Как уже отмечалось в информации по безопасности полётов Росавиации N 6 за 2018 год (письмо от 12.04.2018 N Исх-8846/02), в течение последних 10 лет отмечается тенденция увеличения как абсолютного, так и относительного (на 100 тыс. вылетов) числа инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов (далее - ВС) с птицами.
Анализ инцидентов и сообщений о столкновениях ВС с птицами за 2017 год позволяет отметить особую напряжённость ситуации с орнитологическим обеспечением полётов как в аэропортах, расположенных в средней полосе Российской Федерации и имеющих высокую загруженность (аэропорты Московского аэроузла), так и в аэропортах различных регионов страны (особенно южных) с меньшей интенсивностью полётов.
В таблице 1 представлены как абсолютные показатели, так и относительное количество столкновений ВС с птицами в 2017 году (на 100 тыс. отбывших/прибывших ВС) по аэропортам.
Таблица 1
Наименование пункта (района) места события |
Общее количество столкновений ВС с птицами в 2017 году |
Из них кол-во авиационных инцидентов |
Относительное количество столкновений ВС с птицами в 2017 году на 100 тыс. отбывших/прибывших ВС |
UNАА Абакан |
8 |
|
270 |
URWA Астрахань |
12 |
4 |
57 |
URMM Минеральные Воды |
16 |
|
91 |
URML Махачкала |
7 |
|
78 |
URRR Ростов-на-Дону |
17 |
1 |
75 |
UNOO Омск |
7 |
1 |
68 |
UMKK Калининград |
8 |
1 |
61 |
URKK Краснодар |
19 |
3 |
60 |
URKA Анапа |
8 |
|
59 |
UUEE Шереметьево |
126 |
8 |
41 |
ULLI Пулково |
59 |
9 |
39 |
UWWW Самара (Курумоч) |
10 |
|
39 |
URFF Симферополь |
13 |
1 |
36 |
UWKD Казань р-н |
10 |
|
34 |
UUDD Домодедово |
66 |
2 |
28 |
UUWW Внуково |
46 |
2 |
27 |
UNKL Красноярск |
6 |
2 |
24 |
URSS Сочи |
7 |
1 |
15 |
UNNE Новосибирск р-н |
7 |
|
14 |
Учёт сообщений о случаях столкновений ВС с птицами с 2015 года (период с начала учёта событий в новой форме) позволяет сделать вывод об относительном снижении и стабилизации количества случаев столкновений ВС с птицами, приведших к повреждениям ВС и двигателей (расследованных в качестве инцидентов согласно ПРАПИ-98) (таблица 2).
Таблица 2
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (на 16.05) |
Всего 2015-2018 |
Инциденты |
85 |
84 |
110 |
16 |
295 |
% от общего количества |
21% |
11% |
11% |
8% |
12% |
Всего |
|
|
|
|
|
сообщений о столкновениях ВС с птицами |
411 |
785 |
1036 |
199 |
2431 |
Однако при наличии абсолютного роста общего количества учтённых случаев столкновений ВС с птицами, относительное снижение числа случаев повреждений ВС при этих столкновениях может свидетельствовать об эффективности парирующих процедур орнитологической защиты, которые не связаны напрямую с деятельностью операторов аэродромов.
Большое количество столкновений ВС российских эксплуатантов с птицами остается за рамками привязки события к определённому этапу полёта и, соответственно, месту события (таблица 3).
Таблица 3
Наименование пункта (района) места события |
Общее количество событий по типу столкновение ВС с птицами 2017 г. |
Из них кол-во авиационных инцидентов |
Не установлено |
359 |
38 |
На маршруте |
11 |
3 |
В районе аэропорта |
666 |
68 |
Всего |
1036 |
109 |
Незначительное количество случаев столкновений ВС с птицами, зафиксированных экипажами на маршруте, убедительно доказывает, что зона аэропорта взлета/посадки остается основным местом, где происходят события подобного типа.
Даже в случае невозможности определения этапа полета, на котором произошло столкновение с птицей, для орнитологических служб аэропортов вылета и прилета сам факт столкновения должен служить сигналом к проведению углубленного анализа состояния орнитологического обеспечения в зоне деятельности оператора аэродрома. В настоящее время вопрос организации и проведения такого анализа стоит критически остро.
При всем совершенствовании и постоянном развитии процесса сбора информации о событиях, связанных со столкновением ВС с птицами, собранная информация является лишь материалом (инструментом) для работы по определению уровня орнитологического обеспечения в аэропорту путем выявления отклонений в функционировании системы орнитологического обеспечения, в том числе:
- невыполнение установленных процедур;
- низкая эффективность имеющихся процедур;
- полное отсутствие действий и систем, способных современными методами обеспечивать орнитологическую защиту аэропорта.
В условиях функционирования регламентированной системы процедур орнитологического обеспечения полётов именно отклонения в её функционировании становятся основным фактором опасности.
Только постоянный анализ состояния системы орнитологического обеспечения и выявление отклонений в её функционировании, в рамках системы управления безопасностью полетов (СУБП) оператора аэродрома, может дать возможность руководству аэропорта верно расставить приоритеты в этом виде деятельности и обеспечить эффективное распределение ресурсов по квалифицированно выбранным направлениям обеспечения орнитологической безопасности. Материалы и импульс для проведения подобного анализа дают сообщения о событиях, связанных со столкновением ВС с птицами.
С учетом требований пункта 3 Правил разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и анализа данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов, хранения этих данных и обмена ими, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2014 N 1215 (далее - Правила), сообщения о столкновениях ВС с птицами должны быть в обязательном порядке внесены в разработанные и утверждённые документы аэропорта, определяющие перечень сведений в области безопасности полётов, анализируя которые оператор аэродрома выявляет опасные факторы в своей деятельности.
Наряду с другими выявленными факторами опасности в соответствии с пунктом 6 Правил данные о выявленных отклонениях в функционировании системы орнитологического обеспечения аэропорта должны представляться оператором аэродрома в Федеральное агентство воздушного транспорта в форме добровольных сообщений или иной форме для проведения анализа и принятия, при необходимости, корректирующих мероприятий на уровне Росавиации.
Без выполнения основополагающих правил функционирования СУБП, предполагающих выявление приоритетных направлений устранения отклонений в системе орнитологического обеспечения аэропорта, невозможно эффективное распределение ресурсов авиапредприятия с одновременным обеспечением приемлемого уровня безопасности полётов.
В целях обеспечения и поддержания приемлемого уровня безопасности полётов предлагаю руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1. До 10.06.2018 довести настоящую информацию до руководителей организаций гражданской авиации, операторов аэродромов;
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, операторам аэродромов:
2.1. обязать лиц, ответственных за функционирование СУБП аэропорта, проводить контроль качества заполнения форм отчетности о столкновении ВС с птицами и представлять руководителю аэропорта по каждому случаю столкновения ВС с птицами (вне зависимости от последствий и проведения расследования согласно ПРАПИ-98) анализ состояния системы орнитологического обеспечения с выводом о выявленных (либо невыявленных) отклонениях в её функционировании и предложениями о необходимости выделения ресурсов по приоритетным направлениям обеспечения безопасности полётов;
2.2. проводить постоянный анализ состояния системы орнитологического обеспечения и делать выводы о наличии или отсутствии отклонений в её функционировании, в том числе в случае неустановления места события, связанного со столкновением ВС с птицей;
2.3. повысить путём квалифицированной расстановки приоритетов в распределении ресурсов эффективность проводимых мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, реализуемых в рамках функционирования СУБП оператора аэродрома;
2.4. внести в разработанные и утверждённые документы аэропорта, определяющие перечень сведений в области безопасности полётов, пункт "Сообщения о столкновениях ВС с птицами независимо от их последствий", анализ событий по которому позволит оператору аэродрома выявлять опасные факторы в своей деятельности по орнитологическому обеспечению полётов;
2.5. организовать представление оператором аэродрома в Федеральное агентство воздушного транспорта данных о выявленных отклонениях в функционировании системы орнитологического обеспечения аэропорта в форме добровольных сообщений или иной форме для анализа и принятия, при необходимости, корректирующих мероприятий на уровне Росавиации;
2.6. использовать в своей деятельности методические и информационные материалы, размещенные на информационном ресурсе Отраслевой группы авиационной орнитологии (по ссылке в разделе "Безопасность полетов" официального сайта Росавиации в сети Интернет), которые могут оказать помощь оператору аэродрома при организации орнитологического обеспечения полетов.
3. Представить до 15.06.2018 в адрес Росавиации (Управление аэропортовой деятельности) подробную информацию о принятых мерах по исполнению настоящего директивного письма.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 4 июня 2018 г. N Исх-13636/02 "О контроле состояния орнитологического обеспечения полётов в аэропортах Российской Федерации"
Текст письма опубликован не был