В настоящее время в Ближневосточном регионе, в том числе в районе Персидского и Оманского заливов, где совершают полеты воздушные суда гражданской авиации России, сложились условия, характеризующиеся дополнительными угрозами для безопасности полетов в связи с ведением активных боевых действий, а также сложной общественно-политической обстановкой.
Наличие вооруженного конфликта (внутреннего или внешнего) в районе, над которым осуществляется полет гражданского воздушного судна, является существенным фактором риска. При этом следует учитывать угрозу конфликта в тех случаях, когда стороны находятся в состоянии повышенной боевой готовности или повышенной напряженности.
При оценке риска безопасности полетов необходимо учитывать, в том числе отсутствие эффективной организации воздушного движения в соответствующем воздушном пространстве, а также невозможность государством, ответственным за это воздушное пространство, в полной мере осуществлять контроль за своей территорией и своим воздушным пространством или выполнять свои обязательства по управлению воздушным движением, координации и распространению необходимой информации.
С учетом изложенного, в целях обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации при выполнении международных воздушных перевозок предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации рекомендовать эксплуатантам воздушных судов:
1.1. Принять дополнительные меры по обеспечению безопасности полетов с учетом оперативной обстановки в районе и по маршрутам выполнения международных воздушных перевозок, а также рекомендаций, изложенных в руководстве по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов (DOC 9554-AN/932 ИКАО). Во взаимодействии с ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" организовать постоянный мониторинг оперативной аэронавигационной информации, издаваемой государствами относительно региона Ближнего Востока, Оманского и Персидского заливов и содержащей данные о деятельности, потенциально опасной для полетов гражданских воздушных судов;
1.2. Провести оценку достаточности разработанных в авиакомпании процедур определения и снижения рисков при обеспечении безопасности полетов с учетом рекомендаций, изложенных в руководстве по оценке факторов риска для полетов гражданских воздушных судов над зонами конфликтов и вблизи их (DOC 10084 ИКАО издание второе 2018 год);
1.3. По возможности осуществлять выбор наиболее безопасных (альтернативных) маршрутов и режимов полетов, гарантирующих безопасное выполнение международных воздушных перевозок;
1.4. При планировании международных воздушных перевозок особое внимание уделять уровню профессиональной подготовки членов экипажей с учетом профессиональных и моральных качеств летного и инструкторского составов.
1.5. При планировании полетов через районы потенциальной возможности вооруженного конфликта эксплуатантам и экипажам следует должным образом принимать в расчет (но не ограничиваться этим) следующее:
любое дополнительное топливо, требуемое для отклонения в полете от района конфликта;
любую отложенную позицию в перечне минимального оборудования, если она применима к взлету и вылету из зоны конфликта без дозаправки;
рассмотрение аварийных и нештатных процедур, таких как разгерметизация и отказ двигателя;
наличие и исправность бортового оборудования, необходимого для упрощения идентификации воздушного судна военными подразделениями;
использование процедур и средств для обеспечения информирования надлежащих полномочных органов о плане полета;
обеспечение мониторинга соответствующих частот.
Летным экипажам следует поддерживать особую бдительность при полетах над районами вооруженного конфликта или вблизи его. С этой целью необходимо прилагать максимальные усилия к тому, чтобы облегчить идентификацию воздушного судна военными подразделениями и целесообразно соблюдать следующие рекомендации:
постоянное контрольное прослушивание аварийной частоты 121,5 МГц;
наличие и постоянная работа приемоответчика ВОРЛ, способного работать в режиме "С";
наличие и постоянная работа метеорологического радиолокатора и радиовысотомера;
постоянно работающее внешнее освещение воздушного судна, освещение кабины, и если возможно, подсветка эмблемы авиакомпании;
присутствие в кабине летного экипажа воздушного судна членов экипажа в полном составе, усиленного, если того требует ситуация, дополнительным авиационным персоналом;
отвечать на запросы об опознавании, сообщая опознавательный индекс воздушного судна, тип воздушного судна, высоту полета, пункты вылета и назначения и тип полета (ППП и ПВП);
быть готовым к приему визуальных сигналов "днем или ночью - серия ракет, выпускаемых с земли с интервалом в 10 сек и дающих при разрыве красные и зеленые огни или звезды", подаваемых экипажу воздушного судна для исключения входа в запретную зону, опасную зону или зону ограничения полетов;
знать порядок действий КВС перехватываемых воздушных судов и визуальные сигналы для использования перехватывающими и перехватываемыми воздушными судами;
Быть готовым к приему предупреждений воздушному судну и навигационному содействию непосредственно от военного полномочного органа на частоте 121,5 МГц аварийного ОВЧ канала. В случае получения экипажем воздушного судна навигационного предупреждения относительно изменения траектории полета непосредственно от военного полномочного органа в обязательном порядке согласовывать изменение траектории полета воздушного судна с ответственным органом ОВД в целях исключения потенциальной опасности столкновения с другими воздушными судами в данном районе.
Информацию о местоположении при запросе экипажа воздушного судна передавать в последовательности, указанной в добавлении A DOC 9554-AN/932 "Руководство по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов". Географические координаты использовать только в тех случаях, когда нет других более подходящих ориентиров.
1.6. Незамедлительно информировать оперативного дежурного Росавиации о любых нештатных ситуациях при выполнении полета в зоне конфликтов (телефоны: (499) 231-52-92, мобильный телефон: 8-916-224-68-24, Факс: (499) 231-56-83, AFTN: УУУВЗГЗА, e-mail: OCC@SCAA.RU, OD-FAVT@YANDEX.RU).
2. Получение и принятие к исполнению настоящей телеграммы прошу подтвердить до 13.01.2020.
Руководитель Росавиации |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Телеграмма Федерального агентства воздушного транспорта от 9 января 2020 г. N 091540 "Информация по безопасности полетов N 1"
Текст телеграммы опубликован не был