Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 августа 2020 г. N 03-03-06/3/75792
В связи с письмом Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу продления освобождения от уплаты налога на прибыль организаций с доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе проведенной (начиная с 01.01.2021) инвентаризации, и сообщает следующее.
С 01.01.2003 введен в действие приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02", согласно положениям которого в бухгалтерском учете расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, которые дали положительный результат, в общем случае должны капитализироваться.
В целях обеспечения соблюдения данного требования законодательства о бухгалтерском учёте, а также предоставления возможности привести бухгалтерский учет в надлежащий порядок без "налоговых последствий" в части постановки на бухгалтерский баланс результатов интеллектуальной деятельности, имеющихся у организации, в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах были реализованы положения о том, что не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные с 01.01.2018 по 31.12.2019 в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (подпункт 3.6 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая период, в течение которого действует порядок бухгалтерского учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, по мнению Департамента России, два года - это достаточный срок для приведения организациями систем бухгалтерского и налогового учета в надлежащий порядок без "налоговых последствий".
В обоснование продления указанной налоговой преференции приводятся, в частности, следующие аргументы:
- многие организации не были должным образом проинформированы, как действует льгота, и считали рискованным проводить инвентаризацию без сложившейся устоявшейся практики;
- отдельные организации (особенно организации ОПК) не успели (в течение двух лет) провести такую инвентаризацию ввиду большого и сложного массива информации, длительности процедур согласования результатов инвентаризации;
- в настоящее время сохраняется длительный период рассмотрения заявок и оформления прав на выявленные в ходе инвентаризации охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности;
- данное продление будет способствовать увеличению стоимости активов компаний и вовлечению в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности;
- данное продление не приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так как в отсутствие льготы компании не будут проводить такие инвентаризации.
Вместе с тем, по мнению Департамента, продление применения указанной нормы Кодекса является дестимулирующим фактором для приведения в указанный порядок соответствующих систем учета и фактически способствует продолжению некорректного формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом при корректном отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности расходов организации по созданию результатов интеллектуальной деятельности отсутствует необходимость выявления указанных результатов.
Необходимо также отметить, что суммы последующей переоценки стоимости активов (результатов интеллектуальной деятельности) в бухгалтерском учете не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Кроме того, выявление и последующее вовлечение результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот первостепенно характеризуется их ценностью и востребованностью, а не вторичными факторами.
На основании вышеизложенного предложение о продлении освобождения от уплаты налога на прибыль организаций с доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные в ходе проведенной (начиная с 01.01.2020) инвентаризации, не поддерживается.
Что касается вопросов рассмотрения заявок и оформления прав на выявленные охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, согласований результатов инвентаризаций с государственными органами, то они должны решаться нормами отраслевых законодательств.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 августа 2020 г. N 03-03-06/3/75792
Текст письма опубликован не был