Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Перечень
дополнительных аспектов, которые рекомендуется учитывать при организации работы комитета по аудиту в части обеспечения качественного внешнего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества 75
1. В рамках выработки предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешнего аудитора:
1.1. Аудиторскую организацию рекомендуется определять по результатам проведения открытого конкурса, не реже чем один раз в пять лет.
1.2. Аудиторские организации не должны исключаться из конкурса только на основе масштаба деятельности, если они наилучшим образом отвечают критериям отбора и требованиям к качеству внешнего аудита и его независимости.
1.3. С целью выбора аудитора Общества рекомендуется:
- максимальную значимость стоимостных критериев оценки устанавливать на уровне не более 30% предельной величины значимости всех критериев оценки;
- предусмотреть возможность для аудиторских организаций, соответствующих критериям допуска к конкурсу (потенциальным аудиторам Общества), получить информацию о деятельности Общества и существенных рисках для определения характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур, а также требуемых для проведения аудита ресурсов и областей экспертизы.
1.4. Комитету по аудиту рекомендуется рассматривать факторы, влияющие на качество аудита, в том числе следующие:
- ориентированность внутренней корпоративной культуры аудиторской организации на качество аудита и применение профессионального скептицизма (например, является ли качество аудита ключевым фактором при оценке эффективности работы и определении вознаграждения аудиторов и лиц, контролирующих качество аудита Общества);
- понимание аудитором особенностей деятельности Общества, его операций, областей риска, имеющих отношение к бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, реагирование надлежащим образом на оцененные риски;
- проведение аудитором проверки (тестирования) значимых систем и контролей, обеспечивающих формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности за конкретный год, а также вовлечение в аудит консолидированной финансовой отчетности аудиторов, проводящих аудит организаций, входящих в периметр консолидации консолидированной финансовой отчетности Общества;
- осуществление аудитором оперативного взаимодействия с комитетом по аудиту, советом директоров, подразделением внутреннего аудита Общества.
1.5. При оценке достаточности ресурсов, направляемых аудитором на проведение аудита (в том числе кадровых, временных, технических), комитету по аудиту рекомендуется в том числе убедиться в том, что:
- аудитор разработал общую стратегию и план аудита, в которых приняты во внимание все риски в деятельности Общества, известные членам комитета по аудиту;
- руководитель задания по аудиту, члены аудиторской группы, аудитор, осуществляющий проверку качества выполнения задания, обладают достаточным опытом и знаниями (в том числе отраслевыми, а также требуемыми для анализа оценочных значений) с учетом масштаба деятельности и структуры Общества, его операций, активов и обязательств, а также рисков в деятельности Общества;
- обеспечена достаточная вовлеченность в работу аудиторской группы более опытных аудиторов (в частности, руководителя задания по аудиту), предусматривается при необходимости использование аудитором внешних экспертов, обладающих необходимыми для проведения аудита опытом и экспертизой;
- аудитор имеет положительный опыт и возможности проведения аудиторской проверки в тех географических областях, где находятся подразделения, дочерние организации Общества;
- в аудиторской организации организована и функционирует система внутреннего контроля качества аудиторской деятельности, в том числе механизмы контроля и анализа качества аудита (включая аудит компонентов финансовой отчетности группы), механизмы, обеспечивающие сохранение независимости аудитора, недопущения действий, влекущих возникновение конфликта интересов или создающих угрозу возникновения такого конфликта у аудитора. Комитету по аудиту рекомендуется оценить, насколько эффективно сформирована система контроля качества в аудиторской организации (в том числе степень ответственности за качество аудита руководителей заданий и иных работников аудиторской организации).
1.6. Комитету по аудиту рекомендуется анализировать деловую репутацию аудитора, меры, предпринятые аудиторской организацией в ответ на результаты внешнего контроля качества ее работы.
1.7. При выборе аудитора не рекомендуется запрашивать у потенциальных аудиторов их мнение относительно спорных суждений или методов бухгалтерского учета, влияющих на финансовую отчетность Общества. Потенциальным аудиторам могут задаваться общие вопросы для того, чтобы удостовериться в компетентности аудитора, понимании им отраслевой специфики.
1.8. Комитету по аудиту рекомендуется получать от потенциальных аудиторов информацию о проведении ими процедур по выявлению и оценке обстоятельств и отношений, которые могут создавать угрозы независимости, а также заявление, подтверждающее, что по итогам проведения указанных процедур им не стало известно о каких-либо вопросах, затрагивающих их независимость.
1.9. Комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание наличие личных взаимоотношений с руководством аудиторской организации (контролирующими аудиторскую организацию лицами) у руководства Общества, иных лиц, занимающих в Обществе должности, позволяющие им оказывать влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета Общества или на составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой аудиторская организация будет выражать мнение.
1.10. В целях обеспечения независимости внешнего аудита комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание факторы, которые могут оказать влияние на независимость аудитора, в том числе сведения о наличии существенных интересов (взаимоотношений), связывающих внешнего аудитора с Обществом, например, оказание аудитором сопутствующих аудиту услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (выполнение которых не запрещается аудитору Общества) Обществу и (или) подконтрольным ему организациям.
Хорошей практикой может являться согласование комитетом по аудиту решений о привлечении аудитора Общества к выполнению указанных услуг, а также, в целях снижения потенциальной угрозы независимости аудитора Общества, приоритет привлечения для их выполнения иных организаций, обладающих необходимой квалификацией.
Комитету по аудиту рекомендуется разработать политику Общества по привлечению внешнего аудитора Общества для выполнения сопутствующих аудиту услуг и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (выполнение которых не запрещается аудитору Общества) и контролировать ее исполнение.
1.11. При рассмотрении вопросов вознаграждения аудитора рекомендуется учитывать качество аудита, что должно являться приоритетом по отношению к сокращению расходов. Комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание, что недостаточное вознаграждение аудитора может создать угрозу того, что аудитор не получит достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в поддержку своего мнения.
1.12. При рассмотрении вопросов вознаграждения аудитора комитету по аудиту рекомендуется оценить:
- соответствие стоимости аудита фактическим работам, требуемым для подготовки аудиторского заключения (соответствие вознаграждения за аудит общей стратегии аудита и плану аудита), без учета вознаграждения, которое может быть выплачено аудитору за предоставление других услуг;
- достаточность вознаграждения за аудит для проведения аудита, обеспеченного необходимыми ресурсами, с должной эффективностью. Комитету по аудиту рекомендуется принимать во внимание все риски, суждения и оценки, подлежащие рассмотрению аудитором, изменения в деятельности Общества, в требованиях к бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, отраслевые данные, которые могут быть использованы для сравнения. В случае снижения расходов на аудит комитету по аудиту рекомендуется оценить причины такого снижения;
- наличие любых признаков того, что качество аудита может снизиться при снижении вознаграждения за аудит, которое может повлечь недостаточность ресурсов для проведения аудита либо привести к выполнению неполного объема процедур, требуемых в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодексом профессиональной этики аудиторов.
1.13. Комитету по аудиту рекомендуется учитывать, что вознаграждение внешнего аудитора не может быть обусловлено выполнением требований Общества о содержании выводов в аудиторском заключении, а также не должно снижаться, если такое снижение может отрицательно сказаться на качестве аудита (например, из-за недостаточных ресурсов или объема выполняемой работы).
2. При оценке независимости и объективности аудитора:
2.1. Комитету по аудиту рекомендуется обсуждать с аудитором не реже одного раза в год вопросы, которые могут влиять на независимость аудитора, в том числе все существенные угрозы независимости и принятые аудитором меры для устранения таких угроз или сведения их до приемлемого уровня.
2.2. При рассмотрении вопроса о независимости аудитора рекомендуется рассмотреть все вопросы, которые могут повлиять на независимость и объективность аудитора, включая независимость аудитора от организаций, входящих в одну группу с аудируемым лицом, независимость аудиторов подконтрольных организаций, ассоциированных с компанией.
2.3. Комитету по аудиту рекомендуется предпринимать разумные меры для обеспечения того, чтобы при оценке корректности и объективности мнения аудитора в отношении сложных вопросов бухгалтерского учета (например, выбора учетной политики, величины оценочных значений) члены комитета по аудиту имели собственное понимание, учитывали свои знания об экономическом содержании сделок. В этих целях членам комитета по аудиту рекомендуется предоставить возможность обращаться за независимой консультацией к третьей стороне.
3. При взаимодействии с аудитором:
3.1. Комитету по аудиту рекомендуется в приоритетном порядке обсуждать с аудитором Общества:
- разработанную аудитором общую стратегию аудита и то, насколько она соответствует известным членам комитета по аудиту рискам, причины отклонения от общей стратегии и плана аудита;
- обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества (ключевые вопросы аудита), события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность Общества непрерывно продолжать свою деятельность. Комитету по аудиту рекомендуется определить необходимость рассмотрения таких обстоятельств, событий и (или) условий исполнительными органами или советом директоров Общества;
- причины принятия аудитором решения об отказе от проведения аудита либо от выражения мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (ее части).
3.2. Комитету по аудиту рекомендуется своевременно информировать аудитора (а также контролировать информирование аудитора должностными лицами Общества):
- о любых имеющих значение для проведения аудита рисках, решениях или проблемах, связанных с бухгалтерским учетом, системами и процессами подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (недостатках внутреннего контроля) Общества, рисках противоправных действий для их учета аудитором при оценке рисков и проведении аудиторских процедур;
- об экономическом смысле сложных новых операций, которые могут повлиять на подходы к признанию или оценке объектов бухгалтерского учета;
- о письмах и ином взаимодействии с регулирующими органами, другими лицами по вопросам, которые могут оказать влияние на раскрываемую Обществом финансовую информацию.
3.3. Комитету по аудиту рекомендуется убедиться в том, что аудитор предоставляет письменные отчеты (сообщения) по ключевым вопросам и проблемам, в том числе информацию о выявленных аудитором недостатках в механизмах внутреннего контроля Общества, ошибках, а также вопросы, связанные с признанием и оценкой объектов бухгалтерского учета, с рисками нарушения нормативных требований. Кроме того, комитету по аудиту рекомендуется осуществлять контроль за своевременным рассмотрением ответственными лицами информации, содержащейся в письменных отчетах (сообщениях) аудитора, и применением соответствующих мер (при необходимости).
4. При оценке качества внешнего аудита:
4.1. В рамках оценки качества внешнего аудита комитету по аудиту рекомендуется проанализировать:
- построение процесса аудита, в том числе учет специфики деятельности Общества, его операций и областей риска (в том числе рисков, определенных комитетом по аудиту), применение профессионального скептицизма при оценке аудитором прогнозных и иных оценочных значений, положений учетной политики Общества;
- выполнение требований к системе контроля качества в аудиторской организации, обеспечивающей соблюдение аудиторской организацией, ее работниками и иными лицами, участвующими в проведении аудита Общества, требований стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудитора;
- информирование аудитором руководства Общества, комитета по аудиту, совета директоров Общества о ключевых аспектах, влияющих на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, своевременность и ценность комментариев, представленных аудитором;
- раскрытие информации о контроле качества в аудиторской организации, обновление такой информации;
- меры, принятые аудитором для повышения качества аудиторских услуг, в том числе в ответ на меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторской организации, аудиторов, являющихся (являвшихся) ее работниками. Для проведения такого анализа комитету по аудиту рекомендуется исследовать в том числе аналитические материалы органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, содержащие обобщенные результаты наиболее часто выявляемых нарушений в деятельности аудиторских организаций.
4.2. При осуществлении надзора за проведением внешнего аудита и оценке качества выполнения аудиторской проверки комитету по аудиту рекомендуется рассмотреть также вопросы, связанные с привлечением аудитором внешних экспертов и иных аудиторов, в частности:
- понимать области, по которым аудитор привлекает внешних специалистов для получения дополнительного профессионального опыта или экспертизы, а также механизмы, обеспечивающие контроль качества работы таких специалистов;
- осуществить контроль, направленный на подтверждение того, что аудитор, используя результаты работы других аудиторов, выполнил необходимые процедуры, которые позволили ему удостовериться, что участие других аудиторов в проверке и их квалификация являются достаточными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.