Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Банка России
от 01.10.2020 N ИН-06-28/143
Рекомендации
по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах
Введение
Настоящие рекомендации по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах (далее - Рекомендации) подготовлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и основаны на принципах и положениях Кодекса корпоративного управления, рекомендованного 1 Банком России к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам (далее - Кодекс корпоративного управления).
Рекомендации подготовлены также с учетом положений следующих документов:
- ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство";
- ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска";
- ГОСТ Р 51897-2011 / Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения";
- ГОСТ Р 51901.7-2017 "Менеджмент риска. Руководство по внедрению ИСО 31000";
- Документ (концепция) Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвэя (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission) COSO "Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности" (2017 г.);
- Документ (концепция) COSO "Внутренний контроль. Интегрированная модель" (2013 г.);
- Стандарты управления рисками, разработанные Федерацией европейских ассоциаций риск-менеджеров (FERMA) (2002 г.);
- Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита);
- Методические указания по подготовке Положения о внутреннем аудите (одобрены поручением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N ИШ-П13-4148);
- Методические указания по подготовке Положения о системе управления рисками (одобрены поручением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N ИШ-П13-4148);
- Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации (утверждены приказом Росимущества от 04.07.2014 N 249);
- Методические рекомендации по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации (утверждены приказом Росимущества от 03.09.2014 N 330);
- Методические рекомендации по организации работы Комитетов по аудиту Совета директоров в акционерном обществе с участием Российской Федерации (утверждены приказом Росимущества от 20.03.2014 N 86).
Законодательством Российской Федерации, органами регулирования и надзора (далее - регулирующие органы) в рамках отдельных направлений деятельности организации и (или) секторов экономики могут быть установлены отдельные требования к организации и осуществлению управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита. Организациям рекомендуется применять настоящие Рекомендации с учетом специального регулирования в части, не противоречащей требованиям такого регулирования. В случае изменения законодательства Российской Федерации и (или) требований специального регулирования настоящие Рекомендации применяются в части, не противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации и (или) специального регулирования.
Настоящие Рекомендации, в первую очередь, разработаны для использования в качестве методического материала публичными акционерными обществами (далее также - организация, Общество), но могут быть использованы любыми организациями, заинтересованными в эффективной организации и осуществлении управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, а также в целях повышения эффективности реализации советом директоров (наблюдательным советом) 2 стратегических и контрольных функций. Рекомендации содержат базовые принципы и подходы к организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров по аудиту (далее - комитет по аудиту), которые могут быть использованы организациями с учетом масштаба и специфики деятельности, реализуемых корпоративных практик и бизнес-процессов. Для определения подхода к внедрению настоящих Рекомендаций Общество может оценить реализуемые им практики организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, ответив на вопросы, приведенные в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
Глоссарий
В настоящих Рекомендациях используются следующие термины и определения:
Риск - влияние 3 неопределенности на достижение поставленных целей Общества.
Риск-аппетит 4 (приемлемая величина риска) - виды и величина рисков в широком смысле, которые Общество готово принять в процессе реализации своих целей.
Система управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК) 5 - совокупность организационных мер, методик, процедур, норм корпоративной культуры и действий, предпринимаемых Обществом для достижения оптимального баланса между ростом стоимости Общества, прибыльностью и рисками, для обеспечения финансовой устойчивости Общества, эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, соблюдения законодательства, устава и внутренних документов Общества, своевременной подготовки достоверной отчетности.
Внутренний контроль - процесс, осуществляемый советом директоров, исполнительными органами и работниками Общества на всех уровнях управления и направленный на получение разумной уверенности в том, что Общество обеспечивает:
- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
- достоверность, полноту и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
- соблюдение применимого законодательства и нормативных актов, а также внутренних нормативных документов Общества.
Управление рисками 6 - любые процессы, политики, устройства, практики или иные условия или действия, которые направлены на изменение риска.
Портфель рисков - агрегированная информация о распределении всей совокупности рисков по бизнес-процессам, видам деятельности, уровням принятия решения и (или) иным критериям.
Профиль рисков - агрегированная информация о распределении отдельной категории (вида, типа и т.д.) рисков по бизнес-процессам, видам деятельности, уровням принятия решения и (или) иным критериям.
------------------------------
1Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".
2 Далее по тексту используется термин "совет директоров".
3 В соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство" под влиянием понимается как положительное, так и отрицательное отклонение от того, что ожидается.
4 Определение "риск-аппетита" приведено с учетом положений Кодекса корпоративного управления, подхода, изложенного в Концепции Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвэя COSO "Управление рисками организации. Интеграция со стратегией и эффективностью деятельности" (2017 г.).
5Пункт 259 Кодекса корпоративного управления.
6ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство".
7 Пункт 2 статьи 87.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" вступает в силу с 01.01.2021.
8Принципы 5.1, 5.1.3 Кодекса корпоративного управления.
9Пункт 253 Кодекса корпоративного управления.
10Пункт 252 Кодекса корпоративного управления.
11 The HA'S# three lines model (An update of the three lines of defense) (2020).
12 Согласно пункту 252 Кодекса корпоративного управления при создании системы управления рисками и внутреннего контроля рекомендуется применять общепринятые концепции и практики работы в области управления рисками и внутреннего контроля.
13 Компоненту "Корпоративное управление и культура" соответствуют элементы структуры управления рисками, описанной в ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", - "Лидерство и приверженность", "Проектирование и разработка".
14 Компоненту "Стратегия и постановка целей" соответствует элемент структуры управления рисками, описанной в ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", - "Адаптация".
15 Компоненту "Эффективность деятельности" соответствует элемент структуры управления рисками, описанной в ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", - "Внедрение".
16 Компоненту "Анализ и пересмотр" соответствуют элементы структуры управления рисками, описанной в ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", - "Оценка эффективности" и "Улучшение".
17 Компоненту "Информация, коммуникация и отчетность" соответствует элемент структуры управления рисками, описанной в ГОСТ Р ИСО 31000-2019 "Менеджмент риска. Принципы и руководство", - "Проектирование и разработка".
18Пункт 252 Кодекса корпоративного управления.
19 Наличие необходимых профильных знаний, профессионального опыта, соответствие требованиям профессиональных стандартов, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для замещения соответствующих должностей в зависимости от вида деятельности, осуществляемого Обществом.
20 Под политикой в области управления рисками и внутреннего контроля понимается верхнеуровневый документ в области управления рисками и внутреннего контроля. Наименование документа определяется Обществом по его усмотрению с учетом подхода Общества к организации СУРиВК.
21Пункт 254 Кодекса корпоративного управления.
22Пункт 255 Кодекса корпоративного управления.
23 См. главу 3 настоящих Рекомендаций.
24 Информационное письмо Банка России от 15.09.2016 N ИН-015-52/66 "О положениях о совете директоров и о комитетах совета директоров публичного акционерного общества".
25Пункт 197 Кодекса корпоративного управления.
26 Применимо в случае, если Общество реализует практику ведения реестра рисков. В любом случае исполнительным органам Общества рекомендуется осуществлять проактивный анализ рисков при принятии решений в процессе управления деятельностью Общества.
27 Согласно пункту 258 Кодекса корпоративного управления для эффективного функционирования СУРиВК рекомендуется создавать (определить) отдельное структурное подразделение (подразделения) по управлению рисками и внутреннему контролю.
28 В целях применения настоящих Рекомендаций под комплаенс-контролем понимается контроль за соблюдением Обществом законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, иных требований, обязательных для исполнения Обществом (в том числе стандартов саморегулируемых организаций, кодексов поведения профессиональных объединений), а также внутренних документов Общества.
29 Акционеры, инвесторы, клиенты, кредиторы, вкладчики, контрагенты и иные заинтересованные лица.
30 Например, "для общества приоритетны принятые на себя обязательства по защите окружающей среды. Общество допускает отказ от каналов сбыта, негативно влияющих на их соблюдение".
31 Например, "несчастные случаи по вине работодателя со смертельным исходом на производственных площадках неприемлемы для всех дивизионов общества".
32 Например, "допускается снижение запланированного годового показателя EBITDA не более 1%".
33 Уровень существенности проекта определяется Обществом самостоятельно в зависимости от масштаба и вида деятельности.
34Принцип 5.1.4 Кодекса корпоративного управления.
35Пункт 262 Кодекса корпоративного управления.
36 Под экспертом подразумевается организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие подобные услуги.
37 Миссия внутреннего аудита (источник: Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита, разработанные Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors)).
38 Определение и цели внутреннего аудита (источник: Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита, разработанные Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors).
39 См. введение к настоящим Рекомендациям.
40 С учетом требований законодательства Российской Федерации (при наличии таковых).
41Пункт 265 Кодекса корпоративного управления.
42 Полномочия совета директ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.