Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 03-03-06/1/84668
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что в силу норм пункта 11 1 статьи 250 и подпункта 5 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в редакции, действовавшей до 2015 года) внереализационными доходами (расходами) признаются доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.
Порядок признания доходов (расходов) в виде суммовой разницы установлен пунктом 7 статьи 271 и пунктом 9 статьи 272 НК РФ (в редакции, действовавшей до 2015 года).
Федеральным законом от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) вышеуказанные положения с 1 января 2015 года отменены.
При этом на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 81-ФЗ доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
При этом обращаем внимание, что на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации.
Согласно пункту 2 статьи 273 НК РФ погашение задолженности перед налогоплательщиком любым способом приравнивается к поступлению средств на счета в банках и (или) в кассу или поступлению иного имущества.
Таким образом, при зачете денежных требований (обязательств) участников в оплату вкладов в уставный капитал общества налогооблагаемый доход, подлежащий учету в целях главы 25 НК РФ, возникает исключительно в части разницы сумм требований (обязательств) исчисленных по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату возникновения требований (обязательств) и на дату зачета данных требований (обязательств).
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок учета суммовой разницы отменен с 1 января 2015 г. При этом доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли в прежнем порядке.
Как пояснил Минфин, при зачете денежных требований (обязательств) участников в оплату вкладов в уставный капитал общества доход в целях налогообложения прибыли возникает исключительно в части разницы сумм требований, исчисленных по официальному курсу ЦБ РФ на дату их возникновения и на дату их зачета.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 03-03-06/1/84668
Текст письма опубликован не был