сообщество, родительская общественность, общественные организации, органы государственной власти в сфере образования, государственные и муниципальные образовательные организации:
министерство образования Ставропольского края http://www.stavminobr.ru,
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Краевой центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина" - http://stavcentr-gagarina.ru,
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Краевой центр экологии, туризма и краеведения" http://ecoturcentr.ru,
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Краевая детско-юношеская спортивная школа (комплексная)" http://kdusshk.ru,
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр для одаренных детей "Поиск" http://stavdeti.ru,
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" - http://staviropk.ru,
государственное бюджетное образовательное учреждение "Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (ГБОУ "Краевой психологический центр") - http://www.psycentre26.ru/index.php,
органы управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
Механизм реализации концепции
Нормативно-правовое обеспечение. Обеспечение развития воспитания и социализации в соответствии с государственной образовательной политикой, с учетом инфраструктуры организаций всех уровней образования Ставропольского края.
Организационно-управленческое обеспечение. Организация межведомственного взаимодействия по выявлению и использованию социокультурного потенциала созданной инфраструктуры воспитания и социализации обучающихся (организации всех уровней образования, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других) с использованием потенциала общественных институтов.
Кадровое обеспечение. Модернизация и реализация программ подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, занятых в сфере воспитания и социализации обучающихся; обобщение и систематизация опыта воспитательной деятельности на региональном, муниципальном уровнях, пополнение банка лучших инновационных воспитательных практик; освоение позитивного опыта воспитания.
Информационно-технологическое обеспечение. Организация на современной технологической базе информационной поддержки реализации Концепции с привлечением региональных ресурсов (СМИ, интернет-сайтов, страниц сайтов образовательных организаций, интернет-конференций, вебинаров, форумов).
Мониторинговое обеспечение. Создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по реализации мероприятий Концепции направлено на комплексную оценку качественных и количественных показателей эффективности воспитания и социализации обучающихся: подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся; реализация программ, направленных на воспитание и социализацию обучающихся; развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
Результат мониторинга способствует дальнейшему проведению анализа и направлению адресных рекомендаций, принятию мер и управленческих решений по вопросам: профилактики девиантного, делинквентного поведения обучающихся; развития сотрудничества субъектов системы воспитания и популяризации лучшего педагогического опыта; проведения мероприятий, направленных на развитие системы воспитания и социализации обучающихся, на повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтерской деятельности. Итогом является принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа эффективности принятых мер.
Мониторинг эффективности реализации Концепции воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг направлен на комплексную оценку качественных и количественных показателей эффективности воспитания и социализации обучающихся Ставропольского края. В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Концепции выступают:
1. Проведение мероприятий, направленных на развитие системы воспитания и социализации обучающихся: развития их личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры.
2. Реализация программ, направленных на воспитание и социализацию обучающихся.
3. Подготовка кадров и расширение компетенций педагогических работников по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
4. Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся; муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
5. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
Количественные и качественные показатели мониторинга воспитания и социализации обучающихся в Ставропольском крае
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
Источники получения информации для определения достижения показателей эффективности |
Периодичность осуществления мониторинга |
1. Участие обучающихся в мероприятиях, направленных на развитие системы воспитания и социализации обучающихся: развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся Ставропольского края | |||
Количественный показатель 1.1. Количество участников мероприятий по направлениям деятельности Концепции (согласно Плану) |
Численность участников массовых мероприятий художественного, научного и технического творчества детей и молодежи. |
статистическая информация |
1 раз в год |
Качественный показатель 1.2. Количество победителей на региональном, международном уровне в конкурсных мероприятиях по направлениям деятельности Концепции (согласно Плану) |
Численность победителей массовых мероприятий. Отражает уровень развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся. |
статистическая информация |
1 раз в год |
2. Реализация программ, направленных на воспитание и социализацию обучающихся. | |||
Количественный показатель 2.1. Количество программ и проектов, реализуемых в межсетевом, межведомственном формате |
Численность программ и проектов, реализуемых в межсетевом, межведомственном формате. Отражает количество проектов и программ по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся в муниципальных районах и городских округах региона. |
В процентном соотношении (план, факт) |
1 раз в год |
Количественный показатель 2.2. Количество программ и проектов, реализуемых с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) |
Численность программ и проектов, реализуемых с участием детей с ОВЗ. Отражает количество проектов и программ по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ |
В процентном соотношении (план, факт) |
1 раз в год |
3. Подготовка кадров и расширение компетенций педагогических работников по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся | |||
Количественный показатель 3.1. Численность педагогических работников, прошедших курсы переподготовки, повышения квалификации по направлениям воспитания и социализации обучающихся. |
Отражает количество педагогических работников, повысивших свою профессиональную компетентность. |
Статистическая информация |
1 раз в год |
Качественный показатель 3.3. Численность педагогических работников - победителей конкурсов профессионального мастерства на региональном, всероссийском уровне. |
Отражает качество профессиональной компетентности кадров |
Количество победителей на краевом, всероссийском уровне |
1 раз в год |
4. Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся | |||
Количественный показатель 4.1. Численность добровольческих отрядов волонтерского движения |
Отражает количество добровольческих отрядов, общий уровень активности подростков в реализации проектов, программ добровольчества (волонтерства) |
Статистическая информация |
1 раз в год |
Качественный показатель 4.2. Численность детских общественных объединений, волонтерских отрядов, участвующих в программах и мероприятиях, реализующихся в рамках плана реализации Концепции |
Отражает качественный уровень активности подростков в реализации проектов патриотической направленности |
Статистическая информация |
1 раз в год |
5. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся | |||
Количественный показатель 5.1. Численность несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете и в органах внутренних дел |
Отражает количество несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете и в органах внутренних дел |
Статистическая информация |
1 раз в год |
Качественный показатель 5.2. Коэффициент нормы социального поведения |
Общее число учащихся минус количество совершивших правонарушения, выраженное в процентах |
Статистическая информация |
1 раз в год |
Количественный показатель 5.3. Численность детей, занимающихся в творческих объединениях организаций дополнительного образования детей и на базе школ. |
Общее число охвата детей дополнительным образованием от общего количества учащихся, выраженное в процентах. Отражает уровень заинтересованности детей и молодежи в получении дополнительного образования |
Статистическая |
1 раз в год |
Качественный показатель 5.4. Количество консультационных центров для родителей по вопросам воспитания |
Отражает качество удовлетворения потребностей детей и подростков, социального заказа их родителей и общественности |
Статистическая информация |
1 раз в год |
Ожидаемые результаты реализации Концепции
- разработка механизма формирования у участников реализации Концепции готовности к совместному решению социально значимых проблем как на муниципальном, так и на региональном уровнях;
- создание современной инфраструктуры системы воспитания и социализации, обеспечивающей равный доступ к ресурсам организаций всех уровней образования, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других;
- выявление возможности и потенциала воспитательной деятельности в системе дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования;
- создание системы социально-педагогической поддержки успешной социализации детей и молодежи, их нравственного самоопределения и конструктивного саморазвития, в том числе детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разработка эффективного механизма взаимодействия образовательной организации с семьей;
- формирование комплекса мер по мотивации обучающихся к общему и профессиональному обучению, саморазвитию в обществе и профессии;
- разработка комплекса мер, обеспечивающих утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных организаций и существенное снижение негативных проявлений в детской и молодежной среде;
- принятие мер по профилактике девиантного и делинквентного поведения обучающихся, направленных на развитие сотрудничества субъектов системы воспитания, на популяризацию лучшего педагогического опыта, проведение мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтерской деятельности и проведение иных мероприятий, направленных на развитие системы воспитания и социализации обучающихся;
- принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа.
Формирование итоговых результатов оценки механизмов управления качеством воспитания и социализации обучающихся в Ставропольском крае происходит по следующему алгоритму:
Проведение оценки полученных от муниципальных и городских округов Ставропольского края материалов и документов, мониторинговых отчетов, формирование кратких справок с результатами мониторинговых исследований на местах. Обработка статистических данных.
Направление результатов и кратких справок в муниципальные и городские округа Ставропольского края с адресными рекомендациями.
Принятие мер и управленческих решений, направленных на совершенствование системы организации воспитания и социализации обучающихся муниципальных и городских округов Ставропольского края по итогам анализа результатов мониторинга.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Ставропольского края от 31 июля 2020 г. N 902-пр "Об утверждении Концепции воспитания и социализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.